Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Жанна Оглоблина

Студентка факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

Zonas francas (свободные экономические зоны) в Доминиканской Республике — географически очерченные территории, в которых таможенное, налоговое и инвестиционное регулирование более либеральное, чем в другой части государства. Как правило, эти зоны создаются с целью привлечения прямых иностранных инвестиций, стимулирования экспорта и поддержки тех или иных экономических реформ, направленных на диверсификацию производства. СЭЗ действуют в Доминиканской Республике с 1969 г., что делает ее страной-пионером в сфере реализации данного экономического режима. На данный момент в Доминиканской Республике действует 65 зон свободной торговли, и их количество, несмотря на сложности в преодолении постковидного экономического кризиса, растет.

В период с 2020 по 2023 гг. показатели экспорта доминиканских СЭЗ выросли на 36,7%, что является самым высоким индикатором за всю историю существования zonas francas в Доминикане. На конец 2023 г. в общей сложности в СЭЗ Доминиканской Республики действовало 820 компаний — это на 18,5% больше по сравнению с показателями 2020 г. Категориями, в которых было сосредоточено производство, стали: металлы и их обрабатывающие изделия; пластмассовые изделия; агропромышленная продукция; фармацевтические препараты и медицинские инструменты и оборудование. Благодаря деятельности СЭЗ не только растет экспорт Республики, но и наблюдается один из самых низких уровней инфляции в Латино-Карибской Америке (3,57%).

С начала 2020-х гг. именно zonas francas выступают основным источником новых рабочих мест в Доминиканской Республике. За период 2020–2023 гг. их количество увеличилось с 168 200 до 197 674, то есть на 17,5%. Основную часть рабочих мест занимают женщины, трудящиеся в швейном секторе. Подобный скачок в развитии и снижение уровня безработицы можно считать результатом реанимирования международных торговых процессов и деятельности zonas francas в целом, равно как и поддержки, оказываемой СЭЗ правительством во главе с президентом Республики Луисом Абинадером.

Zonas francas как территории с особым экономическим статусом аккумулируют значительный объем ПИИ в Доминиканскую Республику. Объем прямых иностранных инвестиций в 2023 г. составил 4 млрд 381 млн долл., что на 9,2% больше, чем показатели 2022 г., превращая доминиканские СЭЗ в наиболее привлекательные направления для ПИИ. Экспорт из свободных экономических зон в 2023 г. составил 5,4 млрд долл. (65,9% от общего экспорта), и zonas francas также играют роль своеобразного логистического центра: многие иностранные компании используют СЭЗ для перераспределения товаров и отправки их в другие страны.

Основу российско-доминиканских отношений прежде всего составляет туристический сектор. Несмотря на весьма крепкие торговые связи и постоянный доминиканский импорт в Россию (табак, алкогольная продукция, сельскохозяйственное сырье), сотрудничество стран по линии zonas francas находится на весьма низком уровне. Торговые отношения между Доминиканой и Россией после 2022 г. были осложнены в том числе ввиду изменения логистики и платежных процессов, но доминиканская сторона, несмотря на возникшие трудности при транспортировке товаров, намерена наращивать товарооборот с Москвой.

При этом низкий уровень инфляции делает инвестиционный климат zonas francas наиболее привлекательным в том числе и для российской стороны, а доминиканские СЭЗ стремительно развиваются, стараясь с каждым годом привлечь все больше партнеров и инвесторов. Развитие различных секторов экономики, например, горнодобывающей промышленности, открывает перспективы для более широкого российско-доминиканского сотрудничества. Оно может стать весьма результативным, учитывая нынешнее экономическое положение Доминиканы и ее исключительный опыт в сфере действия СЭЗ.

Zonas francas в Доминиканской Республике

Zonas francas (свободные экономические зоны) в Доминиканской Республике — географически очерченные территории, в которых таможенное, налоговое и инвестиционное регулирование является более либеральным, чем в другой части государства. Как правило, эти зоны создаются с целью привлечения прямых иностранных инвестиций, стимулирования экспорта и поддержки тех или иных экономических реформ, направленных на диверсификацию производства.

Zonas francas в 1980–1990-е гг. способствовали экономическому росту страны, а качественно новый виток развития СЭЗ получили в начале 2010-х гг., когда новыми направлениями производства, обеспечив прирост экспорта, стали хирургическое оборудование, химикаты и пластмассы, а также обувь. Особый налоговый режим, применяемый в СЭЗ, рассматривается в том числе как двигатель экономического роста страны.

Экспортная конкурентоспособность Доминиканской Республики исторически во многом зависела от преференциального доступа на рынки, который страна получала от США. Ситуация сохранялась до 1990-х гг., пока США не установили квоту на импорт одежды и текстиля в Доминикану. Это привело к росту количества «макиладорас» — иностранных предприятий, чаще всего американских, использующих низкоквалифицированную и дешевую рабочую силу. Новой вехой развития доминиканских СЭЗ стали преференции Соглашения о свободной торговле между США, Центральной Америкой и Доминиканской Республикой (DR-CAFTA). Специальный налоговый режим и активное привлечение иностранных инвестиций в сочетании с данными преференциями способствовали появлению в zonas francas производства электротехнической продукции, обуви и медицинского оборудования, что вывело их на качественно новый уровень.

Существующие доминиканские СЭЗ

СЭЗ действуют в Доминиканской Республике с 1969 г., что делает ее страной-пионером в сфере реализации данного экономического режима. На данный момент в Доминиканской Республике действует 65 зон свободной торговли, и их количество, несмотря на сложности государства в преодолении постковидного экономического кризиса, растет. 49% зон свободной торговли действуют на севере страны, 25% — в Национальном округе и провинции Санто-Доминго, 15% — на юге и 11% — в Восточном регионе.

На данный момент значительную долю в свободных экономических зонах Доминиканской Республики занимает производство медицинского оборудования, а на фармацевтическую и медицинскую продукцию к 2023 г. приходилось 31,3% от общего объема экспорта из СЭЗ. Следующими по масштабу являются сектор текстильной промышленности, металлургия и обрабатывающая промышленность, а также производство изделий из пластмасс.

Темпы развития Доминиканской Республики в последние годы

В период с 2020 по 2023 гг. показатели экспорта доминиканских СЭЗ выросли на 36,7% (с порядка 6 млн до 8 млн долл.), что является самым высоким индикатором за всю историю существования zonas francas в Доминикане. На конец 2023 г. в общей сложности в СЭЗ Доминиканской Республики действовало 820 компаний — это на 18,5% больше по сравнению с показателями 2020 г. Категориями, в которых было сосредоточено производство, стали: металлы и их обрабатывающие изделия (+45,9% по сравнению с 2022 г.); пластмассовые изделия (+28,9%); агропромышленная продукция (+11%); фармацевтические препараты и медицинские инструменты и оборудование (+10,1%).

Во многом активное повышение экономических показателей Доминиканской Республики предопределили результаты деятельности zonas francas: помимо роста показателей экспорта, меняются, например, и индикаторы инфляции — по результатам исследования ЦБ Доминиканской Республики, на конец 2023 г. уровень инфляции в Доминиканской Республике в годовом исчислении является одним из самых низких в Латино-Карибской Америке (3,57%).

Zonas francas как решение проблемы безработицы

Количество рабочих мест за период 2020–2023 гг. в СЭЗ увеличилось с 168 200 до 197 674, то есть на 17,5%. Основную часть из них занимают женщины, трудящиеся в швейном секторе. Рост наблюдался во всех zonas francas, но наиболее высокие показатели были зафиксированы в СЭЗ на севере страны и в провинции Санто-Доминго. Подобный скачок в развитии и снижение уровня безработицы можно считать результатом реанимирования международных торговых процессов и деятельности zonas francas в целом, равно как и поддержки, оказываемой СЭЗ правительством во главе с президентом Республики Луисом Абинадером. Прежде всего это относится к деятельности Национального Совета СЭЗ (CNZFE) — правительственного органа, состоящего из представителей доминиканских СЭЗ и регулирующий работу zonas francas. Сам Совет представляет собой инструмент взаимодействия между государственным и частным секторами в сфере СЭЗ, где решения правительства по оказанию поддержки свободным экономическим зонам принимаются посредством консультации с представителями этих зон и по их запросам. По рекомендациям Совета президент дважды повышал минимальную заработную плату для работников сектора СЭЗ. Также по его инициативе было отрегулировано таможенное законодательство — в частности, срок таможенного оформления уменьшился с 9 до 2 дней, что позволяет ускорить распределение товаров. Не последнюю роль в оказании поддержки zonas francas играет и доминиканское Министерство промышленности, торговли и ММСП, в структуре которого действует специальным отдел по СЭЗ и индустриальным паркам. Министерство содействует развитию zonas francas и стимулирует их развитие через комплекс различных мер поддержки, в том числе через консультации с CNZFE.

Согласно решениям CNZFE, в 2024 г. планируется создание 10 новых компаний на 636 дополнительных рабочих мест. С начала 2020-х гг. именно zonas francas являются основным источником новых рабочих мест в Доминиканской Республике.

СЭЗ как элемент развития внешнеторговых отношений

Zonas francas как территории с особым экономическим статусом аккумулируют значительный объем ПИИ в Доминиканскую Республику. В 2018 г. доминиканские СЭЗ получили инвестиции размером около 505 млн долл., что стало самым высоким показателем по Латино-Карибской Америке (за Доминиканой следует Колумбия с 501 млн долл. и Уругвай с 380 млн долл.). Объем прямых иностранных инвестиций в 2023 г. составил 4 млрд 381 млн долл., что на 9,2% больше, чем показатели 2022 г., превращая доминиканские СЭЗ в наиболее привлекательные цели для ПИИ.

В 2023 г. экспорт из свободных экономических зон составил 5,4 млрд долл. (65,9% от общего экспорта), а приоритетными направлениями стали Швейцария (19,16% от общего объема экспорта), Гаити (15,6%) и США (14,47%). Основной категорией товаров, экспортируемых в Швейцарию, стал жемчуг, а также драгоценные металлы; на Гаити Доминиканская Республика поставляла соль, серу, известь и цемент; в Соединенные Штаты Америки же отправлялись сахар и кондитерские изделия. Из zonas francas также экспортируются в больших количествах медицинское оборудование, оптические приборы, фотографические инструменты, измерительные приборы, табак.

Помимо того, что производство в доминиканских СЭЗ составляет основную часть экспорта страны, zonas francas также являются своеобразным логистическим центром: многие иностранные компании используют их для перераспределения товаров и отправки в другие страны. Доминиканская Республика наиболее логистически «удобна» для стран ЛКА и США, которые стали основными направлениями торговой политики Санто-Доминго. Доминикана как пионер в области успешного внедрения модели zonas francas выстраивает долгосрочные и, главное, выгодные взаимоотношения со странами, имеющими интерес к СЭЗ — в том числе за счет экспортных результатов свободных экономических зон, демонстрации привлекательности СЭЗ для ПИИ и превращения zonas francas в некий логистический хаб в регионе.

Zonas francas в ландшафте российско-доминиканского партнерства

Основу российско-доминиканских отношений прежде всего составляет туристический сектор. После пандемии COVID-19 и открытия границ в 2021 г. ежемесячно около 55 тыс. россиян посещали Доминиканскую Республику, и их число с каждым годом продолжает расти, несмотря на логистические трудности и нестабильную международную ситуацию. Отсутствие визового режима с Доминиканой также увеличивает туристический поток, превращая данное направление в одно из наиболее привлекательных. Также среди факторов, способствующих развитию туризма, следует выделить благоприятный для путешествий климат и относительную дешевизну отдыха в сравнении с другими доступными направлениями. Российские туристы составляют наибольшую часть ежегодного турпотока наряду с французскими и немецкими.

Zonas francas Доминиканы в ландшафте внешней торговли России занимают весьма скромное место: в период с 2019 по 2020 гг. Российская Федерация располагалась на 39-м месте в списке экспортных направлений из СЭЗ. Лишь в 2020 г. в доминиканских zonas francas действовало одно российское предприятие, а с 2020 по 2021 гг. сырье из России использовалось на предприятиях в доминиканских СЭЗ. С 2022 г. увеличился поток российских инвестиций в восточную часть острова (провинция Ла Альтаграсия) прежде всего за счет релоцированных россиян. В основном средства вкладываются в развитие туристического сектора (наиболее развитого в данном регионе).

Несмотря на весьма крепкие торговые связи и постоянный доминиканский импорт в Россию (табак, алкогольная продукция, сельскохозяйственное сырье), сотрудничество стран по линии zonas francas находится на весьма низком уровне. Торговые отношения между Доминиканой и Россией после 2022 г. были осложнены в том числе ввиду изменения логистики и платежных процессов, но доминиканская сторона, несмотря на возникшие трудности при транспортировке товаров, намерена наращивать товарооборот с Москвой, о чем заявлял бывший посол Доминиканской Республики в России Ханс Данненберг Кастелланос.

При этом, учитывая высокие темпы развития Доминиканской Республики в последние годы, представляется возможным сделать вывод о том, что углубление экономических отношений между двумя государствами было бы выгодно для обеих сторон. Низкий уровень инфляции делает инвестиционный климат zonas francas наиболее привлекательным в том числе и для российской стороны, а доминиканские СЭЗ стремительно развиваются, стараясь с каждым годом привлечь все больше партнеров и инвесторов. Развитие различных секторов экономики, например, горнодобывающей промышленности, как в 2022 г. заявлял экс-посол Доминиканской Республики в России Ханс Данненберг, открывает перспективы для более широкого российско-доминиканского сотрудничества. Оно может стать весьма результативным, учитывая нынешнее экономическое положение Доминиканы и ее исключительный опыт в сфере действия СЭЗ.

(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся