Мы предлагаем ориентироваться на системные антикризисные меры, а не ограничиваться поиском оптимального распределения триллиона рублей. По духу это ближе к свободному рынку, хотя включает и меры госрегулирования:
- снижение ключевой ставки — сложно найти легальный бизнес, который может хотя бы вести обычную деятельность при ставке 30 процентов годовых;
- перенос минимум на год реализации принятых решений в части увеличения как фискальной, так и административной нагрузки;
- реализация ряда налоговых стимулов для инвестиционно активного бизнеса (инвестльгота, инвестиционный налоговый кредит и ряд других вопросов);
- стимулирование регионов к активной политике по улучшению предпринимательского климата (значительная часть проблем связана с недостатками в правоприменении), а не "выжиманию" денег из существующего бизнеса и федерального бюджета.
Это далеко не полный перечень антикризисных предложений, но очевидно, что ориентироваться надо на эффективные, а не простые рецепты. Текущий же формат регулирования нельзя назвать идеальным, причем и для кризисного периода, и для периода экономического роста.
Административные барьеры не дают развиваться добросовестному бизнесу. В ряде случаев избыточное и несбалансированное регулирование отношений между экономическими субъектами приводит к перекосам. Соответственно, наша принципиальная позиция — государство не должно слишком активно вмешиваться в экономику, регулирование должно быть эффективным, а не тотальным. Искусственное сдерживание цен традиционно приводит либо к дефициту товара, либо последующему взрывному росту цен, либо (и это худший, но реальный вариант) к банкротству компаний-производителей. Попытка "добрать" сократившиеся из-за ухудшения экономической ситуации бюджетные доходы через административный нажим ведет к сокращению, а не увеличению налоговых поступлений. Ограничения на вывоз капитала лишь ускоряют его бегство из страны.
Но ключевая проблема ужесточения госрегулирования в кризис — радикальное снижение и без того не очень высокого доверия бизнеса к власти. Кризис уходит, а недоверие (а значит, и нежелание инвестировать в сложные, инновационные проекты) остается.
Такая позиция находит отклик у руководства страны. Не зря в послании президента России озвучены не только "точечные" меры, такие как мораторий на проверки для добросовестного малого бизнеса, но и принципиальное изменение подхода к организации контрольно-надзорной деятельности в целом.
Источник: Коммерсант