Стремление Китая распространить своё влияние в Юго-Восточной Азии и намерение Японии это влияние ограничить привели к новому витку противостояния двух стран. Это можно видеть даже на примере того, как Китай и Япония выступали за разные экономические союзы в Юго-Восточной Азии: Синдзо Абэ предложил заменить Транстихоокеанское партнёрство Всеобъемлющим и прогрессивным транстихоокеанским партнёрством (ВПТТП), а Китай поддержал ранее выдвинутую странами АСЕАН идею Всеобъемлющего регионального экономического сотрудничества (ВРЭП).
Обе страны подписали данное соглашение с абсолютно противоположными целями. Китай планирует использовать ВРЭП как средство укрепления своего влияния в АТР, а Япония, наоборот, стремится ограничить внешнеэкономическую экспансию КНР. За стремлением последней создать «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» стоит цель противостоять Китаю, который, как пишет японский журнал Sankei, «игнорирует международные правила». То, чего добивается администрация Суга — создание свободной экономической зоны, которая соединит страны АСЕАН, Австралию и Индию. Даже если Индия не присоединится к ВРЭП, для Токио важно укреплять сотрудничество с Дели. «Япония может получить значительные выгоды [от ВРЭП], поскольку теперь у нее есть преференциальный доступ к [рынкам] Южной Кореи и Китая, которого у нее раньше не было», — сообщают в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии.
Согласно подписанному соглашению, будут отменены тарифы на 91,5% промышленной продукции, экспортируемой из Японии. Тарифы на двигатели для электромобилей и материалы для литий-ионных аккумуляторов, которые, как ожидалось, будут расти в будущем, будут отменены. Кроме того, сюда входят изделия из стали и бытовая техника, такая как микроволновые печи и холодильники.
С другой стороны, для некоторых продуктов сельского, лесного и рыбного хозяйства, таких как гребешок, который массово импортирует Китай, говядина, в которой остро нуждается Индонезия, а также сакэ и сётю, направляющиеся в Китай и Южную Корею, пошлины будут постепенно отменены. Компании и производители этих продуктов, а также продуктов сельского, лесного и рыбного хозяйства получат больше возможностей для ведения бизнеса на более крупных рынках.
Помимо этого, в Японию будут поступать промышленные товары с низкой добавленной стоимостью и продукты сельского, лесного и рыбного хозяйства.
Представитель власти Японии в интервью журналу Sankei сообщил, что они согласовали 20 положений, среди которых отмена и снижение тарифов на продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства и промышленную продукцию, упрощение процедур импорта и экспорта, а также введение правил на услуги и инвестиции. Наиболее значимым положением была отмена или снижение тарифов. Тарифы на более чем 91% всех товаров были отменены, и хотя это немного ниже, чем в Транстихоокеанском партнёрстве, где тарифами не облагаются 99% товаров, пошлины будут отменены или снижены для многих товарных позиций.
Однако даже в этом случае нельзя игнорировать те опасности, которые кроются в ВРЭП для Японии. Существуют опасения по поводу слишком высокой зависимости от экономики Китая, которая подвержена политическим рискам (например, недавно начавшаяся торговая война Китая и США), а также есть опасения по поводу того, что наращивание военной и экономической мощи ускорит наступление китайской гегемонии. Поэтому Япония должна внимательно следить за тем, как Китай выполняет условия соглашения. КНР, как один из экономических центров региона, несёт ответственность за создание более справедливой и прозрачной экономики, не говоря уже о соблюдении правил ВРЭП.
Что касается Пекина, то для него заключение соглашения о создании ЗСТ с торговыми партнёрами с целью укрепления экономического влияния является важной задачей с тех пор, как бывший президент США Д. Трамп наложил многочисленные торговые барьеры на таких внешнеэкономических партнёров США как Мексика, Евросоюз и Китай.
Китай и Япония стали участниками ВРЭП для реализации противоположных геополитических целей. Однако Япония не использует участие в этом соглашении каким-либо образом против Китая, ограничиваясь призывами следовать его условиям. Китай же стал участником ВРЭП не столько ради политического, сколько экономического влияния. К тому же, учитывая какие выгоды эти страны приобрели от участия во Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве, можно сказать, что хотя сотрудничество на официальном уровне маловероятно, экономическое взаимодействие можно чётко проследить. Иными словами, страны продолжают придерживаться формулы «холодная политика, горячая экономика».
Японо-китайские противоречия и предыстория ВРЭП
С 1970-х гг. и до начала XXI в. в отношениях между Китаем и Японией был длительный период сотрудничества, характеризующийся ростом японских инвестиций в Китай и заимствованиями Китаем японских технологий, что сыграло свою роль в экономическом развитии КНР. Однако в 2001 г. произошёл масштабный конфликт между азиатскими сверхдержавами — Китай, нарушив соглашение с Японией, договорился со странами АСЕАН о формировании зоны свободной торговли. Помириться сторонам удалось только в 2006 г., после того, как премьер-министр Японии Д. Коидзуми, открыто высказывавший своё недоверие Китаю, ушёл в отставку, и ему на смену пришёл Синдзо Абэ. Последний нанёс официальный визит в Пекин, где было подписано Совместное китайско-японское заявление. В 2007 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао прибыл в Токио с ответным визитом. В конце того же года Китай посетил новый премьер-министр Японии Ясуо Фукуда, а пик японо-китайского сближения пришёлся на 2008 год, когда во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао было подписано заявление о «Всестороннем развитии взаимовыгодных отношений, основанных на общих стратегических интересах».
Тем не менее стремление Китая распространить своё влияние в Юго-Восточной Азии и намерение Японии это влияние ограничить привели к новому витку противостояния двух стран. Это можно видеть даже на примере того, как Китай и Япония выступали за разные экономические союзы в Юго-Восточной Азии: Синдзо Абэ предложил заменить Транстихоокеанское партнёрство, из состава которого вышли США, Всеобъемлющим и прогрессивным транстихоокеанским партнёрством (ВПТТП), а Китай поддержал ранее выдвинутую странами АСЕАН идею Всеобъемлющего регионального экономического сотрудничества (ВРЭП). Также противоборство с Японией влияло и на ход переговоров о создании ВРЭП — Китай подозревал, что Япония, а также Индия и Индонезия намереваются саботировать работу нового интеграционного объединения. Из-за этого переговоры затягивались, и в итоге соглашение о создании ВРЭП было подписано на 5 лет позже, чем было запланировано.
Условия ВРЭП
Между 15 странами — участницами ВРЭП уже подписано 28 соглашений о создании зон свободной торговли. К тому же средний тариф на импорт в страны АСЕАН из других государств, входящих в ВРЭП, уже был снижен до 1,8% в 2005 году . Поэтому можно сказать, что Всестороннее региональное экономическое партнёрство включает в себя и подтверждает условия всех предыдущих договоров о создании ЗСТ. Вместе с тем ВРЭП расширяет некоторые положения, ранее не обговаривавшиеся в подобного рода соглашениях, такие как регулирование электронной торговли, конкурентная политика, защита интеллектуальной собственности и т.д. Отдельно стоит отметить масштабы новой интеграционной группировки: в её пределах проживает около 2 млрд человек, и она генерирует более 30% мирового ВВП.
Договор предусматривает меры упрощения торговли промышленными товарами и услугами между участниками: отмена импортных пошлин на многие промышленные товары и либерализация в таких секторах услуг, как телекоммуникационные, финансовые и профессиональные. Однако в рамках сельского хозяйства подобные меры приняты не будут. Кроме того, вводятся новые правила электронной торговли, инвестирования, рабочей миграции, вследствие чего характер соглашения становится более современным и модернизационным, так как в этих областях ВРЭП добился даже большего прогресса, чем ВТО. Помимо этого, были существенно доработаны правила, регулирующие охрану прав интеллектуальной собственности. При этом важно отметить, что ВРЭП уступает ранее упомянутому ВПТТП в таких областях как трудовые стандарты и стандарты охраны окружающей среды. Однако ВРЭП имеет существенное экономическое значение для стран-участниц, так как ослабляет нетарифные торговые барьеры путём введения единых для всех участников правил по определению происхождения товара. Иначе говоря, участники гармонизируют требования к информации о происхождении товара и требования о содержании в этом товаре местных компонентов. Выполнение этих требований даёт компаниям право на льготные условия, предусмотренные соглашением. Это важно, поскольку в данный момент у каждой зоны свободной торговли в регионе существуют свои правила определения страны происхождения товара. ВРЭП упрощает управление цепочками поставок, так как для транспортировки одной и той же продукции будет требоваться единый сертификат происхождения товара. Это уменьшит операционные издержки для торговли между странами АТР и создаст более стабильную среду для развития торговых связей. Согласно имеющимся данным, на соблюдение правил определения страны происхождения товаров уходит от 1,4% до 5,9% стоимости экспортной операции. Таким образом, единые правила определения страны происхождения товаров помогут снизить экспортные издержки, что приведёт к увеличению экспорта между странами — участницами ВРЭП примерно на 90 млрд долл. в год. Эта сумма эквивалентна 4% объёма внешней торговли товарами в рамках ВРЭП и 0,5% объёма мировой торговли в 2019 г. Другая существенная мера, предусмотренная договором — стимулирование создания региональных производственных цепочек путём помещения под преференциальный режим тех товаров, производство которых распределено по странам — участницам ВРЭП. Благодаря этому, компаниям будет выгодно размещать производства на территории государств ВРЭП, и в результате увеличится объём торговли промежуточными товарами. Также стоит отметить такую меру, предусмотренную ВРЭП, как предоставление странам-участницам возможности не выполнять обязательства в рамках исключений по соображениям безопасности в случае возникновения «чрезвычайной ситуации в стране». Данная формулировка, ранее не использовавшаяся в соглашениях о создании ЗСТ, может быть использована как повод приостановить выполнение государством его обязательств в случае неблагоприятной мировой обстановки, в том числе и пандемии. Ещё одним следствием заключения этого соглашения станет возможность экспорта в целый ряд стран без торговых барьеров. В результате соглашение ВРЭП не только будет способствовать усилению региональной торговой интеграции, но и повысит привлекательность региона для дальнейшей диверсификации транснациональными корпорациями своих глобальных стоимостных цепочек. Например, для Республики Корея вступление ВРЭП в силу увеличит ВВП страны на 1,1%, а благосостояние потребителей — более чем на 1 млрд долл.
Значение ВРЭП для Японии и Китая
Для начала важно отметить, что страны подписали данное соглашение с абсолютно противоположными целями. Китай планирует использовать ВРЭП как средство укрепления своего влияния в АТР, а Япония, наоборот, стремится ограничить внешнеэкономическую экспансию КНР. За стремлением последней создать «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» стоит цель противостоять Китаю, который, как пишет японский журнал Sankei, «игнорирует международные правила». То, чего добивается администрация Суга — создание свободной экономической зоны, которая соединит страны АСЕАН, Австралию и Индию. Даже если Индия не присоединится к ВРЭП, для Токио важно укреплять сотрудничество с Дели. «Япония может получить значительные выгоды [от ВРЭП], поскольку теперь у нее есть преференциальный доступ к [рынкам] Южной Кореи и Китая, которого у нее раньше не было», — сообщают в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии.
Будут отменены тарифы на 91,5% промышленной продукции, экспортируемой из Японии. Видно, что автомобильная отрасль имеет особые достоинства. Тарифы на двигатели для электромобилей и материалы для литий-ионных аккумуляторов, которые, как ожидалось, будут расти в будущем, будут отменены. Кроме того, сюда входят изделия из стали и бытовая техника, такая как микроволновые печи и холодильники.
С другой стороны, для некоторых продуктов сельского, лесного и рыбного хозяйства, таких как гребешок, который массово импортирует Китай, говядина, в которой остро нуждается Индонезия, а также сакэ и сётю, направляющиеся в Китай и Южную Корею, пошлины будут постепенно отменены. Компании и производители этих продуктов, а также продуктов сельского, лесного и рыбного хозяйства получат больше возможностей для ведения бизнеса на более крупных рынках.
Помимо этого, в Японию будут поступать промышленные товары с низкой добавленной стоимостью и продукты сельского, лесного и рыбного хозяйства прежде всего из Китая.
Во время переговоров так называемые пять важных позиций (рис, говядина, свинина, молочные продукты и кисломолочные продукты) привлекают внимание в Японии, но на этот раз они были исключены из целей снижения или отмены тарифов.
С другой стороны, тарифы на замороженные овощные деликатесы, такие как какиагэ для коммерческого использования, импортируемые из Китая, составляют 9%, а тарифы на замороженные эдамаме и осьминоги — от 6% до 7%, но тарифы постепенно снижаются. Они будут отменены через 11–16 лет после вступления ВРЭП в силу. Кроме того, пошлины на вино Шаосин в Китае и Макгеолли в Южной Корее будут постепенно отменены.
Представитель власти Японии в интервью журналу Sankei сообщил, что они согласовали 20 положений, среди которых отмена и снижение тарифов на продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства и промышленную продукцию, упрощение процедур импорта и экспорта, а также введение правил на услуги и инвестиции. Наиболее значимым положением была отмена или снижение тарифов. Тарифы на более чем 91% всех товаров были отменены, и хотя это немного ниже, чем в Транстихоокеанском партнёрстве, где тарифами не облагаются 99% товаров, пошлины будут отменены или снижены для многих товарных позиций.
Однако даже в этом случае нельзя игнорировать те опасности, которые кроются в ВРЭП для Японии. Существуют опасения по поводу слишком высокой зависимости от экономики Китая, которая подвержена политическим рискам (например, недавно начавшаяся торговая война Китая и США), а также есть опасения по поводу того, что наращивание военной и экономической мощи ускорит наступление китайской гегемонии. Поэтому Япония должна внимательно следить за тем, как Китай выполняет условия соглашения. КНР, как один из экономических центров региона, несёт ответственность за создание более справедливой и прозрачной экономики, не говоря уже о соблюдении правил ВРЭП.
Что касается Пекина, то для него заключение соглашения о создании ЗСТ с торговыми партнёрами с целью укрепления экономического влияния является важной задачей с тех пор, как бывший президент США Д. Трамп наложил многочисленные торговые барьеры на таких внешнеэкономических партнёров США как Мексика, Евросоюз и Китай.
ВРЭП имеет принципиальное значение для Китая по следующим причинам:
- ВРЭП — самое масштабное многостороннее соглашение о ЗСТ, в котором Китай принимает участие, что означает развитие экономических связей Китая со странами АТР и открывает перед Пекином возможность присоединиться к другим соглашениям о ЗСТ. Можно сказать, что ВРЭП стал ключевым региональным союзом, с помощью которого Китай расширяет круг союзников на уровне двухсторонних и региональных договоров, а также в международных организациях.
- Согласно Министерству Торговли Китая, КНР заключила двусторонние соглашения о создании ЗСТ с 17 государствами и ведёт переговоры о свободной торговле ещё с 15. При этом, Китай до сих пор ведёт затянувшиеся переговоры с Евросоюзом о заключении договора об инвестировании, но стороны не могут придти к согласию по вопросу доступа на китайский рынок. Кроме того, Китай ведёт переговоры о создании трёхсторонней ЗСТ с Японией и Южной Кореей с 2012 г., но существенного прогресса им достичь не удалось. Благодаря тому, что Япония и Южная Корея так же являются участниками ВРЭП, можно предположить, что три наиболее развитые страны Юго-Восточной Азии входят в одну и ту же ЗСТ, которую можно считать своеобразной альтернативой так и не заключённому соглашению между этими государствами.
- Относительная широта и комплексность данного соглашения помогут Китаю подстраховаться от рисков, связанных с его торговой войной с США. Поэтому Китай даже пошёл на определённые уступки по вопросам отмены таможенных пошлин и правил.
Таким образом, заключение соглашения о ВРЭП соответствует экономическим и стратегическим интересам Пекина.
***
Китай и Япония стали участниками ВРЭП для реализации противоположных геополитических целей. Однако Япония не использует участие в этом соглашении каким-либо образом против Китая, ограничиваясь призывами следовать его условиям. Китай же стал участником ВРЭП не столько ради политического, сколько экономического влияния. К тому же, учитывая какие выгоды эти страны приобрели от участия во Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве, можно сказать, что хотя сотрудничество на официальном уровне маловероятно, экономическое взаимодействие можно чётко проследить. Иными словами, страны продолжают придерживаться формулы «холодная политика, горячая экономика».