Россия остаётся мишенью санкций западных государств уже на протяжении десяти лет. Основные этапы эскалации были связаны с событиями 2014 г. и принятием закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» 2017 г., наиболее масштабного закона по санкциям. 2019–2020 гг. связаны с качественным расширением санкций Европейского союза в отношении России. В 2022 г. в отношении России были введены ограничительные меры беспрецедентного характера, прежде всего со стороны коалиции западных государств — США, Европейского союза, Швейцарии, Великобритании, Канады, Японии и Австралии. Они координируют политику санкций, вводя схожие меры, но не всегда идентичные.
Инициаторы санкций использовали практически все существующие виды ограничений: блокирующие, секторальные меры, экспортный контроль, импортные запреты, визовые и транспортные ограничения. Возможности ужесточения санкций окончательно не исчерпаны. В частности, ряд стран пока не присоединились к полному эмбарго в отношении российских энергоносителей. Тем не менее по большей части возможности расширения санкций ограничены набором уже действующих мер, если мы говорим именно о качественных характеристиках.
Впрочем, страны-инициаторы сохраняют потенциал количественного расширения санкций посредством включения в санкционные списки физических и юридических лиц и добавления новых наименований товаров в перечень запрещенных к экспорту или импорту предметов. Иными словами, может происходить расширение уже действующих ограничений.
Страны Запада, вероятно, продолжат санкционное давление на Россию. Санкции США являются определяющими в сравнении с режимами других инициаторов. Развитие механизмов использования вторичных и принудительных мер ЕС едва ли окажет существенное влияние в условиях, когда зарубежный бизнес и так склонен к избыточному соблюдению санкций. Опыт России показывает, что, несмотря на ущерб экономике и некоторые дисбалансы, к масштабным санкциям возможно адаптироваться. При этом важную роль с точки зрения развития экономических отношений могут играть компании из третьих стран, таких как Китай и Иран, против которых также действуют ограничительные меры.
Россия остаётся мишенью санкций западных государств уже на протяжении десяти лет. Основные этапы эскалации были связаны с событиями 2014 г. и принятием закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» 2017 г., наиболее масштабного закона по санкциям. Он предусматривал ограничительные меры по украинской проблематике, кибербезопасности, тематике прав человека и коррупции и ввиду политики России на Ближнем Востоке. Кроме того, закон сделал возможным введение секторальных санкций против компаний, работающих в сферах добывающей, металлообрабатывающей и железнодорожной промышленности.
2019–2020 гг. связаны с качественным расширением санкций Европейского союза в отношении России. В тот период ЕС создал новые правовые механизмы для введения ограничительных мер и применил их против российских физических лиц и организаций. Это предвещало изменение подхода Евросоюза к политике санкций в пользу более тесной консолидации и координации санкционного давления между Вашингтоном и Брюсселем. Впрочем, страны Запада на тот момент воздерживались от введения масштабных или так называемых «драконовских» санкций. По итогам 2020 г. Россия лишь замыкала тройку «лидеров» по числу инициированных в отношении неё санкционных событий, уступая Ирану и Китаю.
Однако в 2022 г. в отношении России были введены ограничительные меры беспрецедентного характера, прежде всего со стороны коалиции западных государств — США, Европейского союза, Швейцарии, Великобритании, Канады, Японии и Австралии. Они координируют политику санкций, вводя схожие меры, но не всегда идентичные. Некоторые из стран опережают партнёров в плане использования конкретных ограничений, в частности, касательно запретов импорта российского газа — ЕС, Швейцария, Япония от введения данной меры пока воздерживаются, тогда как США полностью запретили ввоз всех энергоносителей из России.
В целом все инициаторы ограничительных мер за последний год значительно ужесточили свои санкционные режимы в отношении Москвы. Санкции стран Запада направлены против финансового сектора, энергетической отрасли, добывающей промышленности, транспортной отрасли и ВПК. Помимо прочих ограничений, Министерство финансов США приняло директивы, установившие запреты на определенные транзакции, в том числе передачу активов и операции с иностранной валютой, с Центральным Банком России, Фондом национального благосостояния Российской Федерации или Министерством финансов Российской Федерации, а также на участие на вторичном рынке рублевых и нерублевых облигаций, выпущенных ими. Схожие меры были введены ЕС. Многие крупные российские банки попали под блокирующие санкции. Блокировка подразумевает запрет лицам в юрисдикции страны-инициатора осуществлять финансовые транзакции с ними. Решением Евросоюза некоторые российские банки («Сбербанк», «Московский кредитный банк» и др.) были отключены от SWIFT.
На уровне G7 было согласовано решение о введении предельной цены на российскую нефть и нефтепродукты, ограничивающее возможность оказания услуг по их морской транспортировке в случае приобретения по более высокой цене.
Российским воздушным судам ограничили доступ в пространство целого ряда стран, морским — в порты и шлюзы. Запреты также коснулись автомобильных грузоперевозок. Правительство России приняло симметричные меры против компаний из стран, применивших транспортные ограничения против России, запретив им осуществлять автомобильные грузоперевозки по территории Российской Федерации.
Важно отметить, что страны Запада нарастили давление против России по линии экспортно-импортных ограничений. Активно применяются импортные ограничения в отношении ряда товаров из России, включая нефть, уголь и черную металлургию. Действует строгий экспортный контроль в отношении предметов и технологий двойного назначения и широкого набора промышленных товаров, включая промышленное оборудование, холодильное оборудование, моторы и двигатели определенных типов и т.д. Также ужесточены экспортные ограничения в отношении российского энергетического сектора. Более того, Вашингтон использует против Москвы правило FDP, которое регулирует экспорт и реэкспорт в Россию товаров, произведенных в третьих странах с использованием американских технологий, программного обеспечения и компонентов. Примечательно, что, наряду с Россией, Соединенные Штаты применяют правило FDP против Китая с целью сдержать его технологический и военный потенциал за счет ограничения доступа к своим технологиям, а также иным товарам, компонентам и программному обеспечению, произведенным на их основе.
Таким образом, инициаторы санкций использовали практически все существующие виды ограничений: блокирующие, секторальные меры, экспортный контроль, импортные запреты, визовые и транспортные ограничения. Возможности ужесточения санкций окончательно не исчерпаны. В частности, ряд стран пока не присоединились к полному эмбарго в отношении российских энергоносителей. Тем не менее по большей части возможности расширения санкций ограничены набором уже действующих мер, если мы говорим именно о качественных характеристиках.
Впрочем, страны-инициаторы сохраняют потенциал количественного расширения санкций посредством включения в санкционные списки физических и юридических лиц и добавления новых наименований товаров в перечень запрещенных к экспорту или импорту предметов. Иными словами, может происходить расширение уже действующих ограничений. Характерно, что Великобритания в июльских поправках к своему санкционному регламенту уточнила понятие ближайших родственников лиц, связанных с правительством России, которые могут подпадать под ограничительные меры.
Другое направление может быть связано с использованием вторичных санкций и принудительных мер. Развитый механизм применения таких мер есть у США. В части принудительных мер Вашингтон активно использует инструмент штрафов. Расследования ведомств по фактам нарушений могут длиться несколько лет. В апреле текущего года под штраф американского Минфина попала американская S&P Global, Inc. за нарушения режима секторальных санкций против России, имевшие место в 2016 г. В настоящее время в США также предъявлены несколько уголовных обвинений в связи с нарушениями режима санкций против России, в частности за поставки технологий двойного назначения в Россию и за попытку экспорта в Россию шлифовального станка. В отношении ряда авиакомпаний Министерство торговли США применило Временные постановления (Temporary Denial Orders, TDO) за использование американских самолетов без лицензии. TDO запрещает любой экспорт или реэкспорт (через третьи страны) из США в интересах подпадающих под его действие компаний.
Евросоюз и Великобритания также совершенствуют собственные институты и практики. В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что в октябре 2022 г. Европейский союз изменил критерии для введения ограничений, создав механизм вторичных санкций. Прецедентом их применения стали блокирующие санкции против иранского производителя беспилотников Shahed Aviation Industries и иранских лиц в связи с предполагаемыми поставками беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Россию. Примечательно, что ранее Евросоюз критиковал Соединенные Штаты за применение вторичных санкций и принудительных мер. Брюссель даже предпринимал попытки противодействия им, которые скорее можно определить как безуспешные. В их числе — использование так называемого «Блокирующего статута».
Таким образом, страны Запада, вероятно, продолжат санкционное давление на Россию. Санкции США являются определяющими в сравнении с режимами других инициаторов. Развитие механизмов использования вторичных и принудительных мер ЕС едва ли окажет существенное влияние в условиях, когда зарубежный бизнес и так склонен к избыточному соблюдению санкций. Опыт России показывает, что, несмотря на ущерб экономике и некоторые дисбалансы, к масштабным санкциям возможно адаптироваться. При этом важную роль с точки зрения развития экономических отношений могут играть компании из третьих стран, таких как Китай и Иран, против которых также действуют ограничительные меры.
Впервые опубликовано на английском языке в Capital Ideas.