Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой важный инструмент сотрудничества Китая и Таджикистана. Организация сыграла важную роль в процессе становления и развития отношений между странами и заложила качественную основу для их развития. В 2025 г. КНР будет страной председателем организации. Ожидается, что усилия Пекина будут направлены во многом на укрепление имиджа ШОС как образа нового типа международных отношений, справедливого и открытого для всех участников. Эта линия, безусловно, поддерживается такими странами, как Таджикистан, поскольку она предполагает их активное участие в формировании мировой повестки и предложении своего видения развития и сотрудничества.
Китай и Таджикистан, страны учредители Шанхайской организации сотрудничества, всегда высоко оценивали и ее деятельность, и ее важность в реализации своей внешней политики. Для Китая это было стратегическим шагом, направленным на обеспечение стабильности на своих северных границах и укрепление позиций в регионе Центральной Азии. Для таджикской дипломатии ШОС абсолютно новое начинание. Впервые в своей истории Таджикистан не просто участвует в формировании международной организации, но и играет в ней важную роль. Руководство республики регулярно озвучивает, что участие в деятельности ШОС представляется приоритетным направлением внешнеполитического курса Душанбе.
Несмотря на разный подход Пекина и Душанбе, им удалось выстроить сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках ШОС.
Сотрудничество Таджикистана с Китаем в рамках ШОС способствовало:
- развитию устойчивых научных и культурных, экономических, финансовых связей;
- развитию предпринимательства в Таджикистане и его интеграции в китайское экономическое пространство;
- налаживанию связей и военно-технического сотрудничества оборонных ведомств;
- доступу молодежи посредством квот и стипендий к системе образования в Китае;
- высокому интересу населения Таджикистана к китайскому языку и культуре.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой важный инструмент сотрудничества Китая и Таджикистана. Организация сыграла важную роль в процессе становления и развития отношений между странами и заложила качественную основу для их развития. В 2025 г. КНР будет страной — председателем организации. Ожидается, что усилия Пекина будут направлены во многом на укрепление имиджа ШОС как образа нового типа международных отношений, справедливого и открытого для всех участников. Эта линия, безусловно, поддерживается такими странами, как Таджикистан, поскольку она предполагает их активное участие в формировании мировой повестки и предложении своего видения развития и сотрудничества.
Становление отношений в процессе демаркации границы
Дипломатические отношения между Душанбе и Пекином были установлены в 1992 г. В начале взаимодействия их развитие тормозили гражданская война 1990-х гг. в Таджикистане и неурегулированные пограничные споры. После распада Советского Союза встал вопрос демаркации границы между республиками. История отношений Китая и Таджикистана как двух независимых государств связана и с первыми этапами формирования ШОС.
Протяженность границы Таджикистана с Китаем составляет 496 км. Несогласованными считались три участка: район реки Маркансу, район перевала Каразак и район Большого Памира, к югу от перевала Уз-Бель. Переговоры о демаркации начались еще в конце 1980-х гг. Большим успехом стало подписание Соглашений 1996 и 1997 гг.
В 2000 г. в Душанбе прошел исторический саммит глав государств «Шанхайской пятерки». Тогда стороны взяли на себя обязательство «прилагать усилия по превращению “Шанхайской пятерки” в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах».
Само определение границы заняло у Пекина и Душанбе некоторое время. Соглашение «О таджикско-китайской государственной границе» было подписано в 1999 г. (при этом участок, расположенный «к югу от перевала Уз-Бель», вошел в соглашение с особым статусом, по которому стороны договорились продолжить переговоры)
Внутриполитическая обстановка в Таджикистане в этот период была непростой, к чему Китай относился с пониманием и не форсировал окончательное решение вопроса о прохождении границы. В настоящее время стороны полностью решили эту задачу. Линия государственной границы между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой, помимо упомянутого Соглашения 1999 г., определяется следующими документами:
Соглашение между Республикой Таджикистан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ грех государств от 5 июля 2000 г.;
Дополнительное Соглашение между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о таджикско-китайской государственной границе от 17 мая 2002 г.;
Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Китайской Народной Республики о режиме таджикско-китайской государственной границы от 17 января 2013 г.
В процессе переговоров стороны смогли проявить гибкость и конструктивность в решении поставленных задач несмотря на то, что изначально их позиции расходились довольно сильно.
Важные вехи в истории развития двустороннего взаимодействия —подписание Совместной декларации об основных принципах взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой от 9 марта 1993 г.; Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Республикой Таджикистан, подписанный сторонами в январе 2007 года. В настоящее время отношения между республиками достигло уровня всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху. Об этом стороны договорились в ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Таджикистан в июле 2024 г.
В период 2007–2023 гг. объем инвестиций Китая в Таджикистан составил 3,34 млрд долларов. Из них 1,2 млрд долларов — прямые инвестиции. В настоящее время в Таджикистане при участии капитала из КНР работают более 580 компаний. Завершена реализация проектов строительства зданий Правительства и Парламента Таджикистана. Успешно продолжается строительство второй очереди автомагистрали, то есть участка дороги Калайхумб — Ванч — Рушан, связывающей Китай и Таджикистан.
Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества сыграла важную роль в процессе становления и развития отношений между Китаем и Таджикистаном и заложила хорошую основу для их развития.
ШОС как феномен мировой политики
В настоящее время ШОС представляет собой один из столпов формирующегося нового мирового порядка. По словам Т. Бордачева, «ШОС — аморфная организация с достаточно слабым секретариатом, отсутствием обязательных решений, что исключает возможность говорить о какой-либо дисциплине в принципе». Однако принципы и ценности организации импонируют многим странам, поэтому к 2024 г. состав ШОС значительно расширился. Институт прошел несколько этапов принятия новых стран-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу. На этапе трансформации Шанхайской пятерки в ШОС в 2001 г. к объединению присоединился Узбекистан, в 2017 г. были приняты Индия и Пакистан, в 2022 г. — Иран. Последнее расширение произошло в июле 2024 г. после подключения Белоруссии. Так называемый «шанхайский дух», основные элементы которого — принципы «взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела», положил начало формированию нового типа взаимоотношений государств на пространстве Большой Евразии.
Конечно, становление ШОС не было абсолютно безоблачным процессом. Во многом критика института была основана на несостоятельности в деле решения острых проблем безопасности в регионе (здесь речь идет про Афганистан), слишком обширной повестке, включения заведомо антагонистически настроенных друг к другу членов (Индия и Пакистан). Представлялось, что ШОС «остается в значительной степени «геополитической витриной», призванной продемонстрировать эффективность незападных подходов к многостороннему взаимодействию и миропорядку в целом». Однако, возможно, в этом кроются и преимущества ШОС.
Китай и Таджикистан, страны — учредители Шанхайской организации сотрудничества, всегда высоко оценивали и ее деятельность, и ее важность в реализации своей внешней политики. Для Китая это было стратегическим шагом, направленным на обеспечение стабильности на своих северных границах и укрепление позиций в регионе Центральной Азии. Для таджикской дипломатии ШОС — абсолютно новое начинание. Впервые в своей истории Таджикистан не просто участвует в формировании международной организации, но и играет в ней важную роль. Руководство республики регулярно озвучивает, что участие в деятельности ШОС представляется приоритетным направлением внешнеполитического курса Душанбе.
Несмотря на разный подход Пекина и Душанбе, им удалось выстроить сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках ШОС.
Сотрудничество Таджикистана с Китаем в рамках ШОС способствовало:
- развитию устойчивых научных и культурных, экономических, финансовых связей;
- развитию предпринимательства в Таджикистане и его интеграции в китайское экономическое пространство;
- налаживанию связей и военно-технического сотрудничества оборонных ведомств;
- доступу молодежи посредством квот и стипендий к системе образования в Китае;
- высокому интересу населения Таджикистана к китайскому языку и культуре.
ШОС для Китая
Шанхайская организация сотрудничества играет важную роль во внешней политике Китая, выступая инструментом для укрепления его влияния в Евразии и продвижения национальных интересов в области безопасности, экономики и международной политики.
Одно из ключевых направлений ШОС для Китая — обеспечение региональной безопасности. Организация позволяет Пекину взаимодействовать с другими странами-участницами в борьбе с угрозами терроризма, экстремизма и сепаратизма — так называемыми «тремя силами зла». В данном аспекте ШОС предоставляет Пекину возможность координировать усилия с соседними государствами, обеспечивая тем самым безопасность собственных границ.
Экономическое сотрудничество в рамках ШОС также выступает значимой частью внешней политики Китая. Хотя интеграционные экономические проекты КНР внутри организации не получили широкого развития, Пекин активно использует двусторонние форматы взаимодействия с центральноазиатскими странами для продвижения своей инициативы «Один пояс, один путь». Через ШОС Китай выстраивает долгосрочные отношения, создавая условия для китайских инвестиций в инфраструктурные проекты и обеспечивая доступ к важным энергетическим и сырьевым ресурсам региона.
Важно отметить, что ШОС служит Китаю инструментом укрепления его статуса в международной системе. Организация позволяет Пекину продвигать собственную повестку на глобальной арене.
ШОС для Таджикистана
ШОС выступает важной площадкой, посредством которой Таджикистан получает возможность для реализации своих геостратегических и геоэкономических целей. При этом Таджикистан поддерживает инициативу по созданию бизнес-базы стран — членов Шанхайской организации сотрудничества, а также заинтересован в использовании транзитного потенциала ШОС.
Участие Таджикистана в ШОС предоставляет ему доступ к различным регионам. Тем самым страна укрепляет стратегическое, торгово-экономическое сотрудничество, а также оптимизирует деятельность по привлечению инвестиций, открывая в том числе возможности:
- участвовать в создании крупного инвестиционного и торгового рынка государств-членов ШОС, открывающего возможности для создания совместных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса для государств-членов.
- получить доступ к энергетическому рынку ШОС для сбыта вырабатываемой в стране электроэнергии;
- увеличить объемы привлечения инвестиционных ресурсов в рамках интеграционного союза.
Заключение
Помимо сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Пекин развивает и другие форматы взаимодействия со странами Центральной Азии. К ним относится инициатива ОПОП и диалог ЦА+Китай. Тем не менее ШОС остается важным инструментом реализации внешней политики КНР. В 2025 г. она будет страной — председателем организации. Ожидается, что усилия Пекина будут направлены во многом на укрепление имиджа ШОС как образа нового типа международных отношений, справедливого и открытого для всех участников. Эта линия, безусловно, поддерживается такими странами, как Таджикистан, поскольку она предполагает их активное участие в формировании мировой повестки, предложении своего видения развития и сотрудничества.