Нынешнее обострение палестино-израильского конфликта происходит на фоне исторического сдвига, когда Саудовская Аравия, претендующая на роль лидера арабского и исламского мира и являющаяся ведущей экономикой региона и крупнейшим экспортером нефти в мире, заявила о возможной нормализации отношений с Израилем. Это означало бы смягчение позиции Эр-Рияда по палестинской проблематике, а также установление дипломатических отношений с последующим открытием посольств в двух странах.
Возможно, начатая движением ХАМАС военная акция изначально была не только ответом на притеснения мирного населения, убийство гражданских лиц и журналистов, а также поселенческую деятельность, но и попыткой сорвать планы по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией — крупнейшим союзником США на Ближнем Востоке и одновременно лидером арабского и исламского мира. Существует вероятность, что сегодняшние события на палестино-израильском треке не дадут сложиться тандему США — Саудовская Аравия — Израиль. После нынешнего обострения конфликта и проведения наземной операции саудовское руководство вряд ли решится на нормализацию отношений с Израилем, по крайней мере, в ближайшей перспективе, если, конечно, не будут существенно учтены требования палестинской стороны, основанные на принципе «двух государств».
Причиной продолжающегося палестино-израильского конфликта во многом стала систематически провальная политика США и ЕС в регионе, заключающаяся в поддержке игнорирования Израилем резолюций Совета Безопасности ООН и своих обязательств по мирному урегулированию, а также блокировании механизмов урегулирования конфликта международным ближневосточным квартетом. Более того, 16 октября 2023 г. в Совете Безопасности ООН прошло голосование по российскому проекту резолюции относительно незамедлительного прекращения огня в зоне конфликта, прежде всего в секторе Газа. С целью избежания затруднения процесса согласования данный проект не содержал политических аспектов, оценок и упоминания сторон конфликта. Российское предложение поддержали почти 30 стран, в том числе 17 арабских, а также Китай. Против выступили США, Великобритания, Франция, а также Япония.
Дальнейшая эскалация и расширение географии конфликта, которые могут последовать после наземной операции в секторе Газа, могут оказать влияние не только на международную безопасность и архитектуру международных отношений в регионе и даже в мире, но и на мировой энергетический рынок, в частности нефти и газа. Арабо-израильская война 1973 г. — последний крупный конфликт между коалицией арабских государств и Израилем — привела к тяжелейшим последствиям в области мировых цен на нефть в результате введения арабскими государствами — экспортерами нефти нефтяного эмбарго в отношении стран, поддержавших Израиль. Последствия ограничений поставок были существенны для всего мира. И в сегодняшней ситуации в случае дальнейшей эскалации конфликта нельзя полностью исключать вероятность введения подобного эмбарго, даже частичного. В регионе находятся крупнейшие экспортеры нефти и газа, такие как Саудовская Аравия и Катар, имеющие довольно жесткую позицию по отношению к политическому курсу Израиля. Поддержка Израиля официальным Вашингтоном может негативно сказаться на сохранении влияния США в регионе, а также лидирующих позиций в мире.
Монополизация ближневосточного урегулирования опасна. Обстановка в регионе носит взрывной характер. Палестино-израильский конфликт имеет все шансы на выгодное для обеих сторон мирное разрешение, однако для этого необходимо возобновление деятельности ближневосточного квартета для воплощения в жизнь решения о создании палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, которое будет жить в мире с Израилем.
Изучение кризисной ситуации вокруг обострения палестино-израильского конфликта и истории его возникновения проливают свет на его причины, способы и пути его разрешения. Обострившийся кризис на Ближнем Востоке не только унес жизни тысяч мирных граждан за несколько дней, но и угрожает расшириться и перекинуться на соседние страны, что может повлечь за собой обострение ситуации в области ядерной безопасности, а также жесткие колебания на мировых энергетических рынках, представляя угрозу мировой энергетической безопасности.
История конфликта и роль внешних игроков
Палестино-израильский конфликт, длящийся более 70 лет и возвращающийся время от времени в основную международную повестку, носит затяжной характер. Первые в современной истории столкновения между арабами и евреями, поселившимися на территории Палестины, начались после передачи Палестины под временное управление Великобритании.
После окончания Первой мировой войны Палестина, входившая в состав Османской Империи, 24 июля 1922 г. была передана Лигой Наций под временное управление Великобритании на основании Британского мандата в Палестине, вступившего в силу 29 сентября 1923 г. Данный документ дополнялся Трансиорданским меморандумом, принятым 16 сентября 1922 г. Советом Лиги Наций и регулировавшим, в свою очередь, статус Трансиордании как отдельной подмандатной территории, получившей впоследствии независимость.
Великобританией было поддержано создание на территории подмандатной Палестины еврейского национального очага на основании включенной в текст Британского мандата Декларации Бальфура. Впоследствии число конфликтных ситуаций лишь увеличивалось, что отрицательно было встречено палестинцами. Вследствие преследований и уничтожения по национальному признаку число евреев, пребывающих из различных частей света, лишь увеличивалось. Пребывающие евреи благодаря решению Великобритании нашли пристанище в Палестине.
Во время Второй мировой войны и после нее большое количество евреев прибывало в Палестину из стран Европы, Африки и Азии как беженцы и вынужденные переселенцы. Вследствие увеличения числа конфликтов между проживающими на своих землях палестинцами и прибывшими туда евреями в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию № 181, в соответствии с которой территория подмандатной Палестины должна была быть разделена на два независимых государства — арабское и еврейское, что решило бы проблему конфликта двух сторон. Однако в 1948 г., незадолго до окончания действия Британского мандата, Израиль объявил о своей независимости и военным путем захватил большую часть Палестины. Все этого произошло с молчаливого согласия Великобритании и стран Европы. Впоследствии около половины палестинцев были изгнаны из своих домов или вовсе бежали. Данное событие в арабском мире носит трагическое название «Накба».
После событий Шестидневной войны 1967 г. еще более полмиллиона палестинцев были вынуждены покинуть свои земли, а Израиль продолжил оккупацию еще большего количества палестинских земель, несмотря на последующую Резолюцию СБ ООН № 242, обязывающую Израиль вывести войска с оккупированных территорий и ставшую основой сегодняшней формулы «двух государств» с палестинской столицей в Восточном Иерусалиме. Последовавшая после этого Война Судного дня, или, как ее называют арабы, — Октябрьская война 1973 г., ставшая последним из крупных конфликтов между двумя сторонами, завершилась поражением арабской коалиции, стремившейся вернуть территории, потерянные в результате Шестидневной войны.
Позиция России по палестино-израильскому вопросу давно известна и основывается, в частности, на Резолюции СБ ООН № 242 (1967 г.), Резолюции СБ ООН № 338 (1973 г.), Резолюции СБ ООН № 1397 (2002 г.), а также на так называемой «дорожной карте», представленной ближневосточным квартетом (Россия, США, ЕС, ООН), и заключается в создании независимого палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, живущего в мире с Израилем, а также в неприемлемости силового решения конфликта. Данный принцип широко поддерживается мировым сообществом и, в частности, арабскими государствами. Стоит напомнить, что на территории Восточного Иерусалима находятся мечеть Аль-Акса, Храм Гроба Господня, Храмовая гора и Стена плача.
Причины обострения конфликта и влияние на обстановку в регионе
Нынешнее обострение палестино-израильского конфликта происходит на фоне исторического сдвига, когда Саудовская Аравия, претендующая на роль лидера арабского и исламского мира и являющаяся ведущей экономикой региона и крупнейшим экспортером нефти в мире, заявила о возможной нормализации отношений с Израилем. Это означало бы смягчение позиции Эр-Рияда по палестинской проблематике, а также установление дипломатических отношений с последующим открытием посольств в двух странах. Так, в интервью в сентябре 2023 г. саудовский наследный принц Мухаммад бен Салман отметил важность палестинского вопроса для Саудовской Аравии, а также заявил, что мирная сделка с Израилем впервые в истории реальна и близка. По его словам, он получает сигналы от США с предложениями по нормализации отношений с Израилем, однако переговоры по данному вопросу продолжаются и сейчас, поскольку саудовская сторона стремится решить проблему в пользу палестинцев.
Возможно, начатая движением ХАМАС военная акция изначально была не только ответом на притеснения мирного населения, убийство гражданских лиц и журналистов, а также поселенческую деятельность, но и попыткой сорвать планы по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией — крупнейшим союзником США на Ближнем Востоке и одновременно лидером арабского и исламского мира. Существует вероятность, что сегодняшние события на палестино-израильском треке не дадут сложиться тандему США — Саудовская Аравия — Израиль. После нынешнего обострения конфликта и проведения наземной операции саудовское руководство вряд ли решится на нормализацию отношений с Израилем, по крайней мере, в ближайшей перспективе, если, конечно, не будут существенно учтены требования палестинской стороны, основанные на принципе «двух государств».
Нужно также учитывать прагматичный курс внешней политики, проводимый наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммадом бен Салманом, стремящимся оперативно решить региональные проблемы. Так, только в 2023 г. Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран договорились о нормализации и восстановлении дипломатических отношений, несмотря на долгое и довольно жесткое идеологическое и геополитическое противостояние, что обострялось в том числе и поддержкой со стороны Ирана йеменских хуситов, настроенных против официального Эр-Рияда. Также во многом по инициативе саудовской стороны Сирия, будучи страной, страдающей от израильской оккупации Голанских высот, вернула себе членство в Лиге арабских государств спустя двенадцать лет, несмотря на жесткое западное давление, а также воспрепятствование по данному вопросу со стороны Кувейта и Катара, всецело информационно и финансово поддерживающего Палестину и ХАМАС.
Причиной продолжающегося палестино-израильского конфликта во многом стала систематически провальная политика США и ЕС в регионе, заключающаяся в поддержке игнорирования Израилем резолюций Совета Безопасности ООН и своих обязательств по мирному урегулированию, а также блокировании механизмов урегулирования конфликта международным ближневосточным квартетом. Более того, 16 октября 2023 г. в Совете Безопасности ООН прошло голосование по российскому проекту резолюции относительно незамедлительного прекращения огня в зоне конфликта, прежде всего в секторе Газа. С целью избежания затруднения процесса согласования данный проект не содержал политических аспектов, оценок и упоминания сторон конфликта. Российское предложение поддержали почти 30 стран, в том числе 17 арабских, а также Китай. Против выступили США, Великобритания, Франция, а также Япония. Албания, Бразилия, Гана, Мальта, Швейцария и Эквадор воздержались.
Стоит отметить, что препятствием на пути к решению кризиса является и отсутствие так называемого «арабского единства» и единой воли руководства всех арабских государств. На сегодняшний день шесть арабских государств нормализовали отношения с Израилем и поддерживают с ним дипломатические отношения, а именно: Египет, Иордания, Судан, Марокко, ОАЭ и Бахрейн, что нередко воспринимается Палестиной как удар в спину и предательство. Вследствие этого действия одной стороны по зачистке городов и выселению миллиона человек из одной части страны в другую не встречают противодействия. Очевидно, что в регионе нарушен баланс.
Существование государства Израиль в тех границах, в которых оно существует сегодня, и отсутствие принятия конкретных мер со стороны международного сообщества — один из крупнейших актов попирания принципов международного права, Устава ООН и резолюций Совета Безопасности ООН в современном мире. Палестинские территории, несмотря на предписания СБ ООН, а также призывы мирового сообщества, до сих пор остаются оккупированными. Поселенческая деятельность израильских властей из года в год лишь набирала новые обороты. Попирание базовых принципов международного права — акт неуважения в адрес международного сообщества и демонстрация того, что сила берет верх над международным правом. Акты жестокого насилия, похищений и пыток гражданского населения с обеих сторон являются грубым нарушением Всеобщей декларации прав человека, Международной конвенции об обращении с военнопленными и других международных документов и должны осуждаться беспристрастно.
Что касается предположений о поставках Украиной для движения ХАМАС вооружения, используемого в военных операциях против Израиля, то это может обернуться неприятностями для сегодняшнего украинского руководства. Так, вполне вероятно, что информация о появлении украинского оружия в текущих боестолкновениях между Палестиной и Израилем создаст помехи для планов Белого дома запросить у американского Конгресса крупнейшую финансовую помощь суммой в 100 млрд долл. на поддержку Украины, Израиля и Тайваня. Это также представляет угрозу и для политических элит западных государств, где и без того растет недовольство со стороны населения из-за поставок военной и финансовой помощи украинским властям на фоне прогнозируемого экономического спада в некоторых государствах Европы.
Также в СМИ появляются предположения о планах движения «Талибан»* по участию в палестино-израильском конфликте, однако данная информация не соответствует действительности. Во-первых, она не фиксировалась ни от одного официального представителя движения или его ведомств. Провозглашенный Исламский Эмират лишь осудил политику Израиля и выразил поддержку Палестине в ее праве на самооборону и независимое государство. Во-вторых, гипотетическое участие движения в данном конфликте исключено и по ряду других причин. Провозглашенный Исламский Эмират прикладывает большие усилия на пути получения международного признания, а участие в боевых действиях за рубежом не только усугубит положение, но и перечеркнет надежды на международное признание и полную разблокировку афганских денежных активов, замороженных США. Более того, движение во многом концентрируется на обеспечении безопасности внутри Афганистана, в том числе в соответствии с обещаниями, данными соседним государствам, по недопущению появления террористических ячеек в стране, которые могли бы представлять угрозу региону. Еще одним аргументом против участия движения в конфликте является их юридический статус. Движение находится под санкциями ООН, и принятая СБ ООН Резолюция № 2255 усложняет их перемещение. Более того, деятельность движения запрещена во многих государствах мира.
Сегодняшнее обострение палестино-израильского конфликта уже начинает выходить за рамки своей географии. Неоднократно сообщалось о приграничном огне между Израилем и Ливаном, а также об ударах Израиля по Сирии, часть территории которой оккупирована Израилем. Существуют серьезные риски дальнейшего расширения конфликта. Более того, Исламская Республика Иран хоть и сразу пояснила, что не стоит за атаками движения ХАМАС, но официально выступила с поддержкой в адрес палестинского движения, а также призвала к немедленному прекращению огня со стороны Израиля. В противном случае Тегеран угрожает жесткими мерами. Расширение конфликта невыгодно и для России ввиду нахождения на территории Сирийской Арабской Республики российского военного контингента.
Влияние конфликта на мировой топливно-энергетический комплекс
Дальнейшая эскалация и расширение географии конфликта, которые могут последовать после наземной операции в секторе Газа, могут оказать влияние не только на международную безопасность и архитектуру международных отношений в регионе и даже в мире, но и на мировой энергетический рынок, в частности нефти и газа. Так, 13 октября 2023 г. цена на нефть марки Brent снова достигла отметки выше 90 долл. США за баррель, поднявшись на 5%.
Европейские страны и без того вынуждены осуществлять закупку американских энергоносителей по более высоким ценам вследствие отказа от российских нефти и газа. Дополнительный рост цен лишь усугубит экономическую ситуацию в европейских странах, где недовольство со стороны граждан продолжает расти на фоне не только экономического спада, например, в Германии, где, по прогнозу правительства, ВВП страны сократится на 0,4%, но и продолжающихся поставок военной и финансовой помощи Украине.
Возможный рост цен на энергоресурсы связан с опасениями в связи с обострением конфликта, что может привести к перебоям поставок энергоносителей на мировой рынок. Причин этому несколько. Во-первых, стоит упомянуть о важнейшей транспортной магистрали — Суэцком канале, располагающемся на египетской территории вблизи с границей с Израилем. В марте 2021 г. при блокировке Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given убытки для мировой торговли составили около 400 млн долл. в час или почти 10 млрд долл. в сутки. Ежегодно нагрузка на канал составляет 97 млн т сырой нефти, 77 млн т нефтепродуктов и 39 млн т СПГ. Несмотря на расширение использования российскими энергетическими компаниями Северного морского пути, значение альтернативного маршрута через Суэцкий канал для России продолжает оставаться важным. В случае закрытия канала из-за обострения конфликта мировые цены на нефть существенно вырастут, что в первую очередь сильно ударит по экономике стран Европейского союза. Транспортировка нефти в обход Африки будет обходиться очень дорого. При этом, несмотря на то что экспорт российской нефти переориентирован на страны Азии в соответствии с заключенными контрактами, очень вероятным станет частичное снятие странами ЕС ограничений, связанных с импортом российской нефти. Особенно на фоне провала украинского контрнаступления в зоне боевых действий и возможного желания стран Североатлантического альянса подтолкнуть Украину к заключению с Россией перемирия, которое бы дало ей лишь время на передышку, перегруппировку войск и их переоснащение.
Во-вторых, серьезное давление на Иран со стороны Запада в случае обострения конфликта может сподвигнуть Тегеран прибегнуть к заявлениям о перекрытии Ормузского пролива — крупнейшей транспортной артерии мирового энергетического рынка и важнейшего в мире морского коридора, соединяющего Персидский залив с Индийским океаном. Только в 2018 г. ежедневный поток нефти через пролив в среднем составлял 21 млн барр. в сутки, что соответствует около 21% мирового потребления нефти. Нефтяные потоки через Ормузский пролив за данный период составили около трети мировой торговли нефтью. В том же году транзит более четверти мировых объемов сжиженного природного газа осуществлялся через данную транспортную артерию. Более того, производство СПГ мировым лидером Катаром к 2027 г. вырастет до отметки в 126 млн т в год, что в совокупности делает данный пролив стратегически важным пунктом с точки зрения обеспечения мировой энергетической безопасности.
Рисунок 1. Нефть, конденсат и нефтепродукты, транспортируемые через Ормузский пролив. Источник: U.S. Energy Information Administration and ClipperData, Inc.
Вдобавок ухудшение обстановки в регионе, давление на Иран и увеличение угроз в адрес соседних государств, в частности того же Ирана, могут сподвигнуть официальный Тегеран к частичному, а с учетом масштабов и серьезности конфликта, и к полному выходу из «Совместного всеобъемлющего плана действий» (СВПД) и возобновлению иранской ядерной программы, особенно на фоне заявлений ЕС об отказе снимать санкции в соответствии с истечением ряда ограничений в рамках Резолюции СБ ООН № 2231. В соответствии с параграфом 26 «Совместного всеобъемлющего плана действий», Иран будет рассматривать введение новых санкций как основание для полного или частичного прекращения выполнения своих обязательств в рамках СВПД. Это, в свою очередь, не только отрицательно скажется на саудовско-иранских отношениях в контексте их недавней нормализации и на балансе безопасности в арабском мире, но и обострит обстановку в области международной ядерной безопасности в целом.
Стоит добавить, что арабо-израильская война 1973 г. — последний крупный конфликт между коалицией арабских государств и Израилем — привела к тяжелейшим последствиям в области мировых цен на нефть в результате введения арабскими государствами — экспортерами нефти нефтяного эмбарго в отношении стран, поддержавших Израиль (Великобритания, Канада, Япония, США, Нидерланды). Последствия ограничений поставок были существенны для всего мира. Мировые цены на нефть взлетели более чем в три раза и достигли отметки в 12 долл. за баррель. Цены на топливо били рекорды по всем отраслям. На сообщение главы американского государства 17 ноября 1973 г. о том, что ограничения на поставку скоро могут ослабить, Индекс Доу Джонса резко подскочил, и уже 14 декабря госсекретарь Киссинджер во время встречи с королем Фейсалом в Саудовской Аравии призвал отменить нефтяное эмбарго. 19 марта 1974 г., после отмены ограничения на поставку, президент Никсон выразил надежду, что страны Ближнего Востока в будущем больше не прибегнут к использованию подобного рода инструментов против США. Эмбарго привело к четырехкратному росту цен на нефть — общие доходы стран — участниц ОПЕК выросли с 23 млрд до 140 млрд долл. Данные события ознаменовали появление нового вида оружия — нефтяного.
И в сегодняшней ситуации в случае дальнейшей эскалации конфликта нельзя полностью исключать вероятность введения подобного эмбарго, даже частичного. В регионе находятся крупнейшие экспортеры нефти и газа, такие как Саудовская Аравия и Катар, имеющие довольно жесткую позицию по отношению к политическому курсу Израиля.
Таким образом, серьезность региональных конфликтов, а также сдвиги в архитектуре современных международных отношений, происходящие в мире, носят глобальный характер. Раздел территорий метрополией, при котором не учитывались национальные, культурные и религиозные особенности местного населения, и необдуманные шаги, подкрепленные колониальным мышлением некоторых стран Запада, привели к трагедии палестино-израильского конфликта. Отчетливо видно, что система, сложившаяся после окончания Второй мировой войны, не работает так, как это задумывалось. Вторая мировая война, распад Советского Союза, становление однополярного мира и вытекающие из этого факторы повлекли за собой огромное количество проблем.
Провал политики США и их союзников прослеживался по всем направлениям, где так или иначе предпринимались попытки повлиять на внутренние политические события: в Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии и других государствах. Помимо кризиса безопасности в Европе на повестке стоит вопрос об увеличении эффективности деятельности ООН. Политика западных государств на ближневосточном треке — игры с огнем, способные привести не только к полномасштабным военным действиям внутри региона, колоссальным жертвам и ослаблению гарантий международной ядерной безопасности, но и к глобальному энергетическому кризису, угрожающему мировой энергетической безопасности. Более того, поддержка Израиля официальным Вашингтоном может негативно сказаться на сохранении влияния США в регионе, а также лидирующих позиций в мире.
Монополизация ближневосточного урегулирования опасна. Обстановка в регионе носит взрывной характер. Палестино-израильский конфликт имеет все шансы на выгодное для обеих сторон мирное разрешение, однако для этого необходимо возобновление деятельности ближневосточного квартета для воплощения в жизнь решения о создании палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, которое будет жить в мире с Израилем.
* Движение запрещено на территории РФ.