Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

  • Дополнительные санкции США против «Северного потока-2»;

  • Угроза санкций США против России в связи с обвинениями в связях с «Талибаном»;

  • Санкции США против КНР и контрмеры Китая;

  • Санкции США против Международного уголовного суда;

  • Новые кейсы судебной практики по вопросам санкций.

Основные события:

  • Дополнительные санкции США против «Северного потока-2»;

  • Угроза санкций США против России в связи с обвинениями в связях с «Талибаном»;

  • Санкции США против КНР и контрмеры Китая;

  • Санкции США против Международного уголовного суда;

  • Новые кейсы судебной практики по вопросам санкций.

Санкции против России

Санкции против Северного потока-2

После недолгого перерыва американские законодатели вернулись к вопросу санкций в отношении новых российских газопроводов, в первую очередь — «Северного потока-2». Несмотря на уже принятые санкции в рамках оборонного бюджета 2020 г., ряд сенаторов (прежде всего Т. Круз — автор «Закона о защите энергетической безопасности Европы», вошедшего в оборонный бюджет в качестве составной части) и членов Палаты представителей опубликовали предложения по уточнению санкций в отношении компаний и судов, участвующих в прокладке трубопровода. В частности предполагаются санкции против компаний, оказывающих услуги по страхованию, а также дооборудованию и техническому обслуживанию судов-трубоукладчиков, занятых в проекте «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Ключевое отличие проекта сенаторов от проекта конгрессменов заключается в дополнительному пункте, согласно которому предполагается возможность введения санкций в отношении лиц (физических и юридических), которые предоставляли услуги инспекции и сертификации для работы газопровода, что потенциально угрожает санкциями не только в отношении непосредственно участвующих в строительстве газопровода компаний, но и ряда государственных агентств и бюро ФРГ, а также других стран, выдающих разрешение на эксплуатацию трубопровода. Кроме того, указанные меры оформляются «задним числом» в качестве дополнения к «Закону о защите энергетической безопасности Европы».

Подобные планы американских законодателей столкнулись с серьезной критикой, как со стороны ФРГ, так и со стороны ЕС. В немецком парламенте развернулась дискуссия о возможных ответных мерах на действия США, которые в частности могут включать как персональные санкции в отношении сенаторов и конгрессменов, поддержавших законопроект, так и дополнительные пошлины на сжиженный природный газ, поставляемые американскими компаниями. Кроме того, сообщается о попытках Германии придать ответным мерам «общеевропейский» характер, в случае если новые санкции затронут немецкие компании, а также государственные ведомства.

Ужесточение экспортного контроля

Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США (Bureau of Industry and Security, U.S. Department of Commerce) выпустило обновленные правила получения экспортных лицензий для России, Китая и Венесуэлы (а также Армении, Азербайджана, Белоруссии, Ирака, Казахстана и Украины) в рамках ужесточения режима экспортного контроля в сфере информационных технологий и средств связи. Новые правила отменяют исключение для гражданских потребителей продукции указанных отраслей, и потребует от американских экспортеров получение соответствующей лицензии BIS. Кроме того, новые правила расширяют определение «военного использования» указанной продукции и направлены на предотвращение закупок соответствующих американских товаров и технологий вооруженными силами и их структурами России и КНР.

Обвинения в сотрудничестве с «Талибаном»

Другой важный сюжет июня, сопряженный с потенциальным риском новых санкций США против России, связан с резонансной публикацией New York Times, о возможном сговоре России и афганского движения «Талибан». Авторы публикации, ссылаясь на неназванные источники в американских спецслужбах, утверждают, что российские представители предлагали талибам финансовые средства за совершение вооруженных нападений на американских военнослужащих в Афганистане в попытках сорвать процесс подписания соглашений между США и «Талибаном». При этом в последующих публикациях отмечалось, что эти факты подтверждаются финансовыми транзакциями. Кроме того, утверждается, что в администрации Д. Трампа об этих фактах знали по крайней мере с февраля 2020 г. В свою очередь, американское разведывательное сообщество в настоящий момент не пришло к единому мнению о достоверности указанных фактов, в то время как Д. Трамп заявил, что у разведки нет подтверждений указанного «сговора» России и «Талибана». Представители России также со своей стороны поспешили опровергнуть предложения NYT.

Вместе с тем, сенатор США Р. Менендез (соавтор Л. Грэма по резонансному законопроекту DASKA) поспешил предложить введение дополнительных санкций в отношении России в связи с указанными обвинениями в качестве дополнения к действующему оборонному бюджету 2020 г. В частности, предполагаются санкции в отношении президента России В. Путина (и лиц, действующих от его имени и по его поручению), министра оборону С. Шойгу, а также других высокопоставленных членов российского правительства (заморозка активов и запрет на въезд), ограничения в отношении оборонного сектора (запрет на любые транзакции), а также санкции в отношении т.н. «олигархов» и членов их семей и др.

В нынешнем виде данные предложения вряд ли будут приняты. Тем не менее они совпадают с рядом других предложений, в частности озвученные ранее в июне рядом американских конгрессменов-республиканцев (особенно в части признания России «государством-спонсором» терроризма). Кроме того, инициатива членов Конгресса также включала санкции в отношении системы SWIFT до того, как от нее отключат Россию и российские банки, принятие законопроекта DASKA, санкции против «Внешэкономбанка» (ВЭБ.РФ) и многое другое. Хотя данные планы и заявления во многом являются скорее элементом внутренней политики самих США и вряд ли будут приняты в полном объеме, они свидетельствуют о том, что Россия по-прежнему сталкивается с риском серьезной эскалации американских санкций, который будет нарастать по мере приближения президентских выборов в США в ноябре 2020 г.

Санкции Европейского союза

Европейский союз в свою очередь продлил на 1 год санкции, связанные с вхождением Крыма и Севастополя в состав России в 2014 г. Кроме того, ЕС также продлил секторальные санкции на 6 месяцев, в связи «с отсутствием прогресса в имплементации Минских соглашений». Как уже неоднократно отмечалось, подобные решения носят технических характер и фиксируют позицию ЕС относительно отношений с Россией и по «украинскому кризису».

Другой сюжет, связанный с санкциями ЕС в отношении России, относится к попыткам российских банков обжаловать включение в санкционные списки Евросоюза. В свою очередь, Европейский суд отклонил жалобы банков ВТБ и Внешэкономбанк на решения Суда ЕС общей юрисдикции. Отмечается, что, по мнению Суда, включение банка в список санкций законно, потому что банк является государственным. Банк пытался доказать, что не имеет отношения к событиям на Украине. Однако, как косвенно признал суд, смысл санкций — нанести ущерб правительству России, а не только наказать тех, кто непосредственно участвует в событиях. В целом, Суд отталкивается от политической позиции ЕС, зафиксированной в решениях Совета ЕС.

Санкции против Китая

Июнь отметился дальнейшим осложнением американо-китайских отношений. Особое внимание было США приковано к вопросам соблюдения прав человека в КНР (включая статус Гонконга и Синьцзян-Уйгурский автономный округ), ситуации с пандемией COVID-19 и вопросами экономической и технологической конкуренции.

Наиболее резонансным событием стал выход США из т.н. «торговой сделки», подписанной в январе 2020 г. Основной причиной стали продолжающиеся обвинения в адрес Китая о необходимости признать ответственность за распространение новой коронавирусной инфекции.

Другая часть новых ограничительных мер в отношении КНР связана с обвинениями в нарушении прав человека в Китае. Конгресс США принял «Закон о правах уйгуров» (Uyghur Human Rights Policy Act of 2020), предполагающий санкции против лиц, ответственных за нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. В свою очередь ряд американских ведомств выпустил разъяснения относительно рисков ведения бизнеса с компаниями из КНР, которые могут быть причастными к нарушению прав уйгурского населения.

Государственный департамент США также выпустил заявление о введении персональных санкций (запрет на въезд) в отношении китайских высокопоставленных лиц, ответственных за нарушение прав человека в Гонконге. Одновременно с этим, правительство США также запретило экспорт любой продукции военного назначения в Гонконг. Наконец, Министерство обороны США опубликовало список китайских компаний, тесно связанных с Коммунистической партией КНР. В список помимо Huawei попали многие крупнейшие государственные корпорации КНР, связанные с технологическим сектором китайской экономики. Хотя новые санкции в отношении данных компаний пока не планируются, основной вектор дальнейшей эскалации американских ограничительных мер в отношении Китая будет концентрироваться прежде всего на компаниях технологического сектора.

В свою очередь в Китае вряд ли оставят дальнейшую эскалацию американских ограничительных мер без ответа. В частности, Пекин рассматривает возможность отключения финансовой системы страны от долларовых транзакций, и, соответственно, будет стремиться к повышению значения юаня в международных расчетах с контрагентами. Кроме того, рассматривается возможность расширения списка «ненадежных организаций» с включением в него ряда американских компаний в качестве зеркального ответа на новые санкции США.

Санкции против Венесуэлы

2 июня 2020 г. Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) внесло в санкционные списки четыре организации и четыре судна в связи с нарушениями ими санкций против энергетического сектора Венесуэлы по исполнительному указу №13850. По мнению властей США, действия новых объектов санкций обеспечивали выгоду для режима Н. Мадуро и тем самым подрывали существующую санкционную программу США против Венесуэлы.

18 июня некоторые из этих организаций и судов были удалены из SDN списка. В частности, речь идет о компаниях Afranav Maritime Ltd, Seacomber Ltd и нефтяных танкерах Chios I, Athens Voyager.

OFAC выдал генеральную лицензию двум компаниям и двум судам, из Греции и с Маршалловых островов, осуществляющих деятельность в области морских перевозок. До 21 июля им необходимо свернуть сделки с Венесуэлой.

Санкции против Сирии

5 июня в Федеральном регистре были опубликованы новые правила Управления по контролю над иностранными активами для имплементации исполнительного указа №13894 (Блокирование собственности и приостановка въезда в государство для лиц, которые способствуют дестабилизации ситуации в Сирии). Отмечалось, что OFAC намерен дополнить эти правила более всеобъемлющими.

17 июня президент США Д. Трамп подписал «Закон Цезаря» или «Caesar Syria Civilian Protection Act of 2019». Закон существенно расширяет санкции против Сирии. Возрастают риски санкций для России. Конкретно предполагаются санкции против иностранных компаний, организаций и физических лиц, которые:

1. Предоставляют значительную финансовую, материальную и технологическую помощь правительству Сирии или подконтрольным ему организациям. Из практики мы знаем, что это может трактоваться очень широко.

2. Являются наемниками, военными или околовоенными организациями, сотрудничающими с правительством Сирии, Ирана и России.

3. Иностранные лица, которые подпадают под уже существующие санкции по Сирии.

4. Оказывают значительную (термин широкий) поддержку правительству Сирии в добыче нефти и газа.

5. Поставляют авиатехнику правительству Сирии (включая запчасти), которая может быть использована в военных целях (тоже может толковаться широко).

6. Оказывают правительству Сирии услуги в области строительства и инжиниринга.

Возник наиболее серьезный риск для бизнеса. Теперь любые программы восстановления Сирии под эгидой правительства Сирии будут подпадать под санкции. Участие российских компаний в таких программах будет затруднено. Кроме того, в течение следующих 180 дней Казначейство должно подготовить отчет о том, является ли Центробанк Сирии организацией, задействованной в отмывании денег.

В тот же день, 17 июня, по исполнительному указу №13894 и по «Закону Цезаря» OFAC ввел санкции против ряда сирийских лиц. В список попали в том числе члены семьи президента Сирии Башара аль-Асада, например, его супруга Асма аль-Асад и сестра Бушра аль-Асад.

Санкции против Ирана

В Государственном департаменте заявили о вступлении в силу санкций против иранской компании Iran Shipping Lines и ее шанхайской «дочки» E-Sail Shipping Company. Решение было принято еще полгода назад. Американцы давали время контрагентам свернуть действующие соглашение.

Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) ввело санкции против лиц, связанных с Ираном. Причиной добавления новых организаций и физических лиц в SDN список послужила их связь с уже подсанкционными компаниями, таким как Национальная иранская танкерная компания (дочка Национальной иранской нефтяной компании), Судовые линии Ирана, иранская металлургическая компания Mobarakeh Steel Company и др. Также основой санкций послужил исполнительный указ №13871 от 8 мая 2019 г., предполагающий санкции против секторов черной металлургии, алюминиевого сектора и добычи и обработки меди. Под санкции 24-25 июня попали организации, зарегистрированные в Иране, ОАЭ, Германии. Также в июне был изменен статус других лиц из SDN списка. Теперь основаниями их нахождения в списках являются законодательство по противодействию терроризму, законодательство о нераспространении и связи с конкретными компаниями.

Великобритания, Франция и Германия в свою очередь заявили о приверженности дипломатическому решению проблемы с ядерной программой Ирана. С одной стороны, страны «Евротройки» упоминают о приверженности к соблюдению СВПД, несмотря на выход из него США. С другой, они указывают на то, что Иран также начал нарушать условия соглашения. Интересно, что заявление содержит призыв к продлению эмбарго на поставки вооружений. В этом позиция «Евротройки» совпадает с линией Вашингтона. Теперь США и европейские члены Совета Безопасности ООН плюс Германия будут пытаться заручиться в этом вопросе поддержкой России и КНР.

Санкции в сфере кибербезопасности

OFAC добавил 6 граждан Нигерии в SDN список за зловредную деятельность в киберпространстве, в результате которых у американских граждан и компаний были украдены порядка 6 млн долл. Эти лица маскировались под потенциальных партнеров, предлагая перевести деньги на те или иные «выгодные» проекты. Речь также о «романтических схемах». Санкционная программа основана на исполнительных указах №13694 и №13757.

Санкции США против МУС

11 июня 2020 г. президент США Д. Трамп подписал исполнительный указ №13928 «О блокировании собственности отдельных лиц, связанных с Международным уголовным судом». Особенность указа заключается в его направленности против крупной международной организации. Указ создал правовой механизм введения блокирующих и визовых санкций против сотрудников крупной международной организации и связанных с ней лиц. Причём деятельность этой организации во многом связана с одной из наиболее значимых проблем — уголовным преследованием военных преступников, а также всех тех, чьи преступления связаны с войнами, гражданскими и международными конфликтами. Согласно указу, санкции могут вводиться против лиц, причастных к попыткам расследования, ареста, задержания или преследования американских граждан или граждан союзнических государств без согласования с США.

Подписание данного исполнительного указа было встречено критикой ЕС. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель заявил о неприемлемости санкций против сотрудников МУС и их семей.

Новые кейсы судебной практики по вопросам санкций

Кейс Payment 24

Payment 24 — иранская компания, которая предлагала услуги по обходу санкций США. Ее директор Саид Шахидиан был экстрадирован в США из Лондона в мае 2020 г. В США ему пришлось предстать перед Федеральным окружным судом США в Миннеаполисе. 16 июня он признал себя виновным. Согласно материалам дела, фирма С. Шахидиана организовывала поставки товаров из США по поддельным документам, в которых Иран не значился в качестве пункта назначения. В системе PayPal были созданы сотни счетов для этих целей, а в «иранскую экономику поступили миллионы долларов».

Дело Никитина и KS Engineering

Вынесен первый приговор по делу о попытке поставить в Россию американскую турбину в обход санкций США. Габриэль Виллоне, представлявший итальянскую компанию GVA International, получил 28 месяцев тюрьмы за нарушение IEEPA и ECRA. По версии следствия, преступление было совершено следующим образом. Неизвестная российская госкомпания заключила контракт с Олегом Никитиным и российской компанией KS Engineering (KSE). KSE должна была закупить в США турбину Vectra 40G стоимостью 17,3 млн долл. с целью последующего использования для глубоководного бурения в Арктике. Поставка такого оборудования в Россию без специальной лицензии запрещена указом №13662 от 2014 г. По версии следствия, Олег Никитин и его сотрудник Антон Черемухин наняли Габриэля Виллоне и его фирму для покупки турбины в США в обход санкций. Те, в свою очередь, вышли на производителя турбины в штате Джорджия. Таким образом, была осуществлена попытка скрыть истинное назначение турбины.

Кейс Руперти

В США возбудили дело против крупного венесуэльского судовладельца Вильмера Руперти за предполагаемые поставки топлива в Венесуэлу в обход санкций США. По данным Reuters, в апреле В. Руперти заявил, что он поставил 300 000 баррелей газолина в Венесуэлу, и собирается поставить еще миллион баррелей. Он описывал сделку как «гуманитарную» и говорил об осведомленности властей США о ней. Однако власти США заявили, что подобные поставки требовали прямой авторизации.

Кейс Ascan

Зарегистрированная на Сейшелах дочерняя компания румынской Transylvania Internatonal Airlines — компания Ascan — подала иск в Федеральный суд округа Колумбия против главы Казначейства США Стивена Мнучина и директора OFAC Андреа Гаки. Компания требует разморозки активов в размере более чем 915 тыс. долл. Деньги были заморожены Deutsche Bank по требованию OFAC в 2016 г. Тогда компания пыталась купить в США самолет Airbus A-320, которым владела американская фирма JetPro. Она осуществила предоплату, которая и была заблокирована по причине того, что в сделке участвовало лицо из SDN списка, причем по программе борьбы с терроризмом. Менеджмент Ascan безуспешно пытался выяснить данные об этом физическом лице. Сам OFAC отказался называть имя лица, из-за которого была заблокирована сделка. Тем временем, у компании начались финансовые сложности. Из-за нехватки бортов возникли проблемы с авиационным властями. А проблемы с OFAC и собственное расследование заставили взять в кредит 200 тыс. долл. В октябре 2019 г. Ascan снова обратилась в OFAC с просьбой разблокировать замороженные деньги. Но ответа не получила.

Данный кейс показывает, что OFAC может создать иностранной компании очень большие сложности даже в ситуации, когда сама она не владеет информацией о сути дела. Ведомство может не раскрывать информацию по соображениям национальной безопасности. В итоге компания может потерять существенные деньги как в результате блокирования сделки, так и в результате серьезных судебных издержек.

Обвинения против граждан Сингапура

Сингапурский суд предъявил обвинения управляющему директоре сингапурской компании Wee Tiong (S) Pte Ltd и гражданке Малайзии — сотруднице, которая занималась менеджментом перевозок, в нарушении режима санкций Сингапура против КНДР. Директора обвиняют в преднамеренной подделке документов для обхода режима санкций и поставок в КНДР сахара, менеджера — в соучастии. Обвиняемым грозит до 10 тюрьмы или штраф, или и то и другое.

Видео

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся