В октябре 2025 г. в Ираке должны состояться очередные парламентские выборы, подготовка к которым сопровождается ожесточенными дискуссиями вокруг возможных изменений в избирательном законодательстве. Разные политические силы стремятся скорректировать электоральный закон в соответствии со своими интересами, что затрудняет достижение консенсуса.
Обсуждаемые поправки касаются, прежде всего, механизмов распределения депутатских мандатов и количества избирательных округов. Сторонники реформ утверждают, что обновление законодательства позволит создать более сбалансированную систему представительства, тогда как оппоненты рассматривают любые изменения как попытку пересмотра существующих электоральных преимуществ.
Вопрос изменений в электоральном законодательстве остается чувствительным для Ирака. После протестов 2019 г. избирательная система претерпела заметные изменения, направленные на повышение политической инклюзивности и расширение участия независимых кандидатов. Однако впоследствии большая часть этих реформ была отменена, что фактически привело к возвращению прежнего электорального закона, при котором традиционные партии сохраняют доминирующее положение, а новым политическим силам становится значительно сложнее добиться представительства в парламенте. Новое обсуждение поправок вновь разделило политические силы, обострив их соперничество в преддверии выборов.
Несмотря на активные дискуссии, принятие поправок представляется маловероятным, поскольку не находит отклика у большинства политических сил. Традиционные шиитские партии опасаются, что изменения могут перераспределить электоральные ресурсы и внести непредсказуемые элементы в систему, которая уже устоялась в их пользу, о чем свидетельствуют хорошие результаты партий, входящих в Координационную структуру на выборах в органы местного самоуправления в 2023 г., для которых применялась актуальная версия электорального закона.
Кроме того, фактор времени играет против инициаторов реформ: до начала электоральной кампании остается несколько месяцев, и масштабные изменения в законодательстве могут привести к хаосу в организации выборов. В таких условиях правящим элитам гораздо выгоднее оставить систему неизменной, чем рисковать своими позициями в условиях политической неопределенности.
В октябре 2025 г. в Ираке должны состояться очередные парламентские выборы, подготовка к которым сопровождается ожесточенными дискуссиями вокруг возможных изменений в избирательном законодательстве. Разные политические силы стремятся скорректировать электоральный закон в соответствии со своими интересами, что затрудняет достижение консенсуса.
Обсуждаемые поправки касаются, прежде всего, механизмов распределения депутатских мандатов и количества избирательных округов. Сторонники реформ утверждают, что обновление законодательства позволит создать более сбалансированную систему представительства, тогда как оппоненты рассматривают любые изменения как попытку пересмотра существующих электоральных преимуществ.
Вопрос изменений в электоральном законодательстве остается чувствительным для Ирака. После протестов 2019 г. избирательная система претерпела заметные изменения, направленные на повышение политической инклюзивности и расширение участия независимых кандидатов. Однако впоследствии большая часть этих реформ была отменена, что фактически привело к возвращению прежнего электорального закона, при котором традиционные партии сохраняют доминирующее положение, а новым политическим силам становится значительно сложнее добиться представительства в парламенте. Новое обсуждение поправок вновь разделило политические силы, обострив их соперничество в преддверии выборов.
Эволюция избирательного законодательства Ирака
После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. электоральная система Ирака значительно эволюционировала — с тех пор было принято шесть законов о выборах и поправок к ним.
Во время переходного периода (2003–2005 гг.) Ирак представлял собой единый избирательный округ с системой закрытых партийных списков. В 2005 г. был принят Закон о выборах №16, согласно которому парламент включал 275 мест, распределенных между 18-ю мухафазами пропорционально численности населения. Места распределялись по методу Хэйра — Нимейера (метод наибольшего остатка), при этом система закрытых списков сохранялась.
6 декабря 2009 г. Совет представителей Ирака одобрил Закон о выборах №26, внесший изменения в избирательную систему. В связи с ростом численности населения количество парламентских мест увеличилось до 325. Помимо этого, была введена система открытых партийных списков, а также предусмотрено выделение восьми квотированных мест для этноконфессиональных меньшинств.
В 2013 г. был принят новый Закон о выборах №45, который увеличил число депутатских мест до 328. Главное отличие от предыдущих законов заключалось в изменении метода распределения мандатов: на выборах 2014 г. впервые применялся модифицированный метод Сент-Лагю с коэффициентом 1,6. При классическом методе Сент-Лагю места распределяются путем деления голосов каждой партии на последовательность нечетных чисел (1, 3, 5, 7 и т. д.) с последующим распределением мандатов по наибольшим результатам. Модифицированный вариант работает по тому же принципу, но стандартный первый делитель (1) заменяется на коэффициент, — в данном случае 1,6, — что снижает шансы малых партий получить первые мандаты и усиливает позиции более крупных фракций.
Перед парламентскими выборами 2018 г. избирательное законодательство осталось практически неизменным. Единственными поправками стали увеличение количества квотированных мест для этноконфессиональных меньшинств до девяти (что довело общее число мандатов до 329) и изменение коэффициента метода Сент-Лагю на 1,9. Данное нововведение дало крупным партиям еще большее преимущество за счет менее пропорционального распределения голосов, снижая шансы малых партий и независимых кандидатов на получение мандатов.
В ноябре 2020 г., на фоне массовых протестов против коррупции и политической стагнации, был принят новый избирательный закон, существенно отличавшийся от предыдущих. Вместо одного (в 2005 г.) или 18-и избирательных округов (в 2010, 2014 и 2018 гг.) страна была разделена на 83 округа. Кроме того, метод Сент-Лагю был заменен системой Единого непередаваемого голоса (Single Non-Transferable Vote, SNTV) —мажоритарной системой, при которой избиратели голосуют за одного кандидата, а несколько мандатов распределяются среди лидеров голосования. В отличие от пропорциональных систем (которые использовались на всех предыдущих парламентских выборах в Ираке), голоса между кандидатами одного партийного списка не перераспределяются, что может приводить к значительной потере голосов, особенно среди крупных партий, поскольку если партия выдвигает слишком много кандидатов в одном округе, ее поддержка рассеивается, и мандаты могут достаться соперникам с более концентрированными голосами. В то же время, независимые и малые партии, выдвигая одного или двух кандидатов, могут легко консолидировать поддержку и обойти крупные партии, которые неправильно спрогнозировали распределение голосов своего электората.
27 марта 2023 г. парламент принял третью поправку к Закону о выборах №12 от 2018 г., отменив систему многомандатных округов и SNTV. Вместо них было восстановлено распределение мандатов по методу Сент-Лагю (с коэффициентом 1,7), а Ирак вновь был разделен на 18 избирательных округов. Это решение вызвало резкую критику со стороны независимых депутатов и малых партий, которые заявили, что новый закон отдает преимущество крупным политическим силам и сводит на нет прогресс, достигнутый после протестов.
Частые изменения в избирательной системе Ирака отражают отсутствие устойчивого политического консенсуса относительно основополагающих принципов электоральной конкуренции. Доминирующие политические силы, обладающие доступом к государственным ресурсам и административному аппарату, систематически прибегают к инструментализации электорального законодательства в целях укрепления собственного положения. В результате избирательное право становится предметом ситуативных соглашений и политических торгов, что подрывает доверие граждан к избирательному процессу.
Предлагаемые поправки и текущие обсуждения
В настоящее время рассматривается несколько предложений по внесению изменений в избирательное законодательство, среди которых:
- Восстановление системы многомандатных округов и SNTV, использовавшейся на выборах 2021 г.;
- Применение комбинированной системы распределения мандатов, которая сочетает в себе прямые выборы и метод Сент-Лагю (20% мандатов распределяются путем прямого голосования, а оставшиеся 80% — по пропорциональному принципу с использованием метода);
- Пересмотр нынешней системы из 18-ти избирательных округов с возможным разделением густонаселенных мухафаз на два и более округа для обеспечения более справедливого представительства;
- Увеличение количества парламентских мест в связи с ростом численности населения.
Предлагаемые меры отражают стремление сбалансировать интересы различных политических сил: с одной стороны, сохранить позиции крупных партий, с другой — частично откликнуться на запросы общества о более инклюзивном и справедливом представительстве.
Восстановление системы SNTV может расширить возможности для независимых кандидатов и малых партий. Комбинированная модель и пересмотр структуры избирательных округов представляют собой компромиссный подход, однако сопряжены с рисками усложнения процедуры подсчета голосов. В то же время существенное увеличение парламентских мест открывает путь к изменению баланса сил в парламенте, что, в свою очередь, порождает споры о перераспределении мандатов между более и менее населенными мухафазами.
Лидирующие позиции в действующем парламенте занимает Координационная структура (Аль-Итар ат-Тансикий) — коалиция шиитских партий, имеющих прочные связи с Тегераном. В ее распоряжении около 130 из 329 мест, что делает ее ключевым игроком в принятии политических решений. Однако внутренние разногласия внутри коалиции становятся все более заметными, что обнажает глубокие противоречия по ряду вопросов.
Поправки к избирательному законодательству активно лоббируются коалицией Даулят аль-Канун («Государство закона»), возглавляемой бывшим премьер-министром Нури аль-Малики. Эта коалиция, часть Координационной структуры, предлагает, в частности, увеличить число избирательных округов — но не до уровня 2021 г. (когда их было 83), а до компромиссного значения, при котором округа останутся достаточно крупными, чтобы избежать фрагментации голосов и ослабления позиций крупных партий. Помимо этого, коалицией выдвигается инициатива ввести обязательное требование для государственных служащих — уходить в отставку перед выдвижением своей кандидатуры на выборы. На практике действия Нури аль-Малики и его коалиции, скорее всего, носят популистский характер. Продвигая данные поправки, аль-Малики ничего не теряет в случае их принятия или непринятия. Его инициатива носит стратегическую направленность и скорее ориентирована на формирование у электората впечатления приверженности его коалиции демократическим принципам. Особенно это касается предложения о запрете действующим государственным служащим участвовать в выборах — меры, реализация которой крайне маловероятна в сложившихся политических реалиях Ирака.
