Концепция "Индустрия 4.0" требует не только цифровизации всех отраслей и
экономики в целом, но и совершенно нового уровня подготовки кадров.
Как привести в соответствие задачи модернизации экономики, потребности работодателей и возможности системы образования? Что для этого делает государство и что предпринимает сам бизнес? Об этом "РГ" рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Александр Николаевич, какие кадры сегодня требуются отечественной индустрии?
Александр Шохин: Удовлетворение потребности отечественной промышленности - процесс сложный, он требует активного участия не только самих работодателей, но и органов управления экономикой, образованием и, конечно, рынка труда и служб занятости как на региональном, так и на федеральном уровне. Потребности имеют специфику от региона к региону и от отрасли к отрасли. Сегодня идет речь как о переводе всего процесса управления обеспеченностью предприятий в кадрах в цифровую среду, так и о синхронизации усилий всех участников этого процесса.
Соответствуют ли подготавливаемые кадры потребностям экономики, показывает анализ трудоустройства выпускников в разрезе укрупненных групп специальностей. По данным его мониторинга, который при поддержке РСПП проводит Министерство образования и науки РФ, самыми востребованными специальностями (по показателю "доля трудоустройства") сейчас являются медицинские. Очень востребованы в течение последних двух лет также специалисты в области ядерной энергетики, химических технологий, управленцы технических систем.
Насколько наша высшая школа соответствует сегодняшним потребностям экономики?
Александр Шохин: Вопрос сопряжения потребностей работодателей и образовательных программ вузов - один из ключевых. Здесь есть два основных инструмента. Первый - приведение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствие с профессиональными стандартами. Эта норма заложена в Федеральных законах "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации". Механизм взаимодействия разработчиков образовательных стандартов и советов по профессиональным квалификациям уже создан. Актуализация ФГОСов проводится при активном взаимодействии с Национальным советом по профессиональным квалификациям при президенте Российской Федерации и 30 советами по профессиональным квалификациям, с работодателями и их объединениями. Там же проходят экспертизу и проекты разработанных ФГОСов профессионального образования. Это гарантирует сопряженность потребностей экономики и содержания вузовского образования.
Второй инструмент - целевой прием, позволяющий максимально плотно взаимодействовать вузам, студентам и работодателям. Сейчас Минобрнауки России вносит существенные изменения в правила целевого обучения. Изменен порядок установления квоты приема. До сих пор перечни специальностей и направлений подготовки определяют учредители вузов, они же устанавливают и величину квоты целевого приема. Согласно законопроекту, и перечень, и квоту, а также порядок ее установления будет определять правительство Российской Федерации либо органы государственной власти субъектов РФ. Эти изменения коснутся только тех специальностей и направлений подготовки, по которым дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.
Кроме того, повышена ответственность за неисполнение договорных обязательств. Если гражданин был принят в вуз по квоте целевого приема, а условия договора не были выполнены, и заказчик, и гражданин несут ответственность перед государством - выплачивают штраф в размере расходов бюджета на его обучение.
Как складывается сотрудничество бизнес-структур и университетов в вопросах подготовки и переподготовки кадров?
Александр Шохин: Существует большой набор инструментов взаимодействия бизнеса и системы образования. Это совместное проектирование образовательных программ, целевое обучение специалистов под запросы компаний, участие бизнеса в эндаумент-фондах вузов, привлечение практиков к реализации образовательных программ.
К примеру, мы поддерживаем первую профессиональную олимпиаду для студентов "Я - профессионал", которая организована РСПП и "Деловой Россией" совместно с десятью вузами: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МГМУ им. И.М.Сеченова, МГПУ, ИТМО, СПбПУ, ТГУ, УрФУ, ТюмГУ. В прошлом году в ней приняли участие более 200 тысяч студентов из всех регионов. Победителями стали 248 человек, еще 2030 получили дипломы. А то, что такие крупные компании, как Яндекс, Сбербанк, Банк ВТБ, Трубная металлургическая компания, стали партнерами отдельных направлений олимпиады, а также приняли активное участие в организации зимних школ вселяет надежду на дальнейшее продвижение. РСПП занимается разработкой системы профессиональных квалификаций, потому мы заинтересованы в выстраивании всей цепочки подготовки специалистов - от вуза до реального производства. Олимпиада нужна и как постоянный механизм обратной связи для корректировки системы профстандартов.
Инженерное образование названо одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. Что государство предпринимает для его улучшения?
Александр Шохин: Еще в 2014 году был сформирован и финансируется государством план подготовки до 2021 года 14,5 тысячи специалистов по 115 инженерным специальностям и направлениям. Для этого был создан консорциум опорных вузов -14 высших учебных заведений во главе с МИФИ. Подготовка инженерных кадров происходит более чем в 500 вузах. Общее количество обучающихся - около 1,1 миллиона человек, за счет средств федерального бюджета обучается более 60 процентов. Объем контрольных цифр приема (КЦП) по направлению "Инженерное дело, технологии и технические науки" составляет почти 40 процентов от общего объема КЦП. Но помимо количества важно добиться и качества подготовки. А эту задачу мы решаем в рамках Национального совета по профессиональным квалификациям при президенте Российской Федерации, обеспечивая независимую профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. По итогам мониторинга 2016 года доля трудоустройства выпускников этого направления составляет около 80 процентов, что превышает средние значения по Российской Федерации.
Удалось ли приблизить инженерное образование к практическим запросам производств?
Александр Шохин: Инструментами повышения практичности инженерного образования являются учет профстандартов во ФГОС, нормативное обеспечение базовых кафедр, специальные проекты минобрнауки - в частности, конкурс "Новые кадры ОПК". К лучшим практикам можно отнести проектно-ориентированную модель инженерного образования. Ключевой технологией обучения является командный инженерный проект. В его рамках студенты проходят все стадии инженерной работы от идеи и проектирования до эксплуатации. У таких проектов должен быть внешний заказчик - работодатель. Это обеспечивает всестороннюю оценку образовательной программы и глубокое погружение работодателя в ее формирование. Результаты уже есть: сегодня выпускники инженерных специальностей - среди самых востребованных на рынке.
Какие формы подготовки квалифицированных рабочих кадров сегодня наиболее эффективны?
Александр Шохин: Взаимодействие производств и профессионального образования на базе государственно-частного партнерства укрепляется, развивается дуальное, сетевое, электронное образование. Идет активный поиск новых моделей образовательных организаций, развиваются ресурсные и межрегиональные центры компетенций. Высокую эффективность показывают такие современные формы подготовки, как конкурсы профессионального мастерства Worldskills и Abilympics, позволяющие поднять профессионализм участников на самый высокий международный уровень. Минобрнауки ведет мониторинг трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования и качества подготовки. На основании его результатов в динамике вскоре можно будет сравнить эффективность различных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы дуального образования в нашей стране?
Александр Шохин: Дуальное образование, безусловно, способствует повышению качества подготовки и востребованности квалифицированных рабочих кадров. Однако предстоит еще большая работа по отработке этой модели и способов мотивации работодателей к финансированию процесса. В прошлом году был разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который создаст законодательные основы для реализации этой модели обучения.
Опыт каких стран по модернизации образования, по вашему мнению, целесообразно внедрять в нашей стране?
Александр Шохин: Конечно, целесообразно использовать лучшие практики других стран, применяя их в тех областях, где это уместно. Например, в сфере прогнозирования потребности экономики в кадрах проанализированы лучшие модели как стран Европы, так и США. На этой базе разработаны математические модели и инструменты, настроенные на специфику российского рынка труда, экономики и образования с учетом имеющейся статистической базы. Этот инструментарий применяется уже 7 лет на федеральном, региональном и отраслевом уровнях соответствующими министерствами и ведомствами. Он позволяет рассчитать и согласовать с участниками процесса структуру приема системы образования для минимизации дисбаланса спроса и предложения на рынке труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Готов ли бизнес сегодня инвестировать в систему образования для ее улучшения?
Александр Шохин: Безусловно, бизнес готов инвестировать в образование, и это не только прагматичный вопрос кадрового обеспечения, но и социальная ответственность. Все высокотехнологические компании имеют в бюджетах соответствующую статью расходов. На развитие различных молодежных программ, поддержку фондов ежегодно тратятся десятки миллионов рублей. Эффективным инструментом для стимулирования бизнеса еще активнее участвовать в совершенствование системы образования могли бы стать налоговые льготы на все средства, который бизнес направляет на эти цели, что РСПП неоднократно подчеркивал.
Источник: Российская газета.