Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Вне зависимости от того, насколько продолжительным окажется военно-политический кризис вокруг украинской проблемы, для России отношения с непосредственными соседями на Западе – европейскими государствами – останутся вопросом, просто отмахнуться от которого было бы легкомысленным. А это значит, что, даже разворачивая свои политические и торгово-экономические отношения на глобальном уровне, мы должны понимать, как развивается жизнь в регионе, противоборство с которым формировало большую часть российского внешнеполитического целеполагания на протяжении столетий. Тем более что положение Европы в современном мире сейчас фундаментально меняется.

Важнейшим фактором этих изменений, помимо роста остального человечества, являются отношения европейцев с их старшими партнёрами в Америке. Эти отношения были на протяжении XX века важнейшим фактором развития Европы и её положения в международной политике. Сейчас они стали центральными для внутриполитической эволюции наших непосредственных соседей на Западе, определяют природу происходящих там процессов и изменений. От того, как будет развиваться это взаимодействие на всех уровнях, в значительной степени зависит вероятность позитивного вклада Европы в безопасность всей Евразии, который сейчас представляется не просто минимальным, а отрицательным.

Сдерживающими факторами для нормализации поведения Европы являются в первую очередь американское давление, кризисное состояние собственных элит, а также выстроенной в неоколониальном духе модели участия Европы в мировой экономике. Снижение давления со стороны США, последовательно заставляющих Европу враждовать с Россией, может привести к быстрому изменению не только риторики, но и практики европейской внешней политики, полагает Тимофей Бордачёв, программный директор Валдайского клуба.

Вне зависимости от того, насколько продолжительным окажется военно-политический кризис вокруг украинской проблемы, для России отношения с непосредственными соседями на Западе – европейскими государствами – останутся вопросом, просто отмахнуться от которого было бы легкомысленным. А это значит, что, даже разворачивая свои политические и торгово-экономические отношения на глобальном уровне, мы должны понимать, как развивается жизнь в регионе, противоборство с которым формировало большую часть российского внешнеполитического целеполагания на протяжении столетий. Тем более что положение Европы в современном мире сейчас фундаментально меняется.

Важнейшим фактором этих изменений, помимо роста остального человечества, являются отношения европейцев с их старшими партнёрами в Америке. Эти отношения были на протяжении XX века важнейшим фактором развития Европы и её положения в международной политике. Сейчас они стали центральными для внутриполитической эволюции наших непосредственных соседей на Западе, определяют природу происходящих там процессов и изменений. От того, как будет развиваться это взаимодействие на всех уровнях, в значительной степени зависит вероятность позитивного вклада Европы в безопасность всей Евразии, который сейчас представляется не просто минимальным, а отрицательным.

Центральным элементом неравноправного партнёрства США и Европы является безопасность. В действительности здесь роль США в отношении европейских государств всегда ограничивалась двумя вопросами. Во-первых, сдерживание от восстановления европейского великодержавия и милитаризма. Во-вторых, использование Европы в качестве территориальной базы для противостояния с Россией. Иных задач США в Старом свете никогда не решали, а рассуждения об «американском зонтике безопасности» представляют собой не что иное, как миф, старательно повторяемый наблюдателями в отсутствие желания проявить к нему сколько-нибудь критическое отношение. Такой упрощённый взгляд имеет смысл в целях пропаганды, однако, когда речь идёт о реальной политике, оставаться в плену концепции «американского зонтика безопасности» над Европой значит искусственно ограничивать пределы своего интеллектуального поиска.

Самое время признать, что никакого «зонтика» нет, а есть протекторат США над Европой, установленный без восторга, но при поддержке части европейских элит и ведущий этот регион к дальнейшей деградации.

Наиболее яркими примерами такой деградации являются крупнейшие европейские страны – Великобритания, Германия и Франция. Все они прошли путём медленного, но неизбежного размывания своей роли в мировой политике. Все они сейчас выполняют, тем или иным образом, задачи, обслуживающие даже самые безумные выдумки США. Все они не получают за это ничего, что могло бы способствовать выживанию их государственности и населения как на тактическом, так и на стратегическом уровне. Более того, их экономические выгоды от такого униженного положения становятся всё более ничтожными. И не нужно думать, что сползание Европы к стратегической бессмысленности является платой за её собственные дурные намерения. Европа прекрасно могла бы обеспечить свою безопасность и развитие, но не может этого сделать, поскольку постоянно принуждается к проведению самоубийственной внешней политики.

Начать нужно, видимо, с того, что само понятие «зонтик безопасности» является абсурдным в том случае, когда речь идёт о физической угрозе со стороны сравнительно равного по силе противника. А поскольку мы далеки от мысли, что угрозу Европе могут представлять страны Северной Африки, Китай или государства Ближнего Востока, то единственным таким противником является Россия. Однако она связана с США отношениями стратегического сдерживания, в основе которых находится прямая и непосредственная угроза нанесения неприемлемого ущерба территории и населению друг друга. Любое государство, особенно сильное и могущественное, несёт в вопросах настолько фундаментального значения ответственность только перед собственными гражданами.

И странно думать, что США могут когда-либо поставить собственное выживание под угрозу ради того, чтобы защитить европейцев от массированного нападения со стороны, например, России. Даже тех, кто добровольно передал существенную часть своих суверенных прав американцам, как это произошло с Германией, Италией, Британией или Турцией в случае размещения там ядерных вооружений США. Эти страны пожертвовали своим суверенитетом, но нельзя сказать, что получили в обмен что-нибудь убедительное в плане обеспечения собственной безопасности. И понимание этого факта там, наверняка, присутствует, что показывает нам степень подчинения стратегии выживания Берлина, Рима, Анкары или Лондона интересам США. Европа, включая Турцию, имеет значение для США как территория, с которой они могут развивать свою враждебную политику в отношении российских интересов. Но не более того. И аксиомой является то, что США никогда не пожертвуют собой ради своих европейских союзников.

Тем более что крупные державы в принципе сравнительно спокойно относятся к изменению соотношения сил между их более слабыми партнёрами. Это для них не является фактором, непосредственно влияющим на решение важнейших внешнеполитических задач государства. Поэтому такие категории, как «зонтик безопасности», могут действовать только в случаях, когда речь идёт о потенциальном столкновении с намного более слабым противником, не способным угрожать серьёзно основной территории великой державы. Так работают союзнические отношения России со странами ОДКБ, хотя и тут, как мы видели, вступают в действие ограничители, связанные с решениями самого младшего партнёра. В том же случае, если действия страны-союзника не являются абсурдными, крупная держава, конечно, придёт ему на помощь, как это случилось в момент угрозы обрушения государственности в Казахстане в январе 2022 года.

В связи с тем, что существование такой категории, как «зонтик безопасности», в отношениях треугольника Россия – США – Европа невозможно даже на теоретическом уровне, единственное, что европейцы получают взамен, – это призрачная уверенность в безнаказанности собственного безответственного поведения. Пока она действует, и даже самые большие европейские страны ведут себя подобно бывшим республикам советской Прибалтики. Но совершенно неизвестно, что произойдёт, когда стратегические интересы США уже не будут требовать такого серьёзного территориального присутствия в западной части Евразии. Особенно с учётом того, что соперничество между США и Китаем имеет все шансы стать центральным элементом международной политики в ближайшие десятилетия. Мы далеки от мысли о том, что Европа сама способна поддерживать состояние холодной войны с Россией. И если американское давление здесь будет снижаться, то вполне вероятно, что европейские элиты начнут проявлять то благоразумие, к которому их уже подталкивает воля обыкновенных граждан.

Пока сдерживающими факторами для нормализации поведения Европы являются в первую очередь американское давление и кризисное состояние собственных элит. А также выстроенной в неоколониальном духе модели участия Европы в мировой экономике. Снижение давления со стороны США, последовательно заставляющих Европу враждовать с Россией, может привести к быстрому изменению не только риторики, но и практики европейской внешней политики.

Вопрос с элитами будет несколько более сложным: мы видим, что представляют собой многие политики на национальном уровне и особенно их выдвиженцы в институтах Европейского союза. Отрицательный отбор, в основе которого находятся некомпетентность и коррупционные отношения с американскими компаниями, привёл к появлению целого поколения политиков, не имеющих ничего общего с интересами своих стран. Однако в том случае, если единственная объективная внешнеполитическая функция Европы – пространство для размещения американских сил и средств на случай конфликта с Россией – будет сокращаться, востребованными окажутся новые политики, с новым мировоззрением и профессиональными качествами.



Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся