Вопрос: Каковы приоритеты российско-итальянской повестки дня? Ожидаете ли Вы какую-либо особую поддержку от Правительства Италии в вопросе санкций?
С.В.Лавров: Отношения с Италией – нашим важным международным партнером – имеют богатую историю, опираются на прочные традиции, многолетний опыт успешного сотрудничества, значительный капитал доверия. К сожалению, сегодня негативное влияние на их динамику оказывает ситуация, вызванная антироссийскими шагами Вашингтона и Брюсселя.
Сильно пострадали торговые связи. Двусторонний товарооборот сократился почти в 2 раза – с 53,8 млрд долларов в 2013 г. до 26,9 млрд долларов в 2018 г. По имеющимся оценкам, общие потери итальянских производителей составили около 2 млрд долларов.
Знаем, что в Италии все чаще звучат голоса в пользу возвращения к прежнему уровню двусторонних отношений. Выражается заинтересованность в выстраивании российско-есовского диалога на прагматичной, взаимовыгодной, неконфронтационной основе. Разумеется, приветствуем такой настрой.
Весьма озабочены нынешним состоянием дел итальянские предприниматели, которые твердо намерены продолжать работу в нашей стране. Со своей стороны готовы оказывать содействие вашим компаниям в переходе от преимущественно поставок на российский рынок продукции с маркой «сделано в Италии» к производственной кооперации по принципу «сделано с Италией» с акцентом на локализацию производства в России.
На фоне меняющейся структуры мировой экономики все более важное значение приобретает взаимодействие в сфере инноваций, включая разработки в области цифровых услуг, искусственного интеллекта, безотходного производства. Хорошей площадкой для обсуждения этих тем, установления взаимополезных деловых контактов является выставка «ИННОПРОМ», ежегодно проходящая в Екатеринбурге. В июле с.г. страной-партнером выставки станет Италия.
Большую роль в деле упрочения взаимного доверия играет сотрудничество по межпарламентской линии. Рассчитываем, что важным шагом в его развитии станет проведение в марте с.г. в Москве очередного заседания Большой российско-итальянской межпарламентской комиссии.
В нынешней ситуации трудно переоценить востребованность культурно-гуманитарных обменов, контактов между людьми. С учетом этого готовы и впредь поддерживать деятельность российско-итальянского Форума-диалога гражданских обществ.
Рассчитываем на позитивную отдачу и от российско-итальянских переговоров министров иностранных дел и обороны в Риме 18 февраля. Рассматриваем их как хорошую возможность провести комплексный анализ ключевых проблем современности, попытаться выйти на скоординированные шаги. В ходе встречи в формате «два плюс два» имеем в виду, в частности, обсудить такие насущные международные вопросы, как стратегическая стабильность и контроль над вооружениями, отношения Россия – НАТО, а также ситуацию на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии и Ливии.
Вопрос: После Берлинской конференции по Ливии ситуация «на земле», похоже, вновь выходит из-под контроля. Какова позиция России, и какую роль она сможет сыграть в данном контексте? ЕС намерен выступить гарантом территориальной целостности Ливии. Разделяет ли Россия этот подход?
С.В.Лавров: Утверждать, что ситуация в Ливии после Берлинской конференции «вновь выходит из-под контроля», на мой взгляд, не совсем корректно. Правильнее было бы сказать, что обстановка не претерпела кардинальных изменений. В принципе, в этом нет ничего удивительного. Противоречия между основными участниками ливийского конфликта зашли настолько далеко, что разрешить их в рамках одного мероприятия, пусть даже и такого представительного, как берлинский форум, невозможно. Ведь раньше уже проводились встречи в Париже, Палермо, Абу-Даби, которые не привели к изменению ситуации в лучшую сторону. Поэтому главная задача, которая стоит сегодня перед международным сообществом, – заручиться четким согласием ливийцев с положениями итогового документа Берлинской конференции.
Позитивные подвижки есть. Приступил к работе Совместный военный комитет «5+5», начата практическая подготовка запуска механизма Форума политического диалога. Завязываются межливийские консультации по экономической проблематике. Эти тенденции необходимо закреплять, добиваться прогресса одновременно на всех треках урегулирования.
Что касается намерений ЕС гарантировать, как Вы выразились, территориальную целостность Ливии, то мне такая формулировка не совсем понятна. Гарантом в этом вопросе должны выступать сами ливийцы, а задача международного сообщества – содействовать им в создании необходимых условий при понимании, что универсальные гарантии может дать только Совет Безопасности ООН. Со своей стороны намерены работать в этом направлении.
Вопрос: Предоставляет ли американо-иранский кризис пространство для посреднической роли России? В чем заключается Ваша позиция в свете последних событий в Тегеране?
