Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Попов

Магистрант программы «Восточноевропейские исследования» НИУ ВШЭ

Интеграционные процессы, представляющие собой полномасштабное взаимодействие стран, основываются не только на воле политических лидеров или благоприятных системных факторах, вынуждающих страны к сближению, но также и на совместном историческом опыте. Белоруссия и Россия, долгое время существовавшие в рамках одной политической системы и в настоящее временя активно обращающиеся к своему прошлому для достижения определенных политических целей, могут основывать свое нынешнее сотрудничество и на общей исторической памяти.

Для исследования важную роль играют понятие М. Хальбвакса о коллективной памяти, согласно которому группы людей, в том числе и нация, обладают общей памятью о прошлом, что влияет на формирование индивидуальной памяти, и идеи А. Ассман о выделении в коллективной памяти особой политической памяти, предлагаемой элитами для достижения конкретных целей. Все это отражается в концепции исторической политики — согласно А.И. Миллеру, наборе практик, с помощью которых различные политические силы стремятся утвердить свои интерпретации исторических событий как доминирующие.

В статье сделана попытка рассмотреть, как сочетается историческая политика Белоруссии на современном этапе с ее участием в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. В качестве отдельного проявления белорусской исторической политики рассматривается проведение в 2022 г. Года исторической памяти. При поверхностном рассмотрении перечня мероприятий Года исторической памяти можно увидеть неосоветскую версию коллективной памяти белорусов. Большинство мероприятий так или иначе связано с событиями Великой Отечественной войны, что коррелирует с подходом и Российской Федерации, для которой образ победы в войне остается основополагающим.

Руководство Белоруссии преднамеренно использует лишь те образы, которые одинаково важны для всех, не вызывают расколов, и в этом плане подход к выбору мероприятий Года исторической памяти схож с идеей А. Ассман о конструктивном забвении, целенаправленном исключении из национальной памяти событий, порождающих конфликты, ради единства в настоящем. В то же время можно заметить, что воспроизводятся они в самых разнообразных форматах, начиная от организации праздников, конференций и выставок и заканчивая историческими реконструкциями и автопробегами, что рассчитано на привлечение к участию различных групп населения в мероприятиях с целью подчеркнуть их масштаб и разноплановый характер.

Вместе с тем различные умалчивания и сосредоточенность лишь на эпизодах советской эпохи могут в дальнейшем породить противоречия с российским нарративом, ведь оказывается, что помимо Великой Отечественной войны и кратко упоминаемых древнерусских княжеств, конкретные события, связывающие Белоруссию с постсоветскими странами, и общие места памяти не просматриваются. Эти пробелы могут быть восполнены оппонентами данного подхода из западнических интерпретаций, так что в долгосрочной перспективе кажущийся на данный момент объединяющим подход к интерпретации белорусской истории может перерасти в разъединяющий.

Интеграционные процессы, в особенности связанные с кооперацией не исключительно в одной сфере, а представляющие собой полномасштабное взаимодействие стран, основываются не только на воле политических лидеров или благоприятных системных факторах, вынуждающих страны к сближению, но и, например, на общем историческом опыте, тесном взаимодействии государств в рамках одной политической системы. Все это может относиться к различным проектам интеграций на постсоветском пространстве, во многие из которых включена Республика Беларусь. Для Белоруссии, которая, с одной стороны, заявляет о своей многовекторности и особом месте между Европой и Российской Федерацией, именно евразийская интеграция в виде Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ остается приоритетным направлением ее внешней политики, что находит отражение и в провозглашаемой официальными властями белорусской идентичности, где опять же история и образы прошлого играют значительную роль.

В данной статье была сделана попытка рассмотреть, как сочетается историческая политика Белоруссии на современном этапе с ее участием в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. В качестве отдельного проявления белорусской исторической политики рассматривается проведение в 2022 г. Года исторической памяти. В качестве основных источников использовались документы, связанные с организацией мероприятий в рамках Года исторической памяти, а в качестве основных методов использовались case-study, качественный контент-анализ, системный подход.

В исследовании важную роль играют понятие М. Хальбвакса о коллективной памяти, согласно которому группы людей, в том числе и нация, обладают общей памятью о прошлом, что влияет на формирование индивидуальной памяти [1], и идеи А. Ассман о выделении в коллективной памяти особой политической памяти, предлагаемой элитами для достижения конкретных целей, в отличие от памяти культурной, как более устойчивой и формирующейся «снизу» [2]. Так, события прошлого, сохраняющиеся в памяти нации, могут определять поведение граждан в настоящем, влиять на их восприятие различных процессов и деятельности политических лидеров. Это, в свою очередь, может использоваться политическими лидерами, предлагающими собственный исторический нарратив для формирования своего образа. Политики могут обращаться к героическим периодам прошлого для формирования преемственности эпох, консолидировать народ, вспоминая о событиях, отношение к которым среди населения будет одинаково, или дискредитировать своих оппонентов, объединяя их образ с более явными «врагами» из прошлого, в ответ на что их противники также могут формировать собственную политическую память. Все это отражается в концепции исторической политики — согласно А.И. Миллеру, наборе практик, с помощью которых различные политические силы стремятся утвердить свои интерпретации исторических событий как доминирующие [2].

В самом указе президента Республики Беларусь «Об объявлении 2022 г. Годом исторической памяти» ссылки на конкретные события прошлого отсутствуют, говорится лишь о целях его проведения, главной из которых обозначено единство белорусского народа. Так, даже в самом документе не сделано попытки обосновать данное решение, приурочив его к празднованию юбилея какого-либо исторического события. Интересно, что одна из важных памятных дат, отмечаемых в 2022 г., — это столетие образования СССР в декабре 1922 г., которое могло быть значимо в контексте советского периода истории Белоруссии как основополагающего. В постановлении Совета Министров РБ во исполнение президентского указа, составленного только через месяц, приведен подробный план мероприятий в рамках Года исторической памяти, который будет рассмотрен на предмет обращения к общим постсоветским образам, которые коррелируют с исторической политикой России и других стран ОДКБ.

При поверхностном рассмотрении приведенного перечня мероприятий Года исторической памяти (всего их насчитывается по плану 81 за целый год) можно увидеть в нем неосоветскую версию коллективной памяти белорусов, если использовать терминологию профессора Рэдфордского университета Г.В. Иоффе [3]. Большинство из мероприятий так или иначе связано с событиями Великой Отечественной войны, что коррелирует с подходом и Российской Федерации, для которой образ победы в войне остается основополагающим в исторической политике. Данной теме посвящены сразу несколько блоков мероприятий, которые нацелены на «сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне» (17 событий в течение года), «увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (8 мероприятий), а также отдельные мероприятия в рамках других задач и форматов (издание учебников и атласов по теме, записи интервью ветеранов, акция «Аллея подвигов» и т.д.), и даже в контексте работы с белорусами, проживающими за рубежом, акцент делается именно на это.

В названиях мероприятий, запланированных в рамках Года исторической памяти, используется термин Великая Отечественная, а не Вторая мировая война, преобладают идеи победы и героизма, а не трагедии, присутствуют упоминания советского народа и роли советского государства, что характерно, к примеру, и для речей президента В. Путина на Параде Победы [4], то есть Белоруссия выстраивает аналогичный российскому нарратив. В то же время отличительной чертой подхода руководства Белоруссии выступает акцент на трагедии белорусов, массовом убийстве граждан нацистами, геноциде, что мы не найдем в российской версии Великой Отечественной войны, для которой нехарактерно выделение трагедии только одного народа.

Среди конкретных образов Великой Отечественной войны, которые предлагается вспоминать в Год исторической памяти, можно найти только Хатынь и операцию «Багратион», а также действия белорусских партизан, в то время как остальные мероприятия посвящены войне в целом. Действительно, чтобы подчеркнуть особенную роль белорусов в Великой Отечественной войне, необходимо обращаться к событиям, происходившим непосредственно на территории современной Белоруссии, но крупных сражений и ярких событий, за исключением вышеприведенных, а также обороны Брестской крепости, оказывается не столь много. Любопытно, что не наблюдается ни одного отдельного мероприятия, посвященного защите Брестской крепости, но данное событие тесно связано с началом Великой Отечественной войны в целом и поэтому воспринимается не столько как оборона белорусского города, но как важный героический этап борьбы всего Советского Союза с Германией (так, например, первая в СССР выставка, которая посвящалась обороне Брестской крепости, открылась не в Белоруссии, а в Москве в 1952 г. [5]), в отличие, например, от операции «Багратион», целью которой было освобождение именно территории Белоруссии.

Кроме того, в рамках обращения к белорусской истории в Год исторической памяти особое внимание уделяется известным белорусам, причем особенно среди них выделяются деятели культуры и науки. Подобный подход, обращение, по А. Ассман, к образам культурной памяти при формировании политической в целом характерен для исторической политики государства, заинтересованного в поиске таких деятелей, которые могли бы быть значимы для каждого гражданина, не порождают дискуссий и споров, как это бывает в случае политиков или военных. Поэтому в данном случае вспоминать о поэтах, писателях и ученых оказывается логичным для Белоруссии. Подобный подход существует и в России на примере памяти А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского, которые одинаково ценны для большинства россиян. Тем не менее в рамках Года исторической памяти среди поэтов и писателей мы находим лишь тех, кто писал свои произведения прежде всего на белорусском языке (например, Янка Купала или Якуб Колас), кто может восприниматься «будителями» национальной культуры конца XIX – начала XX вв., представителями первой стадии развития белорусского национализма по М. Гроху [6], поэтому подобные деятели могут быть основой белорусского националистического и западнического дискурса, отличающего Белоруссию от постсоветского пространства. Однако в то же время все упомянутые в постановлении деятели белорусской культуры творили в советской Белоруссии, поддерживали социалистический строй и признавались властями как народные поэты и писатели, так что их память тоже можно интерпретировать как закрепление советского наследия, объединяющего Белоруссию с другими членами ЕАЭС и ОДКБ.

Наконец, можно выделить несколько мероприятий, посвященных православной тематике, которая также может играть важную роль в национальной идентичности белорусов. В плане обозначены установка памятника Патриаршему экзарху всея Беларуси, митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, скончавшемуся в 2021 г., а также акция «Восстановление святынь. Нас объединяют история и вера». Хотя нельзя говорить о всеобъемлющей роли веры в политической памяти, продвигаемой руководством Белоруссии, повышенное внимание к религиозным сюжетам также может объединять подход страны с исторической политикой других стран постсоветского пространства, где можно найти подобные тенденции. Так, в России Русская Православная Церковь, которая также является фактором, сближающим РФ и Белоруссию, дополняет реализацию государственной исторической политики.

Таким образом, оказывается, что помимо конкретных образов Великой Отечественной войны и исторических деятелей, мероприятия Года исторической памяти не обращены к отдельным историческим сюжетам. Многие из них нацелены на память о белорусской истории в целом, подчеркивание единого отношения к ней, ведь главной целью самого проведения Года исторической памяти является сплочение белорусского народа и преодоление разногласий на исторической почве, возникавших в предыдущие десятилетия. История Белоруссии, таким образом, подается как достаточно простой нарратив, даже без яркого момента основания, который обозначен лишь отсылками к истории Туровского и Полоцкого княжеств, что расширяет лишь советскую интерпретацию белорусской истории [3], но в то же время еще в большей степени может «прикрепить» Белоруссию к постсоветскому пространству, если сама ее история берет свое начало с тех же древнерусских княжеств, которые включены и в российский исторический нарратив. При этом, несмотря на общие образы белорусской истории, можно заметить, что воспроизводится она в самых разнообразных форматах, начиная от организации праздников, конференций и выставок и заканчивая историческими реконструкциями и автопробегами. Это опять же рассчитано на привлечение к участию различных групп населения в мероприятиях с целью подчеркнуть их масштаб и разноплановый характер, хотя содержание их и остается расплывчатым.

Подобные умалчивания, на наш взгляд, могут быть предопределены тем, что в соответствии с неосоветским взглядом на белорусскую историю, которому придерживается руководство страны, до образования Белорусской ССР можно найти немного событий, относящихся к собственно истории Белоруссии [7]. Согласно такому подходу, история белорусской государственности и белорусов как отдельной нации насчитывает лишь сто лет, а, обращаясь к прошлым векам, мы должны были бы говорить не столько о белорусской, сколько литовской, польской или российской истории и месте белорусов в них, а это не совсем приемлемо для суверенной политики А.Г. Лукашенко. С другой стороны, в отличие от сторонников западнической концепции, руководство Белоруссии преднамеренно использует лишь те образы, которые одинаково важны для всех, не вызывают расколов, и в этом плане подход к выбору мероприятий Года исторической памяти схож с идеей А. Ассман о конструктивном забвении, целенаправленном исключении из национальной памяти событий, порождающих конфликты, ради единства в настоящем [8]. При этом образ Великой Отечественной войны, который может трактоваться по-разному, все-таки остается необходимым именно ради сплочения народа и поэтому подается как период общих героических усилий всех белорусов, что опять же схоже с российскими концепциями, однако проявляющаяся идея трагизма, геноцида белорусского народа может быть аналогична подходам стран Центральной и Восточной Европы с их акцентом на собственную жертву [9].

Вместе с тем данные умалчивания и сосредоточенность лишь на эпизодах советской эпохи могут в дальнейшем породить противоречия с российским нарративом, ведь оказывается, что помимо Великой Отечественной войны и кратко упоминаемых древнерусских княжеств, конкретные события, связывающие Белоруссию с постсоветскими странами, и общие места памяти не просматриваются. Эти пробелы могут быть восполнены оппонентами данного подхода из западнических интерпретаций, в которых выделяется именно богатство истории белорусов разнообразными событиями, собранными по крупицам из истории Польши и Литвы [10], так что в долгосрочной перспективе кажущийся на данный момент объединяющим Белоруссию и страны ОДКБ подход к интерпретации белорусской истории может перерасти в разъединяющий.

1. Ассман, А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 35.

2. Миллер, А. Россия: власть и история // Pro et Contra, № 5, 2009. С. 10.

3. Иоффе, Г.В. О национальной памяти белорусов. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: акторы, институты, нарративы. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. С. 459.

4. Бубнов, А.Ю. Формирование памяти о Великой Отечественной войне в СССР и России // Провинциальные научные записки, № 1, 2021. С. 105–109.

5. Митюкова, Е.В. Музеефикация объектов Брестской крепости: реалии и перспективы // Военно-исторические аспекты жизни Юга России XVII–XXI вв.: вопросы изучения и музеефикации. Волгоград, Сфера, 2019. С. 256.

6. Hroch M. Social Conditions of National Revival in Europe. A Comparative Analysis of the Social Composition of Patriotic Groups among the Smaller European Nations. Cambridge University Press, 1985, Cambridge, UK.

7. Иоффе, Г.В. О национальной памяти белорусов. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: акторы, институты, нарративы. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. С. 439.

8. Ассман, А. Забвение истории — одержимость историей. М.: Новое Литературное Обозрение, 2019. С. 51.

9. Pető, A. Non-Remembering' the Holocaust in Hungary and Poland // Polin Studies in Polish Jewry, No 31, 2019. P. 471–480.

10. Иоффе, Г.В. О национальной памяти белорусов. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: акторы, институты, нарративы. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. С. 475–476.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся