Одним из краеугольных камней социалистических государств является национальная политика. Изначальные лозунги, с помощью которых новые правительства пытались привлечь население, оказывались неподходящими для сплочения и стабилизации созданных государств, что приводило к необходимости пересматривать выдвинутую концепцию. Национальная политика КНР прошла несколько этапов, главной целью которых оставалось сохранение территориальной целостности Китая, поддержание коммунистической идеологии, а также реализация экономических и политических реформ. В развитии национальной политики можно выделить несколько этапов, характеризующихся цикличностью и некоторой противоречивостью. За последние два десятилетия программа правительства приняла новый облик, и КПК пришлось столкнуться с новыми вызовами и задачами на пути ее реализации.
Главной целью КПК на протяжении последних лет была реализация концепции мультиэтничного государства под началом китайской нации. Способы реализации этой политики на протяжении существования КНР, несмотря на свои различия, остаются направленными на сохранение целостности государственных границ, поддержание коммунистической идеологии, а также реализацию экономических и политических преобразований.
Построение социализма стало путем многих государств в ХХ в. Одним из немногих удачливых последователей этой идеологии является Китай, правительство которого сумело найти способы модификации государственной политики для поддержания социалистического строя. Особый интерес представляет национальная политика.
Первые лозунги
В первые годы после образования государства китайское правительство взяло за основу национальную политику СССР, изменив ее в соответствии с китайскими реалиями. Так, были выдвинуты принципы равноправия национальностей, предусмотрена возможность создания национальных автономий и органов национального самоуправления, сохранения и развития национальных культур и языков. Вместе с этим была обозначена важность сохранения территориальной целостности, что подкреплялось отсутствием права на сецессию. Китайское правительство, как и правительство СССР, таким способом привлекало на свою сторону национальные меньшинства, противопоставляя свою политику «имперской политике угнетения народов». Однако между дискурсом большевиков и КПК есть отличия. В то время как КПСС сделала ставку на создание и развитие национальных культур в ущерб общенациональной русской, КПК с самого начала подчеркивала необходимость сохранения унитаризма и сохранения надгосударственной национальной общности.
1949–1976 гг. Мао Цзэдун и Культурная революция
В 1949 г., после разгрома Гоминьдана риторика КПК стала более реалистичной и прямолинейной, а декларирование привилегий национальных меньшинств было прекращено. Национальная политика КПК была переориентирована на проведение социальных и политических преобразований в регионах. Предполагалось, что неханьцам потребуется больше времени на подготовку к изменениям, поэтому все национальные меньшинства на период проведения реформ были разделены на три группы в соответствии со степенью зрелости общественного устройства. К 1953 г. были признаны 39 этнических групп, и их число увеличивалось вплоть до 1989 г. Преобразования социальной и политической сфер преследовали цель повышения уровня жизни и систематизации управления обществом под началом коммунистической партии, при этом сохранялся принцип невмешательства в сферу национальных традиций. Такими методами к концу 1950-х гг. удалось практически с нуля развить систему здравоохранения и образования, улучшить инфраструктуру регионов. Поддерживая свободу вероисповедания, китайское правительство поставило религиозные институты под контроль КПК, рассчитывая таким образом привлечь на свою сторону верующих и сплотить население вокруг необходимых политических установок, транслируемых через религиозные центры.
Однако уже в 1960-е гг. начались первые репрессии в автономных регионах — они были направлены не столько против национального разнообразия, сколько против контрреволюционных элементов. Это было связано и с курсом на Культурную революцию, предполагавшим уничтожение старой культуры, старых привычек, обычаев и идей. За период 1966–1976 гг. волна репрессий против национального сепаратизма прошла по всему китайскому Юго-Западу. Так, монастыри в Тибете были закрыты с целью сохранения главенствующей роли маоизма, в Юньнани и Внутренней Монголии были упразднены некоторые национальные автономии, национальные кадры также были заменены ханьцами. При этом репрессии проводились под лозунгами классовой, а не национальной борьбы.
1976–2011 гг. Возвращение к истокам
С приходом к власти Дэн Сяопина репрессии были свернуты и признаны преступлением Банды Четырех. Произошел новый разворот в национальной политике, которая приняла форму позитивной дискриминации. Субсидии национальным автономиям были увеличены, налоговые сборы — уменьшены, снова выросла интенсивность развития инфраструктуры. Кроме того, на национальные меньшинства не распространялась политика планирования семьи и ограничения рождаемости, а неханьские школьники получали преимущество в виде дополнительных баллов за государственные выпускные экзамены (гаокао) при поступлении. Нации получили поддержку и в культурной сфере — в школах была введена двуязычная система, восстанавливались храмы и мечети, возобновилась деятельность религиозных сообществ.
В этот период можно проследить не только возвращение к концепциям ранней КПК, но и обращение к практикам СССР. Естественно, такая политика взращивания наций привела к подъему самосознания и новому витку национальных выступлений. Угроза сепаратизма вынудила КПК пойти на ответные жесткие меры и снова провести репрессии в Синьцзян-Уйгурском АР и Внутренней Монголии. Взятый на уравнивание национальностей в возможностях курс не смог предотвратить восстания в регионах с неханьским населением в силу своей противоречивости. Так, Китай повторил ошибки КПСС, фактически взрастив нации и их потенциал к сепаратизму.
2011 — настоящее время. Этническая политика второго поколения
В 2011 г. Ху Аньган и Ху Ляньхэ была обозначена необходимость разворота направления национальной политики Китая. Было отмечено, что, скопировав неудачную модель «фабрики наций» Советского Союза, КНР рискует столкнуться с уже понятными последствиями. Возникла идея вместо продвижения этнических привилегий и разнообразия перейти к активному формированию общей культуры, сознания и идентичности единой нации. Этническая политика второго поколения предполагает уменьшение национальных отличий и интеграцию всех 55 этносов в единое общественное поле. Одним из этапов унификации стал «бумажный геноцид» — официальное непризнание некоторых народов и причисление их к более многочисленным народностям. Так, например, калмыки и буряты отнесены к монголам, а байма — к тибетцам. Такой подход был рассчитан на отрицание уникальности и, соответственно, снимал необходимость в привилегиях.
Новый этап развития эта программа реформ получила при Си Цзиньпине, который вывел национальную политику на новый уровень, тесно связав ее с политической и экономической сферами. Национальные меньшинства лишились прежних привилегий — монголы, тибетцы и уйгуры были включены в законы о планировании семьи, абитуриенты лишены дополнительных баллов при поступлении в вузы. Наибольшей критике со стороны мирового сообщества подвергаются действия КПК в сфере идеологической пропаганды, особенно остро стоит вопрос действий по перевоспитанию нацменьшинств в Синьцзян-Уйгурском АР. Кроме того, КПК планомерно направляет силы на нивелирование культурных различий, в рамках этой политики население неханьских регионов лишается возможностей изучения родных языков и поддержания национальной культуры.
Однако, несмотря на жестокие меры регулирования жизни нацменьшинств, заметны и улучшения в сфере обучения и трудоустройства, а значит — и прогресс в социальном устройстве. Благодаря образовательным программам был повышен уровень дошкольного, среднего, высшего и технического образования, соответственно, улучшилось качество рабочей силы, что дало жителям национальных регионов возможность повысить уровень жизни и трудоустроиться в других регионах. Эти меры означают, что КПК не только достигла успеха в сфере улучшения социально-экономических условий, но и приблизилась к интеграции нацменьшинств в общекитайскую нацию.
***
В своем развитии национальная политика КПК прошла несколько этапов, главной целью которых была реализация концепции мультиэтничного государства под началом китайской нации. Способы реализации этой политики на протяжении существования КНР, несмотря на свои различия, остаются направленными на сохранение целостности государственных границ, поддержание коммунистической идеологии, а также реализацию экономических и политических преобразований.
На пути к успешной реализации поставленных целей перед правительством Китая стоит препятствие в виде противодействия глобального сообщества. Органы по защите прав человека постоянно подвергают КПК критике, выдвигая обвинения в пытках, происходящих в образовательных лагерях. Такая реакция ставит Китай под угрозу изоляции и конфликтов на почве несоответствия его политики идеям гуманизма.
Кроме того, предпринимаемые методы «перевоспитания» хоть и радикальны, но с их помощью невозможно обратить вспять запущенный в ХХ в. процесс подъема самосознания нацменьшинств. Кампании по навязыванию китайского языка и культуры только подчеркивают существующие культурные различия и усиливают стремление к сопротивлению.
Тем не менее уверенное отстаивание КПК своих позиций на мировой арене вкупе с последовательными шагами к развитию социальной структуры позволяет говорить о возможном успехе намеченного курса при условии его постепенной и настойчивой реализации.