После проведения Российской Федерацией референдумов в ЛДНР, Херсонской и Запорожской областях стало очевидно, что новый пакет санкций от Евросоюза — лишь вопрос времени. Об этом свидетельствовали, помимо прочего, введенные ограничения со стороны США, Великобритании и Японии в тот же и последующие дни после признания территорий в составе РФ.
Наибольшее внимание привлекло ограничение цены на российскую нефть. Основной смысл состоит в том, что перевозка нефти российского происхождения и оказание сопутствующих услуг будут разрешены лишь в том случае, если цена контракта будет ниже установленной. Ранее данная мера уже обсуждалась на уровне стран Группы семи задолго до проведения референдумов, поэтому считать референдумы единственным основанием для введения подобного рода санкций было бы некорректно. Согласно новым ограничительным правилам, введенная цена на российскую нефть не будет иметь окончательный характер. Это означает, что предельная цена в будущем будет меняться в зависимости от постоянно меняющихся конъюнктурных условий и обстоятельств. Текущая консолидации в вопросе ограничений поставок нефти временна и вряд ли просуществует долго. Возможно, будут выпущены ряд лицензий и исключений с целью смягчения ущерба для малых стран ЕС.
Подводя предварительные итоги, можно отметить, что несмотря на количественные объемы введенных восьмым пакетом ограничений, их качественная роль представляется невысокой. Это объясняется как тем, что принятые меры носят рутинный характер, так и общей адаптацией российского бизнеса к непрекращающемуся санкционному давлению со стороны «коллективного Запада». Единственные ограничения восьмого пакета, представляющие на данный момент определенные опасения и требующие внимания специалистов, видятся меры по установления предельной цены на российскую нефть. Вместе с тем параметры потенциальных последствий станут более явными после окончания процесса согласования механизма определения цен и достижения консенсуса между основными инициаторами антироссийских санкций.
После проведения Российской Федерацией референдумов в ЛДНР, Херсонской и Запорожской областях стало очевидно, что новый пакет санкций от Евросоюза — лишь вопрос времени. Об этом свидетельствовали, помимо прочего, введенные ограничения со стороны США, Великобритании и Японии в тот же и последующие дни после признания территорий в составе РФ.
Наибольшее внимание привлекло ограничение цены на российскую нефть. Основной смысл состоит в том, что перевозка нефти российского происхождения и оказание сопутствующих услуг будут разрешены лишь в том случае, если цена контракта будет ниже установленной. Ранее данная мера уже обсуждалась на уровне стран Группы семи задолго до проведения референдумов, поэтому считать референдумы единственным основанием для введения подобного рода санкций было бы некорректно.
В целом же, в контексте данных ограничений есть несколько примечательных моментов. Во-первых, ни Группа семи, ни Евросоюз, ни США все еще не определили предельную цену, по которой закупать нефть российского происхождения было бы разрешено. Неделю назад Минфин США предложил ввести пороговую цену в 60 долларов за баррель, однако это лишь предварительное предложение. Понятно, что в ближайшем будущем цена будет согласована, но это не станет решающим моментом. Согласно новым ограничительным правилам, введенная цена на российскую нефть не будет иметь окончательный характер. Это означает, что предельная цена в будущем будет меняться в зависимости от постоянно меняющихся конъюнктурных условий и обстоятельств. Однако было бы неверно говорить о сугубо негативных эффектах данного решения. Россия и Саудовская Аравия остаются главными поставщиками нефтепродуктов в масштабе всего мира. Как видится, соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти на 2 млн баррелей в сутки позволит нашей стране косвенно влиять на рост мировых цен на сырье, что, соответственно, приведет к необходимости увеличения предельной цены на нефть российского происхождения.
Во-вторых, остается открытым вопрос об обратных эффектах и долговечности таких ограничений. Абсолютного консенсуса внутри ЕС по любым вопросам, связанным с российским нефтегазовым сектором, не было ни разу с начала СВО. Именно с этой проблемой Евросоюз в лице в крупных стран-членов пытался бороться, когда предлагал изменение механизма принятия решений путем предложения введения правила квалифицированного большинства, попутно отменив право вето. Так или иначе, главный момент состоит в том, что текущая консолидации в вопросе ограничений поставок нефти временна и вряд ли просуществует долго. Возможно, будут выпущены ряд лицензий и исключений с целью смягчения ущерба для малых стран ЕС.
Одно из исключений было выпущено сразу же в рамках восьмого пакета. В частности, установленный ранее запрет на предоставление технической и финансовой помощи, а также брокерских услуг, связанных с морской транспортировкой в третьи страны сырой нефти или нефтепродуктов из России, не будет действовать в случае, если российская нефть и нефтепродукты были приобретены по цене не выше предельной.
Вместе с тем, новый пакет санкций Евросоюза, хотя и выглядит внушительным, однако в большинстве своем представляет собой продление или ужесточение уже принятых ранее ограничений. Одной из таких мер стало расширение перечня товаров, которые могут способствовать военному и технологическому потенциалу России и развитию сектора обороны и безопасности.
Другими рутинными ограничениями стали продление запрета на импорт из РФ продукции из стали и расширение списка товаров, которые «приносят России значительный доход». Правда, на этот раз, в перечень таких товаров вошли целлюлоза, бумага, камни и драгоценные металлы, используемые в ювелирной промышленности, некоторые химические изделия, сигареты, пластмассы и готовые химические продукты, такие как косметика.
Помимо прочего, был введен запрет на совершение любых сделок с определенными российскими организациями. Важной составляющей этой меры стал запрет гражданам ЕС занимать руководящие должности в этих организациях. Одна из организаций, на которую распространяются упомянутые ограничения, является подведомственный Министерству транспорта «Российский морской регистр судоходства». Помимо запрета сделок, любые суда, сертифицированные обозначенной организацией, больше не могут входить в порты ЕС.
Расширены ограничения в области кибербезопасности. Предоставление гражданам России, равно как и резидентам криптокошельков, услуг учета и хранения криптоактивов теперь полностью запрещено. Для сравнения, ограничения предыдущих пакетов позволяли осуществление обозначенных услуг, если их общая стоимость не превышает 10 тысяч евро. По всей видимости, включение данных ограничений в санкционный пакет обусловлено предположениями Евросоюза о том, что по мере введения новых санкций российские власти становятся все более заинтересованными в проведении операций в криптовалюте. Рассматривая данный механизм оплаты товаров и услуг как попытку обхода европейских санкций, ЕС пытается блокировать и эти каналы.
Масштабные ограничения также коснулись сферы услуг. Подобные санкции уже были введены Великобританией за несколько дней до публикации нового пакета ЕС. Речь идет о запрете предоставления России архитектурных, инженерных услуг, консультаций в области IT и юридических консультаций. Запрет на экспорт в РФ архитектурных и инженерных услуг теперь включает в себя городское планирование и услуги по проектированию. Под консультационными услугами в области IT ЕС понимает всевозможные консультации, связанные с установкой компьютерного оборудования и внедрения программного обеспечения.
Самый крупный перечень запрещенных услуг относится к предоставлению юридических услуг для физических и юридических лиц из России. В данном случае запрет теперь распространяется на предоставление юридических консультаций клиентам по неконфликтным вопросам, включая коммерческие сделки, связанные с применением или толкованием закона; участие с клиентами или от их имени в коммерческих сделках, переговорах и других сделках с третьими сторонами; а также подготовку, оформление и проверку юридических документов.
Несмотря на то, что от восьмого пакета ожидался достаточно внушительный перечень российских лиц, внесенных в европейский санкционный список, туда попали лишь 30 человек. Среди них — деятели культуры и российские чиновники, определяющиеся Евросоюзом как «причастные к проведению референдумов». Вместе с тем, список подсанкционных лиц весьма показателен в том смысле, что простора для введения действительно «болезненных» персональных санкций остается все меньше. Это толкает Евросоюз и их союзников расширять свои санкционные списки посредством включения в них родственников российских чиновников, артистов и журналистов.
Санкции в отношении российских организаций уже традиционно коснулись государственных корпораций, а также предприятий, занятых в сфере авиационной и военной промышленности. Более примечателен иной кейс. Речь идет о включении в санкционный список Центральной избирательной комиссии РФ. С одной стороны, санкционирование государственных институтов имеет в большей степени психологический эффект. С другой, введение ограничений в отношении российских государственных ведомств все больше входит в привычку участников антироссийской коалиции. Аналогичным образом, незадолго до введения в силу нового пакета администрация Д. Байдена приняла собственные меры в отношении Совета Федерации.
Подводя предварительные итоги, можно отметить, что несмотря на количественные объемы введенных восьмым пакетом ограничений, их качественная роль представляется невысокой. Это объясняется как тем, что принятые меры носят рутинный характер, так и общей адаптацией российского бизнеса к непрекращающемуся санкционному давлению со стороны «коллективного Запада». Единственные ограничения восьмого пакета, представляющие на данный момент определенные опасения и требующие внимания специалистов, видятся меры по установления предельной цены на российскую нефть. Вместе с тем параметры потенциальных последствий станут более явными после окончания процесса согласования механизма определения цен и достижения консенсуса между основными инициаторами антироссийских санкций.