Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Максим Иванов

Cтудент Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Несмотря на то, что Сингапур предлагает наиболее привлекательный размер оплаты труда мигрантов в регионе, условия их работы и жизни оказываются крайне сложными.

Исторически политика в отношении иностранной рабочей силы была динамичной — Сингапур пытался приспособиться к управлению большим потоком мигрантов. В 1960–1970-х гг. страна стремилась оградить себя от дешевой рабочей силы из Малайзии. В 1980–1990-х гг. на фоне снижения рождаемости государство пыталось стимулировать браки и деторождение, чтобы снизить зависимость от труда мигрантов. С началом 2000-х гг. правительство адаптировало политический курс в отношении иностранной рабочей силы к устойчивому тренду старения населения. В 2024 г. в Сингапуре насчитывается 1,5 млн трудовых мигрантов, что составляет более 40% его рабочей силы. Три четверти иностранных рабочих в Сингапуре — низкоквалифицированные.

Тем не менее экономическое чудо Сингапура было бы невозможно без трудовых мигрантов. Они выполняют две важные функции: ручной труд в отраслях, в которых граждане страны, как правило, отказываются работать — строительная и судоходная, а также выступают в роли амортизирующего элемента при экономических кризисах — зачастую они оказываются первыми, кого увольняют.

Проблема тяжелого положения низкооплачиваемой рабочей силы в Сингапуре стоит достаточно остро и требует скорейшего решения. Можно выделиться две ключевых стратегии, которые позволили бы стране исправить сложившуюся ситуацию.

Первая — использование дешевой рабочей силы мигрантов для заполнения трудоемких ниш, где сингапурцы не заинтересованы работать из-за высокого уровня образования, грамотности и доходов. Не менее важно и то, что правительство вынуждено привлекать мигрантов к работе в стране для поддержания уровня экономического развития, потому что сегодняшние демографические проблемы Сингапура не позволяют этого делать без иностранной помощи: индекс рождаемости в городе-государстве составлял 0,97 в 2023 г., а более 16% граждан — старше 65 лет, что представляет собой худший показатель среди стран АСЕАН. В долгосрочной перспективе улучшение условий труда и изменение образа восприятия гражданами иностранной рабочей силы станет не просто актом гуманизма, но и стратегическим шагом к сохранению социально-экономической стабильности.

Второй подход заключается в сохранении статуса-кво в отношении мигрантов и фокусе на решении демографических проблем при планомерном снижении зависимости от мигрантов. Другими словами, Сингапур может избрать стратегию «надеяться только на себя», что можно назвать логичным шагом после социальной реформы Лоуренса Вонга. Такая мера не будет требовать от города-государства увеличения социального обеспечения для иностранных рабочих. Однако хоть такой сценарий и возможен, его реализация потребует десятилетий. Кроме того, если игнорировать положение трудовых мигрантов, это может спровоцировать массовое недовольство среди значительной части населения Сингапура, что, в свою очередь, способно привести к серьезным социальным потрясениям и долгосрочным проблемам.

Сегодня Сингапур реализует нечто среднее между двумя сценариями: с одной стороны, страна активно привлекает мигрантов для работы, так как без них она рискует утратить свое передовое экономическое положение. С другой стороны, правительство предпринимает шаги для исправления демографической ситуации и улучшения условий жизни своих граждан. Однако при этом власти не спешат улучшать условия труда низкооплачиваемых мигрантов, продолжая уделять основное внимание социальному обеспечению и поддержке квалифицированной рабочей силы.

Сингапур сложно сравнить с какой-либо страной практически в любой сфере ввиду его крошечного размера и высокого уровня экономического развития. Однако его уникальность особенно ярко проявляется в социальной сфере: низкая рождаемость и быстро стареющее население сочетаются с тем, что 40% рабочей силы составляют трудовые мигранты. Готов ли Сингапур выйти из зоны комфорта и радикально изменить свое отношение к низкооплачиваемым мигрантам? Неизвестно. Одно ясно уже сейчас: оставить все как есть — то же самое, что рубить сук, на котором сидишь.


В сентябре 2024 г. Папа Римский завершил свое турне по Юго-Восточной Азии визитом в Сингапур. Единственный раз духовный лидер Ватикана посещал город-государство 40 лет назад. В своей речи он призвал правительство обеспечить достойные условия для иностранных рабочих, что впервые со времен пандемии привлекло внимание к положению трудовых мигрантов. Понтифик выразил обеспокоенность не случайно — в Сингапуре насчитывается 200 тысяч филиппинских мигрантов, а, как известно, большая часть населения этой страны исповедует католицизм. Несмотря на то, что Сингапур предлагает наиболее привлекательный размер оплаты труда мигрантов в регионе, условия их работы и жизни оказываются крайне сложными.

Трудовые мигранты в глазах сингапурского общества

Исторически политика в отношении иностранной рабочей силы была динамичной — Сингапур пытался приспособиться к управлению большим потоком мигрантов. В 1960–1970-х гг. страна стремилась оградить себя от дешевой рабочей силы из Малайзии. В 1980–1990-х гг. на фоне снижения рождаемости государство пыталось стимулировать браки и деторождение, чтобы снизить зависимость от труда мигрантов. С началом 2000-х гг. правительство адаптировало политический курс в отношении иностранной рабочей силы к устойчивому тренду старения населения. В 2024 г. в Сингапуре насчитывается 1,5 млн трудовых мигрантов, что составляет более 40% его рабочей силы. Три четверти иностранных рабочих в Сингапуре — низкоквалифицированные.

Тем не менее экономическое чудо Сингапура было бы невозможно без трудовых мигрантов. Они выполняют две важные функции: ручной труд в отраслях, в которых граждане страны, как правило, отказываются работать — строительная и судоходная, а также выступают в роли амортизирующего элемента при экономических кризисах — зачастую они оказываются первыми, кого увольняют.

Между сингапурцами и правительством существует условная договоренность, ввиду которой население готово терпеть присутствие мигрантов, пока те занимаются «грязной» работой и не имеют доступа к их обществу, что проявляется в отсутствии доступа даже к минимальному социальному обеспечению, не говоря уже о натурализации. Но с течением времени среди жителей Сингапура росла ксенофобия. На фоне экономического кризиса 2007–2008 гг. кратное увеличение миграционных потоков и так подогревало недовольство, а принятие Парламентом Белой книги в 2013 г., в соответствии с которой планировалось увеличить население c 5,3 до 6,9 млн человек в основном за счет иностранцев, вызвало масштабный протест. В митинге участвовало более 5 тыс. человек, что удивительно, потому что митинг или любое массовое собрание людей нельзя назвать типичным способом волеизъявления в Сингапуре. Результатом протеста можно считать смягченную риторику премьер-министра в отношении документа. Он заявил, что население к 2030 г., в действительности, будет насчитывать значительно меньше 6,9 млн человек.

Эти события, наряду с общей тревогой граждан, работающих в низкооплачиваемых отраслях, о том, что трудовые мигранты могут вытеснить их с рынка труда из-за готовности выполнять рабочие обязанности за меньшую плату, отражаются на общественном мнении. Согласно опросам Международной организации труда (ILO), 52% респондентов из Сингапура считают, что трудовые мигранты способствуют увеличению преступности, 53% воспринимают их как угрозу для культуры страны, а 25% не видят необходимости в привлечении дешевой рабочей силы.

Кнут без пряника?

Высококвалифицированные мигранты имеют практически те же права, что и граждане, включая правовую защиту, социальные пакеты и минимальную заработную плату. Низкоквалифицированные рабочие, напротив, рассматриваются как временные гости, им не полагаются такие привилегии и, более того, отношение к дешевой рабочей силе со стороны государства представляется крайне дискриминационным по ряду причин.

Во-первых, большинство трудовых мигрантов начинают свою карьеру с долгов — у них нет возможности напрямую связываться с работодателями, поэтому они обращаются в агентства, которые требуют 5–12 тыс. долл. за разрешение на работу, обучение, медицинские осмотры и перелеты (здесь и далее по тексту валюта представлена в сингапурских долларах, где не подписано «долл. США», актуальный курс сингапурского доллара к американскому на 25 февраля 2025 г. — 1 SGD = 0,7469 USD). Обычные рабочие не имеют таких средств, и они вынуждены брать кредиты в своих странах. Часто мигранты отправляют львиную долю заработка семье, а оставшееся идет на погашение долга. При зарплатах 500–650 долл. займ выплачивается в среднем 3,5 года, что делает их зависимыми от работы при самых минимальных тратах на предметы первой необходимости.

Во-вторых, закон о Регулировании занятости 1965 г. в силу разночтений не исключает возможность работодателей решать судьбу трудовых виз мигрантов. В теории они защищены от увольнения без предварительного уведомления и принудительной депортации этим же законом и профсоюзами, однако на практике, доказать вину работодателя трудно и дорого, а в случае неудачной попытки возрастает риск репатриации.

В-третьих, иностранные рабочие сталкиваются с серьезными рисками для здоровья и не безопасной средой на рабочих местах. В строительном секторе ежегодно более 12 тыс. трудовых мигрантов мужского пола получают травмы, а в период 2000–2022 гг. зарегистрировано 300 инцидентов с летальным исходом, главным образом из-за падений с высоты и размозжения конечностей.

В-четвертых, у низкоквалифицированных иностранных рабочих, в отличие от мигрантов с высшим образованием, практически нет правовой возможности натурализоваться. Из имеющихся каналов получения гражданства они могут рассчитывать только на вступление брак с гражданином Сингапура, что происходит крайне редко, учитывая отношение населения к мигрантам.

Налицо крайне обособленное отношение к трудовым мигрантам с точки зрения права, безопасности и гуманности. На протяжении длительного времени Партия народного действия обещала провести масштабную социальную реформу, которая должна частично решить главные проблемы сингапурского общества. Однако, когда премьер-министр Лоуренс Вонг в августе 2024 г. на митинге в честь Национального дня раскрыл ее содержание, которая предполагала введение пособия по безработице, упрощение доступа к жилью и внесение коррективов в систему ухода за новорожденными, надежды на изменения стали угасать. Вопреки ожиданиям она никак не улучшила положение низкооплачиваемых трудовых мигрантов, и если не учитывать нововведения для резидентов страны, то только усложнила условия получения рабочей визы для иностранных рабочих с высшим образованием.

Добровольное закрепощение?

На данном этапе становится ясно, что улучшение условий труда иностранных рабочих не относится к приоритетом государства. Но несмотря на дискриминационную политику Сингапура по отношению к трудовым мигрантам, он остается самой привлекательной страной для работы среди жителей стран АСЕАН, по данным Института исследований Юго-Восточной Азии (ISEAS). Согласно другим социологическим материалам Гуманитарной организации по экономике миграции (HOME), 85% низкоквалифицированных трудовых мигрантов рекомендуют город-государство как место для работы, а 76% таких респондентов планируют продолжить трудовую деятельность у своих работодателей.

Это парадоксальное, на первый взгляд, явление можно объяснить стремлением самих мигрантов к получению относительных преимуществ, которые предлагает Сингапур. С учетом более высокой зарплаты по сравнению со странами региона (по данным Секретариата АСЕАН за 2023 г., заработная плата трудовых мигрантов варьируется от 200 до 400 долл. США), даже низкооплачиваемая работа в Сингапуре предельно выгодна для мигрантов. Подавляющее число из них получает существенно больше, чем на родине, даже при том, что их заработок остается невысоким на фоне местных стандартов: средний размер оплаты труда в Сингапуре для резидентов равен 5,5 тыс. долл. — лучший показатель в АСЕАН. Дополнительной мотивацией для них выступает хоть маленький, но все же реальный шанс обзавестись родственными связями с жителями города-государства, чтобы получить гражданство, «причитающийся» социальный пакет и, открывающиеся в связи с этим карьерные и образовательные возможности.

Таким образом, трудовые мигранты соглашаются выполнять опасную работу, зачастую сталкиваясь с дискриминацией и впадая в зависимость от работодателей. В условиях высокой конкуренции они понимают, что, в случае их неготовности принять «правила игры» вакантное место займет другой кандидат.

Время перемен?

Проблема тяжелого положения низкооплачиваемой рабочей силы в Сингапуре стоит достаточно остро и требует скорейшего решения. Можно выделиться две ключевых стратегии, которые позволили бы стране исправить сложившуюся ситуацию.

Первая — использование дешевой рабочей силы мигрантов для заполнения трудоемких ниш, где сингапурцы не заинтересованы работать из-за высокого уровня образования, грамотности и доходов. Не менее важно и то, что правительство вынуждено привлекать мигрантов к работе в стране для поддержания уровня экономического развития, потому что сегодняшние демографические проблемы Сингапура не позволяют этого делать без иностранной помощи: индекс рождаемости в городе-государстве составлял 0,97 в 2023 г., а более 16% граждан — старше 65 лет, что представляет собой худший показатель среди стран АСЕАН. В долгосрочной перспективе улучшение условий труда и изменение образа восприятия гражданами иностранной рабочей силы станет не просто актом гуманизма, но и стратегическим шагом к сохранению социально-экономической стабильности.

Второй подход заключается в сохранении статуса-кво в отношении мигрантов и фокусе на решении демографических проблем при планомерном снижении зависимости от мигрантов. Другими словами, Сингапур может избрать стратегию «надеяться только на себя», что можно назвать логичным шагом после социальной реформы Лоуренса Вонга. Такая мера не будет требовать от города-государства увеличения социального обеспечения для иностранных рабочих. Однако хоть такой сценарий и возможен, его реализация потребует десятилетий. Кроме того, если игнорировать положение трудовых мигрантов, это может спровоцировать массовое недовольство среди значительной части населения Сингапура, что, в свою очередь, способно привести к серьезным социальным потрясениям и долгосрочным проблемам.

Сегодня Сингапур реализует нечто среднее между двумя сценариями: с одной стороны, страна активно привлекает мигрантов для работы, так как без них она рискует утратить свое передовое экономическое положение. С другой стороны, правительство предпринимает шаги для исправления демографической ситуации и улучшения условий жизни своих граждан. Однако при этом власти не спешат улучшать условия труда низкооплачиваемых мигрантов, продолжая уделять основное внимание социальному обеспечению и поддержке квалифицированной рабочей силы.

***

Сингапур сложно сравнить с какой-либо страной практически в любой сфере ввиду его крошечного размера и высокого уровня экономического развития. Однако его уникальность особенно ярко проявляется в социальной сфере: низкая рождаемость и быстро стареющее население сочетаются с тем, что 40% рабочей силы составляют трудовые мигранты. Готов ли Сингапур выйти из зоны комфорта и радикально изменить свое отношение к низкооплачиваемым мигрантам? Неизвестно. Одно ясно уже сейчас: оставить все как есть — то же самое, что рубить сук, на котором сидишь.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся