Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Тренин

К.и.н., в.н.с. Сектора по нераспространению и ограничению вооружений Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член РСМД

Дмитрий Тренин об итогах первого года президента Трампа

За год, прошедший с момента вступления Дональда Трампа в должность 45-го президента США, большая часть посвященных ему комментариев касалась психологических особенностей его личности. Личность американского президента, конечно, имеет большое значение, но еще большее значение имеет политика, проводимая главой Белого дома. По итогам первого года президентства Трампа можно сделать вывод: Трамп оказался скорее «расстроителем» системы, чем ее разрушителем. Предрекавшейся многими либералами катастрофы в смысле обрушения конституционных основ США и несущих опор американского глобального лидерства не произошло, но кризис политической системы, ценностных ориентиров и внешней политики США углубился.

Этот кризис начался еще до выборов 2016 г. Собственно, само избрание Трампа – как и неожиданно сильное выступление демократического социалиста Берни Сандерса – стало свидетельством серьезных проблем в партийно-политической системе США и существенного расслоения в американском обществе. Это общество все отчетливее делится на тех, для кого глобализация экономики и быстрый технологический прогресс означают колоссальное расширение возможностей, и тех, кто в результате тех же изменений оказывается в проигрыше.

Что касается внешней политики, то, достигнув на рубеже XXI в. впервые в мировой истории положения глобального гегемона, США оказались не способны управлять колоссально усложнившимися мировыми процессами, столкнулись с вызовами своему доминированию со стороны ряда крупных игроков, прежде всего Китая и России, и ощутили утрату конкурентоспособности по сравнению с союзниками в Европе и Азии. Уже президент Барак Обама ограничил интервенционистскую практику Вашингтона и постарался перенести акцент на укрепление внутренней базы американской мощи.

При Дональде Трампе все три обозначенных кризиса – политической системы США, ценностных ориентиров американского общества и внешней политики Вашингтона – продолжали развиваться. В то же время обозначились пределы, в которых эти кризисы будут протекать. Политико-информационная война между президентом и его противниками, преимущественно из демократической партии и либеральных СМИ, будет идти интенсивно вплоть до следующих выборов, но эта война, в которую вовлечены суды и правоохранительные органы, будет вестись в конституционных рамках. Ценностный конфликт будет углубляться, но не приведет к массовым беспорядкам и подрыву национального единства. Внешняя политика Вашингтона, умерив амбиции, связанные с распространением демократии, будет нацелена на обеспечение и поддержание преобладания США в мире.

Во внутренних делах Трампу не удалось, как он обещал, заменить обамовскую систему медицинского страхования собственным законодательством, но он сумел провести важную реформу налогообложения. В 2017 г. экономика США демонстрировала высокие темпы роста, а биржевые индексы неоднократно обновляли свои исторические максимумы. Это, разумеется, не прямая заслуга президента, но очевидно, что американский бизнес доверяет главе государства. Иммиграционные ограничения Трампа неоднократно оспаривались судами, но идея более избирательного подхода к приему новых иммигрантов за последний год укрепилась в сознании значительной части американцев.

В сфере внешней политики Дональд Трамп сделал ряд шагов, направленных на демонтаж дипломатического наследия предшественника. Он отозвал подпись США под документом о Тихоокеанском торгово-инвестиционном партнерстве, приостановил американское участие в парижском соглашении по климату и фактически предупредил о предстоящем выходе Вашингтона из многосторонней договоренности с Ираном по его ядерной программе. Помимо этого США объявили, что выходят из ЮНЕСКО и признают Иерусалим столицей Израиля. Эти шаги знаменовали отход администрации Трампа от принципов многосторонности и реализацию лозунга America First.

Продолжая в том же ключе, Трамп предложил американским союзникам больше вкладываться в коллективную оборону, заявив, что «неплательщики» не могут рассчитывать на автоматическую поддержку США. Партнеры и клиенты Вашингтона получили предупреждение о том, что отказ следовать линии США в международных делах чреват сокращением или полным прекращением американской финансовой помощи.

