25 июня 2024 г. Европейский союз начал переговоры с Украиной и Молдовой о вступлении в объединение, открыв новую главу в истории европейской интеграции. Однако особое внимание привлекло отсутствие на этих переговорах третьего кандидата из «ассоциированного трио» — Грузии, чье будущее в Евросоюзе остается неопределенным. Долгое время европеизация без вступления в ЕС была сценарием для Грузии: от Европейской политики соседства (с 2004 г.) к Восточному партнерству (с 2009 г.). В 2017 г. в конституцию Грузии была внесена поправка, обязывающая конституционные органы принять все меры для обеспечения полной интеграции страны в Европейский союз и НАТО.
Грузия считалась главным кандидатом на вступление в ЕС среди стран Восточного партнерства, однако в последние годы Брюссель усилил на нее давление, ссылаясь на отступление от демократических норм, и отклонил заявку Грузии, отметив прогресс в реформировании лишь у Украины и Молдовы, а также представив южнокавказской стране набор из 12 условий для получения статуса кандидата. Правительство Грузии утверждало, что полностью выполнило большинство рекомендаций, однако промежуточный отчет Еврокомиссии в июне 2023 г. подтвердил выполнение лишь трех из 12 условий.
Для «Грузинской мечты» критически важно обеспечить надзор над всеми формами оппозиционной деятельности для укрепления своего политического лидерства в стране. Выполнение 12 условий ЕС подразумевает углубление демократических реформ и реконструкцию государства, что может угрожать позициям партии, возглавляющей страну уже 12 лет.
Грузинские власти проводят многовекторную политику, совмещая стремление к членству в ЕС со стратегическим партнерством с Китаем и нормализацией отношений с Россией. Правительство открыто к внедрению европейского законодательства в технических областях, преследуя прагматичные экономические интересы, но при этом оно предпочитает сохранять свободу во внешней политике. В этой связи в ответ на давление из ЕС власти могут усилить сотрудничество с Китаем, Россией и Ираном, как это видно на примере строительства порта Анаклия.
Переломным моментом в диалоге между Тбилиси и Брюсселем станут парламентские выборы 26 октября 2024 г. В Евросоюзе ожидают, что они приведут к значительным политическим переменам в Грузии, надеясь на успех оппозиции.
Можно предположить, что в случае победы правящей партии на предстоящих выборах проблемы на пути интеграции с Евросоюзом сохранятся. В свою очередь, «Грузинская мечта», вероятно, рассчитывает на то, что геополитические интересы западных партнеров, обеспокоенных стабильной работой южнокавказского транзитного коридора, рано или поздно приведут к возобновлению сотрудничества, по крайней мере, для сдерживания роста влияния Китая и России.
25 июня 2024 г. Европейский союз начал переговоры с Украиной и Молдовой о вступлении в объединение, открыв новую главу в истории европейской интеграции. Однако особое внимание привлекло отсутствие на этих переговорах третьего кандидата из «ассоциированного трио» — Грузии, чье будущее в Евросоюзе остается неопределенным.
Долгое время европеизация без вступления в ЕС была сценарием для Грузии: от Европейской политики соседства (с 2004 г.) к Восточному партнерству (с 2009 г.). В 2017 г. в конституцию Грузии была внесена поправка, обязывающая конституционные органы принять все меры для обеспечения полной интеграции страны в Европейский союз и НАТО. Вскоре после начала специальной военной операции России на Украине, весной 2022 г. Киев, Кишинёв и Тбилиси подали заявку на вступление в Евросоюз.
Грузия считалась главным кандидатом на вступление в ЕС среди стран Восточного партнерства, однако в последние годы Брюссель усилил на нее давление, ссылаясь на отступление от демократических норм. Официальные лица ЕС указывают на растущую политическую поляризацию, отсутствие независимости судебной системы и свободы СМИ, а также неофициальное влияние миллиардера Бидзины Иванишвили на правительство. В итоге, Евросоюз отклонил заявку Грузии, отметив прогресс в реформировании лишь у Украины и Молдовы, а также представив южнокавказской стране набор из 12 условий для получения статуса кандидата (деполяризация, «деолигархизация», реформирование избирательной системы, повышение эффективности институтов, обеспечение свободы СМИ, защита прав меньшинств и др.). Некоторые из этих условий не имеют четких критериев оценки, поэтому носят весьма дискреционный характер. Например, рекомендация «обеспечить сотрудничество политических сил и политическую деполяризацию».
Правительство Грузии утверждало, что полностью выполнило большинство рекомендаций, однако промежуточный отчет Еврокомиссии в июне 2023 г. отметил выполнение лишь трех из 12 условий. В то же время Брюссель, к примеру, оказывает безоговорочную поддержку молдавскому правительству, игнорируя скандалы, связанные с выборами генерального прокурора, и другие нарушения европейских стандартов в стране. Этот контраст в подходах ЕС может указывать на политические предпочтения и приоритеты Брюсселя, где Молдова получает большую поддержку даже при наличии проблем, тогда как Грузия сталкивается с более строгими требованиями и меньшей толерантностью к недостаткам в выполнении условий. Статус кандидата мог оказаться под вопросом из-за разногласий с ЕС, вызванных возросшей лояльностью грузинского правительства к России. Хотя в официальных документах ЕС это не фиксируется как причина отказа, Жозеп Боррель в одном из интервью ясно обозначил, что Евросоюз ожидает от Грузии приверженности своей внешнеполитической линии. Возглавляемое с 2012 г. «Грузинской мечтой» правительство Грузии двигалось в сторону евроинтеграции, но при этом не конфликтуя с Москвой. Однако на фоне СВО сочетать эти два подхода стало сложнее. Грузия до сих пор официально не присоединилась к санкциям против России, отказалась предоставлять Украине военную помощь, а в мае 2023 г. возобновила авиасообщение с Россией, что приносит ей существенные экономические выгоды. В ответ на критику, Тбилиси объясняет это тем, что, соседствуя с Россией, Грузия все еще не получила от Запада никаких гарантий своей безопасности и в таких условиях не может позволить себе полностью разорвать экономические и политические связи с Москвой.
После отзыва «законопроекта об иноагентах», 14 декабря Брюссель предоставил Грузии статус кандидата, но потребовал выполнения еще 9 условий для начала переговоров о вступлении. Этот шаг отражает стратегический интерес ЕС в сохранении Грузии в европейской орбите и предотвращении ее сближения с Россией. Кроме того, с начала СВО Грузия приобрела особое значение для Евросоюза как транзитный маршрут и потенциальный энергетический узел, особенно в контексте проекта строительства подводного электрического кабеля через Черное море.
Закон «О прозрачности иностранного влияния»
В апреле 2024 г. законодательный орган Грузии вновь внес на обсуждение законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Несмотря на драки депутатов в парламенте, массовые протесты граждан, вето президента, настойчивые призывы западных партнеров и отрицательное заключение Венецианской комиссии Совета Европы, законопроект был принят. Это вызвало противоречия с Евросоюзом и США, учитывая их многомиллионные финансовые вливания в грузинские НПО. США ввели визовые санкции в отношении некоторых членов правящей партии. После того, как парламент Грузии принял законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ [1], ЕС приостановил процесс вступления страны и заморозил 30 млн евро, предназначенных для укрепления ее обороноспособности. В свою очередь, США отложили военные учения Noble Partner, а в декларации юбилейного саммита НАТО впервые отсутствует упоминание о стремлении Грузии стать частью альянса.
Тем временем грузинское руководство настаивает на своей правоте. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе охарактеризовал закон как меру против «украинизации» Грузии, утверждая, что критика со стороны Запада связана с требованиями открытия «второго фронта» против России. К этой кампании присоединились и неправительственные организации, требуя санкций против РФ и отправки добровольцев на Украину. Так, власти Грузии объясняют принятие закона, подчеркивая, что он касается только регистрации НПО и не пре
дназначен для прекращения их деятельности.
Законопроект вступит в силу к сентябрю 2024 г., когда будет создан реестр для регистрации «организаций-иноагентов», финансирование которых более чем на 20% поступает из-за границы. В Грузии под эту категорию попадает подавляющее большинство неправительственных организаций. Это может привести к трудностям для организаций, которые занимаются не только политической деятельностью, но и реализуют значимые проекты в области здравоохранения, социальной помощи и инфраструктурного развития. Лидеры «Грузинской мечты» утверждают, что каждая страна имеет право защищаться от иностранного влияния, ссылаясь на аналогичные законы в США и Франции. Однако, согласно заключению Венецианской комиссии Совета Европы, грузинский закон противоречит законодательству ЕС, и Грузия как претендент на вступление в Союз должна это учитывать. Например, в 2020 г. похожий закон в Венгрии был аннулирован Европейским судом, что подчеркивает несоответствие таких мер европейским принципам.
Почему «Грузинская мечта» идет на обострение отношений с Западом, несмотря на то, что курс на получение членства в ЕС поддерживают, согласно опросам, около 70% населения Грузии? Тем более, что впереди крайне важные парламентские выборы.
«Грузинская мечта» прилагает все усилия для сохранения власти, так как уход от мажоритарной системы усложнит ее задачу по укреплению парламентского большинства. Стремление правительства взять под контроль не только НПО с иностранной поддержкой, но и выяснить источники финансирования протестов против строительства Намахванской ГЭС — независимого гражданского движения — подчеркивает, что для «Грузинской мечты» критически важно обеспечить надзор над всеми формами оппозиционной деятельности для укрепления своего политического лидерства в стране. Выполнение 12 условий ЕС подразумевает углубление демократических реформ и реконструкцию государства, что может угрожать позициям партии, возглавляющей страну уже 12 лет. Из всех условий были выполнены лишь те, которые не оказывают прямого влияния на политическую ситуацию в стране и ход выборов: выполнение решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), обеспечение гендерного равенства и борьба с насилием в отношении женщин, а также избрание независимого омбудсмена.
Грузинские власти проводят многовекторную политику, совмещая стремление к членству в ЕС со стратегическим партнерством с Китаем и нормализацией отношений с Россией. Правительство открыто к внедрению европейского законодательства в технических областях, преследуя прагматичные экономические интересы, но при этом оно предпочитает сохранять свободу во внешней политике. В этой связи в ответ на давление из ЕС власти могут усилить сотрудничество с Китаем, Россией и Ираном, как это видно на примере строительства порта Анаклия.
Переломным моментом в диалоге между Тбилиси и Брюсселем станут парламентские выборы 26 октября 2024 г. В Евросоюзе ожидают, что они приведут к значительным политическим переменам в Грузии, надеясь на успех оппозиции.
Оппозиционные силы в Грузии долгое время сталкиваются с серьезными проблемами: поляризацией и отсутствием политиков, способных объединить протестное движение. С одной стороны, они предпринимают шаги по мобилизации проевропейских сил. Шесть оппозиционных партий — «Национальное движение», «Гирчи — Больше свободы», «Ахали», «Лело», «Дроа» и «Стратегия Агмашенебели» подписали в Брюсселе «Декларацию единства» оппозиции, обязавшись сделать все возможное для смены власти путем выборов и быстрого формирования коалиционного правительства. С другой стороны, оппозиция до сих пор не проводит полноценную предвыборную кампанию и не разрабатывает стратегию коммуникации с избирателями.
В предвыборной агитации «Грузинская мечта» выглядит более убедительной, представляя выборы как референдум между войной и миром. Партия позиционирует себя как гаранта мира, а оппозицию, поддерживающую Украину, — как сторонников войны.
Несмотря на охлаждение отношений Грузии с Западом, правящая партия продолжает утверждать, что курс на евроинтеграцию страны остается неизменным, и к 2030 г. она будет подготовлена для вступления в ЕС. Основатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили заверил, что после окончания конфликта на Украине все недоразумения с США и Европой сразу будут улажены. Партия не верит в то, что Брюссель пойдет на такие радикальные меры, как отзыв статуса кандидата или приостановка безвизового режима, о чем часто упоминают их оппоненты.
Тем не менее, несмотря на официальные заявления о приверженности курсу на интеграцию с ЕС, можно предположить, что в случае победы правящей партии на предстоящих выборах проблемы на пути интеграции с Евросоюзом сохранятся. В свою очередь, «Грузинская мечта», вероятно, рассчитывает на то, что геополитические интересы западных партнеров, обеспокоенных стабильной работой южнокавказского транзитного коридора, рано или поздно приведут к возобновлению сотрудничества, по крайней мере, для сдерживания роста влияния Китая и России.
1. Движение запрещено на территории РФ