Программный координатор Российского совета по международным делам Милан Лазович - в интервью «Москва — Баку» о том, что стоит за интенсификацией контактов Армении с США и Францией по военному сотрудничеству.
Программный координатор Российского совета по международным делам Милан Лазович - в интервью «Москва — Баку» о том, что стоит за интенсификацией контактов Армении с США и Францией по военному сотрудничеству.
Армения в последнее время интенсифицировала контакты по военному сотрудничеству с США и Францией. В начале декабря министра обороны республики принял глава Пентагона. На прошлой неделе Париж и Ереван подписали план по военному сотрудничеству на следующий год и договорились повысить его планку. На прошлой же неделе глава Минобороны Армении встречался с французским послом, а сегодня в Париже прошли его переговоры с военным советником президента Франции. На этом фоне помощник президента Азербайджана заявил, что Париж передал Армении «смертоносное оружие». С чем связана такая плотная интенсификация?
На мой взгляд, в таких активных контактах Армении и Франции, в том числе по военному треку, нет ничего нового. Париж долгое время поддерживает Республику Армения. И Армения после Второй Карабахской войны и локальных антитероррористических мероприятий Азербайджана в Карабахе в 2023 г. оказалась заинтересована, как заявляют армянские власти, в диверсификации своих партнеров в военной сфере, сфере безопасности. И Ереван видит в лице Франции партнера, который готов обеспечить безопасность Армении.
Поставки оружия Армении идут с разной степенью интенсивности. Обеспокоенность Азербайджана в этой связи обоснована. Тем более, что поставки вооружения Еревану идут не только от Франции, но и, к примеру, из Индии. У Баку есть опасения реваншистских настроений в Армении. Тем более, что тянется ситуация с подписанием мирного договора, поскольку Ереван не исключил из Конституции Армении территориальные претензии к Азербайджану.
Не думаю, что за интенсификацией армяно-французских контактов стоит что-то из ряда вон выходящее. Франция не будет участвовать в каких-то реваншистских кампаниях, связанных с Арменией. Я бы сказал, что интенсификация военных контактов Армении с Францией и США — это, скорее, показательные жесты Еревана, направленные мировому сообществу и, в частности, России и Азербайджану. Преследуется цель показать России, что она не защитила Армению, не оказала ей поддержку, но у Республики Армения есть и другие партнеры, которые способны защитить — Франция, поддерживаются контакты с США. А для Азербайджана Ереван хочет продемонстрировать, что Армения готова за себя постоять и есть те, кто готов за нее постоять. То есть все это со стороны Еревана носит скорее показной характер, чем имеет под собой серьезную поддержку Запада.
Что касается сотрудничества Армении с США в военной сфере, то здесь ситуация представляется довольно туманной. Для Дональда Трампа Южный Кавказ (и Армения как страна) не является приоритетным регионом. Он — политик-прагматик, который будет в первую очередь смотреть на экономическую выгоду для Соединенных Штатов. Трамп непредсказуем, импульсивен. Армения, несомненно, будет предпринимать попытки о чем-то договариваться с Вашингтоном при администрации Трампа. Но не думаю, что в первое время эти попытки будут находить какой-то конструктивный и многообещающий отклик со стороны США.
И недавняя встреча главы Минобороны Армении в Пентагоне — это также желание Еревана продемонстрировать, что Армения имеет военные связи со странами Запада. И поскольку власть в США меняется, Армения уже сейчас зондирует почву на предмет продолжения военного сотрудничества с Соединенными Штатами, потому что им придется заново налаживать армяно-американские отношения, как-то показать себя. Идет определенное прощупывание почвы для планирования, что делать дальше и как в ближайшие четыре года работать с новой американской администрацией с выгодой для себя.
Если внимание Трампа снизится к Южному Кавказу, в частности, к Армении, стоит ли ожидать того же самого и от Евросоюза? Францию в данном случае мы в расчет не берем.
Не думаю, что позиция Трампа по Южному Кавказу повлечет за собой смену позиции ЕС по региону, поскольку государства Евросоюза заинтересованы в регионе. Ведь это «мягкое подбрюшье» России, и ЕС стремится в этой связи через регион, через Армению иметь для себя определенные рычаги давления на РФ. Кроме того, ЕС заинтересован в энергоресурсах Азербайджана и его геостратегическом положении. В Евросоюзе хотели бы использовать эти ресурсы также в своих целях. Поэтому Евросоюз будет стараться вести свою политику в регионе, не оглядываясь на Трампа.
Россия и Азербайджан видят это негативное влияние ЕС на Южный Кавказ. Евросоюз напрямую вмешивается в регион. Это деструктивная роль по дестабилизации Закавказья. И эти попытки негативного влияния Евросоюза, скорее всего, будут продолжаться.
Недавно Пашинян заявил, что точка невозврата в отношениях между Арменией и ОДКБ пройдена и, дескать, республика не будет возвращаться к полноценной работе в блоке…
Выйти из Организации договора о коллективной безопасности — это в принципе суверенное право Армении. Вместе с тем, не думаю, что республика действительно выйдет из ОДКБ по той простой причине, что, наверное, Ереван, если бы хотел, давно бы уже это сделал, а не замораживал свое членство в структуре. Поэтому все происходящее вокруг ОДКБ — скорее, эмоции Еревана. Вместе с тем, власти Армении хотят оставить лазейку и не сжигать полностью мосты с организацией. Членство в ОДКБ на самом деле отвечает национальным интересам Армении в вопросе обеспечения ее безопасности. Полагаю, где-то в глубине души в Армении, в том числе нынешние армянские власти, это понимают. Поэтому Армения до сих пор и не вышла из блока.
На мой взгляд, Запад не сможет в обозримом будущем заменить ОДКБ и полноценно обеспечить безопасность Армении. Хотя он к этому и стремится, как и, собственно, Республика Армения. Все-таки ОДКБ — эффективный инструмент обеспечения безопасности, как бы в Ереване ее ни ругали. Мне представляется, что ни Франция, ни США, ни другие западные страны не будут направлять в Армению в случае необходимости свои воинские контингенты. Максимум возможного — это поставки вооружения. Но это влечет за собой необходимость обучения личного состава использованию данного вооружения и много других факторов. А Россия в рамках ОДКБ готова на большее.
Россия в текущей ситуации непростых отношений с Арменией опирается на наши исторические связи с народом этой страны, на исторические связи с армянским государством, в России живет большая армянская диаспора. Поэтому мы аккуратно и дипломатично относимся к сложным вопросам в отношениях с действующими властями Армении и стремимся решить их.
Впервые опубликовано в «Москва — Баку».