Томский государственный университет (ТГУ) был одним из первых вузов страны, где появился эндаумент-фонд – сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации (НКО), которую передают управляющей компании для получения дохода. На сегодняшний день объем целевого капитала фонда составляет 45 млн руб., более 700 жертвователей приняли участие в его пополнении. Зачем университету эндаумент, в чем особенность регионального меценатства и могут ли Big Data помочь в наполнении фонда, «Финансовой газете» рассказывает ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
– Поделитесь своим мнением о развитии эндаументов в сфере образования. Каковы основные барьеры и перспективы использования этого инструмента финансирования в нашей стране? Можете сделать какие-либо прогнозы на примере фонда целевого капитала ТГУ?
– Эндаумент-фонд является важнейшим инструментом развития образовательного учреждения, но если в зарубежных вузах эта история складывается уже лет 200, то у нас она только формируется. И нам нужно выработать принципы работы с выпускниками, с местными сообществами гораздо быстрее. Лет за 20–30. Поэтому работа ведется сразу в нескольких направлениях.
Меня радует, что эндаументы сейчас попали в сферу внимания государства, потому что фонд дает возможность решать часть важных вопросов в вузе. Например, наш эндаумент выделяет гранты на обучение студентам музыкальных специальностей. Количество бюджетных мест на «культурные направления» неуклонно сокращается, а для ТГУ это принципиальный момент: в городе нет консерватории, как нет и другой возможности получить высшее музыкальное образование. Или же другой проект эндаумента – поддержка Сибирского ботанического сада, старейшего за Уралом. В этом учебном году волонтеры-экскурсоводы получают стипендию за счет дохода от целевого капитала. И таких программ много.
Безусловно, для более эффективной работы эндаументов недостаточно усилий только держателей этих фондов. Мы очень рассчитываем на налоговое стимулирование для юридических лиц, которые делают взносы в фонд. Важно дать возможность организациям – держателям целевого капитала пополнять целевой капитал за счет собственных средств: из грантов, средств от собственной предпринимательской деятельности, выполнения хоздоговоров и так далее. Использование краудфандинговых платформ для сбора пожертвований – тоже путь для развития.
А еще необходимо рассмотреть возможность государственной поддержки формирования и пополнения целевых капиталов региональных университетов, потому что есть серьезный разрыв в объемах привлекаемых средств в целевые капиталы: как правило, эндаументы столичных вузов имеют больше возможностей привлекать средства от крупных корпораций и крупных меценатов.
– Наверное, в регионах ситуация несколько иная?
– Да, у нас отсутствуют очень крупные потенциальные жертвователи. Далеко не каждый регион может похвастаться, например, миллиардером из списка Forbs, а если такой есть, то у региона к нему очень много просьб. Именно поэтому мы ориентируемся в большей степени на массовые и мелкие пожертвования. Для регионов такой путь более реалистичен.
– Какую роль в работе вуза играет эндаумент ТГУ?
– Для нас сегодня эндаумент-фонд – это инструмент диверсификации финансирования и обеспечения стабильности. Последние годы университеты лихорадило: мы в конце декабря еще даже не понимали свой бюджет на следующий год. На ректоре ТГУ, например, лежит ответственность за 5500 сотрудников и 15 тысяч студентов, но ты не понимаешь, из чего будет рассчитываться бюджет на следующий год. И такие инструменты, как эндаумент, позволяют ряд расходов (на какие-то ключевые стипендии, специальности, лаборатории) проводить независимо от ситуации, независимо от грантов.
Второй аспект здесь – это сама тема эндаументов, которая способствует развитию университетской автономии. Автономия – это основа для университета. Без нее полноценного функционирования не может быть. В эндаумент-фонде решение, куда тратить деньги, принимается попечительским советом, куда входят и сами жертвователи, которые не позволят тратить деньги куда попало.
– Сегодня в ТГУ есть не только свой эндаумент-фонд, но и Центр знаний по целевым капиталам – площадка для обмена профессиональным опытом и популяризации модели целевого капитала среди НКО. Почему было принято решение создать этот центр?
– За годы существования нашего эндаумент-фонда мы наработали опыт, которым готовы делиться. Поэтому при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина у нас открылся Центр знаний по целевым капиталам. Это не только трансляция методов работы, формирования особого мышления, но и технологии. Мы поняли, что для пополнения фонда целевого капитала нужен современный подход, которому следует обучать специально.
– В прошлом году на базе вашего вуза была запущена лаборатория искусственного интеллекта и индустриальной аналитики. Расскажите о ней подробнее. Какие возможности открывает лаборатория для выстраивания коммуникации с благотворителями?
– В лаборатории научились в автоматическом режиме анализировать весь контент, который так или иначе связан с благотворительностью. И это позволило вместе с фондом Потанина создать карту благотворительности России. Человеку не под силу такие массивы, а алгоритм позволил понять, как часто темы благотворительности и помощи другим присутствуют в региональном дискурсе. Отсюда вырисовывается понимание того, как эта ситуация сейчас структурируется в стране и как фонду, например, с ней работать. Для специалистов по работе с большими данными благодаря развитию эндаументов формируется новое поле.
За 2019 год было проанализировано 1,37 миллиона профилей выпускников и 1,23 миллиона профилей потенциальных жертвователей в фонды целевых капиталов, для них был впервые построен социальный и мотивационный портрет на основе цифровых следов.
На основе собственных алгоритмов обработки цифровых следов пользователей в социальной сети «ВКонтакте» были выявлены как реальные, так и потенциальные жертвователи фондов, а также построены их социально-психологические портреты. Но большие данные для эндаумента – это хоть и эффективный, но все же дополнительный инструмент. Главная же работа должна вестись в ментальной сфере.
– Как вы считаете, существуют ли эффективные инструменты привлечения людей к благотворительности и культуре жертвования?
– Все попытки наполнить эндаумент, опираясь только на сознательность людей, малоуспешны. На мой взгляд, правильное развитие культуры жертвования зависит от формирования соответствующих установок и ментальности у выпускников. Этому пока ничего не способствует: у нас есть бесплатное образование, почти бесплатное проживание в общежитии, и люди воспринимают это все как должное. Поэтому наша глобальная задача – переформатировать мышление, донести до людей, что все это – вклад государства в твое образование. И если есть возможность потом вернуться и сделать такой же вклад в образование других людей, то это нужно делать – дать кому-то так же развиваться.
Например, в Оксфорде есть обязательная практика для всех студентов в кол-центре: они обзванивают выпускников и предлагают им внести пожертвования. Получают много отказов, естественно, переживают из-за этого. Но это очень важный опыт, потому что студент, когда становится взрослым и ему так же звонят, уже не отказывает. Это психологическая мотивация: он помнит, как ему было неприятно слышать отказ. Это работает, и, как результат, до 30−35% бюджета зарубежных вузов составляют доходы от эндаумент-фондов. Нам до таких цифр еще, конечно, очень далеко.
– В России бы тоже сработал метод Оксфордского университета?
– Мы, конечно, смотрим лучшие практики мира, но у нас есть и свой путь. Например, пытаемся сегодня выращивать успешных технологических предпринимателей. Совместно с компанией «ТехноСпарк» инвестируем по миллиону рублей в наиболее способных к предпринимательской деятельности студентов. Первые четверо студентов по такой программе уже уехали на год на стажировку – руководителями стартапов. Мы понимаем, что не все выстрелят, но вместе с бизнесом начинаем этот процесс: говорим им, что надеемся на их помощь университету, когда они вырастут и станут успешными. Это история вдолгую, на несколько десятилетий. Но это нормально. Есть простые формы, есть сложные, но все они меняют мышление и формируют мотивацию сделать взнос в эндаумент.
Источник: Финансовая газета