Вторая Карабахская война изменила расклад сил на Южном Кавказе. Азербайджан вернул земли, потерянные в ходе Первой Карабахской войны в начале 1990-х гг. Вооруженное противостояние остановилось после вмешательства Москвы, выступившей посредником урегулирования. Армянские военные в обмен на мир обязались покинуть линию соприкосновения. Азербайджан взялся за обустройство возвращенных территорий, но пообещал учитывать интересы карабахских армян.
Баку и Ереван так и не подписали мирный договор, не определились с демаркацией и делимитацией границ, не возобновили транспортное сообщение. На линии соприкосновения время от времени происходят стычки между военными, что еще больше затягивает решение проблем. Страдают мирные жители, которым сложнее всего свыкнуться с новой геополитической реальностью и обустроить быт. Заверения сторон, что их жизням ничего не угрожает, не всегда сбываются. Все это затягивает как возвращение азербайджанцев на освобожденные территории, так и вопрос интеграции армян в азербайджанское общество. Вместо этого — взаимные упреки и обиды. Есть ли выход?
Карабахские армяне: уйти, чтобы вернуться
До Второй Карабахской войны на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) проживало около 145 тыс. армян. Экономика региона основывалась на аграрном хозяйстве, виноделии, животноводстве, добыче драгоценных металлов, экспорте электроэнергии и туризме. Однако самопровозглашенная республика едва ли считалась самодостаточным регионом. Перед 44-дневной войной до 60% ее бюджетных расходов покрывались за счет Армении, а в 2019 г. прямое финансирование бюджета самопровозглашенной республики Ереваном составило 120 млн долл. Постконфликтная экономика остатков территорий Карабаха, находящихся в зоне ответственности российского миротворческого контингента (РМК), упала на 28%. Субсидии достигли 300 млн долл.
Причины экономического кризиса лежат в массовом оттоке людей. В результате развивать аграрное хозяйство, промышленность, туризм — некому, и эти сферы приходят в упадок. К тому же земли ранее оккупированных районов Азербайджана, которые также использовались под сельхозугодья и давали до половины урожая, теперь вне контроля армян. Лишились они и доходов от промышленности. Например, в Кельбаджарском районе армяне совместно с французами освоили добычу золота, редких металлов и строительных камней. Сейчас эта деятельность свернута, и Азербайджан требует возместить ущерб от эксплуатации. В результате стимулов оставаться в Карабахе у армян все меньше.
Если до Второй Карабахской войны в Ханкенди (Степанакерте) проживало около 50 тыс. армян, то сейчас их количество превысило 60 тыс. Прирост произошел после того, как из других районов Карабаха, перешедших под контроль Азербайджана, армяне уехали. Сейчас общее количество армян на территории Карабаха, находящейся в зоне временной ответственности РМК, едва превышает 65 тыс. При этом Ереван обвиняет Баку в целенаправленном запугивании карабахских армян, вооруженных провокациях, вынуждающих их покинуть дома, нежелании вести переговоры об особом статусе карабахских земель, населенных армянами. Добившись выселения армян, Азербайджан якобы потребует и вывода развернутого в Лачинском коридоре контингента российских миротворец по истечении мандата в 2025 г. Между тем именно Россия воспринимается армянами едва ли не единственной защитницей от новой войны.
Баку отвергает претензии и уверяет, что благополучию армян в Карабахе ничего не угрожает при условии их вступления в гражданство Азербайджана. Армян призывают стать «добропорядочными гражданами Азербайджана на общих основаниях, отбросив националистическую мишуру», а главное — отказаться от гражданства Армении. Но данная риторика не нивелировала фобии армян, и дискуссия вокруг сосуществования двух этносов все еще сохраняется.
Серьезной проблемой для интеграции карабахских армян в азербайджанское общество остается наличие у них паспортов Армении. В связи с этим Баку еще предстоит выработать механизм и формальную инструкцию выдачи карабахским армянам азербайджанских паспортов. Наличие такой внятной памятки, как минимум, сыграло бы в пользу Баку и укрепило имидж республики как стороны, склонной обсуждать проблемы даже с противником.
Азербайджан отвергает армянский дискурс об особом статусе карабахских земель, населенных армянами. Президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что есть единый Азербайджан, а Карабах — его неотъемлемая и международно признанная часть. Историки и политологи уточняли, что новые геополитические реалии таковы, что Баку не видит смысла обсуждать вопрос особого статуса карабахских армян в составе Азербайджана. В обоснование данной позиции приводятся и цифры. Так, доля карабахских армян в десятимиллионном многонациональном Азербайджане не превышает 0,2%, а потому реализовывать свои культурные и религиозные права они могут наравне с талышами, лезгинами, русскими и другими этническими группами азербайджанского общества. Ереван интерпретирует эту риторику по-своему: Баку дожидается вывода российских миротворцев, чтобы потом окончательно избавиться от армян.
Перешли все границы: что мешает диалогу армян и азербайджанцев
Полноценной дискуссии об интеграции карабахских армян в азербайджанское общество мешает и отсутствие между Баку и Ереваном мирного договора. Подписание мирного договора, где были бы прописаны принципы нормализации двусторонних отношений, — это ключ к восстановлению в регионе транспортного сообщения, налаживанию человеческих и бизнес-контактов. Но снова мешают взаимное недоверие и враждебность. Каждая сторона выдвигает собственные условия и не готова уступать.
Компромисс наметился в марте 2022 г., когда Азербайджан выдвинул пять принципов нормализации отношений, и Армения неожиданно их приняла. Ключевые предложения Баку: взаимное признание суверенитета и территориальной целостности, отсутствие территориальных претензий друг к другу, делимитация и демаркация границ, открытие транспортных коммуникаций, установление дипломатических отношений. Комментируя эти принципы, армянский премьер-министр Никол Пашинян назвал их приемлемыми.
Уступчивость Еревана может быть связана с тем, что полагаться во всем на поддержку Москвы становится сложнее. Ухудшение экономической ситуации в России из-за спецоперации на Украине и последовавший за этим негативный эффект западных санкций ударили и по армянской экономике. Если в начале 2022 г. власти планировали, что в течение года рост экономики превысит 6%, то сейчас пересматривают прогнозы и надеются выйти хотя бы на уровень роста в 1%. Но для развивающейся экономики это очень низкие цифры, способные привести к стагнации.
Выходом из тупика может быть диверсификация торговых и экономических связей с соседями, включая Азербайджан и Турцию. Политика политикой, но от географии не уйти. Тем более налаживание контактов с этими странами сулит Еревану участие в инфраструктурных проектах и окончание многолетней транспортной изоляции. Отсюда и готовность вести переговоры о мире с Азербайджаном, и начавшаяся дискуссия о возможном установлении дипломатических отношений с Турцией.
Не менее острая проблема, препятствующая началу диалогу армян и азербайджанцев, — неопределенность границ. В начале 1990-х гг., когда большинство постсоветских стран занимались демаркацией и делимитацией, Армения и Азербайджан воевали. После подписания 9 ноября 2020 г. трехстороннего заявления о прекращении огня азербайджанцы приступили к разграничению. Ереван предпочел бы не торопиться, но неопределенность на границах стала поводом для новых эксцессов. Например, весной 2021 г. Ереван обвинил Баку в незаконном пересечении Сюникской и Гегаркуникской областей. В ноябре 2021 г. армянские власти заявили, что противник углубился на два километра территории Армении. Возобновились бои с применением артиллерии и бронетехники, обе стороны понесли потери. Стрельба прекратилась только после вмешательства Москвы. В марте 2022 г. карабахские армяне и российские миротворцы обвинили азербайджанских военных в нарушении режима прекращения огня в районе села Фаррух. Баку ответил, что реагировал на провокации армян.
Периодически возникающие вооруженные инциденты не способствуют построению доверия между Азербайджаном и Арменией. Но и отсутствие решения проблемы границ затрудняет ведение диалога по другим проблемам. Тем не менее наметились подвижки. На переговорах Баку и Еревана 7 апреля 2022 г., состоявшихся при посредничестве Евросоюза, достигнута договоренность о создании комиссии по делимитации и демаркации границ.
Страны признают, что за основу следует взять карты Генштаба СССР. При этом Армения предлагает провести границу по картам административных границ 1920-х гг., а Азербайджан настаивает на делимитации по картам 1970-х гг. Ситуацию усугубляет то, что в советское время граница между двумя республиками допускала большое количество мелких анклавов и деревень, находящихся внутри территории соседней страны. Как стороны собираются договариваться по ним, не ясно. Сейчас рубежи, где пройдет демаркация, охраняют российские пограничники, а в Карабахе и Лачинском коридоре безопасность обеспечивают российские миротворцы. Уйдут ли они из этой зоны, если Армения и Азербайджан все же определятся с границами, тоже большой вопрос.
Ереван, видимо, будет настаивать на сохранении миротворческого контингента и после 2025 г. и апеллировать к тому, что Москва — главный гарант безопасности. Отношение Баку к российским миротворцам скорее нейтральное. При внешне благосклонной риторике у Азербайджана накопились вопросы. Главный: почему не выполняется 4 пункт трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 г., где речь идет о развертывании миротворческого контингента и параллельно о выводе из Карабаха армянских вооруженных формирований. Власти Армении заявляют, что давно вывели свои войска из Карабаха. Что касается вооруженных формирований, оставшихся в Карабахе, это якобы местные ополченцы. Но Баку настаивает, что все армянские военные, включая карабахцев, по условиям договоренностей, должны покинуть эту зону. Иначе любой диалог азербайджанцев и армян обречен на провал.
Коридоры раздора. Почему транспорт и новые дороги разъединяют
Нормализации отношений азербайджанцев и армян могли бы способствовать совместные проекты. Например, восстановление транспортных коммуникаций, разрушенных еще во время Первой Карабахской войны. Более того, в трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 г. этой теме уделено особое внимание. Баку и Ереван обязались разблокировать все экономические и транспортные связи и гарантировать безопасность передвижения по смежным маршрутам. Но два послевоенных года показали, что реализация даже взаимовыгодных и прибыльных проектов буксует, по большей части, из-за отсутствия доверия между сторонами.
Самый нашумевший Зангезурский коридор — амбициозный транспортный проект, призванный связать Баку и западные районы республики с эксклавом Нахичевань. Дорога должна пройти через Сюникскую область Армении, а в перспективе из Нахичевани она может пройти в Турцию. Тем более в советский период такой маршрут — Нахичеванская сухопутная дорога — уже существовал. Но из-за обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха в конце 1980-х гг. использовать этот путь стало опасно. Поезда забрасывали камнями. Участок от армянского Мегри до азербайджанского Горадиза пытались взять под контроль военные. После Первой Карабахской войны Физулинский район был оккупирован Арменией. Поезда остановились, рельсы разобрали за ненадобностью. Связь Баку с Нахичеванью по самому короткому маршруту прервалась.
До Второй Карабахской войны Азербайджан поддерживал наземную связь с эксклавом через Иран, но этот маршрут был в два раза длиннее армянского. Поэтому практически сразу после прекращения боевых действий Баку взялся за продвижение идеи Зангезурского коридора. Маршрут сулил преимущества и Армении. Он позволял выйти из транспортной изоляции, в которой страна оказалась после Первой Карабахской войны. Тогда Азербайджан и Турция фактически разорвали все отношения с Ереваном, и связь с внешним миром поддерживалась только через Грузию и Иран.
После подписания трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 г. казалось, что Армения заинтересована в восстановлении транспортного сообщения, и Зангезурский коридор — первый проект, способный вывести ее из изоляции. Однако Ереван начал бойкотировать проект, видя в нем угрозу территориальной целостности. Ссылались на заявления Ильхама Алиева, в которых он якобы допускал силовой отъем этих земель. Попытки убедить Армению в выгодах Зангезурского коридора предпринимала и Москва. Российские власти убеждали армян, что новый маршрут позволит активнее развивать двусторонние экономические связи, показать миру потенциал Армении. Но все тщетно.
Армяне призывают не зацикливаться на Зангезурском коридоре, а взяться за одновременную разблокировку всех транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Затянувшееся согласование привело к тому, что Баку решил строить прямую дорогу в Нахичевань не через Армению, а через Иран. Ереван снова оказался не у дел и по-прежнему в изоляции. Проект строительства Зангезурского коридора окончательно не снят с повестки. Говорить с армянами Баку готов только при условии, что они вернутся к четкому выполнению трехстороннего соглашения. Таким образом, проекты, которые могли бы запустить конструктивный диалог между Азербайджаном и Арменией, наоборот, еще больше их разъединяют и становятся поводом для взаимных обид и препирательств.
Коммунальное хозяйство. Как наладить совместный быт
Новое обострение произошло весной 2022 г. на бытовой почве. Началось с того, что в Карабахе отключили газ. Аварии на газопроводе случались и прежде, но проблемы относительно быстро устраняли. После Второй Карабахской войны ситуация изменилась. Дело в том, что газ карабахским армянам поставляет Армения, но труба проходит через Шушу. Осенью 2020 г. Баку вернул контроль над городом и его инфраструктурой, включая коммунальные коммуникации. Аварию на этот раз устранили азербайджанцы, но через несколько дней газ снова отключили. Армения заподозрила, что вторая авария рукотворная, и выдвинула версию, что во время первой поломки на трубе установили вентиль и теперь его перекрывают, чтобы оказать политическое давление на армян Карабаха.
Баку обвинения отрицает, но дает понять: поставки газа и исправная работа коммунальных систем теперь его забота. Армяне с этим не согласны и планируют построить новый газопровод, неподконтрольный Азербайджану. Задумка экономически нецелесообразная, но армяне объясняют: независимость от соседей для них важнее.
Баку одергивает и напоминает, что без согласования ни о каком новом газопроводе не может быть и речи. Объединение карабахских коммунальных систем с центральными коммунальными службами Азербайджана там рассматривают как еще один шаг к интеграции армян. Звучат мнения, что если армяне проявят лояльность, то азербайджанский газ, свет и иные коммунальные блага обойдутся им дешевле. Однако даже те армянские политические круги, которые выступают за диалог с азербайджанцами, признают, что сфера коммунальных благ слишком чувствительная, чтобы использовать ее в переговорах для поиска компромиссов.
В неформальных беседах азербайджанские политики, политологи, экономисты и журналисты признают, что постоянные взаимные упреки и обиды, менторство, давление — все это не лучший способ налаживания коммуникации между соседями. При этом объясняют, что в одночасье изменить такой эмоциональный подход сложно. Почти четверть века с окончания Первой Карабахской войны армяне считали себя победителями, давя на национальное самосознание азербайджанцев. После Второй Карабахской войны эти роли поменялись, и должно пройти какое-то время, чтобы страны смогли заговорить без эмоций и по существу.
Добрососедство как мягкая сила
Серьезная проблема, мешающая Баку и Еревану начать диалог, — непонимание их обществами друг друга. В советский период азербайджанцы и армяне так или иначе общались, понимали культуру и традиции, признавали, что в силу географической близости между ними есть сходства. Например, в искусстве, национальной кухне, обычаях армян и азербайджанцев много общего. Но после карабахских войн между людьми образовалась пропасть. Преодолеть ее только политическими и дипломатическими методами, без попыток восстановить культурное взаимодействие, сложно. А между тем налаживание социально-культурных, человеческих контактов может помочь странам продвинуться в решении политических вопросов и проблем безопасности.
Например, в Азербайджане до сих пор проживает определенное количество армян. В основном это женщины, вышедшие замуж за азербайджанцев еще в советский период. Такие смешанные семьи могли бы стать проводниками налаживания межнациональных контактов. Образовательные гранты для армян, льготы для лечения в медицинских учреждения Азербайджана, фестивали армяно-азербайджанского искусства, внятная и упрощенная процедура выдачи азербайджанского гражданства, создание других стимулов — в постконфликтной реальности все эти шаги могут казаться нереализуемыми, но не такими уж и бессмысленными. Важное условие: отказ от постоянных взаимных упреков и отсылок к непростому историческому прошлому.
Думается, что концептуальное оформление идеи по интеграции армян в азербайджанское общество улучшит имидж Азербайджана и, как минимум, позволит ему избегать упреков в давлении и дискредитации армян.
***
Новая геополитическая реальность на Южном Кавказе требует переосмысления вопроса о том, как уживаться в ней армянам и азербайджанцам. Если Баку и Ереван не найдут точки для взаимодействия и контактов, то угроза новой войны, пусть и иллюзорная, будет мешать развитию региона. Переговоры о заключении мирного договора или восстановление на Южном Кавказе разрушенных транспортных коммуникаций ускорятся, если жители региона начнут общаться и доверять друг другу.
Баку как победителю во Второй Карабахской войне было бы целесообразно представить четкий, поэтапный план интеграции карабахских армян в азербайджанское общество. Карабахские армяне должны понимать, каким способом они могут получить азербайджанское гражданство и есть ли возможность сделать это по ускоренной процедуре.
Культура, образовательные проекты, медицина, туризм — все эти инструменты мягкой силы ускоряют налаживание доверительной коммуникации между армянами и азербайджанцами. Вместе с тем для реализации всех этих пунктов требуется время и терпение. Немалая доля ответственности в окончательном армяно-азербайджанском урегулировании лежит и на российской стороне.