С.В.Лавров: Если Вы имеете в виду очередной виток американо-иранской эскалации, с которого начался текущий год, то наша позиция известна. Мы осуждаем любые действия, противоречащие принципам Устава ООН и ведущие к росту напряженности в регионе. Организованная 3 января с.г. атака Пентагона по аэропорту города Багдад, в результате которой погиб командующий силами спецназначения КСИР Ирана К.Сулеймани, стала вопиющим нарушением международного права. Между прочим, это был гражданский аэропорт. Так что повторю то, что уже сказал недавно в ходе визита в Шри-Ланку: эти действия американцев – за рамками.
Россия выступает за преодоление имеющихся разногласий исключительно через диалог, за столом переговоров. На это ориентирована российская Концепция коллективной безопасности в районе Персидского залива, презентация которой состоялась летом прошлого года. Так, в отличие от продвигаемых рядом государств конфронтационных схем мы предлагаем региону конструктивную, объединительную повестку дня, призываем к формированию механизмов совместного реагирования на вызовы и угрозы. Убеждены: последовательная реализация данной инициативы стала бы важным шагом на пути оздоровления ситуации на всем Ближнем Востоке, позволила бы заложить основу для создания там архитектуры взаимного доверия.
Вопрос: Как Вы оцениваете предложенный Администрацией США план мирного урегулирования палестино-израильского конфликта?
С.В.Лавров: США в своем стиле предложили «одним махом» решить один из самых застаревших конфликтов современности. При этом в Вашингтоне по сути проигнорировали общепризнанную международно-правовую базу ближневосточного урегулирования, включающую в себя резолюции СБ и ГА ООН, Арабскую мирную инициативу. Американские наработки предполагают решение всех ключевых проблем «окончательного статуса» палестинских территорий – границ, поселений, Восточного Иерусалима, беженцев – за счет односторонних уступок в пользу Израиля.
Едва ли такой подход будет способствовать выправлению ситуации. На это указывает и то, что т.н. «сделку века» категорически отвергают палестинцы.
Убеждены, что для реального продвижения к справедливому двугосударственному урегулированию палестинского вопроса необходимы, во-первых, подлинные усилия самих палестинцев и израильтян, а во-вторых – максимально сбалансированное и непредвзятое международное сопровождение процесса. В этом контексте поддерживаем позицию, отраженную в итоговом заявлении последнего заседания министров иностранных дел государств-членов ЛАГ, о необходимости проведения многосторонних переговоров по БВУ под международной эгидой. Считаем, что данную роль мог бы взять на себя «квартет» международных посредников, являющийся единственно признанным СБ ООН механизмом сопровождения ближневосточного мирного процесса. Россия как член «четверки» готова способствовать выходу на компромиссные развязки. В контактах как с палестинцами, так и с израильтянами продолжим настойчиво побуждать обе стороны проявлять конструктивную линию в интересах согласования переговорных решений всех имеющихся проблем.
Вопрос: Что Вы ждете от новой Еврокомиссии в плане выправления или восстановления отношений с Россией?
С.В.Лавров: Последние несколько лет стали для наших отношений периодом упущенных возможностей. Действуя по принципу наименьшего общего знаменателя, Евросоюз сохраняет абсурдную увязку перспектив взаимодействия с внутриукраинским урегулированием. По инициативе Брюсселя «заморожена» совместная работа по целому ряду направлений. Продлеваются односторонние ограничительные меры, наносящие многомиллиардные убытки экономике самих европейских стран. Значительная часть этого урона приходится на наиболее тесно связанных с нами торгово-инвестиционных партнеров в ЕС, включая Италию. Такое положение дел объективно противоречит коренным интересам наших граждан.
Ощущение того, что настало время вернуть наши отношения на траекторию поступательного развития, постепенно набирает силу в странах-членах Евросоюза. Рассчитываем, что новое руководство Евросовета и Еврокомиссии также осознает несовместимость сохранения порочного «статус-кво» с поставленными им амбициозными задачами превращения ЕС в «геостратегического игрока высшего ранга».
Со своей стороны готовы к совместной работе по продвижению российско-есовского сотрудничества на равноправной, взаимовыгодной основе. Мы никогда не отказывались от идеи построения подлинно единой «большой Европы» без разделительных линий, которая включала бы в себя и Россию, и Евросоюз, и наших общих соседей. В нынешних условиях важным шагом на этом пути могло бы стать сопряжение потенциалов Евразийского экономического союза и Евросоюза. Такое объединение усилий – помимо прочего – способствовало бы формированию пространства мира, равной и неделимой безопасности и широкого экономического взаимодействия от Атлантики до Тихого океана.
Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации