Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Александр Панферов

Студент, Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Центральная Азия не относится к числу приоритетных направлений внешней политики Франции, таких как Средиземноморье или Африка. В то же время Париж проявляет интерес к странам региона, что выражается в активизации деятельности на этом направлении в последние годы. Свидетельством этого растущего интереса стала поездка Э. Макрона в Казахстан и Узбекистан в ноябре 2023 г.

В динамике можно выделить три основные волны «актуализации» внешнеполитического интереса Франции к странам Центрально-Азиатского региона.

В первой половине 1990-х гг. главной задачей было установление отношений с новыми государствами и создание основ для двустороннего сотрудничества. С начала 2000-х гг. приоритетом для Франции стал военно-политический диалог со странами региона ввиду участия французских вооруженных сил в операциях в Афганистане. В настоящее время политика Пятой республики в Центральной Азии преследуют цель обеспечения энергетической безопасности (за счет налаживания стабильных поставок урана и углеводородов), а также усиления региональных позиций Франции в контексте геополитического противостояния Запада с Россией и Китаем.

Основным инструментом реализации интересов Парижа становится деятельность крупных французских компаний в регионе (в первую очередь, энергетических), а также различных институтов мягкой силы. Кроме того, имеется потенциал углубления деятельности Французского агентства развития в регионе.

Наконец, ключевым партнером Франции в Центральной Азии является Казахстан, также постепенно интенсифицируется сотрудничество с Узбекистаном — эти две страны являются главным объектом интереса Пятой республики в регионе. С оставшимися тремя центральноазиатскими республиками отношения носят ограниченный и ситуативный характер.

Центральная Азия не относится к числу приоритетных направлений внешней политики Франции, таких как Средиземноморье или Африка. В то же время Париж проявляет интерес к странам региона, что выражается в активизации деятельности на этом направлении в последние годы. Свидетельством этого растущего интереса стала поездка Э. Макрона в Казахстан и Узбекистан в ноябре 2023 г.

Главным образом Франция сотрудничает с Казахстаном, отношения с которым с 2008 г. носят статус «стратегического партнерства». Также в настоящий момент активно развивается сотрудничество с Узбекистаном — лидеры двух стран в 2023 г. договорились «вывести отношения на уровень стратегического партнерства». Отношения с остальными государствами региона значительно менее развиты.

В динамике можно выделить три основные волны «актуализации» внешнеполитического интереса Франции к странам Центрально-Азиатского региона.

Первая волна. Начало двустороннего диалога

К этому периоду относится первая половина 1990-х гг., когда Франция (одной из первых в мире) признает новые республики, устанавливает с ними дипломатические отношения и формирует договорную базу для двустороннего сотрудничества. Важную роль в этом сыграли и взаимные визиты глав государств — Ф. Миттерана в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан (1993, 1994 гг.), а также Н. Назарбаева (1992, 1994 гг.) и И. Каримова (1993 г.) в Париж.

Интерес Франции к центральноазиатским республикам в тот период был обусловлен двумя факторами: стремлением презентовать себя в качестве «глобального актора» в складывающемся пост-биполярном мире, а также необходимостью содействия национальному бизнесу с выходом на новые рынки.

Вторая волна. Начало военно-политического диалога со странами региона

Вторая важная веха пришлась на начало 2000-х гг., что было связано с участием Франции в операциях США и НАТО в Афганистане. Присутствие вооруженных сил Пятой республики в регионе активизировало военно-политическое сотрудничество Парижа со странами региона.

В большей степени это коснулось франко-таджикских отношений, которые ранее были затруднены из-за гражданской войны в Таджикистане, а также гибели двух французских граждан во время захвата заложников в 1997 г. С началом операции в Афганистане, Франция и Таджикистан углубили двустороннее сотрудничество.

В декабре 2001 г. было подписано соглашение о размещении в аэропорту Душанбе французских ВВС. В дальнейшем военно-политическое сотрудничество подстегнуло диалог и в прочих сферах. По итогам первого визита Э. Рахмона в Париж в декабре 2002 г. правительства двух стран подписали соглашения о сотрудничестве в области внутренней безопасности, о взаимном поощрении и защите инвестиций, а также о сотрудничестве в культурной, научной и технической сферах. Помимо этого, оборонные ведомства двух стран также заключили соглашение о сотрудничестве, а французская сторона обязывалась произвести модернизацию аэропорта Душанбе. Французская авиабаза в стране была свернута в 2014 г., однако подрядчики из Франции продолжали осуществлять проекты по модернизации аэропорта после этого срока: в 2015 г. было достигнуто соглашение о строительстве в аэропорту командно-диспетчерского пункта, который был открыт в 2019 г.

В декабре 2001 г. было подписано схожее соглашение с Кыргызстаном, по которому Франция получила возможность разместить в аэропорту Манас вспомогательное авиационное соединение. Кроме того, Франция имела соглашение с Казахстаном о транзите военного имущества и персонала. С выводом французских сил из Афганистана военно-политический диалог Франции со странами Центральной Азии стал терять актуальность, а главным фокусом французской политики в регионе стало экономическое сотрудничество.

Третья волна. Интенсификация энергетического сотрудничества и геополитические интересы

Этот период активизации французского интереса к странам региона приходится на годы президентства Э. Макрона. Особенностью этого периода является увеличение количества личных встреч глав государств. Так, в ноябре 2023 г. Э. Макрон стал первым президентом Франции, посетившим сразу несколько стран региона с 1994 г. (до этого французские лидеры посещали лишь Казахстан в 2009 г. и в 2014 г.). С другой стороны, Париж стал местом частых визитов лидеров всех стран Центральной Азии, кроме Туркменистана: дважды приезжали в французскую столицу Ш. Мирзиеев (2018, 2022 гг.), Э. Рахмон (2019, 2021 гг.), К.-Ж. Токаев (2022, 2024 гг.) и С. Жапаров (2023, 2024 гг.).

На современном этапе Франция имеет две группы стратегических интересов, определяющих ее политику в Центральной Азии: энергетическое сотрудничество и геополитические интересы.

Энергетика и ресурсы

Во-первых, центральноазиатские страны представляют для Парижа особую важность из-за стремления последнего обеспечить собственную энергетическую безопасность. На долю АЭС приходится 72% генерации электроэнергии во Франции, что делает страну зависимой от поставок урана. Кроме того, вопрос о стабильности этих поставок актуализировался в 2022­–2023 гг., когда Франция столкнулась с риском лишиться двух важных поставщиков — России и Нигера.

Таким образом, стратегическую важность для Парижа представляет углубление сотрудничества в этой области с Казахстаном и Узбекистаном — странами, занимающими 1-е и 5-е место по производству урана в мире. Ключевая роль в сотрудничестве в этой сфере принадлежит французской государственной компании Orano. Она имеет по 51% акций в совместных уранодобывающих предприятиях «КАТКО» (с «Казатомпромом») и Nurikum Mining (с узбекской «Навоийуран»).

Более того, одним из возможных направлений для дальнейшего сотрудничества в области атомной энергетики выступает перспектива участия Франции в строительстве первой АЭС в Казахстане. Французская государственная компания EDF — один из четырех претендентов на строительство реакторов, наравне с «Росатомом», китайской CNNC и южнокорейской KHNP. Примечательно, что этот вопрос стал одной из главных тем во время переговоров казахстанского руководства с представителями EDF в ходе визита Э. Макрона в Астану в 2023 г., а также в рамках визита К.-Ж. Токаева в Париж 4–5 ноября 2024 г.

Помимо запасов урана, регион располагает и другими ценными энергоресурсами. Так, по итогам 2022 г. Казахстан стал вторым поставщиком сырой нефти на французский рынок (14% от общего объема поставок), после США (15%). В регионе осуществляет деятельность французский нефтегазовый гигант — TotalEnergies. Дочернее предприятие этой компании имеет 16,81% доли в разработке месторождения Кашагане, а до 2023 г. другое предприятие владело 60% доли в месторождении Дунга.

Наконец, существует потенциал для развития энергетического сотрудничества Франции со странами Центральной Азии в сфере возобновляемой энергетики. Например, TotalEnergies уже реализует ряд проектов в области ветряной и солнечной энергетики в Казахстане и Узбекистане. Также имеются перспективы реализации гидроэнергетических проектов в Киргизии — об интересе к такому сотрудничеству со стороны TotalEnergies и EDF было заявлено во время визита (последовавшего за центральноазиатским турне Макрона) С. Жапарова в Париж в ноябре 2023 г.

Еще один перспективный предмет для сотрудничества — редкоземельные металлы, разработка и поставка которых интересует Францию в контексте «зеленого перехода» (производство деталей для объектов зеленой энергетики, аккумуляторов для электромобилей и т.д.), а также «стратегической автономии» ЕС (диверсификация поставок). Сотрудничество в этой области уступает взаимодействию в энергетической сфере, однако оно становится важным элементом франко-казахстанского диалога в последние годы. Этот вопрос обсуждался на встречах двух президентов в 2022 и 2023 гг., а одним из главных итогов государственного визита Токаева в Париж в 2024 г. стало подписание «дорожной карты» стратегического партнерства по критическим ресурсам.

Геополитический вектор

Франция также преследует собственные геополитические интересы в регионе. Французская политика здесь направлена на снижение российского и китайского влияния, равно как и на укрепление собственных позиций. Стоит отдельно выделить тот факт, что в последние годы Париж утрачивает влияние в Сахеле в пользу России [1]. Таким образом, деятельность Франции в Центральной Азии, угрожающая интересам Москвы в соседнем для нее регионе, может представляться своего рода «реваншем» за российскую активность в Африке.

В продвижении своих геополитических интересов, помимо экономических инструментов, Франция активно использует мягкую силу, через систему т.н. внешних «операторов». Так, Французское агентство развития (AFD), являющееся главным механизмом Парижа по оказанию помощи развитию, осуществляет деятельность в регионе. В настоящее время AFD имеет соглашение о сотрудничестве с Узбекистаном, финансирует несколько проектов в стране общей суммой в 1 млрд евро. Также с октября 2024 г. агентство начало деятельность в Казахстане.

В сфере культурного сотрудничества основная роль отводится системе Institut Français. Подразделения данной структуры представлены во всех странах региона: Institut Français в Ашхабаде, Alliance Française в Астане, Алмате, Шымкенте, Бишкеке, Ташкенте и Худжанде, а также Культурный центр «Бактрия» в Душанбе. Целью данной структуры является продвижение французского языка и культуры за рубежом.

Что касается научного сотрудничества, то здесь важное место занимает Французский институт исследований Центральной Азии (IFEAC), основанный в 1993 г. и расположенный в Бишкеке. Институт поддерживает французских ученых, проводящих в регионе исследования по различным социально-гуманитарным направлениям, а также способствует их сотрудничеству с коллегами из стран региона.

Подводя итог, можно сказать, что интересы Франции в Центральной Азии трансформировались с течением времени. В первой половине 1990-х гг. главной задачей было установление отношений с новыми государствами и создание основ для двустороннего сотрудничества. С начала 2000-х гг. приоритетом для Франции стал военно-политический диалог со странами региона ввиду участия французских вооруженных сил в операциях в Афганистане. В настоящее время политика Пятой республики в Центральной Азии преследуют цель обеспечения энергетической безопасности (за счет налаживания стабильных поставок урана и углеводородов), а также усиления региональных позиций Франции в контексте геополитического противостояния Запада с Россией и Китаем.

Основным инструментом реализации интересов Парижа становится деятельность крупных французских компаний в регионе (в первую очередь, энергетических), а также различных институтов мягкой силы. Кроме того, имеется потенциал углубления деятельности Французского агентства развития в регионе.

Наконец, ключевым партнером Франции в Центральной Азии является Казахстан, также постепенно интенсифицируется сотрудничество с Узбекистаном — эти две страны являются главным объектом интереса Пятой республики в регионе. С оставшимися тремя центральноазиатскими республиками отношения носят ограниченный и ситуативный характер.

Статья написана в рамках курса Рекеды Д.Ю. «Актуальные проблемы Центральной Азии» Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Список источников и литературы

1. Chiffres clés de l'énergie. Édition 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statistiques.developpement-durable.gouv.fr/edition-numerique/chiffres-cles-energie-2023/13-petrole (дата обращения: 30.11.2024)

2. Chiffres clés de l'énergie. Édition 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statistiques.developpement-durable.gouv.fr/edition-numerique/chiffres-cles-energie-2024/donnees-cles (дата обращения: 30.11.2024)

3. Institut français d'études sur l'Asie centrale. [Электронный ресурс]. URL: https://ifeac.hypotheses.org/ (дата обращения: 24.10.2024)

4. L’Asie centrale après 2014: Un retour en marge des empires ou le paroxysme des rivalités ? 15.10.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://regard-est.com/lasie-centrale-apres-2014-un-retour-en-marge-des-empires-ou-le-paroxysme-des-rivalites (дата обращения: 30.11.2024)

5. Relation bilatérales France-Kazakhstan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/kazakhstan/relations-bilaterales/ (дата обращения: 24.10.2024)

6. Relation bilatérales France-Tadjikistan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/tadjikistan/relations-bilaterales/ (дата обращения: 24.11.2024)

7. TotalEnergies in Kazakhstan. [Электронный ресурс]. URL: https://totalenergies.com/kazakhstan (дата обращения: 24.10.2024)

8. TotalEnergies in Uzbekistan. [Электронный ресурс]. URL: https://totalenergies.com/uzbekistan (дата обращения: 24.10.2024)

9. World Uranium Mining Production. 16.05.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/mining-of-uranium/world-uranium-mining-production (дата обращения: 24.10.2024)

10. Винье Т. Французский энергетический сектор в Центральной Азии: текущее состояние и перспективы развития. 06.03.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/frantsuzskiy-energeticheskiy-sektor-v-tsentralnoy-azii-tekushchee-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya/ (дата обращения: 24.10.2024)

11. Гарбузарова Е.Г. Центральноазиатское направление внешней политики Франции (1992‒2022) // Современная Европа. 2023. № 2. С. 49-58.

12. Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Французской Республикой. 11.06.2008. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P080000564_ (дата обращения: 24.10.2024)

13. Казахстан заявил о готовности провести переговоры с французской EDF о строительстве АЭС. 01.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/19168029 (дата обращения: 24.10.2024)

14. «КазМунайГаз» приобрёл 60% в нефтегазовом проекте «Дунга». 21.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://forbes.kz/articles/kazmunaygaz_priobrel_60_v_neftegazovom_proekte_dunga (дата обращения: 24.10.2024)

15. Мажилис РК ратифицировал Соглашение о функционировании группы Французского агентства развития. 23.10.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/pravo/6453572-mazhilis-rk-ratifitsiroval-soglashenie-o-funktsionirovanii-gruppy-frantsuzskogo-agentstva-razvitiya.html (дата обращения: 24.10.2024)

16. Отношения Республики Таджикистан с Французской Республикой. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/view/177/otnosheniya-tadzhikistana-s-frantsiei (дата обращения: 24.11.2024)

17. Подписание соглашения о строительстве нового КДП на аэродроме Душанбе. 16.07.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.airnav.tj/ru/presscenter/news/52-podpisanie-soglasheniya-o-stroitelstve-novogo-kdp-na-aerodrome-dushanbe.html (дата обращения: 30.11.2024)

18. Президенты Узбекистана и Франции договорились вывести двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства. 02.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/6813 (дата обращения: 24.10.2024)

19. Садыр Жапаров провел переговоры с Макроном. 11.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputnik.kg/20231111/sadyr-zhaparov-makron-peregovory-1080354530.html?ysclid=lotsmibipq853759461 (дата обращения: 24.11.2024)

20. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию Республики Казахстан в связи с участием Вооруженных Сил Французской Республики в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. 06.10.2009. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30486371 (дата обращения: 24.11.2024)

21. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области внутренней безопасности. 04.12.2001. [Электронный ресурс]. URL: https://adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=4760 (дата обращения: 24.11.2024)

22. Стало известно, кто может построить АЭС в Казахстане. 27.08.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/stalo-izvestno-kto-mojet-postroit-aes-v-kazahstane-546025/ (дата обращения: 30.11.2024)

23. Узбекистан и Французское агентство развития договорились о сотрудничестве на €1 млрд. 22.11.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5680368 (дата обращения: 24.10.2024)

24. Французы построили в аэропорту Душанбе новую аэронавигационную вышку. 27.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://fergana.media/news/108539/ (дата обращения: 30.11.2024)

1. В 2021–2023 гг. произошла серия военных переворотов в трех франкоязычных странах Западной Африки: Мали, Буркина-Фасо и Нигере. Ориентированные на Францию лидеры были смещены, а новые власти стали проводить курс на сближение с Россией, в том числе в сфере безопасности.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся