Одним из важных аспектов реальной способности АСЕАН играть глобальную роль на международной арене является нейтралитет, который блок соблюдает на фоне растущего соперничества между Китаем и США в Тихоокеанском регионе. Сингапур, как одна из ведущих экономик региона, сыграл важную посредническую роль в проведении американо-китайских и американо-северокорейских переговоров, направленных на снижение напряжённости. Аналогичным образом АСЕАН в состоянии возглавить создание платформы стран/региональных организаций, которые могут координировать усилия по мирному посредничеству на глобальном уровне.
В стремлении сохранить сбалансированную и нейтральную позицию на международной арене АСЕАН может обратиться к вариантам более тесного сотрудничества с теми механизмами, которые объединяют Глобальный Юг и страны с развитой экономикой. АСЕАН добилась значительных успехов в этом направлении, создав Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) вместе с Китаем, Японией и Южной Кореей. В то же время есть возможность дополнить активные связи АСЕАН – ЕС более широким взаимодействием стран АСЕАН с платформами, разработанными Глобальным Югом. В частности, АСЕАН могла бы стать одной из опор глобальной платформы БРИКС+, а также сыграть ведущую роль в создании платформы для развивающихся экономик Евразии (Большой Евразии).
2022 год является особенным для АСЕАН, поскольку ряд её видных членов взяли на себя председательство в некоторых ключевых глобальных и региональных организациях. В частности, Индонезия является председателем G20 и активно готовится к проведению саммита G20, а Таиланд является председателем АТЭС. Прогресс, достигнутый АСЕАН в укреплении региональной стабильности в Юго-Восточной Азии, и широкая сеть глобальных альянсов, созданных группой и её отдельными членами, могут дать ей основания претендовать в ближайшие годы на большую глобальную роль, считает Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Одним из важных аспектов реальной способности АСЕАН играть глобальную роль на международной арене является нейтралитет, который блок соблюдает на фоне растущего соперничества между Китаем и США в Тихоокеанском регионе. Сингапур, как одна из ведущих экономик региона, сыграл важную посредническую роль в проведении американо-китайских и американо-северокорейских переговоров, направленных на снижение напряжённости. Аналогичным образом АСЕАН в состоянии возглавить создание платформы стран/региональных организаций, которые могут координировать усилия по мирному посредничеству на глобальном уровне.
В стремлении сохранить сбалансированную и нейтральную позицию на международной арене АСЕАН может обратиться к вариантам более тесного сотрудничества с теми механизмами, которые объединяют глобальный Юг и страны с развитой экономикой. АСЕАН добилась значительных успехов в этом направлении, создав Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) вместе с Китаем, Японией и Южной Кореей. В то же время есть возможность дополнить активные связи АСЕАН – ЕС более широким взаимодействием стран АСЕАН с платформами, разработанными Глобальным Югом. В частности, АСЕАН могла бы стать одной из опор глобальной платформы БРИКС+, а также сыграть ведущую роль в создании платформы для развивающихся экономик Евразии (Большой Евразии).
Кроме того, АСЕАН могла бы также стать ведущей силой в продвижении сотрудничества между региональными интеграционными механизмами. Такая роль была бы незаменима на этом критическом для мировой экономики этапе, когда до сих пор отсутствует глобальный механизм горизонтального сотрудничества между региональными интеграционными блоками, не говоря уже о дипломатических линиях связи на страновом уровне. В этом отношении, с учётом своего нейтралитета и посреднических возможностей, АСЕАН могла бы возглавить создание глобальной платформы для региональных интеграционных соглашений – например, на основе формата R20 (региональная двадцатка) в рамках G20. Такая платформа R20 могла бы объединить региональные интеграционные механизмы, членами которых являются страны G20 (включая АСЕАН). В настоящее время в «Группу двадцати» входит только один региональный интеграционный блок, а именно ЕС.
На данном этапе нет причин, по которым АСЕАН и другие ведущие региональные интеграционные механизмы не могли бы присоединиться к европейцам в обеспечении большей инклюзивности и легитимности «Группы двадцати». Есть также ряд других направлений, которые АСЕАН могла бы использовать для оказания влияния на глобальное экономическое развитие. Одним из возможных путей может быть создание «круга друзей» среди тех региональных экономик, а также экономик по всему миру, которые разделяют ценности АСЕАН. Такой подход, который можно назвать «АСЕАН+», мог бы включать создание совместных платформ по ключевым траекториям развития, таким как зелёное развитие, цифровая экономика, образование и здравоохранение (развитие человеческого капитала). В цифровом пространстве можно использовать опыт Сингапура в построении цифровых экономических соглашений и масштабировать такие соглашения до уровня не только страновых, но и региональных, и объединяющих региональные торговые соглашения (цифровая «интеграция интеграций»). АСЕАН может также играть более активную роль в глобальных и многосторонних организациях, таких как ВТО. В частности, АСЕАН может создавать союзы в рамках глобальных институтов с другими региональными группами глобального Юга, чтобы продвигать программу снижения протекционизма и большей открытости.
В конце концов, настало время, когда различные регионы мировой экономики начнут продвигать свои взгляды и стратегии глобализации. Процесс глобализации больше не является чем-то предопределённым или диктуемым одной страной или регионом – концепции глобализации теперь демонополизированы и будут всё чаще возникать в различных частях международного сообщества. АСЕАН может стать одной из ведущих сил обновлённого движения к глобализации, которая будет более сбалансированной, инклюзивной и устойчивой.
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»