Исторический экскурс
Исторически регион Северной Африки был ареной борьбы великих держав, так как контроль над ним обеспечивал стратегическое господство в Средиземноморье, а также открывал доступ вглубь Африки через пустыню Сахара. Арабское присутствие в регионе датируется VII в., после чего эта территория получила название Арабского Магриба.
После периода арабских завоеваний, а затем колониального господства европейцев, в ХХ в. население Северной Африки получило возможность бороться за свою независимость. Так, на карте мира появились Марокко и Тунис в 1956 г. и Алжир в 1962 г. как осколки французской и испанской колониальных империй. Несмотря на надежды представителей арабской интеллигенции касательно единства и объединения молодых арабских государств, эти ожидания не оправдались.
Алжирская народная демократическая республика (АНДР) — крупнейшее государство Африки с населением в 45 млн человек, обладающее выходом в Средиземное море и граничащее с шестью непохожими друг на друга странами. В политическом ландшафте республики главенствующую роль играет Фронт Национального Освобождения (ФНО). Стоит отметить, что, провозглашая свою независимость, ФНО декларировал борьбу против колониализма и западного империализма, что определило внешнеполитическую ориентацию страны на развитие отношений с СССР/Россией и Китаем. При этом Алжир успешно балансировал между центрами силы, обладая большими запасами природных ресурсов и выгодным геополитическим положением, он стал важным торговым партнером для стран Европейского союза. Именно наличие полезных ископаемых позволило АНДР сохранить свое политическое устройство, а также получать поддержку как от стран социалистического или антизападного блока, так и от государств Европы, таких как Франция и Испания.
Что касается Королевства Марокко, то эта страна, занимающая по площади третье место в Северной Африке и 25-е на всем континенте, обладает значительными запасами фосфатов и имеет выгодное геополитическое положение с выходом к Атлантическому океану, Гибралтарскому проливу и Средиземному морю, гранича на севере с Испанией, а на юге — с Мавританией. Важно также отметить, что Марокко, в отличие от других арабских государств, долгое время оставалось независимым от Османской Империи и государств Европы. Правящая династия Алауитов, находящаяся у власти с XVII в., успешно проводила внешнюю и внутреннюю политику. Так, например, в 1777 г. Марокко стало первым государством, косвенно признавшим независимость США после подписания султаном Мухаммедом III указа о предоставлении американским кораблям защиты и свободного доступа в марокканские порты. Но уже с 1850-х гг. начался процесс ослабления государства и перехода его под контроль европейцев.
Зарождение противоречий
После обретения странами независимости в XX в. между ними встали сразу несколько территориальных противоречий. Отсутствие делимитации и демаркации, приведшие к проблемам с определением границ, а также разразившийся в ХХ в. конфликт в Западной Сахаре заложили основы алжиро-марокканского противостояния. Проблема городов Тиндуф и Бешар до сих пор не решена, что не дает угаснуть конфликтному потенциалу между странами. Однако наиболее острым и противоречивым территориальным конфликтом выступает проблема Западной Сахары, население которой отказалось входить в состав Марокко и стремилось получить независимость.
После обретения независимости Алжир стал придерживаться социалистической ориентации и поддерживал антиколониальные движения, что контрастировало с более консервативной и прозападной монархией Марокко. АНДР поддерживала национально-освободительные движения в Африке и на Ближнем Востоке, тогда как Королевство ориентировалось на Запад и поддерживало связи с США и Европой. Образ Алжира, как главного противника колониальных государств, предоставил большую поддержку во время горячей фазы Сахарского конфликта. Сегодня Марокко активно приобретает западные технологии и служит важным союзником в регионе для Вашингтона.
В экономическом аспекте и Алжир, и Марокко имеют общих партнеров среди государств ЕС и Африки, что стимулирует обе стороны расширять свое экономическое присутствие. При этом, необходимо отметить, что страны имеют много общего, а также сходства, которые непременно сталкивают двух крупнейших игроков Северной Африки. Помимо общей истории, культуры и традиций, а также единого колониального прошлого, страны находятся примерно на одном уровне экономического развития. Так, например, ВВП в 2022 г. в Алжире составлял 191,1 млрд долл. США, в то время как в Марокко этот показатель был равен 134,1 млрд долл. США. При этом показатели качества жизни населения государств очень близки.
В конце ХХ в. Алжир оказался в огне гражданской войны, в которой исламистская оппозиция в лице Исламского Фронта Сопротивления (ИФС) выступила против официального Алжира. В этот период алжирская сторона активно обвиняла марокканскую в поддержке оппозиции и спонсировании протестов, однако в 1994 г. в Марракеше произошел теракт, в котором марокканская сторона обвинила уже Алжир. Взаимные обвинения привели к блокировке границ, закрытию торговли и напряженности между странами. Для алжирской стороны марокканские обвинения были не просто неприемлемы, но и глубоко оскорбительны, так как они затрагивали суверенитет и внутреннюю стабильность страны.
Более того, алжирская сторона обвиняла Рабат в поддержке продолжения гражданской войны в стране. Бывший министр иностранных дел Алжира, к примеру, открыто заявлял, что трагические события гражданской войны в стране были спровоцированы внешним вмешательством, в частности влиянием Марокко. Он подчеркивал, что Рабат не только оказывал политическое давление, но и финансировал радикальные группировки, такие как Исламский фронт спасения (ИФС), что усугубляло внутренний кризис и дестабилизировало ситуацию в Алжире.
В то же время Марокко, руководствуясь своими стратегическими интересами, активно стремилось установить контроль над регионом Западной Сахары, который традиционно пользовался поддержкой Алжира. Этот спорный вопрос стал еще одним камнем преткновения в и без того напряженных отношениях между двумя странами. Несмотря на внутренние трудности и вызовы, с которыми сталкивались обе стороны, ни одна из них не была готова идти на уступки. Вместо поиска путей решения конфликта, стороны продолжали предпринимать действия, направленные на ослабление позиций друг друга. Такая тактика не только усугубляла противостояние, но и отдаляла перспективу достижения мирного урегулирования. Таким образом, в 1990-е гг. никакого прогресса в урегулировании алжиро-марокканского противостояния достигнуто не было.
В XXI в. и Алжир, и Марокко, преодолев внутреннюю нестабильность, сформировали одни из наиболее устойчивых режимов в арабском мире и на Африканском континенте. Несмотря на некоторые надежды, связанные с интеграцией стран Арабского Магриба, отношения между Алжиром и Марокко оставались напряженными. В 2004 г. Королевство Марокко ввело визовый режим для граждан Алжира, после чего алжирская сторона применила зеркальные меры. В 2005 г., когда премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья запланировал визит в Марокко для проведения переговоров касательно разрешения Сахарского кризиса, МИД в Рабате заявило, что его визит несвоевременен, поскольку некоторые заявления противоречат целям нормализации отношений между двумя странами.
Борьба за влияние
Сегодня Алжир и Рабат сконцентрировались на борьбе за влияние, в первую очередь над Африкой. Сегодня Алжир и Марокко можно назвать двумя наиболее технологически и экономически развитыми государствами Северной Африки. Страны имеют хорошие отношения с государствами Европы, сохраняют внутреннюю стабильность и развивают большое количество проектов на своей территории. Можно наблюдать бурное развитие различных сфер, как научно-техническая, торгово-экономическая и образовательная. Так, например, Алжир и Марокко стали одними из ключевых партнеров стран ЕС в космической сфере, занимая лидирующие позиции на африканском континенте в данной области и инвестируя значительные ресурсы в развитие космических технологий.
В 2019 г. в Алжире на смену Абдельазизу Бутефлике пришел новый президент Абдельмаджид Теббун, включивший в число внешнеполитических приоритетов содействие росту африканских позиций на мировой арене. Действительно, при содействии таких организаций, как «Алжирское агентство международного сотрудничества», АНДР начала реализовывать различные инвестиционные проекты, в первую очередь транспортные и инфраструктурные в таких странах Мали, Нигер, Нигерия и Чад. Среди ключевых проектов Алжира в Африке стоит отметить строительство Транссахарской магистрали и Транссахарского газопровода, который объединит нефтегазовые месторождения Нигерии с Алжиром и далее со странами Европы. Помимо этого, в настоящее время Алжир вместе с Германией планирует строительство водородного трубопровода, который свяжет Северную Африку с Италией, Австрией и Германией.
Важным событием для Алжира стало то, что страна была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2024–2025 гг. Участие в работе СБ ООН несомненно влияет на отношение к государству и предоставляет ей выгодные условия для проведения переговоров, продвижения и защиты своих государственных интересов на мировой арене, в том числе и на Африканском континенте.
В 2017 г. Марокко вернулось в организацию Африканского союза. Это стало важным региональным событием, так как Рабат вышел из организации еще в 1984 г., когда Организация африканского единства признала независимость Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), провозглашенной Фронтом Полисарио. Марокко долго было изолировано от африканских стран и развивало отношения с государствами Европы и США, что отличает эту страну от Алжира, который, наоборот, активно поддерживал молодые африканские государства и стал лицом возрождения африканского континента. В последние пять лет обе страны активно расширяли свое экономическое присутствие в Африке через инвестиционные проекты в различных секторах, таких как энергетика, инфраструктура, сельское хозяйство и телекоммуникации.
Марокко, будучи одним из крупнейших мировых экспортеров фосфатов, активно сотрудничает со странами Африки в сельскохозяйственной сфере. Среди основных инициатив Марокко за последние пять лет следует выделить проекты по внедрению современных сельскохозяйственных технологий в Сенегале, Кот-д'Ивуаре и Мали, строительство заводов по производству удобрений в Эфиопии и Нигерии, участие в строительстве порта Ньянимугу в Гвинее. Также Марокко относится к передовым африканским странам в области возобновляемой энергии. Наиболее высокотехнологическим и привлекательным проектом стало развитие солнечной энергетики в рамках инициативы NOOR, которая может быть расширена на другие африканские страны. В период с 2004 по 2024 гг. торговый оборот Марокко с африканскими странами вырос от 300 млн долл. США до более чем трех млрд долл. США.
Алжир, имеющий более длительные и интенсивные отношения со странами региона, опирается на сотрудничество в области безопасности и энергоресурсов. Он заключил ряд военных соглашений с Мавританией, Мали и Нигером, а в 2010 г. в г. Алжире был создан Объединенный оперативный штаб Алжира, Мали, Мавритании и Нигера для координации борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью. Алжир — основной региональный актор в борьбе против терроризма.
Данные проекты направлены как на укрепление сотрудничества, так и на продвижение собственных интересов Алжира и Марокко в регионе. Так, например, в 2020 г. несколько стран, включая Гамбию, Гвинею и Кот-д'Ивуар, открыли консульства в городах Западной Сахары (Эль-Аюн и Дахала), что было воспринято как победа марокканской дипломатии. В отличие от Алжира, который уделяет основное внимание энергетике, безопасности и инфраструктуре, Рабат инвестирует в различные социальные сферы, участвует в различных культурных мероприятиях, а также проводит на своей территории различные региональные спортивные мероприятия.
Сегодня страны принимают выставки, форумы и конференции регионального уровня. Тем не менее марокканская экономика, как более диверсифицированная и независимая от энергоресурсов, предлагает большие возможности для развития кооперации со странами Африканского континента. Так, например, марокканские операторы сотовой связи, такие как Maroc Telecom и INWI, активно расширяют свое влияние в странах Западной Африки, в первую очередь франкоязычных. Maroc Telecom — крупнейший оператор связи в Марокко, работающий в Бенине, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуаре, Габоне, Мали, Мавритании, Нигере, Чаде, Того и Центральноафриканской Республике. Культурные, социальные и экономические проекты, несомненно, положительно влияют на облик Марокко в Африке. Несмотря на более прочные связи Алжира со странами региона в области безопасности и борьбы с терроризмом, политика Марокко создает более выгодную и дальновидную позицию для Рабата.
Безусловно, Алжир и Марокко, выступая центрами силы в регионе, активно участвуют и в различных политических процессах, в первую очередь в регионе Сахеля. В 2020 г. в Марракеше прошел саммит министров иностранных дел Марокко, Чада, Нигера, Мали и Буркина Фасо. В ходе этого саммита глава МИД Марокко Насер Бурита заявил, что для Марокко крайне важно создание в регионе экономической и социальной инфраструктуры для развития всех государств. Несомненно, Марокко стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в регионе Сахеля, в том числе через различные инвестиционные и инфраструктурные проекты. Наиболее амбициозным и многообещающим можно назвать «Атлантический проект» Марокко, направленный на экономическое развитие Сахеля, а также совершенствование логистических цепочек за счет создания и развития существующих портов на побережье Атлантического океана.
Кроме того, Рабат и Алжир сотрудничают в области борьбы с терроризмом в регионе Сахеля. Однако и в этой области стороны не обходятся без взаимных обвинений. Так, например, в 2022 г. Алжир осудил Марокко за то, что оно превратило международную конференцию по борьбе с терроризмом, проходившую в Марракеше, в мероприятие, посвященное проблеме Западной Сахары.
Важным аспектом противостояния двух центров силы служит привлечение международных организаций для продвижения своих интересов. При этом камнем преткновения представляется вопрос Западной Сахары. Так, например, в 2016 и 2018 гг. Суд Европейского союза вынес решения, ограничивающие применение торговых соглашений между ЕС и Марокко на территории Западной Сахары. Суд постановил, что Западная Сахара не входит в территорию Марокко, и любые соглашения должны учитывать интересы местного населения. Практически любые международные решения, направленные против Рабата, оцениваются в Алжире как победа. При этом и Марокко активно продвигает свою повестку в различных региональных и международных организациях, таких как Лига арабских государств, а также Африканский союз. Несмотря на поддержу самоопределения народа Западной Сахары со стороны различных международных организаций, Марокко предлагает свой план автономии региона под властью Рабата. Важной дипломатической победой для Марокко стало признание его суверенитета над Западной Сахарой со стороны США и Франции. В то время как Алжир делает акцент на поддержке самоопределения народа Западной Сахары, Марокко же стремится укрепить свой суверенитет и продвигать план автономии.
Сегодня Алжир и Марокко привлекают большие инвестиции и ищут свою нишу в быстроменяющемся мире, но одной из ключевых проблем двух стран выступают их двусторонние отношения. Именно закрытость друг от друга мешает Рабату и Алжиру двигаться вперед. Так, обоюдная враждебность разгоняет гонку вооружений. В период с 2005–2015 гг. Марокко потратило на вооруженные силы около 45 млрд долл. США, а в 2020 г. приняло план по достижению к 2025 г. регионального доминирования в сфере вооружения. В период с 2005–2015 гг. Алжир потратил около 58 млрд долл. США. С одной стороны, активная милитаризация двух стран выступает в качестве сдерживающего фактора, но, с другой, ограничивает развитие в других сферах.
Точка невозврата
В 2021 г. отношения между странами вышли на пик напряженности. Алжирское руководство обвинило Марокко в причастности к организации поджогов в Атласских горах Алжира и в поддержке сепаратистских движений в регионе Кабилии. В ходе пресс-конференции глава МИД Алжира Рамтан Ламамра заявил: «Марокко никогда не прекращало враждебных, недружественных и злонамеренных действий против нашей страны с момента обретения Алжиром независимости». Итогом пресс-конференции стал разрыв двусторонних отношений, а также закрытие алжирского воздушного пространства для марокканской стороны.
Кризис двусторонних отношений стал ударом для обеих сторон. Два крупнейших государства региона, обладающие значительным политическим и экономическим весом, оказались на грани войны. Несомненно, разрыв отношений повлиял на позиции стран в Африке, а также на их отношения с европейскими странами.
Анализируя противостояние этих двух центров силы, можно заключить, что инструментарий и подходы укрепления своих позиций у Рабата и Алжира отличаются. При этом страны стараются расширить свое влияние вне региона. Признание в 2020 г. Израилем, США, а затем и Франции в 2024 г. суверенитета Марокко над Западной Сахарой можно назвать результатом марокканской политики. Большое влияние на регион оказывает поддержка Вашингтона Рабата. В 2006 г. страны подписали Соглашение о свободной торговле (FTA), а также Марокко активно закупает у США вооружение. Поддержка Вашингтона укрепляет позиции Марокко в регионе и предоставляет Рабату большую свободу действий. Политика Марокко также способствовала стабильности в регионе, особенно в контексте борьбы с терроризмом и урегулирования конфликтов. Рабат укрепляет экономические и культурные связи со странами Африканского континента. Большое количество проектов, инициированных марокканской стороной в Африке, показывает намерения Марокко ослабить позиции Алжира в регионе.
Алжир, в свою очередь, имеет более прочные связи со странами Африканского континента. В ХХ в. Алжир активно поддерживал и вел народы Африки к независимости. Страна относится к крупнейшим экспортерам газа в ЕС, что делает ее важным игроком в энергетической сфере. АНДР делает упор на свою энергетику, территорию и политический вес в Африке. Сегодня алжирская территория становится важным энергетическим узлом между Африкой и Европой, что, несомненно, придает ей стратегические значение. Марокко, обладающее поддержкой Вашингтона, ведет более мягкую и гибкую политику, пытаясь инвестировать в различные проекты как в Африке, так и в других регионах мира.
На разных берегах Драа
Сегодня актуальность Северной Африки возрастает, в особенности для Европы. Регион играет роль «южных ворот» в европейские страны, поэтому Брюсселю выгодно, чтобы Магриб становился более интегрированным в европейские проекты. Марокко и Алжир обладают значительным ресурсным, научным и человеческим потенциалом, что делает эти страны региональными центрами.
При этом оба государства, движимые амбициями и стремлением к доминированию, упорно борются за лидерство в регионе, готовые ради достижения этой цели пойти на крайние меры. Однако такая политика, основанная на соперничестве и конфронтации, лишь углубляет пропасть между ними, отдаляя перспективу достижения взаимопонимания и построения прочного мира. Вместо того, чтобы стать локомотивами прогресса и стабильности в Магрибе и всей Африке, Алжир и Марокко остаются заложниками собственных амбиций, продолжая истощать себя в бесконечном противостоянии, которое не приносит победы ни одной из сторон. Их борьба за влияние на континенте, хотя и демонстрирует их значимость, подчеркивает упущенные возможности для совместного лидерства и укрепления африканской солидарности.