Оценить статью
(Голосов: 35, Рейтинг: 4.51)
 (35 голосов)
Поделиться статьей
Анна Трифонова

Студентка образовательной программы «Международные отношения» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

В ходе первого президентского срока Дональда Трампа в 2017–2021 гг. сохранение качественных отношений между США и Японией стоило последней значительных усилий из-за разницы взглядов на внешнюю политику. С октября 2024 г. в Японии пост премьер-министра занимает Сигэру Исиба — политик, отличающийся решительной риторикой в области внешней политики. В преддверии второй каденции Д. Трампа Токио смотрит в будущее союза с Вашингтоном с позитивом, однако именно сейчас обостряются проблемы, приближающие отношения стран к кризису.

В период 2017–2021 гг. отношения Японии и США прошли через серию кризисов из-за фундаментальных разногласий по кругу вопросов — от торговой политики до «распределения обязательств» в военно-политической сфере. Д. Трамп с большим скептицизмом относится к участию в объединениях, особенно военно-политических, и потому не единожды критиковал союз с Японией. По его мнению, в рамках этого союза на США накладываются непропорционально большие обязательства, пока Япония находится в иждивенческом положении и полагается на помощь союзника.

С. Исиба придерживается оптимистичного настроя по поводу развития взаимоотношений с Д. Трампом. Конфронтация не входит в планы нового премьер-министра страны и не рассматривается им как необходимая мера для осуществления своих внешнеполитических целей. Премьер-министр Японии воспринимает США как важного партнера, отношения с которым необходимо не только поддерживать, но и укреплять. Он уверен, что японо-американский альянс сможет выйти на новый уровень за следующие четыре года, а также выражает надежду на то, что у Токио получится выработать общее видение вызовов безопасности в Азии.

Парадоксально, что хотя Д. Трамп встретился с родственницей Синдзо Абэ в декабре 2024 г., сам Исиба так и не смог добиться встречи с будущим президентом США до его инаугурации. Подход, выбранный премьер-министром Японии, с одной стороны, близок взглядам Д. Трампа. Неравномерное распределение ответственности в альянсе — одна из ключевых претензий избранного президента США к союзнику, а потому желание Японии проявлять большую активность — положительный фактор для развития японо-американского сотрудничества. Однако стремление Японии брать на себя более существенную долю ответственности и инициативности в оборонной политике способно спровоцировать негативную реакцию американской администрации на усиление союзника. Вместе с тем С. Исиба дистанцируется от дипломатического наследия С. Абэ, которое помогло стабилизировать отношения с Д. Трампом в прошлом, а, значит, и упускает шансы на построение конструктивного диалога в обозримом будущем.

В ходе первого президентского срока Дональда Трампа в 2017–2021 гг. сохранение качественных отношений между США и Японией стоило последней значительных усилий из-за разницы взглядов на внешнюю политику. С октября 2024 г. в Японии пост премьер-министра занимает Сигэру Исиба — политик, отличающийся решительной риторикой в области внешней политики. В преддверии второй каденции Д. Трампа Токио смотрит в будущее союза с Вашингтоном с позитивом, однако именно сейчас обостряются проблемы, приближающие отношения стран к кризису.

Трамп, Япония и медные трубы

В период 2017–2021 гг. отношения Японии и США прошли через серию кризисов из-за фундаментальных разногласий по кругу вопросов — от торговой политики до «распределения обязательств» в военно-политической сфере. Д. Трамп с большим скептицизмом относится к участию в объединениях, особенно военно-политических, и потому не единожды критиковал союз с Японией. По его мнению, в рамках этого союза на США накладываются непропорционально большие обязательства, пока Япония находится в иждивенческом положении и полагается на помощь союзника.

При этом выход из альянса — крайняя мера, которая невыгодна Вашингтону и не будет осуществлена. Япония представляется для США не только способом продвижения своих интересов в Азии, но и страной, на территории которой размещены американские военные базы и вооруженный контингент. Поэтому в официальных совместных заявлениях даже в этот период подчеркивалась стратегическая важность альянса для обеих сторон.

Тем не менее подобная риторика Трампа стимулирует развитие Японии в более выгодном для США направлении. Именно при С. Абэ особую актуальность приобрели вопросы увеличения военных расходов и изменения девятой статьи Конституции Японии, запрещающей стране обладать собственной армией. Сдвиги в японской политике, направленные на усиление военной мощи страны в условиях сохранения японо-американского альянса, приносят реальные выгоды Вашингтону. В таком случае затраты на поддержание обороны Японии будут в большей степени лежать на ней самой.

Сотрудничество с США в сфере торговли, в свою очередь, привело к негативным последствиям для японских компаний. Во время первого президентского срока Трампа наблюдались изменения показателей экспорта из Японии и импорта в США. Ввоз товаров в США сократился на 4% за период президентства Д. Трампа, упав с почти 74 млрд долл. до 71,7 млрд долл. Более заметны перемены в оценках экспорта товаров из Японии — данный показатель снизился на 12%.

Хотя большую роль в снижении товарооборота сыграло распространение пандемии COVID-19, меры, предпринимаемые Д. Трампом, также повлияли на японскую экономику. В результате политики США в 2017–2021 гг. пострадали зарубежные отделения таких японских компаний, как Kanomax Japan Inc., занимающейся производством измерительного оборудование для автомобилей и полупроводников, Toyota, Honda и др. Кроме того, даже несмотря на попытки переговоров, пошлины на экспорт японских автомобилей, стали и алюминия не были снижены. Помимо этого, в этот период наблюдалось сокращение поставок экспортных товаров из Японии, в том числе в Южную Корею и Китай.

Ольга Добринская:
Новый курс Сигэру Исибы?

Подобная политика Вашингтона по отношению к Японии не прошла бесследно. В результате четырех лет, пока Д. Трамп возглавлял США, его репутация среди японского общества серьезно пошатнулась. По результатам опросов, проведенных в мае 2020 г., 57% японцев отметили, что его переизбрание негативно скажется на Японии. Лишь 10% опрошенных утверждали, что влияние будет, напротив, позитивным. В свою очередь данные, полученные в конце декабря 2024 г., говорят, что половина населения Японии продолжает быть обеспокоенной приходом Д. Трампа в Белый дом. При этом треть опрошенных заявили, что в ближайшее время японо-американские отношения ухудшатся — этот показатель вырос в 5,5 раз с 2022 г. Также 75% японских компаний ожидают осложнений в ведении бизнеса ввиду экономических мер, к которым может прибегнуть новый президент.

Серьезный удар по отношениям двух стран нанес и выход США из соглашения по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), нацеленного на упрощение условий торговли. Из-за решения Д. Трампа Токио потерял значительную часть выгод от реализации сделки. Именно облегчение взаимодействия на американском рынке было целью японских производителей. К тому же Япония надеялась на то, что союзнические отношения с США окажут ей услугу и помогут лоббировать более выгодные для нее решения.

Большую часть первого президентского срока Д. Трампа пост премьер-министра Японии занимал Синдзо Абэ, который во многом делал ставку на укрепление личных отношений с президентом США. В итоге Д. Трамп и С. Абэ провели множество встреч и телефонных разговоров — на момент 2019 года, когда до окончания срока пребывания Абэ в должности премьера оставалось полтора года, они созванивались более сорока раз. Кроме того, сформировалась традиция проводить совместные игры в гольф — было проведено пять подобных встреч.

Дипломатия С. Абэ не застраховала Японию от всех негативных последствий политики Трампа. В контексте защиты японских интересов президент США разочаровал японскую сторону, возлагавшую большие надежды на решительную политику Вашингтона. Тем не менее Д. Трамп считал Синдзо Абэ своим «самым близким другом» и отзывался о нем как о «лучшем премьер-министре Японии». В ситуации осложнения японо-американских отношений политика, выбранная С. Абэ, помогла премьер-министру обзавестись хорошей репутацией в глазах американского президента и поддерживать регулярный обмен взглядами между лидерами стран.

Вода камень точит?

С. Исиба придерживается оптимистичного настроя по поводу развития взаимоотношений с Д. Трампом. Конфронтация не входит в планы нового премьер-министра страны и не рассматривается им как необходимая мера для осуществления своих внешнеполитических целей. Премьер-министр Японии воспринимает США как важного партнера, отношения с которым необходимо не только поддерживать, но и укреплять. Он уверен, что японо-американский альянс сможет выйти на новый уровень за следующие четыре года, а также выражает надежду на то, что у Токио получится выработать общее видение вызовов безопасности в Азии.

Риторику, которой придерживается С. Исиба, можно назвать наиболее смелой и радикальной среди последних премьер-министров Японии. Наравне с Д. Трампом его можно отнести к сторонникам политики «с позиции силы». Он активно выступает за необходимость усиления Японии, продвигая идею пересмотра 9-й статьи Конституции об отказе от войны как средства разрешения споров и трансформации Сил самообороны Японии, которая плотно вошла в повестку страны со времен Синдзо Абэ.

Как и Д. Трамп, С. Исиба выступает противником Договора о запрещении ядерного оружия и, напротив, поднимает вопрос совместного обладания ядерным оружием с США. Премьер-министр подчеркивает важность координации по поводу использования данного типа вооружений и делает акцент на том, что подобная политика не противоречит трем японским неядерным принципам (отказ от производства, ввоза и обладания ядерным оружием). С точки зрения японской стороны, упор делается не столько на стремлении Японии обзавестись собственным ядерным оружием, сколько на необходимости установления общих правил принятия решений по его применению. В случае четко обозначенного порядка использования американского ядерного оружия Япония сможет рассчитывать на защищенность от внешних угроз, но при этом сама не сможет владеть ядерным оружием, производить его или единолично принимать решение об его применении.

Наряду с этим премьер-министр провозглашает амбициозные планы по отношению к альянсу Япония — США. Глава японского правительства — активный сторонник создания азиатского НАТО, то есть расширения военно-политического блока на Юго-Восточную Азию. По его мнению, фундаментом для данного процесса станут двусторонние союзы Вашингтона с Южной Кореей и Японией. Кроме того, С. Исиба поддерживает строительство военной инфраструктуры на территории США, предоставление Японии доступа к американским базам в стране, а также готов продолжать курс на повышение оборонных расходов.

Ближе к морю — больше горя

Несмотря на позитивный настрой нового главы правительства Японии, премьерский срок С. Исибы начался с цепочки неудачных событий, дающих основания для опасений об осуществлении его планов. Он едва не потерял кресло лидера страны, а потом возглавил правительство меньшинства — впервые с 2009 г. Либерально-демократическая партия Японии не смогла набрать достаточно мест в парламенте, чтобы получить подавляющее число мандатов. При этом более половины населения страны не доверяет новому правительству, и этот показатель лишь растет за последние месяцы.

Предложения премьер-министра не находят широкой общественной поддержки. Идея о создании «азиатского НАТО» встречается с холодом не только такими государствами, как Россия или Китай, которые расценивают эту затею как новый шаг на пути к деградации комплекса безопасности в Северо-Восточной Азии. Отрицательно отнеслись к идее даже те страны, на которые Япония рассчитывала — например, Австралия и Индия. Сама вероятность появления подобного альянса выглядит маловероятной и сложной в исполнении. Политика С. Исибы по отношению к ядерному оружию осуждается японской общественностью, в частности — объединением «Нихон хиданкё», обвиняющим правительство страны в игнорировании их предостережений об опасности ядерного оружия.

Значительного прогресса в японо-американском сотрудничестве при условии сохранения С. Исибы на посту премьер-министра также ожидать не стоит. Несмотря на то, что развивать отношения с Д. Трампом премьер-министр начал с позиции низкого старта, вывести двусторонний диалог на качественно новый уровень в текущих условиях крайне сложно.

В тех сферах, в которых взгляды японского лидера сближаются с позицией США, существует ряд важных оговорок. Так, говоря о совместном с Вашингтоном владении ядерными вооружениями, премьер-министр, по-видимому, стремится ввести в повестку вопрос о разработке собственного ЯО или как минимум пытается прийти к созданию оснований для использования общего ядерного оружия в своих интересах. Подход с опорой на более активное участие в оборонной политике ведет к рассмотрению политики нынешнего руководства Японии со стороны США если не как потенциальной национальной угрозы, то как выходящей за рамки допустимого для американской стороны.

Стоит отметить, что премьер-министр Японии располагает куда меньшим пространством для расширения сотрудничества с США. Ранее оно во многом базировалось на персональной симпатии Д. Трампа к С. Абэ, которая сохраняется до сих пор, ведь избранный американский президент до сих пор поддерживает связь с семьей бывшего главы правительства Японии, убитого в 2022 г. В частности, в декабре 2024 г. он встретился со вдовой бывшего премьер-министра.

Однако сейчас Япония уже не обладает политическим капиталом, заложенным во времена премьерства С. Абэ. Более того, С. Исиба негативно отзывался о выбранном С. Абэ внешнеполитическом подходе и считал его неэффективным. Поддержание японо-американских отношений на стабильном уровне в 2017–2021 гг. во многом было обеспечено умением бывшего премьер-министра придерживаться гибкой политики, избегая давления авторитетом, что создало в глазах Д. Трампа доверительный образ лидера Страны восходящего солнца. В то же время подход к США как к стороне, в переговорах с которой необходим «козырь для торга», контрпродуктивен в отношениях с новым американским президентом.

Парадоксально, что хотя Д. Трамп встретился с родственницей Синдзо Абэ в декабре 2024 г., сам Исиба так и не смог добиться встречи с будущим президентом США до его инаугурации. До этого премьер-министр считал, что ее необходимо провести как можно скорее, и предпринимал несколько попыток по организации совместного мероприятия. В то же время на тот момент будущий президент США уже встретился с некоторыми главами государств, например, с Э. Макроном и В. Зеленским 7 декабря. Следовательно, Д. Трамп не придерживается четкой позиции, которая запрещала бы ему тет-а-тет с зарубежными лидерами до вступления в должность.

Теперь премьер-министр Японии ссылается на ряд причин, из-за которых более поздняя встреча, напротив, предпочтительна для страны. Японская сторона подчеркивает необходимость тщательной подготовки к будущему мероприятию и говорит о повышенной загруженности премьер-министра, которая препятствует назначению встреч с Д. Трампом. На данный момент С. Исиба рассчитывает на встречу с американским коллегой в феврале, во время собственного визита в США. Однако даже сейчас он допускает, что личный разговор между политиками может случиться и позже.

Подход, выбранный премьер-министром Японии, с одной стороны, близок взглядам Д. Трампа. Неравномерное распределение ответственности в альянсе — одна из ключевых претензий избранного президента США к союзнику, а потому желание Японии проявлять большую активность — положительный фактор для развития японо-американского сотрудничества. Однако стремление Японии брать на себя более существенную долю ответственности и инициативности в оборонной политике способно спровоцировать негативную реакцию американской администрации на усиление союзника. Вместе с тем С. Исиба дистанцируется от дипломатического наследия С. Абэ, которое помогло стабилизировать отношения с Д. Трампом в прошлом, а, значит, и упускает шансы на построение конструктивного диалога в обозримом будущем.


Оценить статью
(Голосов: 35, Рейтинг: 4.51)
 (35 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся