В условиях формирования нового миропорядка Азербайджан на правах ведущего игрока на Южном Кавказе стремится к углублению взаимоотношений со странами, составляющими основу глобального Юга. Долгое время Баку продолжал политику балансирования между разными центрами силы на международной арене, справедливо полагая, что такая внешнеполитическая комбинация позволит ему маневрировать, не ущемляя тем самым свои национальные интересы. Однако в последние годы геополитическая картина серьезно видоизменилась — переменам способствовали как региональные изменения, так и глобальные преобразования.
Азербайджан, закрепив за собой статус лидера Закавказья, отныне выходит на новый уровень в мировой политике, в которой он намерен формировать и вносить свою повестку. Он активно участвует в работе саммита Движения неприсоединения (в этой международной организации состоят 120 государств), проводит массовые мероприятия глобального значения (в ноябре 2024 г. в Баку пройдет COP29 — конференция ООН по изменению климата с участием около 80 тыс. человек), а теперь в Баку активно продвигают повестку, связанную с ШОС и БРИКС.
Стратегическое значение Азербайджана для БРИКС заключается в его геополитическом положении, экономическом потенциале, энергетических ресурсах и политических амбициях. Присоединение Баку к объединению может укрепить позиции объединения на международной арене, способствовать экономическому и энергетическому сотрудничеству и поддерживать идеи многополярности и реформирования глобального порядка. На наших глазах складывается новое геополитическое измерение не только на Южном Кавказе, но и во всем Евразийском регионе. Вступление Азербайджана в БРИКС может способствовать привлечению технологий, которые обеспечат ускорение модернизации азербайджанской экономики и укреплению позиций страны на мировой арене.
20 августа 2024 г. Азербайджан подал официальную заявку на вступление в БРИКС. О намерении Баку стать членом объединения стало известно еще в начале июля, во время состоявшегося в Астане саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где была принята совместная декларация об установлении стратегического партнерства между Азербайджаном и Китаем. В декларации говорилось, что Баку выражает желание вступить в БРИКС, и Китай приветствует такое сотрудничество. Спустя несколько дней спикер азербайджанского парламента (Милли Меджлиса) Сахиба Гафарова, выступая на пленарном заседании Х Парламентского форума БРИКС в Санкт-Петербурге, заявила о заинтересованности Баку в присоединении к объединению, отметив, что укрепление сотрудничества с БРИКС будет способствовать достижению общих целей. Азербайджан стремится к диалогу, сотрудничеству и солидарности как в двусторонних отношениях, так и в многосторонних форматах. С. Гафарова также отметила, что для построения эффективной международной системы необходимо установить справедливые отношения, основанные на взаимной выгоде, уважении друг к другу и укреплении подлинной многосторонности.
В условиях формирования нового миропорядка Азербайджан на правах ведущего игрока на Южном Кавказе стремится к углублению взаимоотношений со странами, составляющими основу глобального Юга. Долгое время Баку продолжал политику балансирования между разными центрами силы на международной арене, справедливо полагая, что такая внешнеполитическая комбинация позволит ему маневрировать, не ущемляя тем самым свои национальные интересы. Однако в последние годы геополитическая картина серьезно видоизменилась — переменам способствовали как региональные изменения, так и глобальные преобразования.
Азербайджан, закрепив за собой статус лидера Закавказья, отныне выходит на новый уровень в мировой политике, в которой он намерен формировать и вносить свою повестку. Он активно участвует в работе саммита Движения неприсоединения (в этой международной организации состоят 120 государств), проводит массовые мероприятия глобального значения (в ноябре этого года в Баку пройдет COP29 — конференция ООН по изменению климата с участием около 80 тыс. человек), а теперь в Баку активно продвигают повестку, связанную с ШОС и БРИКС.
В июле президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином обсудил повышение статуса страны в ШОС (сейчас Азербайджан является партнером по диалогу); и согласно официальным сообщениям, Пекин стремление Баку поддержал. Сегодня Азербайджан обладает в ШОС статусом партнера по диалогу в ШОС, и, по всей вероятности, Республика в скором времени станет наблюдателем, а затем и полноправным членом организации. К тому же с помощью ШОС Азербайджан может превратиться в важный международный транспортно-логистический центр, через который будет осуществлен запуск таких региональных коммуникационных проектов, как коридоры «Восток — Запад» и «Север — Юг». Такую модель поведения избрал для себя и Иран, который за последние два года окончательно оформил свои отношения с ШОС и БРИКС, став полноправным членом этих двух объединений. Стратегическое расположение Ирана делает его важным звеном в транспортировке энергоресурсов, а также значимым перекрестком между Азией, Европой и Ближним Востоком. У Азербайджана в данном случае не менее значимая роль.
Иными словами, Азербайджан по обе стороны границы имеет соприкосновение сразу с двумя влиятельными структурами, роль которых беспрецедентно растет. Оба объединения способствуют развитию многополярности мирового порядка и укрепляют взаимодействие между развивающимися странами, что бесспорно отвечает интересам Баку. Глобальный Юг бросает вызов Западу и заявляет ему о начале слома сложившейся после 1991 г. политической системы. И если еще 10–15 лет назад сложно было себе представить такой вариант развития событий, то сегодня это уже реальность, с которой Западу приходится иметь дело.
Таким образом, растущая роль глобального Юга, который выстраивается вокруг новых геополитических проектов вроде БРИКС, серьезно импонирует Азербайджану; в Баку отмечают, что в этот элитарный клуб попасть дано не каждому. Достаточно вспомнить недавние заявления Анкары, суть которых сводилась к стремлению вступить в БРИКС, однако в Москве и Пекине посчитали их поспешными. Оно и понятно — Турция является членом НАТО — альянса, который не скрывает своего враждебного отношения к России и Китаю. И несмотря на то, что Турция все же стремится соблюдать баланс и играть роль связующего звена между Западом и Востоком (как и другие члены Альянса в лице Венгрии и Словакии), пока ей не удалось достичь этой цели.
БРИКС выступает на международной арене не только в качестве важного игрока, но и как формирующийся институт развивающихся стран в противовес Группе семи. И хотя объединение никогда не заявляло о том, что является конкурентом G7, страны Запада сделали себе соперника из этого клуба. В Анкаре обратили особое внимание на то, что заявку на вступление подал Азербайджан. К тому же в Турции прекрасно понимают, что в БРИКС как раз входят все те страны, которые никак не связаны с НАТО или противостоят желаниям Вашингтона и Брюсселя давить на глобальный Юг и навязывать ему свою политическую и экономическую волю. Турция же стремится к членству в БРИКС, поскольку поддерживает идею многополярного мира и хочет как можно скорее укрепить независимость от западных блоков.
Экономическим аспектам в Турции придают особое значение. Так, турецкие эксперты отмечают возможности ослабления влияния доллара путем дедолларизации с помощью финансовых инструментов БРИКС. Базирующийся в Китае Банк развития БРИКС (альтернатива Всемирному банку и МВФ) начал свою деятельность с капиталом в 100 млрд долл., а на сегодняшний день он профинансировал порядка 98 проектов на общую сумму в 32,4 млрд долл., которые принесли пользу примерно 280 млн человек. В 2021 г. с присоединением к банку Бангладеш, Египта, ОАЭ и Уругвая число членов достигло девяти. Ожидается также пополнение состава участников за счет Саудовской Аравии и Алжира. Таким образом, БРИКС можно рассматривать как привлекательную экономическую платформу, которая превратится в крупную международную организацию. Более того, с учетом призывов к реформированию ООН, прозвучавших на встрече БРИКС+ в России, эта структура уже становится символом многополярного мира. Несмотря на свою обширную географию, территориальные споры (между Индией и Китаем), различные политические и идеологические системы, а также социокультурные различия, БРИКС с каждым днем становится все более влиятельным. На международной арене объединению выступает не только как значимый игрок, но и как альянс развивающихся стран.
Несмотря на все очевидные преимущества от вступления Анкары в БРИКС, существуют серьезные барьеры, усложняющие этот процесс. Например, внутриполитические реалии, экономические вопросы и все еще продолжающееся внешнее давление Запада. Однако в случае с Азербайджаном дела обстоят совсем иначе. Страна не вступила ни в какой военный альянс, на восточном направлении она чувствует себя гораздо спокойнее и комфортнее, о чем свидетельствует действующая внешнеполитическая программа Баку. Как известно, в последние годы отношения Азербайджана со странами НАТО заметно охладели. Париж занимает явно враждебную позицию в отношении Баку и даже не скрывает ее, США после разрешения карабахского конфликта также начали критиковать Ильхама Алиева и даже рассматривали возможность заморозки контактов на высшем уровне. Европейские организации — Европарламент, ПАСЕ и Венецианская комиссия — периодически предъявляют необоснованные претензии и обвинения в адрес Баку. В то же время страны БРИКС, в отличие от ЕС, например, не вмешиваются во внутренние дела Азербайджана. К слову, вступление Азербайджана принесет выгоду и самому клубу БРИКС.
Баку, находящийся на перекрестке цивилизаций, является важным звеном в транспортных проектах России, Китая и Индии. Учитывая сложную ситуацию в Грузии и Армении, где Никол Пашинян предпринимает попытки интегрировать Армению в западные структуры, Азербайджан выглядит стабильным государством, на которое можно рассчитывать. Приняв Азербайджан — ведущую экономику Южного Кавказа — в свои ряды, БРИКС расширяет свое влияние на еще один регион континента и укрепляет позиции в Евразии. Азербайджан также может стать новой площадкой для взаимодействия стран БРИКС и ШОС.
Стратегическое значение Азербайджана для БРИКС во многом связано с его географическим положением, экономическими ресурсами и внешнеполитическими приоритетами. Баку является одним из ключевых поставщиков нефти и газа в регион и на международные рынки. Страна обладает значительными запасами углеводородов в Каспийском море и активно развивает свою энергетическую инфраструктуру. Для стран БРИКС, особенно для энергозависимых Китая и Индии, сотрудничество с Азербайджаном может стать важным элементом энергетической стратегии, способствующим диверсификации источников энергоресурсов и укреплению энергетической безопасности.
Азербайджан демонстрирует стабильный экономический рост и развитие в различных секторах — нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве, информационных технологиях и туризме. Вступление страны в БРИКС может открыть новые возможности для торговли и инвестиций, способствуя увеличению объемов взаимной торговли и привлечению средств в инфраструктурные и производственные проекты. Это может способствовать диверсификации экономики Азербайджана и стимулировать развитие новых отраслей.
Активно развивая многовекторную внешнюю политику, Азербайджан стремится укрепить свои позиции на международной арене. Членство в БРИКС может способствовать укреплению политических и дипломатических связей с ключевыми игроками — Россией, Китаем и Индией — и усилить роль Азербайджана в региональной и глобальной политике. Участие Азербайджана в БРИКС может способствовать укреплению региональной безопасности и стабильности, особенно в свете его отношений с соседними странами и участия в разрешении конфликтов на Южном Кавказе. Его членство в объединении может способствовать координации усилий в борьбе с терроризмом, экстремизмом и другими вызовами безопасности. Азербайджан как страна с независимой внешней политикой поддерживает идею многополярного мира и реформирования международных институтов для более справедливого распределения власти и ресурсов. Его вступление в БРИКС способно усилить эти тенденции и способствовать развитию новых моделей глобального сотрудничества, которые отражают интересы развивающихся стран.
***
Стратегическое значение Азербайджана для БРИКС заключается в его геополитическом положении, экономическом потенциале, энергетических ресурсах и политических амбициях. Присоединение Баку к объединению может укрепить позиции объединения на международной арене, способствовать экономическому и энергетическому сотрудничеству и поддерживать идеи многополярности и реформирования глобального порядка. На наших глазах складывается новое геополитическое измерение не только на Южном Кавказе, но и во всем Евразийском регионе.
Вступление Азербайджана в БРИКС может способствовать привлечению технологий, которые обеспечат ускорение модернизации азербайджанской экономики и укреплению позиций страны на мировой арене. Известно, что Баку особенно интересуют инновации в сфере альтернативной, «зеленой» энергетики, и примечательно, что Азербайджан уже реализует несколько масштабных проектов в этой сфере совместно с недавно вступившими в БРИКС ОАЭ.
Как известно, государства — члены БРИКС намереваются развивать сотрудничество в сфере энергетики, считая доступ к недорогой и надежной энергии основой экономического развития. Члены объединения выразили поддержку справедливому и сбалансированному энергетическому переходу с учетом национальных приоритетов. При этом планируется оптимально использовать все доступные источники энергии, включая ископаемое топливо и ядерную энергию. Они также подчеркнули ответственность развитых стран за обеспечение такого перехода. В заявлении отмечается, что «развитые страны должны взять на себя ведущую роль и предоставить необходимую помощь развивающимся странам» в борьбе с изменением климата. Азербайджан с его логистическими возможностями и энергетическими объемами мог бы внести свою лепту в общее дело развития энергетической отрасли в рамках БРИКС и стать одним из важнейших звеньев в обеспечении энергетической безопасности.