Очень популярно мнение о том, что необходимость борьбы с климатическими изменениями и защиты окружающей среды в США отстаивает исключительно Демократическая партия, однако ошибочно считать, что экологические проблемы не волнуют избирателей Республиканской партии, а у ее лидеров, в свою очередь, нет предложений в данной сфере.
На практике политика Республиканской партии по этому вопросу менялась с течением времени. Многие ее представители пытались примирить основные ценности партии (свободу предпринимательства, минимальное регулирование, приоритет экономического развития) и необходимость сохранить окружающую среду для будущих поколений. В то же время ряд политиков отрицает проблему изменения климата или антропогенный фактор как главную его причину.
Запрос со стороны общества вынуждает их изменить свое мнение и предложить варианты ответа на современные вызовы, принимая во внимание соображения экономики и качества жизни. Главный мотив данной тенденции электоральный: отрицанием проблемы климата партия рискует оттолкнуть от себя колеблющихся избирателей и молодых республиканцев, а голоса представителей этих групп важны для победы на промежуточных выборах 2022 г. и всеобщих выборах 2024 г. И хотя предлагаемые представителями Республиканской партии программы и стратегии в сфере экологии и возобновляемой энергетики следует воспринимать с осторожностью, сам факт появления таких инициатив примечателен.
C другой стороны, чрезмерный акцент на вопросах экологии может навредить позициям партии среди ее «ядерного» электората. В предвыборных программах Республиканской партии на выборах 2016 и 2020 гг. проблема изменения климата фактически отрицалась, внимание данной теме не уделялось. Появление новых законопроектов и программ свидетельствует, что, по крайней мере, для части лагеря республиканцев продолжение текущей тенденции выглядит невозможным. В этой связи республиканцы, вероятнее всего, будут придерживаться гибкой тактики и сделают акцент на экономических аспектах экологической политики.
Ключевым фактором станет позиция кандидата на пост президента США на выборах 2024 г. от республиканцев, и в этом вопросе еще сохраняется неопределенность. Бывший президент Д. Трамп пользуется поддержкой более половины сторонников Республиканской партии, поэтому оптимизм в вопросе смены позиции второй ведущей партии США по проблеме климата представляется преждевременным.
Экономика Vs. экология: взгляд республиканцев
Очень популярно мнение о том, что необходимость борьбы с климатическими изменениями и защиты окружающей среды в США отстаивает исключительно Демократическая партия. Действительно, опросы общественного мнения показывают, что 78% демократов считают проблемы экологии приоритетными, в то время как среди республиканцев этот показатель меньше почти в четыре раза. Данная тенденция проявляется и в ходе формирования политического курса: президенты-демократы активно предлагают стратегии по уменьшению углеродных выбросов и развитию возобновляемой энергетики. Например, действующий президент Дж. Байден инициировал план по борьбе с изменением климата и, несмотря на сопротивление со стороны оппонентов, добился некоторых успехов в его реализации.
Однако ошибочно считать, что экологические проблемы не волнуют избирателей Республиканской партии, а у ее лидеров, в свою очередь, нет предложений в данной сфере. На практике политика консерваторов менялась по мере роста озабоченности населения экологическими проблемами. Кроме того, внутри партии существуют разные мнения насчет реакции на один из серьезнейших вызовов современности.
Впервые вопросы экологии актуализировались в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Причиной стали активные процессы индустриализации, урбанизации и экономического развития, в ходе которых страдали не только экосистемы, но и здоровье простых американцев. Так, широкое возмущение общественности вызвал разлив нефти в г. Санта-Барбара в 1969 г., который стал крупнейшим на тот момент подобным инцидентом в истории США. Начиная с 1956 г. распространенным явлением стали митинги против строительства автомагистралей, организованные в том числе защитниками окружающей среды. Требование защитить природу проявлялось не только в виде митингов, но и артикулировалось в работах ученых и журналистов.
Общественный запрос на новую государственную политику в сфере экологии реализовался в виде серии новых законов: Wilderness Act (1964 г.), Clean Air Act (1970 г.), Clean Water Act (1972 г.). Венцом законодательной работы стал «Закон о национальной экологической политике» (NEPA), вступивший в силу в 1970 г. Принятый закон принципиально важен тем, что он гарантировал равное внимание экологическим факторам при принятии решений федеральными агентствами наряду с другими соображениями. Более того, были созданы новые органы в составе правительства США: Совет по качеству окружающей среды, который консультирует главу государства по вопросам экологии, и Агентство по охране окружающей среды, осуществляющее правительственную экологическую политику. Подчеркивает высокое значение NEPA и второе название закона, которое звучит как «Экологическая Хартия вольностей».
В целом 1970-е гг. стали десятилетием экологии, и немалая заслуга в этом принадлежит президенту-республиканцу Р. Никсону (1969–1974 гг.). Ему удалось включить вопросы экологии в сферу внимания Республиканской партии и отнять у демократов монополию в данной области. В результате появились современное законодательство и новые государственные органы, которые до сих составляют фундамент политики федерального правительства США в сфере экологии.
Для преемника Р. Никсона президента Дж. Форда (1974–1977 гг.) приоритетом была экономика, а экологическая составляющая политического курса ушла на второй план. Приход к власти Р. Рейгана в 1981 г. ознаменовал собой поворот в сфере экологической политики. Президент сократил бюджет Агентства по защите окружающей среды и сосредоточился на дерегулировании ради интересов бизнеса.
Преемник Р. Рейгана Дж. Буш-старший (1989–1993 гг.) отметился противоречивой позицией. С одной стороны, были приняты важные законодательные новеллы: поправки к Clean Air Act, направленные на борьбу с кислотными дождями, и Oil Pollution Act, цель которого состояла в определении ответственности за разлив нефти. Однако тогдашний глава государства выступал против ограничений на выбросы углеводородов на международном уровне в ходе Конференции в Рио-де-Жанейро.
Следующий президент от Республиканской партии Дж. Буш-младший (2001–2009 гг.) вновь изменил вектор экологической политики, вернувшись во многом на позиции президента Р. Рейгана. Предложенная им в 2002 г. инициатива Clear Skies Act предполагала рыночную систему торговли квотами на выбросы углеродов, а приоритетное значение отводилось экономическому росту, который, в свою очередь, должен был обеспечить инвестиции в защиту окружающей среды. Однако данный проект так и не стал законом из-за сильной оппозиции со стороны демократов. На внешнем контуре хозяин Белого дома вышел из Киотского протокола, подписанного в 1998 г. в ходе президентства демократа Б. Клинтона.
Наибольший интерес в тот период представляет появление политиков-республиканцев, которые начали активно действовать в сфере борьбы с изменением климата. Например, в 2003 г. сенатор-республиканец Д. Маккейн вместе с демократом Дж. Либерманом внесли законопроект под названием The Climate Stewardship Act. Амбициозность инициативы заключалась в том, что к 2010 г. уровень выбросов вредных веществ должен был остаться на уровне 2000 г.; также предусматривались инвестиции в климатологию. Тем не менее данный документ был отклонен большинством голосов в Сенате. В 2005 и в 2007 гг. были предложены новые двухпартийные законопроекты, причем в обоих случаях в числе авторов был будущий президент Б. Обама. Наиболее примечателен вариант 2005 г. под названием Climate Stewardship and Innovation Act of 2005, предусматривавший создание Корпорации по изменению климата — государственно-частной компании, которая должна была предоставлять кредиты предприятиям для сокращения выбросов в атмосферу. Однако во всех случаях такие инициативы не нашли отклика ни со стороны большинства республиканцев, ни в стане демократов.
Победа на президентских выборах представителя Демократической партии Б. Обамы привела к заметному привлечению внимания к проблеме изменения климата на планете. В Республиканской партии, напротив, происходили процессы, которые обусловили заметный сдвиг в сторону приоритета экономических факторов в рамках определения политического курса. Проявилась данная тенденция в виде расхождения в вопросе приоритетов политики страны. Социологические опросы иллюстрируют тот факт, что разрыв между главной темой для республиканцев и для демократов вырос до 46%.
Несмотря на сохранение двухпартийной системы, в 2010-е гг. углубляется поляризация позиций обеих партий — процесс, обусловленный «захватом традиционных партий изнутри» силами радикально настроенных движений [1]. В Республиканской партии в качестве такой силы выступило «Движение чаепития», которое было наиболее активно в 2009–2010 гг. Консервативное и либертарианское по своей природе движение отрицало человеческий фактор как причину глобального потепления, и в 2016 г. многие активисты поддержали Д. Трампа в ходе президентской кампании. В Демократической партии аналогичным стало движение Occupy, а в ходе президентских праймериз в 2016 г. значительную поддержку получил Б. Сандерс, выступающий с позиций «демократического социализма». Итогом стало ослабление умеренных сил в двух партиях и укрепление позиций политиков, занимающих более радикальные позиции с обеих сторон политического спектра.
В связи с этим политика Д. Трампа является лишь отражением новой парадигмы. Став главой государства в январе 2017 г., он принял решение о выходе из Парижского соглашения 2015 г. и встал на путь дерегулирования и сворачивания инициатив, предложенных президентом Б. Обамой. Не отличалась и кадровая политика республиканца: на пост руководителя Агентства по защите окружающей среды он сначала назначил юриста, который ранее вел судебные тяжбы с Агентством, а затем лоббиста угольной отрасли. Кроме того, Д. Трамп пошел на сокращение бюджета профильного ведомства и стремился обеспечить энергетическую безопасность США за счет ископаемых источников энергии. Примечательно, что в качестве «чистой и возобновляемой энергии» президент выделил атомную энергетику и подписал закон, направленный на модернизацию данного сектора.
Неудивительно, что оценки итогов президентства Д. Трампа серьезно отличаются, но первопричиной таких полярных оценок является различие приоритетов партий: для республиканцев наиболее важны экономические успехи администрации Трампа, а для демократов самое главное — серьезный шаг назад в вопросах климата и «зеленого» перехода. Политическая поляризация существенно затрудняет задачу выработки действенной национальной природоохранной и климатической политики.
Смена вех
Тем не менее появляется все больше свидетельств, что американское общество меняет мнение насчет защиты окружающей среды и климатических изменений. Исследование Йельского университета демонстрирует, что в США сложился консенсус по поводу наличия глобального потепления. При этом более половины опрошенных считают причиной антропогенный фактор. Большинство американцев солидарны насчет негативного влияния изменения климата на жизнь будущих поколений. Такие меры, как исследования в области возобновляемых источников энергии, ограничение вредных выбросов в атмосферу и необходимость более решительных шагов со стороны корпоративного сектора по защите природы, также получили поддержку более 70% опрошенных.
Внутри самой Республиканской партии наблюдается растущее разделение в вопросе мер по борьбе с изменением климата. Исследования Pew показывают, что можно выделить два признака для разграничения: возраст и политические взгляды. Молодые республиканцы обвиняют корпорации в недостаточных мерах по защите природы чаще, чем их более пожилые однопартийцы. Аналогично и умеренно настроенные члены партии более склонны поддержать природоохранные меры и инвестиции в возобновляемую энергетику. Примечательно, что избиратели-республиканцы в качестве наиболее важных целей политики по борьбе с изменением климата выделяют экономический рост, сокращение потребительских цен и сохранение природы для будущих поколений. Значительную роль сыграл тот факт, что среди республиканцев мнение о взаимосвязи природных катастроф и изменения климата приобретает все больше сторонников. Вопрос потребительских цен также актуализировался в связи с волной инфляции, которая началась в 2021 г. и достигла самых высоких значений за четыре десятилетия.
Республиканская партия не может не обращать внимание на общественные запросы, поэтому политические деятели предлагают новые варианты действий. В 2021 г. в Палате представителей появился кокус (группа) консерваторов по климату, объединивший 73 республиканца, параллельно была создала целевая группа по энергетике, климату и защите природы. И хотя республиканцы в Конгрессе не поддержали инициативу Дж. Байдена Build Back Better Act, они предложили собственный план в сфере энергетики и климата.
2 июня 2022 г. рабочая группа под руководством члена Палаты представителей республиканца Г. Грейвса представила стратегию Республиканской партии, которая будет реализована в случае победы «слонов» на промежуточных выборах в ноябре 2022 г. В основе плана лежит стремление снизить цены на энергоносители и добиться энергетической независимости страны. Касаясь возобновляемой энергии, Республиканская партия планирует сделать упор на гидроэнергетику, подчеркивая, что только 3% плотин в США производят электроэнергию. Хотя декларируется необходимость развития всех источников энергии от природного газа до атомной генерации, республиканцы скептически настроены в отношении налоговых льгот производителям возобновляемой энергии. Предложения попали под шквал критики со стороны демократов, прежде всего, из-за отсутствия конкретных целевых показателей ограничения выбросов вредных веществ. Отдельно поднимается вопрос обеспечения независимости от Китая в вопросе поставок редкоземельных полезных ископаемых.
Особенно примечателен тот факт, что это далеко не первая инициатива, исходящая от политиков-республиканцев. В ноябре 2021 г. сенаторы Д. Салливан (Аляска), К. Крамер (Северная Дакота), С. Ламмис (Вайоминг) выступили с программой под названием The American Energy, Jobs and Climate plan. Документ содержал в себе намерение сократить углеродные выбросы на 40% к 2050 г. и сделать ставку на атомную энергетику. В 2021 г. также был внесен другой важный законопроект — The Trillion Trees Act, который направлен на сохранение биологического разнообразия и борьбу с парниковым эффектом. На данный момент данные инициативы остаются на стадии рассмотрения.
Один из авторов вышеупомянутого проекта — К. Маккарти, лидер республиканского меньшинства в Палате представителей, известный длительной борьбой против экологических инициатив демократов, однако в последние годы скорректировавший свою позицию. Главным мотивом изменения его отношения к проблемам окружающей среды стало общественное мнение: «Нам определенно необходимо действовать иным образом, чем мы действовали до сих пор. Для 28-летнего человека окружающая среда — это проблема №1 и №2», — заявил республиканец в начале 2020 г. Важно отметить, что К. Маккарти выступает представителем от 23 округа Калифорнии, поэтому его действия во многом продиктованы заботой о собственном политическом будущем.
Изменение общественных настроений вынуждают представителей Республиканской партии пересматривать свои взгляды. Главный мотив данной тенденции электоральный: отрицанием проблемы климата партия рискует оттолкнуть от себя колеблющихся избирателей и молодых республиканцев, а голоса представителей этих групп важны для победы на промежуточных выборах 2022 г. и всеобщих выборах 2024 г. C другой стороны, чрезмерный акцент на вопросах экологии может навредить позициям партии среди ее «ядерного» электората. В этой связи республиканцы, вероятнее всего, будут придерживаться гибкой тактики и сделают акцент на экономических аспектах экологической политики.
Однако возникает важный вопрос: не приведет ли данная тенденция к расколу внутри партии из-за разных позиций по вопросам климата? В предвыборных программах Республиканской партии на выборах 2016 и 2020 гг. проблема изменения климата фактически отрицалась, внимание данной теме не уделялось. Появление новых законопроектов и программ свидетельствует, что, по крайней мере, для части лагеря республиканцев продолжение текущей тенденции выглядит невозможным. Ключевым фактором станет позиция кандидата на пост президента США на выборах 2024 г. от республиканцев, и в этом вопросе еще сохраняется неопределенность. Бывший президент Д. Трамп пользуется поддержкой более половины сторонников Республиканской партии, поэтому оптимизм в вопросе смены позиции второй ведущей партии США по проблеме климата представляется преждевременным.
1. Сергеев В.М., Казанцев А.А., Петров К.Е., Медведева С.М. Кризис партийно-политической системы в США и странах ЕС: причины и характеристики // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 130–149.