Другие фракции Координационной структуры выступают против этих инициатив, или по крайней мере относятся к ним со сдержанным скептицизмом. Например, коалиция аль-Хикма и ее лидер Аммар аль-Хаким выступают категорически против, считая, что внесение поправок может поставить под угрозу политическую стабильность, снизить уровень реальной избирательной конкуренции и подорвать сам электоральный процесс. Другие партии, входящие в Координационную структуру, включая аль-Фатх, ан-Наср, и аль-Хукук, пока не приняли твердое решение относительно того, поддерживать ли какие-либо изменения.
Курдские и суннитские политические силы в целом занимают нейтральную позицию в отношении предложенных поправок. По словам Азама аль-Хамдани, лидера крупной суннитской коалиции аль-Азм, его партия занимает выжидательную позицию и ждет окончательных итогов обсуждения поправок. Такую же позицию занимают, по-видимому, крупнейшие курдские партии, ДПК и ПСК, поскольку вне зависимости от механики распределения мандатов и количества избирательных округов, их представительство в парламенте относительно стабильно из-за высокой поддержки в курдских мухафазах.
В то же время малые политические партии и независимые депутаты настаивают на возвращении к системе многомандатных округов, использовавшейся на выборах 2021 г. Именно она позволила многим новообразованным партиям, связанным с протестным движением Тишрин, а также 43-м независимым кандидатам получить свои места в парламенте.
Примечательно то, что лидер движения садристов, одной из ведущих шиитских политических сил, Муктада ас-Садр пока воздерживается от публичных комментариев по поводу предлагаемых поправок. Однако в 2023 г. садристы выступали против принятия поправок к Закону о выборах №12 от 2018 г., заявляя, что возврат к системе 18-ти округов и применение метода Сент-Лягю выгодны исключительно крупным политическим блокам, и дискриминируют более малые партии и независимых кандидатов.
Напомним, что Муктада ас-Садр вышел из формального политического процесса в 2022 г. после затяжного политического кризиса, в результате которого ему так и не удалось сформировать правительство большинства со своими суннитскими и курдскими союзниками. Несмотря на это, его политическое движение остается влиятельной силой, а его позиция по изменению электорального законодательства может сыграть решающую роль.
Шансы на изменения: почему поправки, скорее всего, не пройдут
По словам Дара Хамы Ахмада, члена юридического комитета иракского парламента, «по этому вопросу существует практически единогласный консенсус», и лишь «отдельные политические фракции внутри Координационной структуры настаивают на внесении поправок». Он также отметил, что официальных запросов на изменение избирательного законодательства пока не поступало, и обсуждение этого вопроса остается на уровне кулуарных переговоров среди политических лидеров.
Несмотря на активные дискуссии, принятие поправок представляется маловероятным, поскольку не находит отклика у большинства политических сил. Традиционные шиитские партии опасаются, что изменения могут перераспределить электоральные ресурсы и внести непредсказуемые элементы в систему, которая уже устоялась в их пользу, о чем свидетельствуют хорошие результаты партий, входящих в Координационную структуру на выборах в органы местного самоуправления в 2023 г., для которых применялась актуальная версия электорального закона.
Кроме того, фактор времени играет против инициаторов реформ: до начала электоральной кампании остается несколько месяцев, и масштабные изменения в законодательстве могут привести к хаосу в организации выборов. В таких условиях правящим элитам гораздо выгоднее оставить систему неизменной, чем рисковать своими позициями в условиях политической неопределенности.
***
Итоги парламентских выборов 2025 г. могут стать ключевым фактором, определяющим будущий инвестиционный климат Ирака. На сегодняшний день одними из главных ограничений для привлечения иностранных инвестиций остаются высокий уровень коррупции и влияние проиранских военизированных формирований, глубоко интегрированных в политико-экономическую систему страны. Многие из этих структур, официально включенных в состав Сил народной мобилизации (Хашд аш-Шааби), тесно аффилированы с политическими партиями, входящими в Координационную структуру, формирующую основу нынешней правящей коалиции. Эти группы играют активную роль в распределении государственных контрактов, контролируют логистические цепочки и охрану ключевых объектов инфраструктуры. В результате формируется бизнес-среда, характеризующаяся отсутствием прозрачности, доминированием неформальных механизмов и высоким уровнем рисков, что значительно сдерживает интерес потенциальных иностранных инвесторов.
Таким образом, политическая конфигурация, которая сложится по итогам выборов, будет иметь значение не только для внутриполитической жизни государства, но и для внешнего позиционирования Ирака как надежного и предсказуемого экономического партнера.