Феномен интернационализации высшего образования стремительно распространился по всему миру с начала 1990 г., когда многие образовательные организации стали включать этот вопрос в собственную повестку дня. По мере развития интернационализация помогала содействовать решению актуальных социальных проблем и поиску ответов на новые глобальные вызовы. Для прогнозирования возможных последствий интернационализации в сфере высшего образования необходимо оценить накопленный опыт, определить, какие факторы в большей степени влияют на ее динамику. Именно об этом рассуждают в своей научной статье «Интернационализация высшего образования: глобальные тренды и рекомендации относительно ее будущего» голландский ученый и директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже Ханс де Вит и американский ученый и профессор Бостонского колледжа Филип Альтбах.
Интернационализация высшего образования, по мнению Ф. Альтбаха и Ханса де Вита, вступает в новую фазу. Осуществляется переход от внешней интернационализации с сильным акцентом на небольшую элиту мобильных студентов, преподавателей и программ к внутренней интернационализации, открытой для всех членов академического сообщества. Ученые уверены в том, что этот процесс продолжит эволюционировать, в связи с чем предлагает ряд рекомендаций для обеспечения его стабильного развития. Среди них они отмечают стимулирование обучения иностранным языкам, межкультурным компетенциям и глобальному гражданскому образованию; связи инициатив по интернационализации с целями устойчивого развития; развитие более инклюзивной формы интернационализации, учитывающей проблемы этического характера, которые есть в сфере высшего образования, а не только проблемы, связанные с финансовой и внешней деятельностью вузов. Также, по мнению ученых, следует уменьшить чрезмерную коммерциализацию интернационализации и лучше регулировать участие в этом процессе коммерческих компаний, обеспечить более доступную мобильность в этой сфере для коренных народов, беженцев и мигрантов, уделять больше внимания интернационализации учебных программ и педагогического образования, стремиться к более комплексному подходу, учитывающему различные аспекты интернационализации (включая национальные, региональные, и местные) и использовать новые технологические возможности.
Феномен интернационализации высшего образования стремительно распространился по всему миру с начала 1990 г., когда многие образовательные организации стали включать этот вопрос в собственную повестку дня. По мере развития интернационализация помогала содействовать решению актуальных социальных проблем и поиску ответов на новые глобальные вызовы. Для прогнозирования возможных последствий интернационализации в сфере высшего образования необходимо оценить накопленный опыт, определить, какие факторы в большей степени влияют на ее динамику. Именно об этом рассуждают в своей научной статье «Интернационализация высшего образования: глобальные тренды и рекомендации относительно ее будущего» голландский ученый и директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже Ханс де Вит и американский ученый и профессор Бостонского колледжа Филип Альтбах.
Интернационализация в исторической перспективе
Признаки интернационализации образования на европейском пространстве можно заметить еще в период Средневековья. Однако университеты в понимании, близком к современному, стали появляться только в XVIII–XIX вв. Они становились учреждениями, которые удовлетворяли профессиональные потребности и идеологические требования новых европейских государств. Авторы выделяют три аспекта интернационализации того периода: экспорт систем высшего образования, распространение научных исследований и индивидуальная мобильность студентов и ученых.
Несомненно, мировые войны и конфликты XX в. наложили свой отпечаток на развитие интернационализации высшего образования на мировой арене, ускорив его темпы. Так, в период холодной войны международные образовательные программы управлялись в большей степени национальными правительствами, нежели университетами. В целях развития этой сферы стали подписываться соглашения в области культурного и академического сотрудничества. Эти процессы были запущены в США и Великобритании, за ними последовали Австралия и Канада. Активнее всего этот процесс развивался в Европе, где в 1970-х гг. были реализованы такие образовательные программы как Erasmus, которые оказали наибольшее влияние на интернационализацию и реформу высшего образования в целом. Уже к концу столетия этот феномен превратился из локального в глобальный, распространившись по всему миру.
Основные факторы и тенденции в области высшего образования, влияющие на политику интернационализации и мобильности
В настоящий момент авторы предлагают рассматривать интернационализацию в более широком контексте меняющейся роли и положения высшего образования в мире. Причем рассматривать ее не в качестве цели, а как средство для повышения качества образования в мире, проводимых научных исследований и т.д.
Одним из ключевых факторов, повысивших значение интернационализации высшего образования, авторы отмечают массовость. Спрос на высшее образование до сих пор стремительно растет вследствие улучшения качества начального и среднего образования и расширения среднего класса в развивающихся странах. Другой фактор - превращение высшего образования и научных исследований в ключевые драйверы экономического развития в условиях глобальной экономики знаний. Немаловажными аспектами в этой связи являются автономия и академическая свобода университетов, увеличение числа программ повышения квалификации, продвижение университетов в международном академическом сообществе, а также глобальные процессы в меняющемся политическом и экономическом климате.
Возвращаясь к теме динамики интернационализации, авторы описывают основные тенденции и характеристики этого процесса, наблюдавшиеся в последние 30 лет:
- большее внимание уделяется внешней интернационализации, чем внутренней;
- основной акцент по-прежнему остается на мобильности из стран с низким и средним уровнем дохода в страны с более высоким уровнем дохода из-за низкого уровня популярности высшего образования среди населения;
- наблюдается рост краткосрочной мобильности студентов и преподавателей (программы обмена, стажировки);
- наблюдается постепенный рост франчайзинговых операций, числа филиалов кампусов и других форм транснационального образования;
- наблюдается рост уровня коммерциализации и вовлечения коммерческих компаний во все аспекты функционирования высшего образования;
- политика университетов и правительств уже не носит централизованный характер;
- основную выгоду получают небольшие элитные группы студентов, преподавателей и учреждений, стремление к достижению глобальных и межкультурных результатов в результате процессов интернационализации отсутствует.
Среди основных институциональных стратегий Ханс де Вит и Ф. Альтбах выделяют расширение международного сотрудничества и наращивание интеллектуального потенциала, а также повышение качества преподавания и обучения. Так, некоторые страны стремятся улучшить условия в вузах для прибывающих иностранных студентов, другие укрепляют сотрудничество с зарубежными университетами для предоставления стажировок студентам, третьи улучшают качество преподавания иностранных языков и т.д.
Безусловно, существуют и проблемы на пути развития интернационализации, такие как недостаток финансовых ресурсов, административные или бюрократические трудности, конфликт между краткосрочным и долгосрочным (всеобъемлющим) подходом к процессу интернационализации, ориентированным на глобальное обучение для всех. Но государства активно работают над национальной политикой в сфере высшего образования, чтобы решить эти проблемы или уменьшить риск возникновения новых в будущем. В отдельных странах создаются механизмы поддержки интернационализации вузов. И это лишь часть того, что предпринимают министерства образования и иностранных дел на данный момент.
Мобильность в интернационализации
Повышение мобильности студентов остается одним из главных факторов развития интернационализации образования, несмотря на сложности, связанные с эпидемией коронавируса.
Увеличение числа мобильных студентов идет в русле с общим ростом числа студентов по всему миру. Но помимо студенческой мобильности существует мобильность академического персонала, программ обучения (например, программ двойного диплома) и, конечно же, онлайн-мобильность. Последняя тесно связана с использованием новых технологий (дистанционное обучение, цифровизация образования и пр.) и в современных реалиях развивается наиболее активно.
Хотя большее внимание странами сейчас уделяется внешней интернационализации, об элементах которой говорилось выше, все большую популярность набирает тенденция внутренней интернационализации, а именно интернационализация учебных программ и исследований, преподавания и обучения. Этот процесс становится ключевым стратегическим компонентом политики и практики многих государств. Сам феномен интернационализации науки, включающий в себя, главным образом, интернационализацию высшего образования и научных исследований, предполагает не только широкое международное сотрудничество, но и конкуренцию (ярким примером является утечка мозгов). Для развития потенциала в этой сфере большое внимание следует уделять долгосрочному планированию развития исследовательской инфраструктуры, разработке новых исследовательских платформ, улучшению координации между исследовательскими подразделениями, а также росту финансирования различных исследований, патентов и т.д. Не менее важно расширение сотрудничества внутри научного международного сообщества. Поскольку талантливые ученые и докторанты — это международный человеческий капитал, который требует поддержки на государственном и корпоративном уровнях для того, чтобы интернационализация науки продолжала развиваться и приносила свои плоды.
Рекомендации относительно будущего интернационализации
Интернационализация высшего образования, по мнению Ф. Альтбаха и Ханса де Вита, вступает в новую фазу. Осуществляется переход от внешней интернационализации с сильным акцентом на небольшую элиту мобильных студентов, преподавателей и программ к внутренней интернационализации, открытой для всех членов академического сообщества. Ученые уверены в том, что этот процесс продолжит эволюционировать, в связи с чем предлагает ряд рекомендаций для обеспечения его стабильного развития. Среди них они отмечают стимулирование обучения иностранным языкам, межкультурным компетенциям и глобальному гражданскому образованию; связи инициатив по интернационализации с целями устойчивого развития; развитие более инклюзивной формы интернационализации, учитывающей проблемы этического характера, которые есть в сфере высшего образования, а не только проблемы, связанные с финансовой и внешней деятельностью вузов. Также, по мнению ученых, следует уменьшить чрезмерную коммерциализацию интернационализации и лучше регулировать участие в этом процессе коммерческих компаний, обеспечить более доступную мобильность в этой сфере для коренных народов, беженцев и мигрантов, уделять больше внимания интернационализации учебных программ и педагогического образования, стремиться к более комплексному подходу, учитывающему различные аспекты интернационализации (включая национальные, региональные, и местные) и использовать новые технологические возможности.
Нынешние кризисы в мире и в сфере высшего образования, связанные в том числе с распространением COVID-19, ростом национал-популистских движений, изменением климата, ростом геополитической напряженности, с одной стороны, затруднят реализацию предложенных рекомендаций, но они также могут рассматриваться в качестве возможностей или даже факторов, способствующих развитию высшего образования.