Трамп продемонстрировал жесткость в отношении противников Америки. В Сирию для борьбы с ИГИЛ (запрещено в России) были посланы американские войска, чего не решался делать Обама. Контингент вооруженных сил США в Афганистане, который предыдущий президент сокращал и выводил, получил усиление. Трамп демонстративно укрепил альянс с руководством Израиля и Саудовской Аравии – главных оппонентов Ирана на Ближнем и Среднем Востоке. Наконец, администрация Трампа подвергла финансово-экономическому, военно-политическому и психологическому давлению Северную Корею, вплотную приблизившуюся к приобретению способности к ракетно-ядерному сдерживанию США.

Руководящие документы, утвержденные президентом Трампом, – стратегия национальной безопасности и военная стратегия США – официально назвали Китай и Россию соперниками, стремящимися к изменению миропорядка в ущерб интересам США. Фактически Москва и Пекин стали открыто рассматриваться в качестве потенциальных военных противников Вашингтона. Если в отношении России такая позиция обозначилась уже давно, то включение КНР в ту же категорию стран, что и Россия, представляет собой существенный поворот в американской политике, которая до сих пор строилась на сочетании вовлечения Китая в американоцентричную систему и его мягкого сдерживания.

Внешняя политика США при Трампе, таким образом, претерпела существенную коррекцию: баланс между интересами собственно США и интересами возглавляемой ими системы сдвигается в сторону первых. В то же время такое изменение вызвало реакцию со стороны союзников. Больше связанные с либерально настроенными элитами, чем с Трампом, европейские союзники позволяют себе умеренно фрондировать, не рискуя при этом прослыть антиамерикански настроенными. Речь ни в коем случае не идет о кризисе трансатлантических отношений. Они остаются прочными, и конфронтация США с Россией остается здесь важным цементирующим фактором.

Американо-российские отношения за год пребывания Дональда Трампа у власти ухудшились. Главная причина этого в том, что внутриполитические противники президента убеждены, что Россия вмешалась в выборы 2016 г. на стороне Трампа. Многие при этом подозревают нынешнего президента в том, что он агент Кремля и повинен в государственной измене в пользу России. В этих условиях Трамп оказался блокирован в своих публично высказывавшихся намерениях договориться с Москвой. Более того, ему уже пришлось и еще не раз придется вводить в силу закона антироссийские санкции, подготовленные конгрессом.

Таким образом, отношения США с Россией стали заложником политической войны, идущей внутри американской властвующей элиты. Это всерьез и надолго, так что неплохие, судя по всему, личные отношения Дональда Трампа и Владимира Путина не в силах предотвратить дальнейшего ухудшения положения дел.

По факту Россия и США сегодня находятся в состоянии информационной и экономической войны друг с другом. Пробиты все сдерживающие барьеры, кроме одного – прямого военного столкновения. В таких условиях главным содержанием российско-американских отношений на обозримую перспективу – по крайней мере до 2021 г., но, скорее всего, и дальше – становится предотвращение инцидентов и просчетов, которые могут вывести эскалацию на уровень вооруженного конфликта.

Здесь как раз есть смысл обратиться к особенностям личности действующего президента США. Многие американцы считают его опасным в роли верховного главнокомандующего, имеющего в распоряжении ядерную кнопку. Есть даже такие, кто открыто призывал «взрослых людей» в окружении «непредсказуемого» Трампа – генералов, возглавляющих министерство обороны и совет национальной безопасности, – блокировать приказы президента о применении ядерного оружия.

Трамп действительно столкнулся с кризисной ситуацией в Северо-Восточной Азии. Он стоит перед дилеммой – позволить третьеразрядной стране, КНДР, держать на ядерной мушке державу номер один, США, или начать против Северной Кореи превентивную войну, которая способна привести к миллионным жертвам и колоссальным разрушениям. Некоторые «взрослые», как и их предшественники в администрации Джона Кеннеди 55 лет назад, готовы начать войну, невзирая на последствия. Трамп, публично ввязавшийся в полемику с северокорейским вождем Ким Чен Ыном, пока медлит. От того, как решит свою дилемму 45-й президент США, будет зависеть его внешнеполитическое наследие, и не только внешнеполитическое.

Источник: Ведомости

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся