Одним из самых обсуждаемых событий последних месяцев в сфере законотворческой деятельности Евросоюза стало принятие 20 апреля 2023 г. Парламентом ЕС обновленной редакции Регламента о переводе средств и криптоактивах (MiCA) в первом чтении. Планируется, что документ вступит в силу в январе 2025 г.
Новое законодательство предусматривает обязательность применения «travel rule» или «правила переводов», которое уже используется в традиционных финансах (фиатные деньги, электронные платежи), к переводам в криптовалюте (биткоины, токены), обязывая поставщиков услуг сопровождать такие переводы информацией об отправителе и получателе, а также о конечном бенефициаре, которая будет храниться у обеих сторон перевода. Помимо защиты прав потребителей, обеспечения финансовой стабильности и целостности рынка, целью принятия Регламента является также борьба со злоупотреблениями криптоактивами преступниками, террористами и лицами, уклоняющимися от санкций.
Несмотря на усилия большинства западных государств по внедрению надзорных процедур в сфере владения и торговли криптоактивами, в последнее время все чаще ставится под сомнение сама возможность уклонения от санкций с помощью использования криптовалют. Инсайдеры и практики рынка криптоактивов отрицают такую возможность. Главный аргумент, ставящий под сомнение возможность обхода санкций с помощью криптовалют, заключается в том, что полная децентрализация, заявленная в этой сфере, на самом деле миф, поскольку основная масса транзакций с криптовалютами опосредуется централизованными криптобиржами. Последние подчиняются правилам KYC и ПОД/ФТ, которые применяются традиционными финансовым учреждениям, и, как следствие, могут блокировать счета, связанные с физическими и юридическими лицами, находящимися под санкциями.
Представляется, что на данном этапе влияние санкционного законодательства ЕС по ограничению участия россиян в финансовых транзакциях с криптоактивами будет минимальным ввиду отсутствия национального рынка криптовалют.
Одним из самых обсуждаемых событий последних месяцев в сфере законотворческой деятельности Евросоюза стало принятие 20 апреля 2023 г. Парламентом ЕС обновленной редакции Регламента о переводе средств и криптоактивах (MiCA) в первом чтении. Планируется, что документ вступит в силу в январе 2025 г.
Содокладчик Комитета по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам Европарламента Ассита Канко считает, что Парламент и Совет нашли справедливый компромисс, который сделает более безопасным владение и торговлю криптоактивами для добросовестных потребителей. Вместе с тем принятие регламента усложнит злоупотребление криптоактивами для преступников, террористов и лиц, уклоняющихся от санкций. По словам А. Канко, административное бремя, которое неизбежно возникнет для криптокомпаний, будет «с лихвой компенсировано гармонизацией законодательства стран — членов Евросоюза, которое в настоящее время имеет 27 различных режимов нормативно-правового регулирования в сфере проведения транзакций с использованием криптовалюты».
Новое законодательство предусматривает обязательность применения «travel rule» или «правила переводов», которое уже используется в традиционных финансах (фиатные деньги, электронные платежи), к переводам в криптовалюте (биткоины, токены), обязывая поставщиков услуг сопровождать такие переводы информацией об отправителе и получателе, а также о конечном бенефициаре, которая будет храниться у обеих сторон перевода. Помимо защиты прав потребителей, обеспечения финансовой стабильности и целостности рынка, целью принятия Регламента является также борьба со злоупотреблениями криптоактивами преступниками, террористами и лицами, уклоняющимися от санкций.
Например, поставщики услуг виртуальных активов (VASP), такие как криптовалютные биржи и провайдеры виртуальных «кошельков» криптовалюты, должны будут при осуществлении транзакции записать имя клиента, адрес, дату рождения и номер счета, а также имя предполагаемого получателя перевода. В свою очередь поставщик услуг получателя криптоактива должен внедрить процедуры аналогичные стандартам Know Your Client (KYC) для проверки информации об отправителе перевода и источнике происхождения актива.
Принятие нового законодательства на уровне ЕС — это следствие выполнения Рекомендации 16 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — FATF), межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.
Так, в 2019 г. FATF опубликовала расширенные рекомендации по распространению «travel rule» на виртуальные активы (VA) и поставщиков услуг VA (VASP). И хотя передача персональных данных между финансовыми учреждениями — давно установленный процесс, это все еще относительно новое требование для криптоиндустрии, которое влечет за собой необходимость создания национального законодательства, а также формирования беспрецедентной сети связи между криптоплатформам.
По состоянию на март 2022 г. лишь 29 из 98 стран, присоединившихся к Рекомендациям FATF, сообщили о принятии в соответствии с ними национального законодательства, и только 11 юрисдикций приступили к реализации правоприменительных и надзорных мер. Так, к примеру, Япония объявила, что к концу мая 2023 г. приведет операции с криптовалютой в соответствие с «правилами переводов», а в Литве принятие аналогичного законодательства ожидается не ранее 2025 г.
Проблема также заключается в разнице подходов различных государств к требованиям «travel rule», таких как минимальные пороговые значения, вопросы конфиденциальности данных, подходы к транзакциям с нелицензированными поставщиками услуг. К примеру, FATF рекомендует странам применять правила предоставления информации сторонами транзакции при превышении минимального порога сделки в 1000 долларов или евро для переводов виртуальных активов, в то время как на территории США он определен в размере 3000 долларов.
Несмотря на усилия большинства западных государств по внедрению надзорных процедур в сфере владения и торговли криптоактивами, в последнее время все чаще ставится под сомнение сама возможность уклонения от санкций с помощью использования криптовалют. Инсайдеры и практики рынка криптоактивов отрицают такую возможность. В качестве основных аргументов используются следующие:
- рынок криптоактивов слишком мал, поскольку не обладает достаточной ликвидностью, чтобы удовлетворить потребности суверенного государства;
- SWIFT ежедневно обрабатывает в среднем 42 миллиона финансовых сообщений. Такой масштаб и эффективность невозможно обеспечить с помощью современных децентрализованных технологий в сфере криптовалюты;
- использование общедоступного блокчейна делает его неэффективным инструментом для незаконной деятельности, поскольку требования о раскрытии информации по транзакциям с криптоактивами аналогичны требованиям традиционных финансовых учреждений;
- идея о том, что какая-то криптовалюта может быть использована для обхода санкций, зависит от того, будет ли этот актив действительно принят к широкому использованию, чего в настоящее время не происходит.
Но главный аргумент, ставящий под сомнение возможность обхода санкций с помощью криптовалют, заключается в том, что полная децентрализация, заявленная в этой сфере, на самом деле миф, поскольку основная масса транзакций с криптовалютами опосредуется централизованными криптобиржами. Последние подчиняются тем же правилам KYC и ПОД/ФТ, которые применяются традиционными финансовым учреждениям, и, как следствие, могут блокировать счета, связанные с физическими и юридическими лицами, находящимися под санкциями.
Президент США Дж. Байден и вице-премьер Украины М. Федоров ранее уже обращались к крупнейшим криптовалютным биржам с просьбой заморозить счета российских физических и юридических лиц. Хотя первоначально такие криптобиржи, как Coinbase и Kraken, заявили, что они не будут запрещать российские счета, некоторые из них, такие как CoinZoom, Binance и NFT-биржа OpenSea, впоследствии объявили, что они будут блокировать счета, принадлежащие физическим и юридическим лицам, находящимся под санкциями.
В последнее время профессиональные участники рынка и представители власти все чаще поднимают вопрос о необходимости создания национальной криптобиржи в России. Так, в декабре 2022 г. председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил о том, что российская криптобиржа может появиться уже в апреле–июне 2023 г. Необходимость ее создания обусловлена в том числе тем, что оборот цифровых валют, которые будет допустимо использовать для трансграничных платежей, должен проходить через отечественную инфраструктуру.
Такая позиция контрастирует с мнением Центрального банка РФ. Глава Банка России Эльвира Набиуллина неоднократно заявляла, что регулятор не меняет свою позицию относительно криптовалют. Банк отрицательно относится к их использованию на национальном рынке, но готов допустить внешнеторговые расчеты в цифровых валютах.
Представляется, что на данном этапе влияние санкционного законодательства ЕС по ограничению участия россиян в финансовых транзакциях с криптоактивами будет минимальным ввиду отсутствия национального рынка криптовалют, а также ввиду ограниченности потенциально возможного объема этого рынка в случае его формирования в России в ближайшем будущем.