Для Китая экспорт вооружений представляет собой инструмент укрепления своего политического влияния, поэтому КНР готова предоставлять гибкие условия для оплаты военно-технической продукции, связывая их с другими экономическими сделками, а также с решением политических вопросов. Китайский подход к поставкам оружия в африканские государства основывается на трех факторах: невмешательство, ценовая структура и сопутствующие операции. Политика невмешательства означает, что Китай осуществляет поставки оружия без привязки к внутренней политической ситуации в стране и политическому режиму.
В данный момент активная политика Китая в регионе создает реальную угрозу вытеснения России с традиционных для нее рынков в развивающихся странах. За последние два десятилетия Россия укрепила свои позиции на африканских рынках оружия, тем не менее темпы наращивания КНР своего присутствия на оружейных рынках Африки значительно опережают российские.
В последнее время Россия, которая традиционно занимала ведущее место на африканском рынке вооружений, сталкивается с конкуренцией со стороны Китая, стремительно наращивающего свой военно-промышленный потенциал. По данным СИПРИ, крупнейшим поставщиком в регионе в период с 2012 по 2016 гг. была Россия, на долю которой приходились 35% поставок оружия, на втором месте находился Китай (17%), на третьем месте — США (9,6%) (1; 2). Однако в странах Африки южнее Сахары, на долю которых приходятся 35% от общего количества экспорта на африканский континент, наблюдается другая картина: на долю Китая приходятся 27%, на долю России — 19%. На третьем месте идет Украина, у которой 18%, однако она теряет свои позиции. В целом поставки вооружений из Китая на африканский континент растут наиболее высокими темпами: в период с 2012 по 2016 гг. объёмы экспорта из КНР увеличились на 122% по сравнению с периодом 2007–2011 гг.
Безусловно, африканские страны сохраняют свой интерес к российской военной технике, однако ограниченные финансово-экономические возможности региона не позволяют развивать сотрудничество с российскими предприятиями в обычном режиме. Таким образом, в настоящий момент перед Россией стоит важнейшая задача по выработке новых форм и вариантов развития военно-технического сотрудничества с африканскими странами с низкой платежеспособностью.
Военно-техническое сотрудничество КНР
В целом по подсчетам SIPRI китайское оружие традиционно закупают такие страны, как Пакистан, Бангладеш, Мьянма, Судан, Египет, КНДР, страны Африки южнее Сахары, а также некоторые страны Латинской Америки. Мотивы поставок в каждую из стран не одинаковы, однако можно сказать, что КНР главным образом ориентируется на развивающиеся страны. Официальные данные об экспорте продукции военного назначения Китая не публикуются. КНР стала предоставлять отчеты для Регистра обычных вооружений ООН только в 2006 г., однако эта информация не в полной мере достоверна.
Китайские военно-промышленные компании в экономическом плане довольно независимы от экспорта вооружений. Значительную часть их выручки обеспечивают гражданские заказы, так же, как и растущие потребности китайской армии. Таким образом, для Китая экспорт вооружений представляет собой инструмент укрепления своего политического влияния, поэтому КНР готова предоставлять гибкие условия для оплаты военно-технической продукции, связывая их с другими экономическими сделками, а также с решением политических вопросов.
Сделки Китая по продаже оружия в страны Африки остаются наименее прозрачными. Как утверждается в докладе SIPRI, на практике компания-поставщик самостоятельно оценивает риски поставок оружия в ту или иную страну. Вероятнее всего, часть работы по заключению сделок ведется на уровне договоренностей между военными атташе Китая и министрами обороны африканских государств.
Китайский подход к поставкам оружия в африканские государства основывается на трех факторах: невмешательство, ценовая структура и сопутствующие операции. Политика невмешательства означает, что Китай осуществляет поставки оружия без привязки к внутренней политической ситуации в стране и политическому режиму.
Во второй стратегической книге Китая о политике в Африке отмечается увеличение количества программ помощи Китая странам Африки. Кроме того, подчеркивается, что при осуществлении программ помощи Китай должен придерживаться принципов невмешательства во внутренние политические дела страны и избегать каких-либо политических условий.
Поставки оружия в обмен на доступ к природным ресурсам
Ввиду того, что в последнее время возможности для получения прибыли от поставок вооружений в страны Африки южнее Сахары выглядят весьма неопределенными, Китай, осуществляя поставки оружия в африканские страны, нередко использует бартерные сделки. Таким образом, он стремится получить доступ к природным ресурсам стран. Поставки оружия Китаем в такие страны, как Нигерия, Руанда, Замбия, являются инструментом для получения доступа к месторождениям нефти, тантала, олова и других ископаемых [1]. Например, в Замбию Китай продает оружие в обмен на красную медь, а в Кению — в обмен на права на рыболовство. Нужно сказать, что Россия также пыталась использовать упомянутый механизм. В качестве оплаты за поставку вооружений из России малийской стороной были предложены четыре концессии на разведку и добычу золота. Однако широкого распространения подобная схема пока не получила.
По данным экспертов SIPRI, одна из крупнейших компаний-поставщиков, China North Industries Corporation (Norinco), осуществляла поставки вооружений за контракты для своей дочерней компании Zhenhua Oil Co в нескольких странах, в том числе в Анголе. В Анголу Китай поставлял легкое вооружение, стрелковое оружие, военный автотранспорт, между странами велись переговоры о поставках учебно-тренировочных самолетов К-8 и истребителей FC-1.
Некоторые авторы предполагают, что Китай использует поставки оружия в обмен на уступки в горнодобывающей промышленности. Китайская компания Norinco создала в 2006 г. совместное предприятие с Zimbabwe Defence Industries и Zimbabwe Mining Development Corp. для разработки хромовой руды в Великой Дайке. Norinco принадлежат 60% предприятия, а каждая из зимбабвийских компаний владеет 20% акций. В 2007 г. предприятие начало разработку на шахтах компании Zimbabwe Mining Development (ZMDC) Corp. Ltd в округе Нгези в Великой Дайке. Предприятие зарегистрировано как Wanbao Mining Zimbabwe. ZMDC и Norinco также открыли совместное предприятие Global Platinum Resources для разработки платиновой руды, где доли их участия равны и составляют 50%. Зимбабвийские СМИ сообщали, что, возможно, в обмен за поставку в 2005-2006 гг. 12 учебно-боевых самолетов K-12 стоимостью 240 млн евро Зимбабве предоставило Китаю права на доступ к минеральным ресурсам. Как отмечается в статье исследовательского центра IDA «Продажа китайского оружия в Африку», Зимбабве может оплатить поставки китайских истребителей FC-1 в обмен на уступки в добыче цинка и алюминия. Режим президента Зимбабве Роберта Мугабе ориентировался на КНР как на главного поставщика технологий для военной техники. В 2005–2006 гг. Зимбабве также получило партию минометного и стрелкового вооружения, стрелкового оружия и боеприпасов; в страну была поставлена партия ПТРК HJ-8.
Среди крупных программ военно-технической помощи со стороны КНР можно отметить пример Судана, однако данные о поставках оружия в эту страну и программах сотрудничества по большей части недоступны. Согласно докладу Human Rights First, Китай осуществлял поставки вооружений в Судан посредством предоставления займов и бартерных сделок, в том числе в регион Дарфур в годы гражданской войны. Как предполагают авторы доклада, Китай помог Судану наладить производство оружия на трех заводах вокруг Хартрума. Помощь в производстве легкого вооружения, обмундирования и пушек была оказана суданским предприятиям Military Industrial Corporation (MIC) и Giad Industrial Complex.
Льготные кредиты и программы помощи
Поставки оружия также нередко реализуются в формах совместного производства или выпуска по лицензии. Китай оказывает помощь различным странам в создании производства, поставляет комплектующие для организации производства на месте. Китайская сторона активно предоставляет кредиты, осуществляет поставки в рамках различных программ помощи. Приведем примеры наиболее крупных таких поставок. В 2000 г. на безвозмездной основе Бенин получил два китайских 27-метровых сторожевых катера, а в 2010 г. — два бронеавтомобиля ZFB05. Для Восточного Тимора по контракту 2008 г. КНР также безвозмездно построила два сторожевых катера проекта 062, а также пункт их базирования [2]. В Замбию были безвозмездно поставлены пять БТР WZ551B и другой военный автотранспорт. В 1996-1998 гг. на льготных условиях состоялась закупка легких транспортных самолетов Y-12 II. В 2006 г. Замбия приобрела MA60 и Y-12 IV в счет китайского кредита. Китай также считается одним из основных поставщиков вооружения для Камеруна. В апреле 2014 г. китайская компания Polytechnologies построила в счет китайского кредита два патрульных катера P 108 и P 109 для ВМС Камеруна. В рамках программ оказания помощи Камеруну также были переданы три вертолета Z9 [3].
Китай оказывает большую военную помощь властям Демократической Республики Конго, поставляя автотранспорт, вооружение и другое снаряжение. В ноябре 2010 г. ДРК подписала контракт на покупку в кредит у КНР шести пассажиро-транспортных самолетов MA60 и двух легких транспортных самолетов Y-12 на общую сумму 150 млн долл.
Периодически осуществляется передача военной техники и оборудования в Мавританию в порядке помощи. В 2003 г. Мавритания получила два вертолета Z-9A, малый патрульный корабль Limam el Hadrami [4].
В 1997 г. Намибия приобрела у Китая легкие транспортные самолетаY-12, в 2001 г. — четыре реактивных учебно-тренировочных самолета K-8, 12 истребителей F-7MN. Китай также передал Намибии для ее участия в силах ООН 21 БТР WZ523. В 2012 г. были получены два вертолета H425 и построен на безвозмездной основе патрульный корабль Elephant [5].
Таким образом, политика Китая по продвижению продукции военного назначения на африканский рынок вооружений носит широкий комплексный характер. На данном этапе для китайских компаний экспорт вооружений не является основной статьей дохода. Кроме того, техника, поставляемая КНР значительно дешевле своих западных и российских аналогов. Китай активно поставляет военную технику в рамках различных программ по оказанию помощи, причем без привязки к каким-либо явным политическим условиям. Можно говорить, что в данный момент активная политика Китая в регионе создает реальную угрозу вытеснения России с традиционных для нее рынков в развивающихся странах.
Конечно, за последние два десятилетия Россия укрепила свои позиции на африканских рынках оружия, тем не менее темпы наращивания КНР своего присутствия на оружейных рынках Африки значительно опережают российские. Основные покупатели российского вооружения на африканском континенте — Алжир, Ангола, Египет, Уганда. Однако даже Алжир, который закупает около 60% вооружений из России, стремится проводить политику диверсификации своих поставщиков.
Основным фактором конкурентоспособности российской продукции военного назначения традиционно является соотношение «цена-качество». Однако многие африканские страны с низкой платежеспособностью не могут себе позволить поставки российской военной техники, поэтому для сохранения позиций среди подобных стран необходимо развивать различные форматы взаимодействия, среди которых можно отметить предоставление кредитов; развитие офсетных программ; развитие механизмов сотрудничества со странами с низкой платежеспособностью, но богатыми природными ресурсами; программы послепродажного обслуживания и модернизации военной техники.
Россия стабильно занимает второе место в мире по объёму военного экспорта, и ей очень важно сохранить свое лидирующее положение на глобальном рынке вооружений, не упуская возможностей на региональных рынках. В этом контексте наращивание военно-технического сотрудничества с африканскими странами представляет важную практическую задачу.
1. Mahtani D., Nigeria shifts to China arms, Financial Times, 2008.
2. M.С Барабанов, В.Б. Кашин, К.В. Макиенко, Оборонная промышленность и торговля оружием КНР, М.: Центр анализа стратегий и технологий; Российский институт стратегических исследований, 2013.
3. См. Там же.
4. См. Там же.
5. См. Там же.