Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Алексей Арбатов

Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН, член РСМД

Мотивы Соединенных Штатов для возможного развертывания этих систем вполне понятны. И здесь стоит вспомнить историю. Когда в конце 1970-х годов Советский Союз достиг паритета и лишил Соединенные Штаты преимущества по стратегическим баллистическим ракетам с разделяющимися головными частями, США прибегли к асимметричному следующему ходу.

Ссылаясь на советские ракеты средней дальности «Пионер» (SS-20), они в 1983 году приступили к развертыванию в Европе ядерных ракет Pershing II и крылатых ракет Gryphon, с тем чтобы получить асимметричное преимущество. Ракеты средней дальности Советского Союза до США не доставали, а запланированные 600 американских ядерных ракет (заметьте, сейчас по Договору о стратегических наступательных вооружениях, ДСНВ-3, сторонам разрешено иметь по 700 стратегических носителей) из Европы достигали с кратчайшим временем предупреждения самых чувствительных целей, в том числе центров размещения государственного руководства и управления стратегическими силами.

Это вызывало в Советском Союзе очень большое беспокойство, но вскоре политическая ситуация изменилась, и в 1987 году был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это стало великим историческим прорывом, хотя потом в России на всех уровнях ругали тот договор, поскольку наших ракет было снято вдвое больше. Однако дело было не в арифметике, а в стратегической высшей математике. Советский Союз избавился, по сути, от стратегической ядерной угрозы, а Соединенные Штаты устранили угрозу не себе, а только своим европейским союзникам. На потенциал стратегического удара по США тот договор никак не повлиял, ведь наши ракеты средней дальности до них не доставали.

США на минувшей неделе впервые развернули ракетные комплексы наземного базирования средней дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (см. “Ъ” от 16 апреля): на Филиппины в рамках учений были переброшены армейские системы Typhon. Ранее такие вооружения были запрещены по российско-американскому Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В МИД РФ предупредили, что появление американских наземных ракетных комплексов средней и меньшей дальности в любом регионе может привести к тому, что Россия откажется от своего добровольного моратория на размещение таких систем на своей территории. О подоплеке и возможных последствиях этой ситуации корреспондент “Ъ” Елена Черненко поговорила с руководителем Центра международной безопасности ИМЭМО РАН академиком Алексеем Арбатовым.

— Чем чревата эта ситуация?

— В целом эта ситуация чревата новой гонкой ракетных вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мотивы Соединенных Штатов для возможного развертывания этих систем вполне понятны. И здесь стоит вспомнить историю. Когда в конце 1970-х годов Советский Союз достиг паритета и лишил Соединенные Штаты преимущества по стратегическим баллистическим ракетам с разделяющимися головными частями, США прибегли к асимметричному следующему ходу.

Ссылаясь на советские ракеты средней дальности «Пионер» (SS-20), они в 1983 году приступили к развертыванию в Европе ядерных ракет Pershing II и крылатых ракет Gryphon, с тем чтобы получить асимметричное преимущество. Ракеты средней дальности Советского Союза до США не доставали, а запланированные 600 американских ядерных ракет (заметьте, сейчас по Договору о стратегических наступательных вооружениях, ДСНВ-3, сторонам разрешено иметь по 700 стратегических носителей) из Европы достигали с кратчайшим временем предупреждения самых чувствительных целей, в том числе центров размещения государственного руководства и управления стратегическими силами.

Это вызывало в Советском Союзе очень большое беспокойство, но вскоре политическая ситуация изменилась, и в 1987 году был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это стало великим историческим прорывом, хотя потом в России на всех уровнях ругали тот договор, поскольку наших ракет было снято вдвое больше. Однако дело было не в арифметике, а в стратегической высшей математике. Советский Союз избавился, по сути, от стратегической ядерной угрозы, а Соединенные Штаты устранили угрозу не себе, а только своим европейским союзникам. На потенциал стратегического удара по США тот договор никак не повлиял, ведь наши ракеты средней дальности до них не доставали.

— Вы намекаете на то, что история повторяется?

— Вот именно. Они (США.— «Ъ»), судя по всему, работают по трафарету и сейчас, как мне кажется, решили воспроизвести эту партию с Китаем. Поднебесная развивает свои стратегические силы, видимо рассчитывая выйти на паритет с Соединенными Штатами, чтобы и в этой области сравняться с ними. Соединенные Штаты это весьма беспокоит, поскольку им впервые в истории предстоит противостоять на условиях паритета двум ядерным сверхдержавам. По всей видимости, они решили по второму разу разыграть ту же карту и развернуть вблизи Китая ракеты средней дальности, на что Китай не может ответить симметрично по геостратегическим причинам.

— А в военном смысле это создаст риск для КНР?

— Конечно. Пусковые установки Typhon могут запускать ракеты как меньшей дальности на основе системы SM-6 (до 500 км), так и крылатые ракеты средней дальности типа Tomahawk (до 1,8 тыс. км). Если в будущем их заменят на гиперзвуковые системы достаточной дальности (например, до 2,8 тыс. км, как у системы Dark Eagle), то подлетное время будет минимальным. Хотя они сейчас создаются под высокоточные обычные боеголовки, эти системы поставят под удар самые чувствительные центры военно-политического руководства, да и стратегические силы Китая, если будут развернуты в достаточном количестве. 

Главный мотив американцев — одним камнем убить двух зайцев и создать военный противовес одновременно системам средней дальности и стратегическим вооружениям Китая, не ограниченным никакими договорами. Тут же кроется и еще один резон: заставить Китай сесть за стол переговоров об ограничении и стратегических вооружений, и систем средней дальности. Правда, США еще для себя не сформулировали, какие принципы могли бы лечь в основу этих переговоров, но в любом случае хотят создать рычаг политико-психологического давления на Пекин.

— То есть Китай — первостепенный фактор для США при развертывании новых видов вооружений?

— Конечно. Сейчас речь идет о Филиппинах, и это якобы учебное развертывание направлено исключительно против Китая. Если бы они имели в виду Россию, то развернули бы их в Европе, пользуясь нынешней напряженной атмосферой. Некоторые европейские страны, я думаю, с радостью согласились бы на такой шаг.

— В Европу несколько месяцев назад впервые завозилась схожая установка, она была задействована в рамках учений на датском острове Борнхольм.

— Да, и тогда был послан некий сигнал Москве. Но нынешняя система с ракетой SM-6, скорее всего, промежуточный, экспериментальный вариант. Если что-то станут развертывать на постоянной основе, то, наверное, это будут более продвинутые системы — крылатые ракеты Tomahawk или разрабатываемые гиперзвуковые ракеты средней дальности. Они будут направлены прежде всего против КНР.

Но на ракете же не написано «по Китаю» или «по России». Скажем, в случае развертывания на Гуаме нам опасаться нечего, это слишком далеко. Но размещение в Японии, Южной Корее уже другая история. Весь наш Дальний Восток оказывается под ударом. И поэтому Россия уже предупредила, что она ответит на это симметрично, отказавшись от добровольного моратория на размещение наземных ракетных комплексов средней дальности на своей территории. Кстати, у нас в свое время была крупная группировка ракет средней дальности в Сибири, но она не затрагивала территорию США, а предназначалась в основном против Китая.

— И США опять получат асимметричное преимущество, как в начале 1980-х годов?

— Не совсем, теперь для Соединенных Штатов это может быть хуже, чем при развертывании систем средней дальности в Европе. Ведь на Дальнем Востоке — об этом часто забывают — мы соседи с американцами. Развертывание российских ракет средней дальности в некоторых районах Дальнего Востока может непосредственно поставить под удар американскую территорию. Например, с Чукотки и Камчатки до Аляски рукой подать.

Аляска буквально напичкана американскими стратегическими и иными важными военными объектами. Там развернуты их главная система противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении, авиация. Это касается и других штатов западного побережья: там главная база стратегических подводных лодок, позиционный район ПРО, ракетный испытательный полигон, крупные административно-промышленные центры.

Американцы часто не продумывают такие многоходовки. Они полагают, что какой-то шаг изменит ситуацию в их пользу, а на самом деле встречные ходы другой стороны оставят их в проигрыше, как случалось не раз в годы холодной войны. Впрочем, не только они грешат такими просчетами. Так или иначе, развертывание нового раунда гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе нанесет ущерб безопасности США, а не только Китая и России.

— В последнем докладе Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service) необходимость развертывания новых комплексов объясняется так: «Усовершенствование российских и китайских артиллерийских систем представляет собой вызов для армии США. Совершенствование артиллерийских систем с большей дальностью стрельбы, развертывание беспилотных летательных аппаратов и распространение специальных боеприпасов (таких как высокоточные, термобарические, барражирующие и высокоточные боеприпасы) вновь усилили обеспокоенность по поводу потенциального воздействия российских и китайских ударных средств на боевые операции и наземные боевые системы США. В ответ на это армия США стремится повысить свою способность наносить так называемые дальнобойные высокоточные удары путем модернизации существующих артиллерийских и ракетных систем, разработки новых, более дальнобойных систем и гиперзвукового оружия, а также модификации существующих авиационных и морских снарядов для наземного запуска». Как вы оцениваете эту аргументацию?

— Система Typhon многоцелевая и может заряжаться ракетами разного типа и разной дальности, в том числе для использования в оперативно-тактических целях. Таких средств есть немало у России и КНР, тут соревнование идет всегда, а сейчас оно демонстрируется со стороны России и стран НАТО в боевых действиях на Украине. Военно-политическую важность имеют именно ракеты средней дальности, развернутые вблизи территории другой стороны. Они обретают стратегическое значение как средство удара по ее центрам военно-политического управления и силам стратегического сдерживания. Поэтому заключение ДРСМД в 1987 году стало важнейшим поворотным моментом в истории ядерного разоружения и открыло путь к сокращению стратегических вооружений начиная с Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ-1) от 1991 года.

— Президент РФ Владимир Путин дважды предлагал США и их союзникам договориться по поводу режима, который мог бы заменить развалившийся ДРСМД. В сентябре 2019 года, а затем в сентябре 2020-го Россия предлагала официально закрепить мораторий на размещение ранее запрещенных по этому договору систем где-либо, выражая готовность обсуждать в том числе меры верификации таких договоренностей. Но тогда ни США, ни страны НАТО в целом не заинтересовались этой инициативой. Желание обсудить ее они изъявили только в январе—феврале 2022 года, когда уже для России эта тема не была приоритетом. Как вы считаете, почему западные страны не восприняли всерьез предложение Москвы и вернулись к нему, когда было уже поздно?

— Вспомним, с чего весь сыр-бор начался? С того, что президент (США Дональд.— «Ъ») Трамп объявил, что он собирается выйти из Договора по ракетам средней и меньшей дальности не только потому, что Россию обвинили в нарушениях, но более всего потому, что Китай якобы развертывает тысячи ракет средней дальности, которые держат под ударом всю западную часть Тихого океана, всех американских союзников. Предположительно сил авиации и флота американцев на Тихом океане было недостаточно, потому что все их аэродромы и военно-морские базы на островах вдоль китайского побережья могли оказаться под ударом ракет КНР. Наземно-мобильные ракеты считались более живучим и эффективным средством сдерживания. Если речь пойдет о размещении на Гуаме (что легче в политическом отношении — как на подконтрольной США территории), то это будет, скорее всего, тыловое базирование. В случае обострения ситуации американские ракеты можно перебросить на базы ближе к континентальному Китаю.

— Ну да, тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, когда приезжал в Москву анонсировать выход из ДРСМД, в интервью «Ъ» даже не скрывал, что именно Китай, а не якобы имевшие место российские нарушения — главный фактор для США.

— Россия в целях разрешения противоречий по соблюдения ДРСМД пошла далеко, согласившись в том числе на верификацию отсутствия крылатых ракет 9М729 на своей европейской части, даже несмотря на то, что власти РФ отвергали обвинения США в свой адрес и подчеркивали, что эти ракеты не подпадали под статьи ДРСМД. Но для США уже в то время главной проблемой был Китай. Интересно, что администрация (президента США Джо.— «Ъ») Байдена, отменив ряд ядерных программ времен Трампа, новые наземные ракетные системы средней дальности отменять не стала — наоборот, продолжила развивать.

— Можно ли сейчас еще предотвратить гонку вооружений в сегменте наземных ракетных систем средней и меньшей дальности? Ведь в Пентагоне уже объявили, что до конца года разместят новые комплексы в Азиатско-Тихоокеанском регионе на постоянной основе.

— После денонсации ДРСМД Москва предлагала договориться о моратории на размещение таких систем, и среди прочего эта инициатива вошла в пакет договоренностей, который был передан США и НАТО в декабре 2021 года. США и страны—члены альянса отвергли большинство содержавшихся в этих документах требований, но согласились обсудить мораторий на развертывание наземных систем средней и меньшей дальности. Однако на тот момент это был уже периферийный вопрос, вся картина отношений России и Запада радикально изменилась.

И сейчас общая ситуация для этого неблагоприятна. Россия несколько раз отвергла предложение США начать переговоры по договору на смену истекающему в 2026 году ДСНВ-3. По мнению российской стороны, сейчас для этого нет условий, поскольку США ставят перед собой цель «стратегического поражения» России на Украине и оказывают на нее беспрецедентное санкционное давление. На этом фоне взять и выборочно поставить вопрос неразмещения ракет средней дальности в Азии было бы весьма искусственно, тем более что есть третья сторона, которая в этом вопросе играет решающую роль.

— Правильно ли я вас понимаю, что дипломатическим путем этот вопрос уже не урегулировать?

— Дипломатическое урегулирование проблемы было бы лучше, чем втягивание в новый канал гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Помимо общей неблагоприятной для контроля над вооружениями ситуации здесь уже присутствуют не два игрока, а как минимум три, что, конечно, сильно осложняет дипломатическую работу. Однако при изменении политической ситуации к лучшему и в контексте возобновления переговоров России и США по стратегическим вооружениям одним из первостепенных шагов должен стать возврат к проблеме ракет средней дальности. Даже если какое-то их количество будет к тому времени развернуто, опыт переговоров по ДРСМД поможет обратить этот процесс вспять — возможно, уже в трехстороннем формате.



Источник: Коммерсантъ

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся