Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Мария Верхогляд

Cтудентка магистратуры МГИМО МИД России, стажер РСМД

Вопросы экологии в той или иной мере касаются шести из семнадцати Целей в области устойчивого развития ООН. Российская Федерация продолжает принимать активное участие в международном экологическом сотрудничестве в различных форматах, однако в связи с обострением политической ситуации многие из существующих программ были приостановлены. Такое развитие событий открыло перспективы поиска новых и расширения существующих форматов международного экологического взаимодействия, одним из которых выступает сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Международное региональное экологическое сотрудничество в рамках ЕАЭС, хоть и не регламентировано в Договоре о Евразийском экономическом союзе, ведется и получает новое развитие в связи с происходящими в мире и в регионе экологическими процессами и возникающими вызовами, одним из которых на настоящий момент является необходимость «зеленого» перехода. Внимание, уделяемое проблемам и перспективам «зеленого» перехода на международном уровне, в последние несколько лет значительно возросло. Государства — члены ЕАЭС идут в ногу со временем, уделяя вопросам «зеленой» экономики все больше места в повестке дня различных мероприятий.

Перспективы «озеленения» экономики в государствах — членах ЕАЭС получили положительную оценку экспертов, хотя, разумеется, присутствуют и проблемы как в правовом поле, так и на практике. В каждом из государств есть собственные экологические проблемы, в частности, чрезмерная эксплуатация и истощение водных ресурсов, проблемы утилизации отходов, загрязнение воздуха, деградация среды обитания животных и т.д. Некоторые из них являются трансграничными, и противодействие их усугублению осуществляется на двустороннем уровне. Однако практическая реализация сотрудничества затрудняется отсутствием стратегических экологических актов, предполагающих внедрение системы оценки экологических рисков, а также соглашений, направленных на предупреждение и профилактику экологически неблагоприятных ситуаций, а не на ситуационное реагирование.

Проблемы выявляются и в правовом поле ЕАЭС в целом. Отмечается, что в рамках ЕАЭС в сфере обеспечения экологической безопасности отсутствуют соответствующие единообразные подходы и нормативно-правовые акты, а национальное законодательство характеризуется несогласованностью и наличием большого количества декларативных положений. Все это затрудняет дальнейшую интеграцию правового регулирования экологической безопасности в Союзе. В то же время главной практической проблемой в сфере экологии между государствами — членами ЕАЭС остается необходимость одновременного развития и экономики, и экологического сотрудничества.

Вопросы экологии в той или иной мере касаются шести из семнадцати Целей в области устойчивого развития ООН. Российская Федерация продолжает принимать активное участие в международном экологическом сотрудничестве в различных форматах. Взаимодействие как с Европейским союзом, так и с США плодотворно осуществлялось в рамках экологических партнерств, программ приграничного сотрудничества и т.д., несмотря на вводимые с 2014 г. односторонние ограничительные меры против России. Однако в связи с обострением политической ситуации в последнее время многие из данных программ и направлений сотрудничества были приостановлены. Такое развитие событий открыло для России перспективы поиска новых и углубления и расширения существующих форматов экологического взаимодействия, одним из которых выступает сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Правовые основы экологического сотрудничества в ЕАЭС

Возможность эффективной реализации любого сотрудничества, в том числе экологического, предполагает наличие соответствующей международно-правовой базы, определяющей основания, направления и пределы его осуществления.

Основным международно-правовым документом для ЕАЭС выступает Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г., кодифицировавший международные договоры, касавшиеся функционирования Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также договоры, подписанные в рамках ЕврАзЭС.

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество международных договоров, заключенных до 2014 г., среди них не было многосторонних международных договоров, ориентированных на охрану окружающей среды и смягчение отрицательного влияния хозяйственной деятельности на экологию. Этот факт обусловил отсутствие в Договоре 2014 г. специального раздела, посвященного международно-правовому регулированию экологического сотрудничества между государствами-членами. При этом отдельные нормы, касающиеся регулирования экологических отношений, в Договоре все же присутствуют: статья 29 дает право на установление ограничений в торговле для охраны окружающей среды, флоры и фауны; статья 52 регламентирует принятие технических регламентов Союза «в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений...».

Также экологическое сотрудничество в рамках ЕАЭС ведется, основываясь на отдельных международных соглашениях по различным вопросам экологии. Некоторые эксперты предлагают выделять два вида таких соглашений, действующих в евразийском регионе: в сфере охраны окружающей среды (к примеру, двустороннее Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 2004 г.) и в сфере совместного использования и охраны водных ресурсов (например, двустороннее Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов 2002 г.).

Двусторонний уровень сотрудничества отдельных членов ЕАЭС характеризуется рядом проблемных аспектов. В каждом из государств есть собственные экологические проблемы, в частности, чрезмерная эксплуатация и истощение водных ресурсов, проблемы утилизации отходов, загрязнение воздуха, деградация среды обитания животных и т.д. Некоторые из них являются трансграничными, и противодействие их усугублению осуществляется на двустороннем уровне (существует и ведет активную деятельность, к примеру, Казахстанско-Российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов). Однако практическая реализация сотрудничества, в частности между Россией и Казахстаном, затрудняется отсутствием стратегических экологических актов, предполагающих внедрение системы оценки экологических рисков, а также соглашений, направленных на предупреждение и профилактику экологически неблагоприятных ситуаций, а не на ситуационное реагирование.

Проблемы выявляются и в правовом поле ЕАЭС в целом. Отмечается, что в рамках ЕАЭС в сфере обеспечения экологической безопасности отсутствуют соответствующие единообразные подходы и нормативно-правовые акты, а национальное законодательство характеризуется несогласованностью и наличием большого количества декларативных положений. Все это затрудняет дальнейшую интеграцию правового регулирования экологической безопасности в Союзе.

Отмечается также, что в настоящий момент решение экологических проблем в рамках единого правового пространства ЕАЭС стоит не на первом месте, что обусловлено ориентацией стран-участниц в первую очередь на развитие экономики. При этом новые экологические вызовы, необходимость обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды ведут к предложениям по актуализации норм Договора 2014 г. путем внесения в них соответствующих базовых положений и обеспечения их применения на единообразной основе.

Перспективы перехода к «зеленой» экономике в ЕАЭС

«Зеленая» экономика представляет собой особую модель экономического развития, в основе которой лежит ответственное отношение людей к природным ресурсам планеты. Цель такой экономики — достижение баланса между экономическим ростом и сохранением природных богатств. Это одна из так называемых устойчивых моделей экономики, переход к которой позволяет внести вклад в предпринимаемые на международном уровне меры по борьбе с изменением климата.

Государства — члены ЕАЭС обозначили разработку концепции создания и внедрения «зеленой» экономики в качестве одного из стратегических направлений развития организации на период до 2025 г.

О перспективах перехода к «зеленой» экономике говорят и главы государств — членов ЕАЭС. В частности, В. Путин отметил: «Подготовлен проект совместного заявления о сотрудничестве в экологической сфере. Этот документ отражает понимание того принципиального значения, которое имеет борьба с изменением климата и сохранения окружающей среды для всех наших государств». Президент Республики Казахстан высказался следующим образом: «Климатическая повестка Евразийского экономического союза отражает приверженность государств-членов глобальным целям экологической безопасности и перехода на траекторию устойчивого низкоуглеродного развития».

Международное экологическое сотрудничество в развитии «зеленой» экономики было в целом признано перспективным направлением углубления интеграции. Существуют сферы, в которых совместная работа, по оценкам экспертов, уже налажена и ведется, к примеру, управление особо охраняемыми трансграничными природными территориями.

Однако, разумеется, существуют и спорные области, на развитие которых государства-члены имеют различные взгляды, что на практике затрудняет реализацию экологического сотрудничества. К примеру, в 2019 г. возникла спорная ситуация в связи с введением Казахстаном утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику, что Россией было расценено как мера, наносящая ущерб интересам развития производства в Союзе. Были проведены переговоры, в результате которых, однако, отмены данного сбора не произошло.

Некоторые проблемы порождает и тот факт, что экологически чистые энергетические технологии и оборудование в основном производятся западными странами, к примеру, Данией и Германией. Локализация производства «зеленых» технологий и оборудования в странах Запада ведет к тому, что в странах ЕАЭС выгоднее использовать традиционные источники выработки энергии, которые дешевле западных экологически чистых аналогов (к примеру, солнечных батарей), так как использование последних в целях «озеленения» экономики приведет к необходимости повышения тарифов для населения. Это затрудняет «зеленый» переход в сфере энергетики. Однако высказываются мнения, что перспективными направлениями кооперации для государств — членов ЕАЭС выступают не само производство оборудования для экологически чистой модели энергетики, а, скорее, «зеленое» финансирование и производство «зеленой» энергии.

В целом главной практической проблемой в сфере экологии между государствами — членами ЕАЭС выступает необходимость одновременного развития и экономики, и экологического сотрудничества. К примеру, развитие сельского хозяйства негативно отражается на экологической ситуации и «озеленении» экономики, так как предполагает активную эксплуатацию все больших земельных участков, водных ресурсов и т.д.

Возвращаясь к перспективам экологического сотрудничества на многостороннем уровне в ЕАЭС, следует сказать, что выделяются и новые направления, открывающие перспективы как для взаимодействия по вопросам экологии, так и для углубления экономических связей. К примеру, перспективной может быть торговля экопродукцией, причем как в рамках самого ЕАЭС, так и в его взаимодействии с третьими странами. Потенциал торговли экологически чистыми товарами заключается, в частности, в том, что традиционные рынки государств — членов ЕАЭС уже включают в себя данный вид товаров. Фактором достижения целей «зеленой» экономики может также послужить и сотрудничество в области развития экологического туризма.

Были высказаны некоторые предложения по дальнейшему углублению сотрудничества в сфере перехода к «зеленой» экономике:

  1. Разработка общих экологических стандартов и технологий;
  2. Созыв евразийского экологического форума для объединения усилий экологических организаций всех государств — членов Союза;
  3. Разработка «экологического кодекса» или «экологической конституции» (необходимо отметить, что в данном предложении речь идет об акте, которым государства могли бы руководствоваться в определенной степени).

Деятельность Евразийской экономической комиссии в сфере «зеленой» экономики

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), будучи постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС, играет ключевую роль в процессе «зеленой» трансформации экономики Союза.

ЕЭК совместно с правительствами государств — членов ЕАЭС подготовила акт «Стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 г.», который был утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета в 2020 г. и включал, как уже было отмечено, «зеленую» экономику в качестве одного из таких направлений. В 2021 г. Совет ЕЭК утвердил План мероприятий по реализации данной Стратегии.

В рамках реализации данного плана Департаментом макроэкономической политики ЕЭК был подготовлен аналитический доклад «О международном опыте разработки и внедрения принципов, мер и механизмов «зеленой» экономики». В нем была обозначена практическая ценность перехода к данной модели экономики: «зеленая трансформация ЕАЭС будет способствовать форсированному переходу к новому технологическому и мирохозяйственному укладам, выходу экономик государств — членов ЕАЭС на траекторию низкоуглеродного и устойчивого развития, характеризующейся низким уровнем выбросов парниковых газов, научно-обоснованной системой природопользования, а также внедрением новых экологических и промышленных технологий».

Авторы доклада также проанализировали состояние законодательства и общей политики государств-членов в следующих сферах, способствующих внедрению принципов «зеленой» экономики:

  • электротранспорт (был сформулирован вывод о том, что потенциал развития данного вида транспорта в странах ЕАЭС велик, однако требует объемной государственной поддержки, а также были даны практические рекомендации по дальнейшему развитию данной сферы);
  • «зеленая» энергетика (в части нормативно-правового регулирования возобновляемых источников энергии);
  • «зеленое» финансирование и ESG-стандарты (были сделаны следующие выводы: государства — члены ЕАЭС на настоящий момент отстают от общемировых темпов развития рынка устойчивого финансирования; система зеленого финансирования находится на начальном этапе, так как только лишь Российская Федерация и Республика Казахстан разработали базовые документы данной системы; данный начальный этап дает возможность облегчить разработку и внедрение общих требований к ESG-стандартам и ESG-отчетности).

Еще одним документом, принятым Советом ЕЭК и отражающим ориентацию ЕАЭС на «зеленую» экономику, стала Программа развития интеграции в сфере статистики на 2021–2025 гг. Среди ожидаемых результатов значится формирование статистических данных по новым разделам, в числе которых «зеленая» экономика и охрана окружающей среды.

Деятельность ЕЭК не ограничивается принятием нормативных и обзорных документов; в рамках Комиссии организовываются и проводятся различные тематические сессии, рабочие консультации и встречи, вебинары и т.д.

В 2021 г. в рамках делового форума «Стратегия опережающего развития Евразийского экономического союза», в котором приняли участие представители как государственных органов и международных организаций, так и научного сообщества и бизнеса, была проведена тематическая сессия «Экономика нового формата: цифровая, инновационная, «зеленая». Вызовы и перспективы для Евразийского экономического союза». На обсуждение были вынесены вопросы развития низкоуглеродной экономики, потенциал декарбонизации и пр. В своих выступлениях участники сессии концентрировались на различных областях экономики, отмечая присущие им проблемы и перспективы в контексте перехода к «зеленой» модели. Все предложения и высказанные позиции были учтены при разработке Стратегических направлений развития до 2025 г.

Деятельность ЕЭК отражает солидарность государств — членов ЕАЭС с международными усилиями в сфере экологии, ведется взаимодействие с различными международными организациями. В 2021 г. Комиссия организовала круглый стол «Экологическая ответственность как инструмент достижения ЦУР ООН № 8 и 17: взгляд в будущее» в рамках форума Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана по устойчивому развитию «Устойчивое восстановление в период после кризиса, вызванного распространением COVID-19 в регионе Азии и Тихого океана». Центральными темами круглого стола стали обсуждение проектов по переходу к «зеленой» экономике, успешно реализованных на практике, и последствия пандемии.

***

Международное региональное экологическое сотрудничество в рамках ЕАЭС, хоть и не регламентировано в Договоре о Евразийском экономическом союзе, ведется и получает новое развитие в связи с происходящими в мире и в регионе экологическими процессами и возникающими вызовами, одним из которых на настоящий момент является необходимость «зеленого» перехода.

Внимание, уделяемое проблемам и перспективам «зеленого» перехода на международном уровне, в последние несколько лет значительно возросло. Государства — члены ЕАЭС идут в ногу со временем, уделяя вопросам «зеленой» экономики все больше места в повестке дня различных мероприятий.

Перспективы «озеленения» экономики в государствах — членах ЕАЭС получили положительную оценку экспертов, хотя, разумеется, присутствуют и проблемы как в правовом поле, так и на практике. Их решение зависит от скоординированных и единонаправленных усилий стран Союза, осуществление которых в основном реализуется через ЕЭК.


Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся