Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.64)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Гордей Морозов

Студент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Низкий рейтинг правящей коалиции в Германии во главе с федеральным канцлером Олафом Шольцем уже давно не является новостью. Перспектива усиления оппозиции в лице Союза Сары Вагенкнехт (ССВ) и Альтернативы для Германии (АдГ) перед грядущими выборами в Бундестаг в 2025 г. может внести ряд коррективов во внутреннюю и внешнюю политику ФРГ. В целом в Германии уже давно существует консенсус, заключающийся в стремлении не допустить «правопопулистскую» и «пророссийскую» партию АдГ в парламенты на региональном и федеральном уровнях. Несмотря на это, популярность правой оппозиции стабильно растет, а сама АдГ уже стала второй по популярности партией в стране. Подобный успех связан прежде всего с недовольством внешней и миграционной политикой канцлера Шольца, которую 42% немцев считают важнейшей проблемой страны.

Вполне очевидно, что курс Германии не может радикально измениться почти ни при каких условиях. А это значит, что поляризация общества, особенно на востоке, будет только усиливаться, что лишь усугубит текущий политический кризис. Согласно оценкам, оппозиционные партии в лице АдГ и ССВ станут его главными выгодополучателями и смогут вместе рассчитывать на треть немецкого электората на грядущих федеральных выборах. Чтобы этого не допустить, традиционные партии в лице ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП будут мобилизовывать все силы и стремиться пойти на определенные уступки для стабилизации оппозиционного электората.

На этом фоне появилась информация, что канцлер Шольц планирует провести телефонный разговор с президентом Путиным впервые за почти два года. Помимо этого, лично Шольц до сих пор продолжает выступать против атак немецким дальнобойным вооружением вглубь российской территории. Все это, безусловно, является шагами, навеянными последними событиями и призванными показать избирателям, которые активно голосуют за более нейтральную внешнюю политику в отношении России, что Шольц может представлять их интересы и принимать относительно сдержанные решения и даже стремиться к диалогу. Несмотря на это не стоит ожидать радикальных перемен, так как у оппозиции фактически не существует реальных инструментов для оказания влияния на внешнеполитический курс ФРГ. Многие политические потери, которые берет на себя текущая коалиция из-за отказа всех политических партий Бундестага на коалицию с АдГ, все равно не способны кардинально пошатнуть сложившуюся систему.

Таким образом, можно предположить, что правящая коалиция продолжит свой внешнеполитический курс, но при этом будет стремиться не допустить усиления оппозиции за счет попыток наладить диалог с Россией. Вероятнее всего эти попытки будут носить косметический характер и реальных качественных изменений в этом направлении ожидать не стоит. Гораздо интереснее то, как будет трансформироваться общественное мнение и как будут развиваться оппозиционные партии, популярность которых стабильно растет. Безусловно, и новые возможные подробности расследований подрыва «Северных потоков», и успехи ВС РФ в конфликте на Украине могут перетянуть часть электората ХДС/ХСС, СДПГ и «Зеленых» в сторону АдГ и ССВ.

Вероятно, именно внешнеполитическая ориентация может стать важным фактором на выборах в Бундестаг в 2025 г. В данный момент явным лидером является партия ХДС/ХСС, которая выступает за контроль миграции. Следовательно, у АдГ и ССВ остается лишь «козырь» в виде российско-украинской карты и экономических последствий антироссийских санкций для немецкой экономики, вокруг чего, вероятно, и будут строиться потенциальные предвыборные дебаты, что уже было продемонстрировано на выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге.

Низкий рейтинг правящей коалиции в Германии во главе с федеральным канцлером Олафом Шольцем уже давно не является новостью. Перспектива усиления оппозиции в лице Союза Сары Вагенкнехт (ССВ) и Альтернативы для Германии (АдГ) перед грядущими выборами в Бундестаг в 2025 г. может внести ряд коррективов во внутреннюю и внешнюю политику ФРГ. В целом в Германии уже давно существует консенсус, заключающийся в стремлении не допустить «правопопулистскую» партию АдГ в парламенты на региональном и федеральном уровнях. Несмотря на это, популярность правой оппозиции стабильно растет, а сама АдГ уже стала второй по популярности партией в стране. Подобный успех связан прежде всего с недовольством внешней и миграционной политикой канцлера Шольца, которую 42% немцев считают важнейшей проблемой страны.

Расследование диверсии на «Северных потоках»

26 сентября 2022 г. произошла диверсия на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2», ставшая одним из ключевых событий в германо-российских отношениях. На протяжении долгих лет на строящийся «Северный поток — 2» возлагались серьезные надежды: еще летом 2022 г. бывший федеральный канцлер Ангела Меркель заявляла, что строительство газопровода не являлось ее политическим просчетом и что при принятии этого решения она руководствовалась экономической выгодой для Германии, которая всегда была остро зависима от внешних энергоресурсов.

Долгое время правящая коалиция во главе с федеральным канцлером Олафом Шольцем не разглашала никакой информации касательно хода расследования, и, более того, страны НАТО регулярно пытались обнаружить «российский след» в деле о подрыве. Информационный вакуум вокруг темы рухнул 14 августа 2024 г., когда прокуратура ФРГ неожиданно для многих выдала ордер на арест гражданина Украины, подозреваемого в участии в подрыве газопроводов. Им оказался некий Владимир З., который, вероятно, уже покинул территорию Германии через Польшу. Эта новость вызвала большой резонанс не только в ФРГ, но и во всей Европе. Германия с самого начала специальной военной операции выступала как главный европейский спонсор Украины, и то обстоятельство, что прокуратура открыто выступила против троих украинских граждан, которые, согласно некоторым данным, действовали с ведома Варшавы, предполагает определенные изменения в политике Германии не только в отношении Украины, но и в отношении Польши.

Со стороны видно, что правящая коалиция пока не очень понимает, каким образом она может выйти из ситуации, не теряя лицо и при этом радикально не меняя свой курс на военную и финансовую поддержку Киева. Канцлер Шольц уже заявил о том, что Германия продолжит выполнять все свои обязательства по поставкам вооружений украинской стороне. Тем не менее ситуация далеко не так однозначна. 19 августа министр финансов ФРГ Кристиан Линднер объявил о том, что Германия исчерпала ресурсы своего бюджета на бесконтрольную поддержку ВСУ, что породило бурные дискуссии в Бундестаге, а некоторые представители партии «Зеленых» заявили о том, что немецкий бюджет не может быть важнее, чем выживание атакованной европейской нации.

Слова канцлера подтверждаются и действием: в сентябре 2024 г. Германия передала Украине очередной транш, в который были включены в том числе 22 танка Leopard 1A5, пять гусеничных вездеходов BV 202, более 60 тыс. артиллерийских снарядов 155 мм и многое другое. В общем и целом наблюдается тенденция на увеличение военных поставок, хотя неоднократно заявлялось о том, что вооруженные силы Германии сами не имеют в своем распоряжении достаточного количества амуниции.

В контексте стремления к проведению военной реформы для увеличения количества и качества сил Бундесвера подобная политика выглядит как минимум противоречивой. Причастность Украины к диверсии на объектах критической инфраструктуры ФРГ добавляет этой противоречивости новые политические краски. Ситуация усугубляется в том числе и явной стагнацией немецкой экономики, а также повышением цен на энергоносители, что влияет не только на стоимость жизни, но и на развитие крупного производства. Одним из последних примеров стала ситуация вокруг компании Volkswagen, которая вынуждена закрыть целых два завода ввиду тяжелой экономической ситуации. Компания за свою долгую историю ни разу не знала подобных кризисов и во многом ассоциировалась с процветающим немецким автомобилестроением. Закрытие заводов вызвало широкое обсуждение в обществе и расценивается как одно из проявлений общей негативной динамики экономики государства.

После обнародования информации о связи Украины и Польши с подрывами на «Северных потоках» вопрос о дальнейшей поддержке Украины из разряда финансово-политических переходит в плоскость национальных интересов — тема, на которой в ФРГ часто спекулируют правые партии. АдГ даже требовала от Бундестага создание специальной рабочей группы для расследования ситуации и выделения 50 млн евро для ее работы, называя подрыв «Северных потоков» «террористической атакой» на Германию и призывая к их восстановлению. В частности, в своем заявлении Тино Хрупалла, председатель партии АдГ, призвал восстановить газопроводы и наказать всех участников диверсии.

Пассивность правящей коалиции в этом вопросе определенно играет на руку оппозиции. Отсутствие четкого дипломатического ответа на диверсию и безучастность в расследовании определенно должны повлиять на настроения части электората. Вполне очевидно, что правящая коалиция готова с этим мириться, впрочем, как и главные фавориты на грядущих выборах в Бундестаг из партии ХДС/ХСС, которые также выступают за продолжение поддержки Украины. Согласно опросам января 2024 г., у немцев достаточно противоречивое отношение к конфликту: с одной стороны, 51% считает, что правительство приложило недостаточно дипломатических усилий для окончания конфликта, с другой — 43% выступает также за дополнительные санкции, а 40% одобряют финансовую и военную помощь Украине. Это говорит о серьезной поляризации мнений, и можно предположить, что итоги расследования могут оказать влияние на часть «сомневающихся» граждан. Однако стоит учитывать также и высокую озабоченность немцев экономическими проблемами и повышением цен на энергоносители, что связано в том числе и с отказом от российского газа и почти полным отказом от российской нефти.

Поражение правящей коалиции на выборах в Саксонии и Тюрингии

Вторым потрясением для правящей коалиции стали региональные выборы в восточной Германии. В Саксонии и Тюрингии она изначально имела рекордно низкие рейтинги, уступая как традиционному ХДС/ХСС, так и ярким оппозиционным партиям в лице АдГ и ССВ. Особенностью местных выборов стало активное упоминание в предвыборных кампаниях вопросов федерального уровня, особенно украинского конфликта. На этом фоне развернулось активное обсуждение возможностей парадипломатии отдельных федеральных земель, которая теоретически могла бы позволить субъектам взаимодействовать с другими странами и вести собственную политику.

В этом контексте выборы 1 сентября 2024 г. стали важным «толчком» не только для правительства Шольца, но и для всей Германии. Дискуссия, возникшая в далеко не самых густонаселенных и экономически развитых федеральных землях, по уровню накала не уступала выборам в Бундестаг. Коалиция из Социал-демократической партии, «Зеленых» и Свободных демократов потерпела сокрушительное поражение в обоих субъектах. В Саксонии победу одержала партия Христианских демократов (31,9%), с небольшим отрывом второе место заняла АдГ (30,6%), а третьей стала партия Сары Вагенкнехт (11, 8%). В сумме партии текущей коалиции собрали менее 15% голосов, что весьма ясно свидетельствует о настроениях избирателя. В Тюрингии ситуация оказалась еще более катастрофической: несистемная АдГ одержала сокрушительную победу, набрав 32,8% голосов. Второе и третье места распределили между собой ХДС/ХСС (23,6%) и ССВ (15,8%).

Завершал парад выборов в восточных землях Бранденбург. Накануне голосования, прошедшего 22 сентября, там развернулась настоящая борьба между СДПГ и АдГ, которые имели примерно равные шансы вырваться на первое место. Исторически эта земля выступала политическим «плацдармом» Социал-демократической партии, где она находилась у власти с 1990 г. Исходя из этого, именно Бранденбург имел для партии символическое значение, и поражение в нем стало бы важной вехой. Для того чтобы не допустить победы АдГ, было мобилизовано множество ресурсов, и СДПГ за крайне короткий срок смогла привлечь около 3% избирателей, о чем свидетельствовали соответствующие опросы от 12 сентября. Таким образом, перед началом выборов АдГ опережала партию канцлера Шольца лишь на один процент, что делало результаты непредсказуемыми. В конечном итоге разрыв действительно составил чуть более 1%, однако не в пользу оппозиции. СДПГ набрала 30,89%, АдГ — 29,23% голосов. Третьей партией с большим отрывом от лидеров стал ССВ, набравший 13,48%. Несмотря на то, что СДПГ оставила Бранденбург «красным», ее позиции заметно пошатнулись.

Как кризисы отразятся на германской политике

Вполне очевидно, что курс Германии не может радикально измениться почти ни при каких условиях. А это значит, что поляризация общества, особенно на востоке, будет только усиливаться, что лишь усугубит текущий политический кризис. Согласно оценкам­, оппозиционные партии в лице АдГ и ССВ станут его главными выгодополучателями и смогут вместе рассчитывать на треть немецкого электората на грядущих федеральных выборах. Чтобы этого не допустить, традиционные партии в лице ХДС/ХСС, СДПГ, Свободной демократической партии Германии будут мобилизовывать все силы и стремиться пойти на определенные уступки для стабилизации оппозиционного электората.

На этом фоне появилась информация, что канцлер Шольц планирует провести телефонный разговор с президентом Путиным впервые за почти два года. Помимо этого, лично Шольц до сих пор продолжает выступать против атак немецким дальнобойным вооружением вглубь российской территории. Все это, безусловно, является шагами, навеянными последними событиями и призванными показать избирателям, которые активно голосуют за более нейтральную внешнюю политику в отношении России, что Шольц может представлять их интересы и принимать относительно сдержанные решения и даже стремиться к диалогу. Несмотря на это не стоит ожидать радикальных перемен, так как у оппозиции фактически не существует реальных инструментов для оказания влияния на внешнеполитический курс ФРГ. Многие политические потери, которые берет на себя текущая коалиция из-за отказа всех политических партий Бундестага на коалицию с АдГ, все равно не способны кардинально пошатнуть сложившуюся систему.

Таким образом, можно предположить, что правящая коалиция продолжит свой внешнеполитический курс, но при этом будет стремиться не допустить усиления оппозиции за счет попыток наладить диалог с Россией. Вероятнее всего эти попытки будут носить косметический характер и реальных качественных изменений в этом направлении ожидать не стоит. Гораздо интереснее то, как будет трансформироваться общественное мнение и как будут развиваться оппозиционные партии, популярность которых стабильно растет. Вероятно, новые возможные подробности расследований подрыва «Северных потоков» и успехи ВС РФ в конфликте на Украине могут перетянуть часть электората ХДС/ХСС, СДПГ и «Зеленых» в сторону АдГ и ССВ. Можно предположить, что именно внешнеполитическая ориентация может стать важным фактором на выборах в Бундестаг в 2025 г. В данный момент явным лидером является партия ХДС/ХСС, которая выступает за контроль миграции. Следовательно, у АдГ и ССВ остается лишь «козырь» в виде российско-украинской карты и экономических последствий антироссийских санкций для немецкой экономики, вокруг чего, вероятно, и будут строиться потенциальные предвыборные дебаты, что уже было продемонстрировано на выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге.


(Голосов: 14, Рейтинг: 4.64)
 (14 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся