Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный менеджер РСМД

Программный менеджер Российского совета по международным делам Милан Лазович – в интервью «Москва-Баку» прогнозирует, как потенциальное улучшение отношений между Россией и США может сказаться на регионе Южного Кавказа.

Программный менеджер Российского совета по международным делам Милан Лазович – в интервью «Москва-Баку» прогнозирует, как потенциальное улучшение отношений между Россией и США может сказаться на регионе Южного Кавказа.

Милан Светиславович, cегодня в Саудовской Аравии прошел первый раунд переговоров между российской и американской сторонами по вопросу восстановления отношений. На ваш взгляд, если отношения России и США наладятся в той или иной степени, будет урегулирован кризис вокруг Украины, как это может отразиться на ситуации на Южном Кавказе? Мы видели, что произошло на Мюнхенской конференции по безопасности. Громкое заявление вице-президента США Вэнса по сути анонсировало раскол между Соединенными Штатами и ЕС и геополитические изменения…

Полагаю, что при благоприятном развитии событий, то есть нахождении взаимных точек соприкосновения между Россией и США, в первую очередь, по украинскому кризису, все внимание Вашингтона (если говорить о постсоветском пространстве) будет преимущественно сосредоточено на этом.

Если говорить о Южном Кавказе, то данный регион не является для Трампа приоритетным, и вряд ли президент США будет уделять ему пристальное внимание, несмотря на значимые геополитические процессы, которые сегодня происходят в регионе.

В противовес позиции США и наперекор ей Евросоюз, напротив — с большой долей вероятности усилит свое внимание к региону Южного Кавказа. Следует отметить, что существуют как отдельные страны, такие как Франция, которые заинтересованы в своем более широком влиянии на регион, так и Евросоюз в целом, фокус внимания которого распространяется на регион, за счет имеющихся ресурсов, возможности в той или иной степени также по-прежнему играть против России на этом поле. Кроме того, мы знаем, что европейская бюрократия сильно идеологизирована, в отличие от той же новой администрации Соединенных Штатов. И с точки зрения все большего вовлечения в орбиту влияния своей неолиберальной идеологии Евросоюзу в регионе наиболее интересны Армения и Грузия, даже несмотря на период охлаждения отношений между Тбилиси и Брюсселем. Разные методы сближения с Арменией и Грузией, продвижение своего влияния на них продолжатся.

С Арменией для Евросоюза ситуация складывается наиболее благоприятно. Недавно парламент Армении утвердил законопроект о начале процесса вступления страны в ЕС. Власти Армении заинтересованы в присоединении страны к Евросоюзу, даже несмотря на то, что Россия на регулярной основе предупреждает Ереван о том, что такой шаг будет означать автоматический выход Армении из Евразийского экономического союза, поскольку одновременное пребывание в данных структурах невозможно. И ЕС, безусловно, будет работать над расширением в Армении деятельности своих неправительственных организаций, а также продолжать в той или иной степени интенсивные контакты на высшем политическом уровне.

Что касается Азербайджана, то диалог между Баку и Брюсселем, отдельными странами Евросоюза в последнее время характеризуется как непростой. Азербайджан очень недоволен политикой двойных стандартов Запада и на регулярной основе его критикует. Вместе с тем рабочие контакты будут продолжаться.

При этом руководство Азербайджана неоднократно выражало надежды на то, что с приходом к власти Трампа в США отношения между Баку и Вашингтоном, которые при Байдене достигли, по оценке азербайджанского президента Ильхама Алиева, низшей планки, наладятся.

То, что при Байдене отношения Вашингтона и Баку достигли низшей точки, связано с той самой идеологизированностью американских демократов. В администрации Байдена это было очень сильно выражено и вредило диалогу, в частности, c Азербайджаном.

Складывается впечатление, что с администрацией Трампа властям Азербайджана намного проще работать, потому что налицо схожие подходы в политике. Трамп настроен на конструктив, на экономическую выгоду. Его не интересуют вопросы идеологий. То же самое можно сказать о президенте Азербайджана Ильхаме Алиеве. Оба лидера — крепкие государственники, которые настроены в первую очередь на реализацию интересов своей страны. Исходя из этого, они выстраивают свою внешнюю политику. Поэтому им будет намного проще найти общий язык.

Нужно сказать, что негатив между Баку и Вашингтоном при Байдене был усилен в свете активной поддержки США Армении. Это, естественно, не могло не быть замечено Азербайджаном.

Трамп к тому же ликвидировал такую заидеологизированную структуру, как USAID, которая оказывала активную «помощь» в том числе и Армении. Этот шаг способствует устранению дополнительных раздражителей, которые были в отношениях между США и Азербайджаном.

В целом, громкое заявление вице-президента США Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности анонсирует пересмотр отношений между Соединенными Штатами и ЕС, фиксирует серьезный раскол и кризис между ними. Речь Вэнса можно назвать революционной. Давно не приходилось наблюдать такого существенного раскола в западном лагере. Вэнс прямо заявил о кризисе в Европе и вместо сплоченности, на которую рассчитывали в ЕС, открыл перед Европейским союзом неприятную для него реальность и не очень приятное будущее нового геополитического расклада. В то время, как европейцы продолжают жить идеологией и иллюзиями, Вашингтон при Трампе стал реально смотреть на вещи, опираться преимущественно на realpolitik. И это оказалось холодным душем для европейцев. Это видно по реакции функционеров ЕС, отдельных европейских лидеров, председателя Мюнхенской конференции по безопасности Кристофа Хойсгена, который, говоря о неоправдавшихся ожиданиях, даже пустил слезу.

Насколько у США будет получаться выдавливать, поглощать, менять старые представления Евросоюза, противостоять им и, наоборот — у ЕС противостоять логике Трампа?

На данный момент сложно давать конкретные прогнозы, но объективно у США больше ресурсов, чтобы координировать политику западного мира. Cоединенные Штаты — это во многом локомотив Запада, и эта роль при Трампе будет усилена. Трамп — сильный лидер, который привык добиваться своего. Вместе с тем, Евросоюз не отступит от своих позиций. Они будут продолжать проталкивать, провозглашать свои подходы. Соответственно, скорее всего мы будем наблюдать за противостоянием США и ЕС. Но в конечном счете, вероятнее всего, часть сил в Европе примкнет к более рационалистскому подходу Соединенных Штатов.

Мир на пороге изменений, на пороге того, чтобы, возможно, быть более конструктивным. Но пока об этом можно говорить исключительно с осторожным оптимизмом. Начало многообещающее, а что будет дальше — нужно смотреть по факту, всегда возможны неожиданные виражи.

Появятся ли у России какие-то дополнительные возможности в политике на Южном Кавказе при улучшении отношений с США?

Разве что с точки зрения отсутствия интереса США к Южному Кавказу и деструктивной политики Вашингтона в регионе. В этом смысле станет, конечно, попроще с точки зрения внешнего вмешательства в дела региона. Однако такую свою политику в регионе, как я и сказал, вполне вероятно продолжит ЕС.

Россия же всегда придерживается позиции необходимости достижения прочного и стабильного мира на Южном Кавказе, заинтересована в поддержании конструктивных отношений, основанных на взаимоуважении, со всеми государствами региона, выступает за региональное сотрудничество по всем направлениям и решение всех региональных вопросов исключительно региональными игроками. Мы открыты к диалогу со всеми государствами Закавказья: готовы открыто и прозрачно решать все возникшие проблемы с Азербайджаном, готовы к диалогу с Арменией и Грузией. И будем особенно внимательно смотреть на то, как продолжит выстраивать свои отношения с Евросоюзом Ереван, как будет идти процесс сближения Армении с ЕС, насколько быстрым и глубоким он будет. Это имеет большое значение для нас и для будущего всего региона. На этом фоне, полагаю, что условное сидение Армении на двух стульях — между Россией и ЕС — продолжится, поскольку такая тактика отвечает интересам Республики Армения. Ведь ее членство в ЕАЭС приносит Армении большую экономическую выгоду, углубление контактов с Евросоюзом также весьма выгодно, ведь оно подразумевает в том числе политическую поддержку руководства Армении, сотрудничество в сфере безопасности и поставок вооружения, по другим направлениям. Поэтому Ереван пока продолжит извлекать выгоду из такой своей политики многовекторности.

Впервые опубликовано в «Москва-Баку».

(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся