Минск показывает, что, несмотря на ограниченность экономических ресурсов и невозможность нанести ЕС встречный ущерб в ответ на достаточно жесткие санкции, введенные некоторое время назад (в августе, в частности, была довольно серьезная эскалация) в ответ на инцидент с Ryanair, у него все равно на другом поле есть ресурс, с помощью которого он может доставить Брюсселю определенные неприятности. Если в отношении Минска ЕС ведет себя как хочет, то и Минск тоже будет вести себя в отношении ЕС как хочет, даже если это не соответствует каким-то правилам приличия. Поэтому я и говорю о том, что простой «пехотинец» может неблагородными с точки зрения «рыцаря» средствами доставлять ему, тем не менее, довольно серьезные неприятности.
Сейчас Евросоюз и США поставили вопрос об ужесточении санкций за этот миграционный кризис. Но большой вопрос, смогут ли они этими санкциями добиться изменения курса со стороны Минска. Ведь с какой радости под влиянием санкций Беларуси все это сворачивать? Наоборот, может сложиться ситуация, которая приведет к еще большей эскалации.
Вопрос также в том, какими будут санкции. Здесь два варианта. Есть вариант санкций сигнальных, символических, когда заблокируют каких-то отдельных лиц, которые за это, предположительно, отвечают. Другое дело – если ЕС расширит свои секторальные санкции в отношении нефтепереработки, экспорта удобрений и так далее. Это уже более чувствительно для Минска, но тоже вряд ли повлияет на его политический курс.
Ходят слухи, что, якобы, хотят и против России вводить санкции за это [за миграционный кризис – прим. ред.], но пока это лишь слухи и политические декларации. Я не думаю, что по этому вопросу они сейчас будут в отношении России что-то масштабное вводить.
Беларусь и ЕС поднимают ставки в конфликте вокруг миграционного кризиса. В Польше не исключили полного закрытия границы с республикой и даже созыва Совета НАТО. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Брюссель ускорит процесс введения пятого пакета санкций и может одобрить их уже 15 ноября. В ответ Минск пригрозил Европе полной остановкой транзита. По мнению главы МИД России Сергея Лаврова, решить проблему сторонам поможет только диалог, однако ЕС отказывается общаться с официальными белорусскими властями напрямую и просит о посредничестве Москву. О рисках, которые создает сложившаяся ситуация, и сценариях ее дальнейшего развития корреспондент «Евразия.Эксперт» побеседовал с программным директором Российского совета по международным делам, доцентом кафедры политической теории МГИМО Иваном Тимофеевым.
– Иван Николаевич, Вы сравнили миграционный кризис и последовавшее давление ЕС на Минск с «поединком закованного в богатые латы рыцаря и простого пехотинца, у которого есть только подручные средства и смекалка». Чего в данной ситуации стороны добиваются друг от друга?
– Минск показывает, что, несмотря на ограниченность экономических ресурсов и невозможность нанести ЕС встречный ущерб в ответ на достаточно жесткие санкции, введенные некоторое время назад (в августе, в частности, была довольно серьезная эскалация) в ответ на инцидент с Ryanair, у него все равно на другом поле есть ресурс, с помощью которого он может доставить Брюсселю определенные неприятности. Если в отношении Минска ЕС ведет себя как хочет, то и Минск тоже будет вести себя в отношении ЕС как хочет, даже если это не соответствует каким-то правилам приличия. Поэтому я и говорю о том, что простой «пехотинец» может неблагородными с точки зрения «рыцаря» средствами доставлять ему, тем не менее, довольно серьезные неприятности.
– Понятно, что в ЕС все это воспринимают как довольно грязный трюк, как нечто срежиссированное, что делается специально и так далее. В Минске в ответ могут сказать: зато мы показываем, что с нами нужно считаться, и просто так вам с рук определенные действия не сойдут – мы не «мальчики для битья» и будем отвечать тем, чем можем.
– Сейчас Евросоюз и США поставили вопрос об ужесточении санкций за этот миграционный кризис. Но большой вопрос, смогут ли они этими санкциями добиться изменения курса со стороны Минска. Ведь с какой радости под влиянием санкций Беларуси все это сворачивать? Наоборот, может сложиться ситуация, которая приведет к еще большей эскалации.
Вопрос также в том, какими будут санкции. Здесь два варианта. Есть вариант санкций сигнальных, символических, когда заблокируют каких-то отдельных лиц, которые за это, предположительно, отвечают. Другое дело – если ЕС расширит свои секторальные санкции в отношении нефтепереработки, экспорта удобрений и так далее. Это уже более чувствительно для Минска, но тоже вряд ли повлияет на его политический курс.
Ходят слухи, что, якобы, хотят и против России вводить санкции за это [за миграционный кризис – прим. ред.], но пока это лишь слухи и политические декларации. Я не думаю, что по этому вопросу они сейчас будут в отношении России что-то масштабное вводить.
– Удастся ли Минску добиться от Евросоюза уступок или ослабления санкций?
– Конечно, нет. Здесь ситуация ровно противоположная: в Брюсселе это будут воспринимать как шантаж. В ЕС, а именно в Польше и Германии, это вызовет определенную головную боль, но они вполне могут справиться с таким объемом мигрантов, даже если все они пересекут границу.
Их раздражает сам факт того, что Минск это делает, но ни на какие уступки в Брюсселе не пойдут.
– Несмотря на острую фазу конфликта, Евросоюз отказывается идти на диалог по мигрантам с официальным Минском, при этом Ангела Меркель провела телефонный разговор с Владимиром Путиным, призвав российского президента «повлиять» на Беларусь в данном вопросе. Почему Брюссель не пытается решить проблему напрямую и просит о посредничестве Москву?
– Звонок российскому лидеру – это только один из ходов. Действительно, в ЕС есть мнение, что белорусский президент мог так или иначе согласовывать свои действия с российским союзником. Меркель пытается повлиять на Лукашенко через Путина, но с российской стороны вполне может последовать ответ, что Беларусь – суверенное государство, «разговаривайте с ними сами».
– Какие риски сложившаяся ситуация создает для России?
– Риски существуют, потому что сейчас у русофобов появился повод в очередной раз говорить о том, что нужно «наказывать Россию». Мы в России говорим о том, что не будем говорить с Украиной, а будем говорить с сюзереном. Такие же голоса раздаются и в ЕС, и в США: что не надо говорить с Беларусью, лучше говорить со «старшим союзником», что можно вводить санкции в отношении Лукашенко и его чиновников, но надо наказать еще и Россию. Такие мнения есть, и сам факт их циркуляции не улучшает климат наших отношений.
– По каким сценариям может развиваться ситуация вокруг мигрантов? Какие факторы могут сыграть определяющую роль?
– Однозначно, в ближайшее время ЕС и США введут определенные санкции. Посмотрим, какие это будут санкции. Скорее всего, на первом этапе они будут сигнальными, а дальше все будет зависеть от развития этого кризиса.
Вопрос в том, как долго с белорусской стороны будет сохраняться та рамка, которая имеется в отношении этого кризиса сейчас. Текущая позиция белорусских властей состоит в том, что эти люди [мигранты из стран Ближнего Востока – прим. ред.] законно передвигаются по стране и законно могут находиться где угодно. Но эта позиция может ужесточиться или наоборот, измениться в сторону еще более либерального отношения к прибытию таких людей.
Все будет определяться тем, насколько высок будет градус противостояния на границе. Если число прибывающих людей увеличится в 2-3 раза, то будет уже, конечно, другой уровень разговора и другой уровень кризиса.
Источник: «Евразия Эксперт»