Первая половина 2020-х гг. кардинально изменила положение дел в Сахеле. В результате военных переворотов в Мали (2021 г.), Буркина-Фасо (2022 г.) и Нигере (2023 г.) к власти пришли военные. В Нигере оказавшаяся у власти военная хунта — Национальный совет по охране Родины во главе с Абдурахманом Тчиани — столкнулась с ожесточенной критикой, санкциями и фактической экономической блокадой страны со стороны Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Кроме того, ЭКОВАС пригрозило военной интервенцией, целью которой было заявлено восстановление свергнутого президента Мохамеда Базума. Во многом риск возникновения новых военных переворотов в странах региона подтолкнул к этому организацию, вызвав особое беспокойство у Нигерии — ее председателя на тот момент. Абуджа позиционирует себя как лидер в регионе, в частности, в ЭКОВАС, поэтому для нее было важно сохранить целостность организации и статус-кво в соседних странах. Давление со стороны Франции, в свою очередь, тоже возымело соответствующий эффект. Париж обладает значительными экономическими интересами в Нигере в связи с большими запасами урана в этой стране, необходимыми для обеспечения работы французских АЭС.
В результате Буркина-Фасо, Мали и Нигер начали процесс по созданию военного альянса, нацеленного на общую оборону трех стран, включая борьбу с терроризмом и сепаратизмом. Как итог, 16 сентября 2023 г. был создан Альянс государств Сахеля (АГС), который 6 июля 2024 г. был преобразован в конфедерацию. Тем самым был расширен спектр сотрудничества трех стран: теперь он охватывает не только военно-политическую, но и социально-экономическую сферы.
Уже 28 января 2024 г. страны АГС объявили о намерении покинуть ЭКОВАС, но, поскольку немедленный выход из состава организации был невозможен, они формально оставались в составе еще год, в течение которого государства — члены ЭКОВАС пытались найти компромисс с АГС. 28 января 2025 г. Буркина-Фасо, Мали и Нигер официально объявили о выходе из ЭКОВАС. Данный политический процесс в Сахеле существенно меняет расстановку сил в регионе.
Почему страны АГС покинули ЭКОВАС?
Причины выхода государств из организации связаны с проблемами сепаратизма и терроризма в регионе. В начале 2012 г., в разгар гражданской войны в Ливии, ливийские туареги создали «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА)* и, перебравшись в Мали, подняли восстание против правительства с целью создания независимого туарегского государства. После военного переворота в Мали в марте 2012 г. повстанцы, пользуясь ситуацией, на севере страны провозгласили «Независимое Государство Азавад». Их в этом поддержали боевики из организации «Ансар ад-Дин»*, которые были в контактах с «Аль-Каидой»*. Однако после провозглашения независимости Азавада исламисты не смирились со светским статусом этого непризнанного государства, что привело к противоречиям с НДОА. В результате боев между исламистами и светскими повстанцами последние потерпели поражение и ушли в подполье. Вся территория Азавада оказалась под контролем радикальных исламистов.
Исламизация движения, а также атаки исламистов на южные районы Мали, вынудили Францию вмешаться, так как это могло дестабилизировать ситуацию в регионе. Было объявлено о начале операции «Сервал». ЭКОВАС, согласно статье 3 Протокола о взаимной помощи в обороне, подписанного во Фритауне 3 мая 1981 г., было обязано оказать Мали помощь для проведения антитеррористических операций. В соответствии с этим, а также ссылаясь на резолюцию СБ ООН №2085, ЭКОВАС объявило о начале Африканской международной миссии поддержки Мали (AFISMA). Как итог, Франции и ЭКОВАС удалось к февралю 2013 г. освободить все захваченные боевиками города, после чего миссия ЭКОВАС была передана под эгиду ООН. Операция ООН получила название «Многомерная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA)» и носила миротворческий характер.
Но эти усилия были недостаточны для уничтожения экстремистских группировок в Мали. Боевики начали использовать партизанские методы ведения войны, началась волна террора в городах страны. Ни миссия ООН, ни новая французская операция «Бархан» (2014–2021 гг.) не смогли остановить террор в стране. Ситуация усугубилась после того, как в 2017 г. на арене появилась новая радикальная исламистская группировка — «Джамаат нусрат аль-ислам валь-муслимин» (JNIM)*, региональное отделение «Аль-Каиды». Она действовала не только в Мали, но и в Буркина-Фасо и Нигере. На протяжении последних лет сепаратисты «Фронта освобождения Азавада»* вступают в контакты с JNIM, что может привести к консолидации антиправительственных сил и, как итог, к еще большему укреплению позиций террористов в стране. Согласно данным Глобального индекса терроризма от 2025 г., если в 2017 г. число смертей в Сахеле в год из-за конфликтов составило около 5 400 человек, то в 2024 г. — 25 000 человек.
Против этой угрозы как ЭКОВАС, так и Франция оказались бессильны. Борьба против повстанцев, действующих партизанскими методами, требовала особой тактики и значительного напряжения сил, но ни у Франции, ни тем более у ЭКОВАС этих средств не оказалось. Хотя и ЭКОВАС неоднократно вводило войска в охваченные войной страны (например, в Либерию, в Сьерра-Леоне и т.д.), опыта борьбы с терроризмом оно не имело. В Сахеле силы ЭКОВАС столкнулись с исламистами, использующими диверсионно-террористические методы борьбы. Кроме того, ЭКОВАС, в первую очередь, — организация, направленная на решение экономических проблем, поэтому подавляющая часть ее ресурсов задействована в решении экономических задач, а не военных. Однако для Буркина-Фасо, Мали и Нигера первоочередная задача — уничтожение сепаратистских и террористических группировок, следовательно, эти страны отдают приоритет сотрудничеству в области безопасности в рамках организации. Поскольку со стороны ЭКОВАС достаточной помощи оказано не было из-за неспособности выполнить боевую задачу (в Буркина-Фасо и Нигере ЭКОВАС и вовсе никаких антитеррористических операций не проводило), три страны предпочли создать собственный военный альянс, который ориентирован на борьбу с сепаратизмом и терроризмом, учитывает все особенности борьбы с партизанами и соответствует общим интересам трех стран. Именно в этом и заключается причина выхода стран АГС из Экономического сообщества.
Премьер-министр Буркина-Фасо Аполлинер Иоахим Кьелем де Тамбела в своем заявлении от 30 января 2024 г. отметил, что на протяжении почти десятилетия три страны сталкиваются с преступными группировками, поддерживаемыми, финансируемыми и оснащаемыми своими партнерами, что происходит при безразличии некоторых соседних стран и субрегиональных организаций, включая ЭКОВАС. Можно сделать вывод о разочарованности стран Сахеля в политике ЭКОВАС в отношении вопросов безопасности в регионе.
Что ждет «сахельскую тройку» в будущем?
В конце января 2025 г. страны АГС сообщили о создании контингента объединенных сил численностью в 5 000 человек для борьбы с терроризмом, тем самым выполнив главную задачу военного альянса — скоординированную организацию борьбы с терроризмом в регионе. Это повысило авторитет военных, находящихся у власти в трех странах. Курс, взятый правительствами Буркина-Фасо, Мали и Нигера, нашел свой отклик в обществе. 29 января 2025 г. после официального заявления Председателя Комиссии ЭКОВАС о выходе стран АГС жители Буркина-Фасо, Мали и Нигера массово вышли на улицы, чтобы отпраздновать данное событие. В случае проведения успешных антитеррористических операций в регионе, поддержка со стороны населения увеличится, что поспособствует укреплению власти военных и, как итог, стабилизации политической ситуации в этих странах как минимум в среднесрочной перспективе. Однако для окончательной стабилизации ситуации в регионе необходимо ликвидировать террористическую угрозу, а также создать сильные и боеспособные вооруженные силы. От этого зависит не только стабилизация политической, но и социально-экономической ситуации в странах Сахеля.
В отличие от военно-политической сферы, связи в социально-экономической сфере с ЭКОВАС сохраняются. Хотя и страны АГС покинули ЭКОВАС, некоторые ключевые положения организации остаются в силе. Так, согласно официальному заявлению ЭКОВАС о выходе стран АГС от 29 января 2025 г., сохраняются паспорта и удостоверения личности с эмблемой ЭКОВАС, товары и услуги из стран АГС имеют доступ к рынку ЭКОВАС на прежних условиях, сохраняется безвизовый режим, а госслужащие из АГС, работающие в институтах ЭКОВАС, получают поддержку и остаются на своих должностях. Однако в том же документе отмечено, что данные условия временные. Постоянные условия сотрудничества с тремя странами будут приняты в дальнейшем на Конференции глав государств.
Социально-экономическая ситуация в странах Сахеля очень сложная. По данным World Population Review, процент населения, находящегося за чертой бедности, в Нигере составляет 45,5%, в Мали — 44,6%, а в Буркина-Фасо — 43,2%. Хотя государства богаты природными ресурсами, по причине слабо развитой инфраструктуры они не могут в полной мере реализовать их потенциал. Необходимы постоянные инвестиции в экономики трех стран, но из-за террористической угрозы ухудшается инвестиционный климат.
Экономические трудности можно преодолеть совместными усилиями. Конфедеративные начала АГС дают возможность начать процесс экономической интеграции. Страны Сахеля стремятся создать экономический и валютный союз, что приведет к появлению новой валюты под названием «Сахель». Логическим продолжением этих действий может стать выход из зоны франка.
Таким образом, выход Буркина-Фасо, Мали и Нигера из ЭКОВАС может стабилизировать политическую ситуацию в странах Сахеля ввиду массовой поддержки курса АГС, а планы по созданию единой валюты и выходу из зоны франка могут укрепить экономическую независимость трех стран.
Изменение регионального порядка в Западной Африке
Уже почти полтора века Западная Африка входит во французскую зону влияния. С тех самых пор, как французские войска установили свой контроль над этими землями, все политические и социально-экономические процессы в регионе происходят при непосредственном участии Франции. Однако за последние несколько лет Франция значительно утратила свое влияние в Западной Африке. Поворотным моментом в этом стал провал антитеррористической операции «Бархан» в Мали, в результате чего Франции пришлось вывести войска из страны. После череды военных переворотов в Сахеле, которые имели во многом антифранцузский характер, позиции Парижа еще больше ослабли. Французские войска покинули Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Чад и Сенегал. Окончательным ударом стал выход Буркина-Фасо, Мали и Нигера из ЭКОВАС и создание Конфедерации государств Сахеля. Это особенно опасно для Франции, так как АГС показал альтернативу развития западноафриканским странам. Теперь в Западной Африке не только профранцузское ЭКОВАС выступает в качестве интеграционного объединения, но и АГС. Уже сейчас Чад предпринимает попытки сближения со странами АГС. 21–22 февраля 2025 г. президент Чада Махамат Деби принял участие на Панафриканском фестивале телевидения и кино Fespaco в Уагадугу. Помимо этого, глава центральноафриканского государства встретился с коллегой из Буркина-Фасо — капитаном Ибрагимом Траоре. В ходе диалога стороны обсудили борьбу с неоколониализмом и проблемы безопасности в регионе. Французская газета Le Monde расценила это как возможное сближение Чада с АГС.
Хотя Гана выступает скорее в роли посредника в переговорах между АГС и ЭКОВАС, она тоже предпринимает попытки сблизиться со странами АГС. Так, 8–10 марта 2025 г. президент Джон Драмани Махама посетил страны АГС. В ходе своего визита он обсудил с главами государств вопросы укрепления двустороннего сотрудничества и проблемы безопасности в Сахеле.
Постепенно авторитет АГС в Африке растет, что может подтолкнуть некоторые страны региона на сближение с Конфедерацией. 29 января 2025 г. были введены новые паспорта АГС, а 22 февраля был утвержден флаг Конфедерации государств Сахеля. Все эти меры должны способствовать укреплению позиций организации в регионе.
Не только Франция, но и США утрачивают прежние региональные позиции. В 2012 г. американские войска были отправлены в Нигер для борьбы с терроризмом, однако после переворота в Нигере в 2023 г. пришедшие к власти военные потребовали от Вашингтона вывести свой воинский контингент из страны. Соединенным Штатам пришлось пойти на уступки. К началу августа 2024 г. все американские военные были выведены из Нигера, а военные базы переданы под контроль местных военных.
К тем акторам, чьи региональные позиции укрепляются, относится Россия. Особенно активно Москва сотрудничает с Мали. С момента получения независимости в 1960 г. Республика подписала ряд важных экономических соглашений с СССР, а после его распада в 1991 г. — с Россией. В современном этапе российско-малийских отношений спектр сотрудничества был значительно расширен: он охватывает также и военно-политическую сферу. Так, в 2003 г. было подписано Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в 2009 г. — Меморандум о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, а в 2019 г. — Межправительственное соглашение о военном сотрудничестве.
Россию можно охарактеризовать как главного партнера «сахельской тройки». Так, она поддержала инициативу создания Конфедерации государств Сахеля. В конце декабря 2024 г. посол РФ в Мали Игорь Громыко заявил, что Россия подтверждает намерение и в дальнейшем оказывать необходимую поддержку странам Альянса Государств Сахеля, включая содействие повышению боеспособности национальных вооруженных сил, подготовку военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также развивать взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с этими государствами, и добавил, что учреждение АГС — важный шаг для борьбы с терроризмом в регионе. Именно для осуществления этих задач в конце 2023 г. на базе частной военной компании «Вагнер» был создан Африканский корпус при Министерстве обороны РФ, который нацелен на борьбу с терроризмом в регионе. Это важный шаг на пути к закреплению российских позиций в Западной Африке.
Постепенно Россия вытесняет Францию из Сахеля, и это выражается не только в военно-политической сфере, но и экономической. РФ со странами АГС подписала ряд экономических и торговых соглашений, серьезно ударивших по французским компаниям и бизнесу в Сахеле. Самым болезненным ударом, пожалуй, стал запрет на добычу урана для французской компании Orano в Нигере — одном из самых крупных производителей урана в мире. Для Франции урановая руда из Нигера обеспечивала работу целого ряда АЭС. После этого российские компании получили приглашение на добычу полезных ископаемых в Нигере, в число которых входит и уран. В конце февраля 2025 г. две страны подписали Меморандум о взаимопонимании в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, который предусматривает развитие двустороннего сотрудничества в целях укрепления потенциала Нигера в разведке и добыче минерального сырья.
Кроме того, свое влияние в регионе увеличивает и Китай. Согласно данным China Global Investment Tracker, за 2023–2024 гг. китайские прямые инвестиции в Мали составили 600 млн долл., а в Нигер — 700 млн долл. Главным образом они были направлены в металлургическую и нефтяную сферы, а также в атомную энергетику. Важное место в отношениях Китая со странами Сахеля занимает военное сотрудничество. Так, в июле 2023 г. стало известно о подписании контракта на поставку китайских вооружений в Нигер на сумму 4,2 млн долл. Хотя речь идет преимущественно о легких вооружениях (винтовки, пулеметы, гранатометы, ракетные комплексы и т.д.), сам факт наличия оборонного соглашения сильно повышает авторитет Китая в регионе.
Еще одним актором, увеличившим свое влияние в Сахеле, выступает Турция. Анкара делает акцент на военное сотрудничество со странами АГС. Так, в 2022 ш. ВС Мали получили беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2, которые должны быть задействованы в борьбе с терроризмом в регионе.
На дипломатическом форуме в Анталье 1–3 марта 2024 г. были широко освещены проблемы региона Сахель. На этом форуме участие принимали представители стран АГС, выступивших с критикой ЭКОВАС. В частности, министр иностранных дел Мали Абдулай Диоп заявил, что ЭКОВАС неадекватно решает региональные проблемы и что оно не реагировало на кризисы в регионе, а выступило против нового внешнеполитического курса стран Сахеля. Помимо этого, министр отметил, что наложенные на страны АГС жесткие санкции не имеют правовой основы, а сотрудничество в рамках АГС представляется решением региональных проблем.
***
Выход стран АГС из ЭКОВАС привел к трансформации регионального порядка в Западной Африке: появилась альтернатива ЭКОВАС в виде Конфедерации государств Сахеля. На сегодняшний день возможности АГС не такие широкие, как у ЭКОВАС, однако он стремительно развивается. Уже сейчас есть страны, проявляющие интерес к АГС. Планы по экономической интеграции лишь укрепят позиции данной организации, что приведет к тому, что АГС начнет конкурировать с ЭКОВАС. Пока неясно, превратится ли эта конкуренция в конфронтацию.
Россия, в свою очередь, поддерживая пришедших к власти в результате переворотов военных, постепенно вытесняет Францию из региона. Для французской внешней политики это серьезный вызов, преодолеть который как минимум в среднесрочной перспективе будет крайне трудно. Политический вакуум, образовавшийся после ухода Франции и США из Сахеля, заполнила не только Россия, но и КНР и Турция. Эти страны все больше укрепляют свое влияние в регионе и стремятся получить доступ к ресурсам.
На сегодняшний день регулярно происходят атаки исламистов и сепаратистов на вооруженные силы трех стран. Угроза со стороны джихадистских группировок усиливается. Для окончательной стабилизации сформировавшегося регионального порядка необходимо уничтожить террористические и сепаратистские ячейки, угрожающие действующим режимам стран АГС, от чего будет зависеть политическая стабилизация в трех государствах и развитие социально-экономических проектов. Вероятно, страны Сахеля продолжат кооперацию усилий для борьбы с терроризмом и расширят сотрудничество с Россией, Турцией и Китаем в оборонной сфере.
*Организации признаны террористической и запрещены на территории Российской Федерации