Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Галина Топкасова

Магистрант факультета международных отношений Дипломатической академии МИД России

Республика Куба — традиционный и важнейший союзник Российской Федерации в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Во времена ее становления СССР оказывал Кубе всестороннюю помощь. Советский Союз и страны социалистического лагеря выступали ее основными торговыми партнерами. На Кубу осуществлялись поставки советской нефти и нефтепродуктов, продовольствия, СССР оказывал помощь в развитии инфраструктуры. В Советском Союзе велась подготовка кубинских специалистов в области сельского хозяйства, животноводства, а также осуществлялось обучение военных специалистов, благодаря чему в 1970-е гг. кубинская армия стала одной из самых боеспособных в регионе.

Безусловно, возвращение к тому уровню российско-кубинских отношений, который существовал между СССР и Кубой, маловероятно. Россия больше не является ведущим торговым партнером страны, каким ранее был СССР. Темпы торгово-экономического сотрудничества невелики, что обусловлено рядом факторов: географической удаленностью, тяжелым экономическим положением Кубы. Как следствие, проблематично прогнозировать результаты деятельности инвестиционных проектов и сроки их окупаемости.

Локомотивом укрепления двусторонних отношений, как и ранее, выступает прежде всего политическая сфера. Куба является неотъемлемой частью российской стратегии многополярного мира. Государства в первую очередь объединяет нежелание следовать навязанному Западом «порядку, основанному на правилах». Как Россия, так и Куба выступают против гегемонии США, практик неоколониализма и односторонних санкционных мер. Несмотря на все ограничивающие факторы, перспективными и представляющими взаимный интерес для сотрудничества являются торгово-экономические отношения, туризм, здравоохранение и образование.

Тем не менее сложно прогнозировать развитие двусторонних отношений, учитывая, что на данный момент они выстраиваются на основе дружественной позиции действующего режима на Кубе, его политической поддержки России, что стимулирует взаимодействие в других сферах. В случае смены власти и возможной перестройки политической системы острова и, как следствие, снятия экономической блокады США, Россия рискует столкнуться со снижением уровня политических контактов, а российский бизнес и инвестиционная деятельность на Кубе — с растущей конкуренцией ввиду появления там новых иностранных компаний. Однако все же России необходимо продолжать развитие всестороннего, взаимовыгодного сотрудничества с Кубой, которая является одним из ключевых ее союзников в Латинской Америке, при этом разрабатывая прагматическую стратегию в этом партнерстве и учитывая возможные вызовы для российских позиций.

На встрече с премьер-министром Кубы Мануэлем Марреро Крусом в июне 2023 г. президент России В.В. Путин заявил, что у Москвы всегда было «особое отношение» к Кубе, которое остается таковым и сегодня. Действительно, Республика Куба — традиционный и важнейший союзник Российской Федерации в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Двусторонние отношения регулируются порядком 80 соглашений в различных областях и развиваются в духе стратегического партнерства.

Советско-кубинская дружба, проверенная временем

Первые российско-кубинские контакты начались еще задолго до образования Советского Союза. В XVIII в. остров посетил русский путешественник Ф.В. Каржавин, а в XIX в. русские офицеры участвовали в войне за Независимость Кубы. Дипломатические отношения были установлены еще при существовании российской монархии — в 1902 г., затем разорваны с приходом к власти Советов, а восстановлены лишь в 1942 г.

Поворотным моментом в истории двусторонних отношений стал 1959 год, когда произошла Социалистическая революция на Кубе. С установлением режима Кастро Куба стала стратегическим партнером СССР в Латинской Америке, а сближающим фактором выступала коммунистическая идеология. СССР оказывал Кубе всестороннюю помощь, экономическую и политическую. Советский Союз и страны социалистического лагеря выступали ее основными торговыми партнерами (их доля составляла 70% импорта и более 80% экспорта на остров). На Кубу осуществлялись поставки советской нефти и нефтепродуктов, продовольствия, СССР оказывал помощь в развитии инфраструктуры. В Советском Союзе велась подготовка кубинских специалистов в области сельского хозяйства, животноводства, а также осуществлялось обучение военных специалистов, благодаря чему в 1970-е гг. кубинская армия стала одной из самых боеспособных в регионе.

В отношениях Советского Союза и Кубы наблюдались и кризисные периоды. Например, Карибский кризис 1962 г., когда СССР вывел советские ракеты с острова без консультаций с кубинским руководством, что послужило причиной временного охлаждения отношений. Разный взгляд союзники имели на продвижение коммунистической идеологии в Латинской Америке и способы установления революционных правительств. Куба была настроена на бескомпромиссную вооруженную борьбу, а Советский Союз, в свою очередь, не хотел нового витка напряженности в отношениях с США и не поддерживал такую радикальность.

Важно отметить, что, несмотря на временные разногласия, Ф. Кастро осознавал важность советской помощи и вклад СССР в развитие экономики острова и не раз заявлял, что без существования СССР социалистическая революция на Кубе бы не произошла. Для Советского Союза, в свою очередь, остров имел геостратегическое значение, находясь вблизи американских границ и, более того, являясь государством в Западном полушарии, разделяющим коммунистическую идеологию. Следовательно, ухудшение двусторонних отношений не соответствовало интересам ни кубинского, ни советского руководства.

Всесторонняя поддержка со стороны СССР, как экономическая, так и политическая, сократилась во времена «перестройки» и политики «нового политического мышления». В первой половине 1990-х гг. Россия, ориентируясь во внешней политике на Запад, начала сворачивание сотрудничества с Кубой. Лишь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI столетия, с приходом на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова и провозглашения курса на многовекторность во внешней политике, Россия вновь начала «поворачиваться» в сторону Латинской Америки. В этот период закладывались новые формы российско-кубинского сотрудничества, уже на деидеологизированной основе.

Ряд экспертов называют 1990-е гг. «потерянным десятилетием» для России в Латинской Америке. Сворачивание экономической и политической помощи Кубе существенно отразилось на ее положении, страна оказалась в экономическом кризисе. Тем не менее со временем доверие было восстановлено, и сотрудничество стало развиваться в различных областях.

Современное состояние отношений РФ и Республики Кубы

В Концепции внешней политики России от 31 марта 2023 г. в разделе, посвященном Латинской Америке и Карибскому бассейну, уделяется приоритетное внимание «укреплению дружбы, взаимопонимания и углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Куба, Республикой Никарагуа, Боливарианской Республикой Венесуэла, развитию отношений с другими латиноамериканскими государствами с учетом степени их самостоятельности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации». Учитывая дружественную позицию Республики Куба и ее независимость в проведении внешней и внутренней политики, Москва, основываясь на традициях дружбы, последовательно развивает всестороннее сотрудничество с Гаваной.

Между сторонами активно ведется политический диалог. За последнее десятилетие Кубу посещали президент РФ В.В. Путин в 2014 г., председатель Правительства Д.А. Медведев в 2013 и 2019 гг. Кубинские лидеры также посещали Россию с официальными визитами — Рауль Кастро в 2016 г., Мигель Диас-Канель — в 2016, 2018, 2019 и 2022 гг. Уже традиционный характер носят встречи глав внешнеполитических ведомств, в том числе на площадке ООН. В феврале 2024 г. прошла очередная встреча Бруно Родригеса и С.В. Лаврова в рамках латиноамериканского турне последнего. В ходе состоявшихся переговоров стороны заявили о приверженности построению многополярного мира и укреплению двусторонних отношений в различных областях. Следует также отметить, что ведется межпарламентское сотрудничество, а также развиваются контакты по линии различных ведомств: обороны, образования, здравоохранения, Верховных Судов и др.

Сохраняется политическая солидарность двух государств. Так, например, Россия поддерживает Кубу на международных площадках, последовательно голосуя за резолюции, осуждающие эмбарго США против Кубы. Гавана, в свою очередь, оказывает всестороннюю политическую поддержку Москве в проведении СВО на Украине, подчеркивая, что основная ответственность за развязывание украинского конфликта лежит на коллективном Западе во главе с Вашингтоном, а Российская Федерация действует в соответствии со своими национальными интересами, обеспечивая свою безопасность.

Оба государства придерживаются принципа построения многополярного мира с центральной ролью ООН и необходимостью соблюдения принципов международного права. В целом, Россия и Куба имеют совпадающие либо близкие по характеру позиции в отношении международных процессов.

Экономический кризис на Кубе. Чем может помочь Россия?

Сегодня Куба переживает самый сильный за последние 30 лет экономический кризис. Так, по итогам 2023 г. на острове 88% населения проживает в бедности, а инфляция достигла рекордных показателей. Тяжелое экономическое положение руководством страны объясняется продолжающимся эмбарго со стороны США. Социально-экономические реформы, проводимые правительством Кубы, должных результатов не дали.

Согласно исследованию Кубинской обсерватории по правам человека, проведенному в 2023 г., третий год подряд главной проблемой для граждан Кубы является продовольственный кризис (так считают 70% опрошенных), далее следует низкая заработная плата (50%) и растущая инфляция (34%). Продолжается отключение электроэнергии (тем не менее, по сравнению с 2022 г., в 2023 г. частота отключений снизилась). Говоря об эффективности социально-экономической политики кубинского правительства, следует отметить, что 9 из 10 кубинцев (86%) оценивают ее «негативно», 68% — «крайне негативно» (для сравнения, в 2022 г. этот показатель составлял 51%). В частности, в марте 2024 г. на Кубе возникла волна протестов населения на фоне отключений электричества и нехватки продовольствия.

Куба переживает энергетический кризис. Остров не способен обеспечить себя тем количеством нефти, которое потребляется, а дефицит составляет 100 тыс. баррелей в день. Основным поставщиком нефти на Кубу традиционно выступала Венесуэла, а в недавнее время — еще и Мексика. Тем не менее венесуэльская экономика находится в кризисной ситуации, а после введения американских санкций в отношении государственной компании PDVSA объемы поставок нефти на Кубу сократились. Так, например, экспорт венесуэльской нефти на Кубу в среднем составил почти 80 тыс. баррелей в сутки в 2020 г., в то время как в 2023 — 55 тыс. баррелей в сутки, что на 30% меньше.

Безусловно, возврат к тем масштабам экономической помощи, которые существовали во времена СССР, невозможен. Тем не менее Россия оказывает Кубе гуманитарную помощь (за последние несколько лет ее объем составил 22 тыс. тонн) и предоставляет кубинским партнерам кредиты. Так, например, в 2024 г. Куба получила от России два кредита на поставки нефти. С целью стабилизации неспокойной внутриполитической обстановки на Кубе в марте 2024 г. была направлена первая за год партия российской нефти, составляющая 715 тыс. баррелей. Российская сторона неоднократно заявляла о готовности помочь преодолеть «незаконные санкции» США, укрепляя с островом экономическое взаимодействие. Более того, на высоком уровне стороны не раз подчеркивали важность развития торгово-экономических связей.

Сегодня Куба ввиду тяжелой экономической ситуации как никогда нуждается в иностранных инвестициях. Для привлечения иностранного капитала в 2013 г. была создана особая зона развития «Мариэль». Для действующих там компаний предполагается специальный таможенный режим, освобождающий их, в том числе, от налогов на импорт некоторых товаров. Тем не менее желающих инвестировать в кубинские проекты оказалось немного, что обусловлено опасением введения американских санкций против деятельности таких иностранных компаний на Кубе.

Россия и Китай представляют для Кубы особый интерес в качестве инвесторов. КНР традиционно является одним из важных торговых партнеров Кубы. Так, в 2023 г. объем двусторонней торговли с Китаем составил 862 млн долл. Доля российского участия в кубинской экономике, напротив, невелика. Для сравнения, товарооборот между Россией и Кубой примерно в два раза меньше, чем с Китаем, и в конце 2022 г. составлял 452 млн долл. Тем не менее за последнее десятилетие Россия увеличила инвестиционную активность и присутствие российских компаний на острове. Например, в январе 2023 г. на Кубе был завершен самый масштабный проект в металлургической отрасли — электросталеплавильный цех на металлургическом комбинате «Антильяна де Асеро им. Х. Марти», который был построен на российские инвестиции и с использованием российского оборудования и обеспечил 500 дополнительных рабочих мест для кубинцев. На острове активно действуют российские фармацевтические компании.

Одним из действующих механизмов, способствующих продвижению торгово-экономического российско-кубинского взаимодействия, выступает Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, целями которой являются:

  1. Создание благоприятных условий для развития взаимовыгодного сотрудничества двух государств;
  2. Стимулирование наиболее перспективных проектов, диверсификация двусторонней торговли, развитие инвестиционного сотрудничества;
  3. Расширение направлений и форм делового взаимодействия российских и кубинских участников внешнеэкономической деятельности.

В марте 2024 г. в Москве состоялось 21-е заседание МПК. Стороны заключили пять соглашений в различных сферах, включая образование, здравоохранение и геологоразведку. Был отмечен рост количества российских компаний, действующих на Кубе. Стоит отметить, что благоприятные условия для ведения российского бизнеса на острове создает договорно-правовая база. Например, План развития ключевых направлений российско-кубинского сотрудничества на период с 2023 по 2030 гг. и Программа торгово-экономического сотрудничества до 2030 г. (оба документа были подписаны в ноябре 2023 г.).

На сегодняшний день совместно с кубинскими партнерами на территории Кубы действует ряд российских проектов. Среди них можно выделить проект по увеличению нефтеотдачи на месторождении «Бока де Харуко» («Зарубежнефть» и кубинская Cupet), действующий с 2011 г. и являющийся одним из самых высокотехнологичных активов компании, который успешно реализуется, несмотря на сложность геологического строения месторождения. Также на Кубе деятельность ведет «Интер РАО — Экспорт». Компания с 2015 г. принимает участие в проекте по строительству четырех энергоблоков по 200 МВт на ТЭС «Максимо Гомес» и ТЭС «Восточная Гавана».

Следует отметить, что кубинская сторона часто выступает с просьбами отсрочить платежи по кредитам. В этой связи РФ предпочтительнее инвестировать в основном в проекты на Кубе, которые были выполнены совместно с Советским Союзом и требуют модернизации, например, указанный завод «Антильяна де Асеро им. Х. Марти».

Заметим, что в XX в. Куба была ведущим экспортером сахара, значительной статьей экспорта были апельсины. На сегодняшний день ввиду нехватки удобрений и технических проблем сельское хозяйство и промышленное производство находятся в состоянии упадка. Например, в 2022–2023 гг. Правительством России было выделено 800 млн рублей на срочную гуманитарную помощь Кубе, включающую поставку продовольственной пшеницы до 25 тыс. тонн. Отметим также, что о необходимости поставок пшеницы (600 тыс. тонн) и удобрений (145 тыс. тонн) заявлял вице-премьер Кубы Рикардо Кабрисас в ходе 21-го заседания Межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, прошедшем в марте 2024 г. Следовательно, одним из перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества для России могли бы быть поставки не только пшеницы, но и удобрений.

Перспективные направления двустороннего взаимодействия

Помимо развития торгово-экономических отношений и контактов в области энергетики, Москва заинтересована в расширении диалога с Гаваной и в других сферах. Перспективным направлением представляется туризм. Растет интерес граждан России к посещению острова: в 2023 г. там побывали 185 тыс. российских туристов. В свою очередь, в том же году Россию посетили 13 тыс. кубинцев. Укрепляется культурно-образовательное сотрудничество. В 2015 г. в кубинской столице открыл свои двери виртуальный филиал Русского музея. В апреле 2024 г. при посольстве РФ был проведен фестиваль русского кино. 20–27 июля 2024 г. в Москве пройдет ежегодный фестиваль культуры стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Начиная с 2019/2020 учебного года Правительством РФ ежегодно предоставляется 100 бюджетных мест для граждан Кубы на обучение в российских вузах. Культурно-образовательное сотрудничество является эффективным инструментом конструирования положительного образа России и укрепления ее влияния за рубежом, в особенности в условиях беспрецедентных попыток Запада формировать ложные представления о внешнеполитическом курсе РФ.

Учитывая схожесть систем здравоохранения и беря во внимание наследие СССР в области медицины на Кубе, стороны заинтересованы в обмене опытом в данной области. Ведется диалог по линии министерств здравоохранения двух государств, осуществляется сотрудничество по линии «БиоКубаФарма», целью которой является обеспечение устойчивого взаимодействия российских и кубинских фармацевтических компаний, научно-производственных и клинических центров. В России, в частности, вышел на рынок инновационный кубинский препарат по лечению осложнений диабета.

Астрономия и космос — достаточно «молодые» направления в российско-кубинском сотрудничестве, но не менее значимые. На Кубе функционирует станция системы ГЛОНАСС. В 2022 г. была открыта российско-кубинская обсерватория — событие, ставшее знаковым для развития астрономии в России и на Кубе. Объект сделал возможным осуществление круглосуточного мониторинга неба и космических объектов на «дуге» размером больше 200 градусов, соединяющей Кубу и Россию.

***

Безусловно, возвращение к тому уровню российско-кубинских отношений, который существовал между СССР и Кубой, маловероятно. Россия больше не является ведущим торговым партнером страны, каким ранее был СССР. Темпы торгово-экономического сотрудничества невелики, что обусловлено рядом факторов: географической удаленностью, тяжелым экономическим положением Кубы. Как следствие, проблематично прогнозировать результаты деятельности инвестиционных проектов и сроки их окупаемости.

Локомотивом укрепления двусторонних отношений, как и ранее, выступает прежде всего политическая сфера. Куба является неотъемлемой частью российской стратегии многополярного мира. Государства в первую очередь объединяет нежелание следовать навязанному Западом «порядку, основанному на правилах». Как Россия, так и Куба выступают против гегемонии США, практик неоколониализма и односторонних санкционных мер. Несмотря на все ограничивающие факторы, перспективными и представляющими взаимный интерес для сотрудничества являются торгово-экономические отношения, туризм, здравоохранение и образование.

Тем не менее сложно прогнозировать развитие двусторонних отношений, учитывая, что на данный момент они выстраиваются на основе дружественной позиции действующего режима на Кубе, его политической поддержки России, что стимулирует взаимодействие в других сферах. В случае смены власти и возможной перестройки политической системы острова и, как следствие, снятия экономической блокады США Россия рискует столкнуться со снижением уровня политических контактов, а российский бизнес и инвестиционная деятельность на Кубе — с растущей конкуренцией ввиду появления там новых иностранных компаний. Однако все же России необходимо продолжать развитие всестороннего, взаимовыгодного сотрудничества с Кубой, которая является одним из ключевых ее союзников в Латинской Америке, при этом разрабатывая прагматическую стратегию в этом партнерстве и учитывая возможные вызовы для российских позиций.


(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся