Год от года интерес международного бизнес-сообщества к африканским потребителям лишь растет. Порог входа на подавляющее большинство рынков континента относительно невысок, и российские предприниматели чувствую себя уверенно в условиях местной конкуренции. Разумеется, это понимают и другие крупные игроки — от США и ЕС до Китая и Японии. Однако в то время, как совокупный оборот товаров и услуг между КНР и странами Африки в 2021 г. насчитывал 200 млрд долл., показатели российских предприятий выглядели намного скромнее — около 18 млрд долл.
В попытке преодолеть отставание руководство РФ предприняло ряд решительных мер, направленных на развитие «южного направления». Главным элементом стал проект «Сделано в России» (Made in Russia) при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ) — основного связующего звена между отечественными производителями и африканскими потребителями. Made in Russia представляет собой одновременно зонтичный бренд и специальную программу, нацеленную на поддержку отечественных фирм в процессе продвижения их продукции на зарубежных рынках. В итоге в 2023 г. Made in Russia впервые удалось закрепиться сразу в нескольких государствах Африканского континента, среди которых крупнейшие африканские экономики — Нигерия, Египет, Алжир. В стремлении ответить на запрос африканской аудитории большинство отечественных компаний сделало ставку на агропромышленный комплекс — жесточайший дефицит еды остается печально известной проблемой региона. Поставка продуктов питания по доступной цене — точка равновесия запроса африканской и предложения российской сторон. По итогам упомянутой стратегии за период 2022–2023 гг. прирост российско-африканской торговли продукцией АПК в рамках лейбла Made in Russia составил 150%, увеличившись в 1,5 раза всего за год.
По итогам периода с середины 2023 по середину 2024 гг. можно выделить следующий тренд: количество российских предприятий на африканских рынках медленно, но уверенно растет, не всегда линейно, но общая динамика преимущественно положительная. По подсчетам российских экономистов, в один только Алжир поставки продуктов питания под знаком Made in Russia за год выросли на 20%. Форсированными темпами расширяется ареал деятельности сотрудничающих с РЭЦ фирм, количество которых за прошедшие 10 месяцев (с июня 2023 по апрель 2024 гг.) на африканском направлении почти удвоилось с 11, достигнув в пиковый момент 19 (сейчас их, впрочем, 17). По всей вероятности, к концу 2024 г. (при условии сохранения текущих темпов) число представителей бренда Made in Russia составит минимум 20–30 предприятий.
Закрепившись в рамках столь обширных рынков сбыта, национальные предприятия РФ смогут заявить о себе на новую многомиллионную аудиторию. Поэтому компаниям Made in Russia следовало бы, помимо агропромышленного комплекса, рассмотреть и другие сферы интересов африканских покупателей, среди которых могут быть медицина, строительство, транспорт. Дальнейшее развитие российско-африканской торговли в общем и успехов бренда Made in Russia, в частности, зависит от целого комплекса факторов; не последнюю роль здесь играет искусство «налаживания мостов» (поиск закупщиков, ведение переговоров, разработка маршрутов, сопровождение грузов). Дальнейшие успехи на данном направлении помогут укрепить сотрудничество отечественного бизнеса с государствами глобального Юга, что представляется особенно важным в контексте случившейся диверсификации торговых партнеров России и смены географии международной торговли страны после введения против нее санкций «коллективного Запада».
Первые декады XXI в. ознаменовались демографическим взрывом в Африке на фоне постепенного старения населения в остальных регионах. По состоянию на 2024 г., суммарный коэффициент рождаемости составил 1,8 в США, 1,5 в ЕС и 1,3 в Японии, в то время как в Нигере — 6,7, в Анголе — 5,7 и в ДРК — 5,5. Колоссальный избыток рабочей силы закономерным образом конвертировался в подъем национальных хозяйств континента. Если темпы прироста ВВП прочих государств оставляли желать лучшего (2,7% в США, 1,5% в ЕС и 0,9% в Японии), то к середине 2020-х гг. у африканских экономик показатели заметно лучше — 10,4% в Нигере, 7,8% в Ливии и 6,2% в Эфиопии. В связи с этим освоение обширных африканских рынков быстро стало одним из центральных вопросов внешнеэкономической и торговой деятельности ведущих держав планеты. Однако в то время, как совокупный оборот товаров и услуг между КНР и странами Африки в 2021 г. насчитывал 200 млрд долл., показатели российских предприятий выглядели намного скромнее — около 18 млрд долл. В попытке преодолеть отставание руководство РФ предприняло ряд решительных мер, направленных на развитие «южного направления». Главным элементом стал проект «Сделано в России» (Made in Russia) при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ) — основного связующего звена между отечественными производителями и африканскими потребителями.
Made in Russia представляет собой одновременно зонтичный бренд и специальную программу, нацеленную на поддержку отечественных фирм в процессе продвижения их продукции на зарубежных рынках. Присоединение к лейблу проходит относительно просто и быстро — нужно всего лишь пройти сертификацию и внести необходимые данные в соответствующий реестр на сайте РЭЦ. После регистрации юридическим лицам предоставляется набор гарантий со стороны государства; в свою очередь, государство получает свежие идеи для дальнейшей генерации прибыли в условиях расширения внешнеторгового потенциала РФ. Перечисленные выше процессы тесно связаны с деятельностью Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент), в связи с чем 26 апреля 2023 г. было подписано соглашение о партнерстве между ведомствами для использования Made in Russia в качестве знака, объединяющего национальных производителей различных товаров, будь то техника, одежда, лекарство и др. Если модель доказывает свою эффективность — ее берут на серийное производство. Более того, в рамках режима преференций Роспатент делает скидку на ряд услуг аккредитованным РЭЦ предприятиями. При этом, участвуя в проекте Made in Russia, производители могут сконцентрироваться на производственной части, в то время как все посреднические услуги находятся в зоне ответственности РЭЦ.
«Африканская эпопея» РЭЦ и Made in Russia
В результате стремительной эскалации вооруженного конфликта на Украине и начала СВО в 2022 г. оборот товаров и услуг между Россией и западными странами многократно снизился. Активно стараясь перестроиться на новых «дружественных» партнеров, руководство России обозначило Африку как новый приоритет — наравне с Китаем, Индией, а также странами Ближнего Востока и Латинской Америки. В итоге в 2023 г. Made in Russia впервые удалось закрепиться сразу в нескольких государствах континента, среди которых крупнейшие африканские экономики — Нигерия, Египет, Алжир. В стремлении ответить на запрос африканской аудитории большинство отечественных компаний сделало ставку на агропромышленный комплекс — жесточайший дефицит еды остается печально известной проблемой региона (по статистике, как минимум 20% населения Африки страдает от недоедания). Соответственно, поставка продуктов питания по доступной цене — точка равновесия запроса африканской и предложения российской сторон. По итогам упомянутой стратегии за период 2022–2023 гг. прирост российско-африканской торговли продукцией АПК в рамках продвигаемого РЭЦ лейбла Made in Russia составил 150%, увеличившись в 1,5 раза всего за год.
С 13 по 15 июня 2023 г. в Лагосе (Нигерия) прошла выставка Food & Beverage West Africa, в которой приняли участие 11 национальных производителей, объединенных стандартом Made in Russia. За три дня мероприятия сотрудники РЭЦ организовали порядка 100 встреч формата B2B с партнерами из самых разных частей африканского континента. С 12 по 14 декабря 2023 г. в Каире (Египет) состоялось еще одно мероприятие — Good Food Russia, в котором участвовало 19 российских компаний и было проведено 250 бизнес-встреч 2B2, совокупный экспортный потенциал которых составил около 20 млн долл. Главными товарами стали зерно, молоко, ягоды, сладости, а также мясные и рыбные консервы. В частности, большой популярностью пользовались макароны российского производства: дешевые, но калорийные изделия под логотипом Made in Russia могут оказаться эффективным решением проблемы голода. Немалый интерес среди африканских участников вызвал и ряд ноу-хау производственного характера. Наконец, с 22 по 25 апреля в Алжире (Алжир) российским предприятиям представился шанс проявить себя на полях саммита DJAZAGRO — одного из крупнейших мероприятий в Северной Африке для представителей агробизнеса, в котором приняли участие 700 компаний из 33 государств мира. В общей сложности 17 предприятий Made in Russia представили потенциальным африканским покупателям отечественные продукты — просо, чечевицу, нут, пшеницу, кукурузу, масло, жмых и гречку. Привлекали внимание не только российские деликатесы вроде икры и шоколада, но также блюда с национальным колоритом (например, русские сушки или татарский чак-чак).
По итогам периода с середины 2023 по середину 2024 гг. можно выделить следующий тренд: количество российских предприятий на африканских рынках медленно, но уверенно растет, не всегда линейно, но общая динамика преимущественно положительная. По подсчетам российских экономистов, в один только Алжир поставки продуктов питания под знаком Made in Russia за год выросли на 20%. Форсированными темпами расширяется ареал деятельности сотрудничающих с РЭЦ фирм, количество которых за прошедшие 10 месяцев (с июня 2023 по апрель 2024 гг.) на африканском направлении почти удвоилось с 11, достигнув в пиковый момент 19 (сейчас их, впрочем, 17). По всей вероятности, к концу 2024 г. (при условии сохранения текущих темпов) число представителей бренда Made in Russia составит минимум 20–30 предприятий.
Перспективы российских компаний на Африканском континенте
Год от года интерес международного бизнес-сообщества к африканским потребителям лишь растет. Порог входа на подавляющее большинство рынков континента относительно невысок, и российские предприниматели чувствую себя уверенно в условиях местной конкуренции. Разумеется, это понимают и другие крупные игроки — от США и ЕС до Китая и Японии. Вовремя встроиться в процесс переориентации на так называемый глобальный Юг — значит встать в авангарде тектонических перемен мирового хозяйства. По всей видимости, взрывной рост численности населения Африки неминуемо продолжится вплоть до наступления XXII в. Согласно некоторым прогнозам, в 2050 г. на континенте будут проживать уже 2,4 млрд человек, а в 2100 г. — свыше 4,2 млрд человек: больше, чем население Китая и Индии вместе взятых. И если в Азии и Европе, где наблюдается старение населения, сумма потенциальных потребителей российской продукции со временем лишь продолжит падать, то на просторах Африканского континента совокупный спрос будет только расти. Следовательно, укрепление позиций отечественных производителей там в свете данных тенденций особенно важно. Вместе с тем африканские успехи Made in Russia способны внести крупный вклад в решение проблемы голода в широтах глобального Юга.
Закрепившись в рамках столь обширных рынков сбыта, национальные предприятия РФ смогут заявить о себе на новую многомиллионную аудиторию. Поэтому компаниям Made in Russia следовало бы, помимо агропромышленного комплекса, рассмотреть и другие сферы интересов африканских покупателей, среди которых медицина, строительство, транспорт. В сфере медицины популярностью могут пользоваться вакцины от геморрагической лихорадки Эбола и геморрагической лихорадки Денге, в связи с чем полноценными участниками проводимой РЭЦ инициативы могли бы стать такие национальные исследовательские организации, как ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Гамалеи».
По состоянию на начало 2020-х гг., 60% городского населения Африки южнее Сахары (то есть около 200 млн человек) проживает в трущобах. Коммунальный коллапс вызван не только повальной бедностью местных горожан, но также острым дефицитом стройматериалов — железобетонных конструкций, керамических и силикатных кирпичей. Неплохими кандидатами на роль африканских застройщиков в рамках программы Made in Russia могли бы стать крупные российские строительные предприятия. Также, по данным 2022 г., на африканские государства приходится менее 1% от всех изготавливаемых на планете автобусов и автомобилей. Продвижение российских автопроизводителей (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ) видится в данном контексте логичным ответом как на запросы как африканской публики, так и отечественного бизнеса.
***
Таким образом, наравне с агропромышленным комплексом существует еще немало прибыльных и взаимовыгодных областей соприкосновения по линии «Россия — Африка». Дальнейшее развитие российско-африканской торговли в общем и успехов бренда Made in Russia, в частности, зависит от целого комплекса факторов; не последнюю роль здесь играет искусство «налаживания мостов» (поиск закупщиков, ведение переговоров, разработка маршрутов, сопровождение грузов). Дальнейшие успехи на данном направлении помогут укрепить сотрудничество отечественного бизнеса с государствами глобального Юга, что представляется особенно важным в контексте случившейся диверсификации торговых партнеров России и смены географии международной торговли страны после введения против нее санкций «коллективного Запада».