Разделение мира на мировое большинство и страны Запада создало принципиально новый расклад в мире. В этом один из признаков переломного характера переживаемой нами эпохи.
Многие годы англосаксы и другие страны Запада формулировали глобальную повестку дня. Из крупных инициатив можно выделить климатическую повестку дня, за которой стоят конкретные экономические интересы, прежде всего стран Запада. В этом же ряду «Зеленая повестка для Европы», которая в конечном счете обернется пошлинами, которыми будут облагаться ресурсопроизводящие страны. Цель – технологический отрыв в области энергосберегающих технологий, который должен быть профинансирован другими странами и должен также способствовать долгосрочному доминированию Запада над остальным миром, который глава европейской дипломатии Жозеп Боррель называет джунглями.
И первая, и вторая инициативы, похоже, стали «заваливаться» в новых политических условиях. Можно только удивляться тому, с какой стремительностью германские «Зеленые», входящие в правительственную коалицию с социал-демократами, отказались от своей повестки дня в пользу призрачных геополитических императивов, навязанных Вашингтоном.
Что может и должна предложить Россия миру в условиях нынешней геополитической революции, которая по своим последствиям вполне тянет на мировую войну?
Новым элементом нашей внешней политики должны стать важные для нас и созвучные интересам большинства стран решения злободневных проблем. Именно они должны формировать качественно новую, альтернативную западной глобальную повестку дня.
Разделение мира на мировое большинство и страны Запада создало принципиально новый расклад в мире. В этом один из признаков переломного характера переживаемой нами эпохи.
Многие годы англосаксы и другие страны Запада формулировали глобальную повестку дня. Из крупных инициатив можно выделить климатическую повестку дня, за которой стоят конкретные экономические интересы, прежде всего стран Запада. В этом же ряду «Зеленая повестка для Европы», которая в конечном счете обернется пошлинами, которыми будут облагаться ресурсопроизводящие страны. Цель – технологический отрыв в области энергосберегающих технологий, который должен быть профинансирован другими странами и должен также способствовать долгосрочному доминированию Запада над остальным миром, который глава европейской дипломатии Жозеп Боррель называет джунглями.
И первая, и вторая инициативы, похоже, стали «заваливаться» в новых политических условиях. Можно только удивляться тому, с какой стремительностью германские «Зеленые», входящие в правительственную коалицию с социал-демократами, отказались от своей повестки дня в пользу призрачных геополитических императивов, навязанных Вашингтоном.
Что может и должна предложить Россия миру в условиях нынешней геополитической революции, которая по своим последствиям вполне тянет на мировую войну?
Новым элементом нашей внешней политики должны стать важные для нас и созвучные интересам большинства стран решения злободневных проблем. Именно они должны формировать качественно новую, альтернативную западной глобальную повестку дня.
Начать надо с радикальной реформы ООН, включая ее Совет Безопасности. Организация должна отражать современные реалии, а не ситуацию сразу после окончания Второй мировой войны. Совет, включая состав его постоянных членов, должен выражать культурно-цивилизационное многообразие мира, которое лежит в основе формирующейся многополярности. Опыт холодной войны и нынешний показывают, что никакой подлинно коллективной работы на основе суверенного равенства сторон и взаимного учета интересов иначе не получится.
В соответствии с новой Концепцией внешней политики Россия во взаимодействии с единомышленниками уже активно работает над укреплением международно-правовых начал в межгосударственных отношениях. Подход, который разделяет мировое большинство, противостоит навязываемому Западом «порядку, основанному на правилах», формулируемому небольшой группой стран, причем скрытно, за закрытыми дверями. Это позволяет судить об их, мягко говоря, ситуативности, правилах для других, но никак не для себя.
Другим направлением работы является создание общеконтинентального, от Европы до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского океана пространства мира, стабильности и взаимного доверия. Оно является залогом нашего развития и процветания, а также нашей безопасности. Это решало бы раз и навсегда проблему маккиндеровского Хартленда (массивная северо-восточная часть Евразии общей площадью более 15 млн кв. км), стремление контролировать который уже не одно столетие обременяет геополитическое сознание западных столиц.
Сбалансированная российская внешняя политика повышает нашу востребованность в деле обеспечения глобального равновесия. В более широком плане эти возможности подкрепляют политически и экономически страны БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
Наряду с этим появились глобальные проблемы, которые без России мировому большинству не решить. Запад здесь не в счет. Он является потребителем ресурсов, причем потребляет их хищнически, ставя под угрозу будущее не только следующих поколений, но и самой нашей планеты. Это глобальная продовольственная безопасность, которая включает в себя надежные поставки продовольствия и удобрений. Антизападные санкции и срыв зерновой сделки продемонстрировали, насколько хрупким является мировой баланс спроса и предложения. Эта тема должна занять важное место в глобальной повестке дня. Как и тема энергоэффективности, а также цифрового суверенитета. Тем более что попытки генерального секретаря ООН внести свой вклад в решение этих проблем предсказуемо не увенчались успехом.
Остро стоит проблема гарантий обеспечения непрерывности производственных цепочек. Тотальные, противоречащие международному праву и в обход Совета Безопасности ООН, западные санкции ведут к развалу эффективной мировой экономики, росту издержек и в конечном счете потере большинством стран ресурсов для собственного развития.
И последнее. Использование доллара и других западных резервных валют в качестве санкционного оружия поставило вопрос о создании альтернативных валютно-финансовых систем, где страны мирового большинства могли бы хранить свои ресурсы. Над этим уже работают страны БРИКС. Важно предложить варианты, которые были бы понятны и удобны странам не-Запада, которые опасаются обвала западной системы координат из-за непомерных долговых обязательств входящих в нее стран.
Решение проблемы западного контроля над сложившейся валютно-финансовой системой необходимо не только потому, что доминирование доллара обслуживает неоколониальное ограбление развивающихся стран. Этот контроль обеспечивает оплату всем остальным миром значительной части потребления Америки. Речь идет о совокупном дефиците текущего счета платежного баланса и федерального бюджета США, который в последние годы хронически превышает 10% ВВП США. А это около 3 трлн долл., которые фактически изымаются из мирового развития, что в числе прочего оборачивается миграционным давлением Глобального Юга на все без исключения западные страны, включая США.
Не будет большим преувеличением утверждать, что здоровье глобальной экономики, а с ней и всего глобального управления оказалось зависимо от очень хрупкой основы перипетий внутриполитического развития США. Достаточно вспомнить, что в свое время Джон Мейнард Кейнс предлагал введение коллективной международной резервной валюты под коллективным управлением. Американцы эту идею отвергли и до сих пор продолжают занимать негативистскую позицию, хотя для всех очевидно, что давно пришло время если не для предложения Кейнса, то для сбалансированной и устойчивой поливалютной глобальной системы.
Простых решений преодоления нынешнего положения дел в мире, в которое Запад загнал себя и весь остальной мир, нет. Но варианты имеются, и над ними надо коллективно работать, не дожидаясь, пока западные элиты перестанут отрицать новую реальность.
Источник: Независимая газета