Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Княжевич

Магистр политических наук, независимый аналитик (Республика Беларусь)

В Республике Беларусь проходит очередной электоральный цикл. 25 февраля 2024 г. в стране прошел Единый день голосования по избранию депутатов в местные Советы депутатов и Палату Представителей, 24-25 апреля — VII Всебелорусское народное собрание. В 2025 г. состоятся очередные президентские выборы.

Последняя избирательная кампания по выборам главы государства завершилась политическим кризисом, который республика не знала с 1996 г. Массовые акции протеста, продолжающиеся с августа по декабрь 2020 г., существенным образом повлияли на действующую модель государственного управления и привели к трансформации многих сфер общественной жизни. Не была исключением и информационная сфера, где центральное место заняла историческая политика.

Цель настоящей статьи — определить, какие основные изменения исторической политики произошли в Республике Беларусь после президентских выборов 9 августа 2020 г. Гипотеза исследования заключается в том, что политический кризис обусловил активное использование белорусскими властями методов/стратегий исторической политики и переход от политики вытеснения конфликтов памяти внутри республики к стратегии, не предусматривающей компромиссов с политическими оппонентами. Центральным элементом, вокруг которого строится историческая политика Беларуси в сложившихся условиях, остается память о Великой Отечественной войне и шире — Второй мировой.

За период обретения белорусами независимости в 1991 г. историческая политика в республике не раз становилась предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей. Так, была раскрыта ее периодизация [Астроўская, 2010, Браточкин, 2010, Шадурский, 2014], дан анализ отдельным этапам политизации истории [Лінднэр, 2005, Буховец, 2010, Снапковский, 2014], оценке конкретных исторических событий [Marples, 2012, Сагановіч, 2014, Сагановіч, 2015, Lewis, 2017]. Однако в целом, как представляется, историческая политика Беларуси не стала предметом повышенного интереса со стороны экспертного сообщества, специализирующегося на данной теме.

Современные тренды исторической политики также еще не получили достаточного освещения в научной литературе, хотя отдельные моменты были уже проанализированы, как в Беларуси, так и за ее пределами [Валаханович, 2020, Валаханович, 2022, Попов, 2022, Пунченко, 2023].

В современной социально-гуманитарной науке существует множество терминов, описывающих характер взаимоотношения политики и истории: «политика памяти», «мемориальная политика», «политизация истории», «политическое использование прошлого» и др. Анализ их дефиниций и соотношение друг с другом в поисках выявления наиболее универсального определения не входит в наши задачи. Однако чтобы избежать излишней путаницы остановимся на понятии «историческая политика», вынесенном в заголовок статьи.

В контексте исследования, на наш взгляд, заслуживает внимания определение, предложенное российским историком Алексеем Миллером. По его словам, историческая политика — это «определенная конфигурация методов, практически используемых политическими элитами, общим для которых является использование государственных, административных и финансовых ресурсов в сфере истории и политики памяти в интересах правящей элиты» [1].

Появление термина «историческая политика» обычно связывают с известным «спором историков» в Германии в 1986–1987 гг. о «правильной» трактовке немецкого прошлого, особенно эпохи Третьего Рейха, при патриотическом воспитании и использовании понятия «Geschichtspolitik». В 2004 г. термин заимствовали представители польской партии «Партия и справедливость» для противоборства искажениям польской истории. Однако если в ФРГ «Geschichtspolitik» получила негативную коннотацию, то польская «polityka historyczna» стала активно использоваться в повседневной практике.

Политические элиты при осуществлении своей политической деятельности используют различные методы/стратегии исторической политики. Российский политолог Ольга Русакова называет следующие: легитимация политического режима посредством исторических аргументов и новых подходов к пониманию прошлого; консолидация общества на основе восхваления исторического прошлого; конструирование новых исторических знаков и мифов в целях повышения уровня национального самосознания (новые праздники, новые символы и предметы национальной гордости, создание нового пантеона национальных героев); деконструкция старых мифов про историческое прошлое под лозунгом восстановления исторической справедливости; контроль за системой исторического образования нации (музейная и мемориальная политика, программы историко-политического образования); противодействие фальсификациям истории и разработка активной позиции в «войнах памяти» [2]. Кроме того, сюда следует добавить создание специальных институтов, направленных на выработку определенной версии исторических событий [3] и закрепление этой версии на юридическом уровне в виде «мемориальных законов» [4], предложенные все тем же А. И. Миллером и российским историком и философом Н. Е. Копосовым соответственно.

В белорусский официальный дискурс понятие «историческая политика» было введено относительно недавно. Впервые оно появилось в 2019 г. в Концепции информационной безопасности Республики Беларусь. В том же году в коллективной статье сотрудников Национальной академии наук и Совета Безопасности была предложена ее дефиниция как «системы целенаправленной деятельности институтов государственной власти по формированию национального историко-государственного мировоззрения человека и общества, укреплению историко-культурных и духовно-этических представлений людей, их готовности к созидательному труду, отстаиванию государственной безопасности и национальных интересов Отечества» [5].

Несмотря на то, что понятие «историческая политика» в Беларуси на юридическом и экспертном уровнях появилось несколько лет назад, как объективное явление оно существовало на протяжение всего периода ее независимости. Среди отечественных исследователей сложился консенсус относительно периодизации исторической политики в республике. Она включает в себя три этапа, сущность которых заключалась в следующем: первый этап (1988–1995 гг.) — насаждение националистических идей; второй этап (1996–2001 гг.) — доминирование идей панславизма или русизма с элементами советской реставрации; третий этап (2002 — наши дни) — «строительство» идеологии белорусского государства (далее — ИБГ) [6].

В рамках ИБГ сегодня, на наш взгляд, можно говорить о наличии определенных временных интервалов, в которых белорусские власти действовали концептуально различным образом при осуществлении исторической политики. Первый такой интервал берет свое начало в 2014 г., а второй — после августа 2020 г.

Изменение внешней конъюнктуры у границ республики, вызванное украинским кризисом, привело к либерализации политического использования прошлого или осуществлению политики «мягкой» белоруссизации. Она нашла свое отражение, например, во включении отдельных тезисов, ранее используемых в оппозиционном нарративе (Полоцкое княжество как колыбель белорусской государственности [7], Белорусская Народная Республика как важный этап в создании белорусского государства в модерное время [8]) в официальную версию истории белорусской государственности, которая активно разрабатывалась в это время, появление соответствующих данным тезисам мемориалов (например, памятник, посвященный 1155-летию белорусской государственности в Полоцке [9]), использовании наравне с кириллической латинской версии белорусского языка в городском пространстве (названиях улиц, остановок, маршрутов), участие государства в упорядочении территории и установление памятного знака в Куропатах — главном месте памяти о сталинских репрессиях [10], проведение различных дискуссий на телевидении, в редакциях государственных печатных изданий, посвященных сложным темам (истоки белорусской государственности первой половины ХХ в. [11], репрессии 1920–1930-х гг. [12]). Кроме того, активно проводилась дальнейшая национализация памяти о Великой Отечественной войне (использование собственных символов Победы [13] и памятных мероприятий [14]).

Можно предположить, что политика «мягкой» белоруссизации являлась одним из элементов более широкого позиционирования Беларуси как «донора» региональной стабильности, то есть собственной версии политики «мягкой силы», проводимой белорусским руководством.

Несогласие части белорусского общества с официальными итогами голосования, силовой разгон протестующих 9–11 августа, поддержка протеста со стороны стран коллективного Запада, прежде всего граничащих с Беларусью государств (Латвия, Литва, Польша) и Украины, поставили вопрос оценки действий официальных властей в центр внимания белорусской и международной политики. Для выхода из сложившейся ситуации белорусские элиты активно использовали (и используют) «аргументы прошлого».

Необходимость обращаться к историческому прошлому, по утверждениям самих властей, была связана с обеспечением национальной безопасности белорусского государства и одного из его основных элементов — патриотического воспитания [15].

К основным особенностям (трендам) исторической политики, проводимой белорусскими властями, можно назвать следующие:

Деконструкция протестной символики

Символом белорусского протеста стал бело-красно-белый флаг. Протестующие его активно использовали не только на демонстрациях, но и пропагандировали другими различными способами.

«БЧБ»-символика занимает неоднозначное место в белорусской истории. Бело-красно-белый флаг был официальным символом Белорусской Народной Республики в 1918 г. и Республики Беларусь в 1991–1995 гг. Неудавшийся проект создания первого белорусского государства и тяжелая социально-экономическая обстановка в первой половине 90-х гг. прошлого века создали образ бело-красно-белого флага как символа неудач белорусского народа [16]. Однако более важным для текущего момента было использование «БЧБ»-символики в качестве знака отличия белорусскими организациями, которые пошли на сотрудничество с нацистскими оккупационными властями во время Великой Отечественной войны.

Это факт был активно использован отдельными представителями белорусских властей для дискредитации не только бело-красно-белого флага, но и всего протестного движения [17]. Стала появляться информация об использовании «БЧБ»-символики при проведении карательных операций над мирными жителями. Данные сведения попали, например, в официальное издание «Геноцид белорусского народа», первая редакция которого вышла в 2022 г. [18]

Не раз высказывался о некогда официальном государственном символе и белорусский президент А. Г. Лукашенко, называя его «тряпкой», «символом оккупации и предательства» [19].

«Мемориализация» белорусского законодательства

Одним из инструментов исторической политики, который активно используется политическими акторами, является закрепление на юридическом уровне определенных трактовок исторического прошлого или принятие так называемых мемориальных законов.

Изменение обстановки внутри Беларуси и около ее границ после событий 2020 г. ускорило процесс обновления основного закона страны, о возможной корректировке которого власти республики говорили еще с 2018 г.

В окончательной версии Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., были закреплены нормы, имеющие непосредственное отношение к белорусскому прошлому. Так, статья 15 определила государство единственным субъектом, кто «обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» [20], за гражданами же закреплялся «патриотический долг», который понимался еще более широко: «сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа» (статья 54) [21].

Кроме того, белорусскими парламентариями был принят ряд других нормативных правовых актов («О недопущении реабилитации нацизма» [22], «О геноциде белорусского народа» [23], «О программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 гг.» [24] и др.), где на юридическом уровне были закреплены конкретные исторические формулировки, касающиеся событий Великой Отечественной войны (например, относительно понятий «геноцид белорусского народа», «пособники нацистских преступников») и предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная, за их реабилитацию или отрицание (статья 130(1), 130(2) Уголовного кодекса) [25].

Геноцид белорусского народа

В своей работе «Память строгого режима: история и политика в России» Н. Е. Копосов отмечал, что «своеобразие нынешней исторической политики во многом коренится на двух важных особенностях современной памяти. Речь идет о криминализации и виктимизации прошлого — о взгляде на историю, как на цепь преступлений и о стремлении человеческих коллективов представить себя в качестве жертв» [26].

Примером виктимизации прошлого в белорусском контексте, на наш взгляд, является принятое в апреле 2021 г. решение Генеральной прокуратуры о возбуждении уголовного дела «О геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период».

За период независимости Республики Беларусь число жертв нацистской оккупации белорусских земель 1941–1944 гг. уже было подвержено ревизии. Так, на рубеже XX–XXI вв., по новым уточненным данным, оценки выросли с количества «каждый четвертый» [27] до «каждый третий» [28].

Дальнейшее переосмысление нацистской оккупационной политики, которая привела к таким жертвам, по утверждениям белорусских властей, было связано «с раскрытием не до конца изученных страниц, в том числе негативных, о которых ранее было не принято говорить» и «снятием печати политкорректности» [29].

Кроме того, оно укладывалось в тенденцию, которая проявилась в Российской Федерации в 2020–2022 гг., когда были вынесены судебные решения «о признании нацистской оккупационной политики на территории СССР сознательной политикой геноцида» [30].

Уход от политкорректности в Беларуси был связан не только с немецкими преступлениями, но и с действиями их пособников из числа местных жителей, а также националистического подполья («лесных братьев», «проклятых солдат») в послевоенное время.

Акцентирование внимания на действиях «банд» поляков, литовцев и украинцев в послевоенное время на территории Советской Беларуси видится нам в качестве реакции на недружественные действия руководства данных государств после 2020 г. (поддержка белорусского протеста, санкционная политика) и все большую героизацию собственных коллаборационистов. Отказ от сотрудничества с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь коллег из надзорных органов стран-соседей в рамках уголовного дела «О геноциде белорусского народа», информация о котором не раз транслировалась в белорусских СМИ [31], лишь подтверждает этот тезис.

Несмотря на общность целей в России и Беларуси по переоценке немецких преступлений 1941–1945 гг., проявились отличия в двух странах относительно их юридического закрепления. Так, в России можно выделить следующие этапы данного процесса: возбуждение уголовных дел по конкретным эпизодам немецких преступлений (например, в Новгороде речь шла про события 1942–1943 гг.), расследование уголовного дела, суд, который выносил конкретные решения (например, Солецкий суд — «геноцид этнических групп», Псковский — «геноцид национальных и этнических групп», Ростовский — «геноцид славян и иных национальных и этнических групп» [32]).

В Беларуси уголовное дело еще до сих пор не завершено, однако парламентом страны еще в январе 2022 г. был принят закон «О геноциде белорусского народа», в котором понятие «белорусский народ» определено достаточно широко, временные рамки распространяются и на первые послевоенные годы, вплоть до 1951 г. Кроме того, в том же 2022 г. была введена уголовная ответственность за его отрицание.

Подверглось изменению и официальное название даты начала Великой Отечественной войны, которая в Беларуси является памятной. Теперь 22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа [33].

Отдельно стоит сказать, что тема геноцида белорусского народа после возбуждения уголовного дела постепенно была интегрирована в систему исторического образования. Так, на сайте Национального института образования (adu.by), который используется белорусскими педагогами для организации образовательного процесса, этому вопросу посвящена целая страница — «Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа». Начиная с 2022/23 учебного года, геноцид белорусского народа изучается во всей средней школе, включая начальную (1–4 классы), с учетом психологических особенностей каждой возрастной группы учащихся. Для этого были изданы соответствующие учебные пособия под редакцией представителей Генеральной прокуратуры Республики Беларусь [34].

Для рядового гражданина было выпущено двухтомное издание «Геноцид белорусского народа» под редакцией Генерального прокурора А. И. Шведа. Наряду с предварительными результатами, которые были изложены в одной из книг, часть информационно-аналитических материалов дают представления об «использовании нацистской идеологии участниками попытки государственного переворота в Беларуси» [35]. Нахождение под одной обложкой событий 1941–1951 гг. и 2020 г. видится нам в качестве создания авторами у читателя чувства схожести между протестующими и пособниками нацистских преступников из числа местного населения, а также их идеологий.

Реинтерпретация событий «актуального прошлого»

Александр Чубарьян:
Помнят Вена, Альпы и Дунай?

События 1941–1951 гг. были не единственными, которые могли привести к напряжению во взаимоотношениях между Беларусью с одной стороны и Польшей, Литвой и Украиной — с другой. Например, нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой (1569–1795 гг.), межвоенной Польши (1921–1939 гг.) и правовое положение белорусского этноса/народа в данных государственных образованиях определялись в терминах «оккупации» и «этноцида» [36]. К руководству Литвы были предъявлены претензии на монополизацию исторического наследия Великого княжества Литовского — государственного образования, в котором большинство его атрибутов, по утверждениям первых лиц Беларуси, было славянским [37].

Новая оценка отдельных периодов белорусской истории не стала основой для перехода к активной фазе «мемориальных войн» со странами-соседями, так как была направлена в большинстве своем на внутриполитическое поле. Конечно, определенную озабоченность той же Польши вызывало появление информации об уничтожении или исчезновении памятных знаков в местах, где похоронены польские солдаты Армии Крайова [38], или учреждение нового государственного праздника — Дня народного единства — имеющего непосредственное отношение к культивируемой у нашей западной соседки роли «первой жертвы двух тоталитарных режимов» в 1939 г. [39] Однако большую напряженность во взаимоотношениях с Латвией, Литвой и Польшей вызвал, например, миграционный кризис на границе Беларуси, который разразился весной 2021 г. [40]

Институционализация памяти

Наряду с изменениями определенных трактовок исторического прошлого, в Беларуси были созданы учреждения, основная цель которых заключалась в проведении единой исторической политики в республике. В первую очередь, речь идет о Республиканском совете по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь (РСИП) [41] и Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларуси [42].

На сегодняшний день трудно сказать, являются ли эти структуры, прежде всего РСИП, аналогичными по своему функциональному назначению Институтам национальной памяти, которые существуют в Польше, Украине и других восточно-европейских государствах. Среди конкретных действий РСИП можно назвать: отказ от использования латинской версии белорусского языка в городском пространстве, который нашел отражение в принятом Постановлении Государственного комитета по имуществу «О передаче наименований географических объектов с белорусского и русского языка на другие языки» [43], обсуждение новой концепции исторического образования, аналога российского историко-культурного стандарта, в соответствие с которой будет происходить обучение по предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» и др. [44].

Создание новых государственных праздников и выработка их конкретных социальных практик (ритуалов), призванных консолидировать разрозненное общество

На VI Всебелорусском народном собрании в 2021 г. на тот момент Директор Института истории Национальной академии наук В. А. Данилович предложил учредить новый государственный праздник — День народного единства, который был поддержан главой государства. Датой нового праздника было выбрано 17 сентября — день вхождения Красной армии на территорию Западной Беларуси и Западной Украины в 1939 г., которые оказались в составе Польши по итогам советско-польской войны 1919–1920 гг. и Рижского мирного договора 18 марта 1921 г.

Как и в случае создания «институтов памяти», учреждение нового государственного праздника еще не наполнено до конца соответствующим содержанием. Начиная с 2021 г., когда День народного единства был включен в список государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, государство «прощупывает почву» по закреплению конкретных социальных практик, которые бы устойчиво ассоциировались с ним. На данный момент, в День народного единства организуются мероприятия под лозунгами «Единства», куда включаются, например, установление памятных знаков воинам-интернационалистам, автопробеги под государственными флагами и другие действия, которые присуще и иным государственным праздникам.

Единственным примером, который начинает приобретать системный характер, можно назвать выпуск художественных фильмов киностудией «Беларусьфильм» ко Дню народного единства. Так, в 2023 г. была выпущена кинолента «На другом берегу» [45], повествующая о «тяжелой доле белорусского народа в межвоенной Польше», а в 2024 г. — «Культурный код» [46], посвященный государственным символам Республики Беларусь.

Исследователи отмечают, что история в современном мире больше, чем история. Значение этого тезиса для текущей ситуации в Беларуси было подтверждено утверждением со стороны главы государства тематических годов, которые берут свое начало еще с середины первого десятилетия XXI в.: 2021 г. — был объявлен годом Народного единства, а 2022 г. — Исторической памяти. Основная цель, которая была определена в двух президентских указах, заключалась в сохранении и укреплении единства белорусского народа на основе «идей суверенитета и независимости страны» [47] и «формирования объективного отношения общества к историческому прошлому» [48].

Даже беглый взгляд на комплекс мероприятий, который утверждается Советом министров Республики Беларусь, позволяет говорить о том, что в центре внимания белорусских элит остается тема Великой Отечественной войны. Так, в Год исторической памяти подавляющее большинство мероприятий имели отношение к «сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне», «увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа в этот исторический период, а также издания учебников и атласов по данной теме, общения с ветеранами и др. [49]

Заключение

Несмотря на то, что это далеко не полный список тех процессов, которые произошли после 2020 г. в сфере историческое политики, можно очертить ее общие контуры.

Триггером к более последовательному и активному проведению исторической политики, которая наблюдается в последнее время в Беларуси, стали президентские выборы 9 августа 2020 г. и события, наступившие после них (массовые протесты, санкционная политика со стороны стран коллективного Запада). Историческая политика стала одним из элементов обеспечения национальной безопасности государства.

Главная тема — геноцид белорусского народа 1941–1951 гг. Широкая трактовка белорусского народа, временные рамки геноцида, субъектный состав преступников, юридическое закрепление, включая уголовную ответственность, освещение протестов в изданиях, посвященных геноциду, интеграция этой темы в систему исторического образования в контексте постэлекторальных событий 2020 г. привели к тому, что нарратив борьбы с нацизмом в период Великой Отечественной войны стал переплетаться с нарративом борьбы против своих политических оппонентов и тех, кто поддержал их за рубежом (Польша, Литва, Украина).

Государство было определено в качестве главного субъекта сохранения памяти об этих событиях.

Пересмотру были подвергнуты и другие трактовки общего прошлого с западными соседями (периоды Речи Посполитой, межвоенной Польши, значение 17 сентября 1939 г.), которые нашли свое отражение не только в общем историческом повествовании, но и в различных способах визуализации, например, в кинематографе («На другом берегу»).

Были созданы специальные «институты памяти», основная цель которых заключается в разработке, принятии и проведении единой государственной исторической политики.

В условиях напряженных отношений со странами коллективного Запада и продолжающейся третий год специальной военной операции России в Украине можно говорить о дальнейшем усилении исторической политики, как на уровне риторики, так и практических действий.

1. Миллер, А. И. Россия: власть и история / А. И. Миллер // Pro et Contra. – 2009. – № 3-4. – С. 6-23.

2. Русакова, О. Ф. Дискурс исторической политики в контексте национальной безопасности / О. Ф. Русакова // Дискурс-Пи. – 2013. – № 1-2. – С. 187-190.

3. Миллер, А. И. Россия: власть и история / А. И. Миллер // Pro et Contra. – 2009. – № 3-4. – С. 6-23.

4. Копосов, Н. Е. Память строгого режима: История и политика в России / Н. Е. Копосов. – 2011. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 320 с.

5. Коваленя, А. А. К вопросу об исторической политики / А. А. Коваленя, В. Ю. Арчаков, А. Л. Баньковский, В. В. Данилович // Беларуская думка. – 2019. – № 8. – С. 3-11.

6. Островская, Т. Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик [Электронный ресурс] / Т. Островская // Исследование. – 2010. – № 1. – Режим доступа: http://www.belinstitute.eu/images/doc-pdf/sa012010ru.pdf. – Дата доступа: 28.12.2023.

7. История белорусской государственности: в 5 т. / редкол.: А. А. Коваленя (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусская наука, 2018-2020. – Т. 1: Белорусская государственность: от истоков до конца XVIII в. / В. Ф. Голубев [и др.]. – 2018. – 597 с.

8. История белорусской государственности: в 5 т. / редкол.: А. А. Коваленя (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусская наука, 2018-2020. – Т. 3: Белорусская государственность: от идеи к национальному государству (1917-1939 гг.) / В. Г. Мазец [и др.]. – 2019. – 639 с.

9. Малашеня, Л. 8-тонный памятник «Полоцк — колыбель белорусской государственности» установили в Полоцке [Электронный ресурс] / Л. Малашеня // Витебский областной исполнительный комитет. – 2017. – Режим доступа: https://vitebsk-region.gov.by/ru/news-ru/view/8-tonnyj-pamjatnik-polotsk-kolybel-belorusskoj-gosudarstvennosti-ustanovili-v-polotske-15256-2017/. – Дата доступа: 20.12.2023.

10. Знак памяти в Куропатах, 2018 г. Скульптор Сергей Оганов [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://oganov.by/kuropaty. – Дата доступа: 20.12.2023.

11. Осипов, М. Круглый стол, посвященный 100-летию БССР, прошел в редакции «СБ. Беларусь сегодня» [Электронный ресурс] / М. Осипов // СБ. Беларусь сегодня. – 2019. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/bssr-fundament-sovremennoy-belorusskoy-nezavisimosti.html. – Дата доступа: 20.12.2023.

12. Осипов, М. История должна нас объединять. [Электронный ресурс] / М. Осипов // СБ. Беларусь сегодня. – 2017. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/istoriya-dolzhna-nas-obedinyat.html. – Дата доступа: 20.12.2023.

13. Цветы Великой Победы [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://brsm.by/ru/tsvety-velikoj-pobedy-ru/. – Дата доступа: 20.12.2023.

14. Беларусь помнит. Помним каждого [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://беларусьпомнит.бел/. – Дата доступа: 20.12.2023.

15. Совещание по вопросам реализации исторической политики [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-realizacii-istoricheskoy-politiki. – Дата доступа: 01.02.2024.

16. Шамко, Д. Данилович: бчб-флаг наполнился негативным содержанием и превратился в символ общественно-политических неудач [Электронный ресурс] / Д. Шамко // СБ. Беларусь сегодня. – 2021. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/-danilovich-bchb-flag-napolnilsya-negativnym-soderzhaniem-i-iz-simvola-natsionalnogo-dvizheniya-prev.html. – Дата доступа: 28.01.2024.

17. Козловская, Е. Игорь Марзалюк – о государственной символике белорусов [Электронный ресурс] / Е. Козловская // СБ. Беларусь сегодня. – 2021. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/nash-flag-otrazhaet-mechtu-belorusov-o-edinstve-i-spravedlivosti.html. – Дата доступа: 01.02.2024.

18. Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь; под общ. ред. А. И. Шведа. – Минск: Беларусь, 2022. – 175 с.

19. Совещание по вопросам реализации исторической политики [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-realizacii-istoricheskoy-politiki. – Дата доступа: 01.02.2024.

20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.). – Минск: НЦПИ, 2023. – 80 с.

21. Там же.

22. О недопущении реабилитации нацизма [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 14 мая 2021 г. № 103-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

23. О геноциде белорусского народа [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 05 января 2022 г. № 146-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

24. О программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 гг. [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 декабря 2021 г. № 773 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

25. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 09 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: с 09 марта 2023 г. изм. и доп. не вносились // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

26. Копосов, Н. Е. Память строгого режима: История и политика в России / Н. Е. Копосов. – 2011. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 320 с.

27. Сідарцоў, У. Н. Гісторыя Беларусі 1917-1996: вучэб. дапам. для 9-га агульнаадукац. шк. з бел. і рус. мовамі навучання / У. Н. Сідарцоў, В. М. Фамін, С. В. Паноў; пад. рэд. М. С. Сташкевіча. – Мінск: Народная асвета, 1999. – 191 с.

28. Коваленя, А. А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): Учеб. пос. для 11-го кл. учреждений, обесп. получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / А. А. Коваленя [и др.]; Под ред. А. А. Ковалени, Н. С. Сташкевича. – Минск. ИЦ БГУ, 2004. – 300 с.

29. Совещание по вопросам реализации исторической политики [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-realizacii-istoricheskoy-politiki. – Дата доступа: 01.02.2024.

30. Пахалюк, К. А. Горячая память о Великой Отечественной [Электронный ресурс] / К. А. Пахалюк // Российский совет по международным делам. – 2022. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/goryachaya-pamyat-o-velikoy-otechestvennoy/. – Дата доступа: 04.02.2024.

31. Швед: Отказ Литвы и Латвии в правовой помощи по уголовному делу о геноциде немотивирован [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/shved-otkaz-litvy-i-latvii-v-pravovoj-pomoschi-po-ugolovnomu-delu-o-genotside-nemotivirovan-458803-2021/. – Дата доступа: 10.02.2024.

32. Пахалюк, К. А. Горячая память о Великой Отечественной [Электронный ресурс] / К. А. Пахалюк // Российский совет по международным делам. – 2022. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/goryachaya-pamyat-o-velikoy-otechestvennoy/. – Дата доступа: 04.02.2024.

33. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 марта 1998 г. № 157: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь, 12 апреля 2023 г. № 105 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

34. Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://adu.by/ru/pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside.html. – Дата доступа: 10.02.2024.

35. Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь; под общ. ред. А. И. Шведа. – Минск: Беларусь, 2022. – 175 с.

36. Совещание по вопросам реализации исторической политики [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-realizacii-istoricheskoy-politiki. – Дата доступа: 01.02.2024.

37. Там же

38. Польша резко осуждает уничтожение польских мест памяти и кладбищ в Беларуси [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://www.gov.pl/web/rossija/----------9. – Дата доступа: 08.02.2024.

39. Заява МЗС адносна ўсталявання ў Беларусі новага свята пад назвай Дзень народнага адзінства [Электроны рэсурс]. – 2021. – Рэжым доступу: https://www.gov.pl/web/bielarus/statement-by-the-ministry-of-foreign-affairs-on-the-establishment-of-a-new-holiday-in-belarus-called-the-day-of-national-unity. – Дата доступу: 08.02.2024.

40. Косов, А. П. Миграционный кризис 2021 года на белорусской границе как элемент «гибридной войны» / А. П. Косов // Постсоветские исследования. – 2023. – № 2. – С. 131-144.

41. О Республиканском совете по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Распоряжение Президента Респ. Беларусь, 04 февраля 2022 г. № 22рп // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

42. Положение о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 декабря 2021 г. № 773 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

43. О передаче наименований географических объектов с белорусского и русского языка на другие языки [Электронный ресурс]: Постановление Государственного комитета по имуществу Респ. Беларусь, 24 марта 2023 г. № 19 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

44. Николаева, Н. Проект новой концепции школьного исторического образования обсудили в НАН [Электронный ресурс] / Н. Николаева // Звязда. – 2022. – Режим доступа: https://zviazda.by/ru/news/20221027/1666862809-proekt-novoy-koncepcii-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-obsudili-v-nan. – Дата доступа: 15.02.2024.

45. На другом берегу [Электронный ресурс] / Беларусьфильм. Фильмография. – 2023. – Режим доступа: https://belarusfilm.by/films/na-drugom-beregu/. – Дата доступа: 15.03.2024.

46. Культурный код [Электронный ресурс] / Беларусьфильм. Фильмография. – 2024. – Режим доступа: https://belarusfilm.by/films/kulturnyy-kod/. – Дата доступа: 28.09.2024.

47. Об объявлении 2021 года Годом народного единства [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 01 января 2021 г. № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

48. Об объявлении 2022 года Годом исторической памяти [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 01 января 2022 г. № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

49. О республиканском плане мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти. [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 января 2022 г. № 50 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.


(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся