Ключевые бизнес-интересы России в Ираке находятся в сфере энергетики и зависят от ситуации на мировом рынке углеводородов. Крупнейшие российские нефтяные компании продолжают свою работу в стране, несмотря на влияние пандемии COVID-19 и нестабильность на мировом рынке нефти.
Послы двух стран сообщали о планах сторон провести в Москве очередное заседание российско-иракской межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству в первой половине 2020 г. во главе с российским вице-премьером Юрием Борисовым и иракским министром иностранных дел Мухаммадом Али аль-Хакимом. Тем не менее на эти планы может повлиять вопрос обновления иракского правительства.
Учитывая, что в Ираке возможны досрочные парламентские выборы, серьезные обсуждения вопросов военно-технического сотрудничества могут быть отложены до формирования нового правительства по их итогам.
Ключевые бизнес-интересы России в Ираке находятся в сфере энергетики и зависят от ситуации на мировом рынке углеводородов. Крупнейшие российские нефтяные компании продолжают свою работу в стране, несмотря на влияние пандемии COVID-19 и нестабильность на мировом рынке нефти. Посол России в Ираке Максим Максимов в апреле в интервью Интерфакс сообщил, что «офисы и представительства наших компаний в Ираке продолжают работать в обычном режиме, разумеется, с соблюдением всех необходимых мер предосторожности в плане защиты, о которых говорилось выше. Хотел бы отметить, что в случае серьёзного ухудшения ситуации с распространением коронавируса в Ираке и появления реальной угрозы здоровью и жизням работников российских компаний, наши операторы имеют конкретные, отработанные планы действий, вплоть до эвакуации в Россию. Вместе с тем рассчитываем на то, что до кризисных сценариев дело не дойдет».
Говоря о сделке ОПЕК++, М. Максимов отметил: «Достигнутое соглашение по сокращению добычи нефти, несомненно, будет позитивно воспринято в Ираке, что позволит властям стабилизировать государственную бюджетную политику, а также продолжить реализовывать шаги по дальнейшему восстановлению экономики». Тем не менее им были отмечены и риски сложившейся ситуации, поскольку доходы от продажи нефти в марте 2020 г. в Ираке «…сократились на 40,8%, составив 2,989 млрд долл. по сравнению с 5,053 млрд долл. в феврале. Как и для большинства нефтедобывающих стран, наполняемость бюджетов которых напрямую зависят от продаж нефти, это чревато серьезными последствиями в обозримом будущем». Более того, взятые Ираком на себя обязательства по сокращению добычи еще только ждут урегулирования технической стороны вопроса. Правительству предстоит тяжелый разговор с международными нефтяными компаниями по этому вопросу, что может задеть и российские компании. Так, правительство Иракского Курдистана уже обращалось к Газпромнефти с предложением сократить свои инвестиции в Sarqala oil project, однако компания отказалась. Ситуация может повлиять и на другие российские нефтегазовые компании в Ираке, среди которых ЛУКОЙЛ, Роснефть, Башнефть и др.
На двусторонние отношения повлиял политический кризис в Ираке — формирование правительства после отставки премьер-министра Аделя Абдель Махди в результате протестов в 2019 г. так и не завершилось. Как сообщил в своем интервью РИА Новости в феврале 2020 г. посол России в Ираке Максим Максимов: «В прошлом году был отложен ряд важных визитов в Москву и Багдад ведомственных делегаций, а также представителей деловых кругов. Перенесены на этот год поездки в Россию председателя иракского парламента Мухаммада Хальбуси и глав некоторых парламентских комитетов. Исходя из этого, мы заинтересованы в том, чтобы правительство приступило к своим обязанностям как можно скорее». О намечавшихся встречах сообщал и посол Ирака в Москве Абдулрахман Хамид Мохаммед аль-Хуссайни. Он также заявлял, что по завершении процесса формирования правительства стороны планируют согласовать визит президента Ирака Бархама Салеха в Москву. Послы двух стран сообщали о планах сторон провести в Москве очередное заседание российско-иракской межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству в апреле 2020 г. во главе с российским вице-премьером Юрием Борисовым и иракским министром иностранных дел Мухаммадом Али аль-Хакимом. Тем не менее на эти планы может повлиять вопрос обновления иракского правительства.
Согласно последним сообщениям из Ирака, претендующий на пост премьера бывший глава разведки Мустафа аль-Казыми имеет больше шансов на утверждение кабинета министров, чем его предшественники, хотя и тоже сталкивается с серьезными проблемами. На этом фоне интересны два момента — сигналы из Москвы и иракского парламента. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова в апреле отметила, что Москва надеется на стабилизацию внутриполитической обстановки в Ираке. По ее словам, «[этому] должно способствовать скорейшее формирование нового национального правительства. Мы исходим из того, что с этой задачей успешно справится выдвинутый на пост премьер-министра Ирака Мустафа аль-Казыми, которого, по имеющейся информации, готово поддержать большинство фракций иракского парламента». На том же брифинге М. Захарова отметила, что Москва считает «неприемлемыми любые попытки использования иракской территории в качестве арены для сведения счетов между другими странами, и подобные действия, мы полагаем, противоречат международному праву и нарушают суверенитет Ирака, а также наносят ущерб его национальным интересам».
К национальным интересам Ирака обращаются и члены парламента страны, когда делают заявления о необходимости покупки российских зенитно-ракетных систем С-400. Так, убийство американцами главы подразделения «Аль-Кудс» КСИР Ирана Касема Сулеймани и заместителя главы Сил народного ополчения (PMF) Абу Махди аль-Мухандиса, а также последовавшие за этим удары по базам с американским контингентом на иракской территории со стороны Ирана в январе 2020 г. вновь вскрыли ограниченность возможностей Ирака по контролю его неба. Тогда иракский парламент принял решение о выводе всех иностранных сил из страны, что до сих пор требует дополнительной юридической проработки, но и сам Багдад снова задумался над покупкой систем ПВО, в том числе С-400. Не может удовлетворить Ирак и решение США по поставке систем Patriot, поскольку оно нацелено на усиление безопасности баз с собственно американскими солдатами. Целесообразность этого шага даже для США вызывает сомнение, однако укладывается в план американцев выйти из Ирака, сохранив свое присутствие. Это делается и в рамках стремления Ираком диверсифицировать поставки вооружений.
На фоне формирования нового правительства во главе с Мустафой аль-Казыми комитет по безопасности и обороне парламента Ирака предоставил нынешнему премьер-министру подробное исследование с запросом на приобретение системы S-400. Член комитета Бадр аз-Зияди заявил, что «комитет представил премьер-министру полное исследование с запросом одобрения покупки продвинутой системы противовоздушной обороны (S-400) и обсуждался с заинтересованными лицами в генеральном штабе вооруженных сил, и все еще находится на столе премьер-министра». Однако именно новое иракское правительство будет иметь необходимые полномочия по решению этого вопроса. По словам Б. аз-Зияди, парламентский комитет по безопасности и обороне «окажет поддержку следующему правительству в его решениях по этому вопросу и будет точно представлять ему предложения и рекомендации». Тем не менее посол России в Багдаде М. Максимов в своем интервью отмечал, что официальных запросов на обсуждение этой темы еще не поступало: «Безусловно, в свете последних событий возрос интерес к российским системам ПВО, в том числе к зенитным ракетным комплексам С-400. Однако о чем-то конкретном пока говорить преждевременно. Как я уже сказал, если поступят обращения от иракской стороны, будем их изучать». При этом остаются вопросы, пойдут ли стороны на эту сделку, поскольку она несет множество рисков регионального характера; однако возможны и санкции США. Кроме того, для осуществления этой сделки необходимо стабильное правительство в Багдаде. Учитывая, что в Ираке возможны досрочные парламентские выборы, серьезные обсуждения вопросов военно-технического сотрудничества могут быть отложены до формирования нового правительства по их итогам.
Впервые опубликовано в Al-Monitor.