В статье анализируются некоторые аспекты цивилизационизма как тренда в
самопозиционировании ряда отдельных стран Востока, в первую очередь –
Китая и Индии, но также и ряда других. Подробно рассматривается
концепция государства-цивилизации (ГЦ), отличного от государства-нации
(ГН), позволяющая раскрыть особенности ведущих крупных государств
не-Запада. В первую очередь, эти особенности обусловлены протяженностью
их истории, глубокой укорененностью традиционных культурных кодов в
сознании их народов и правящих элит, неприятием универсализма и любых
попыток навязать им стратегию заимствования тех или иных чуждых им
ценностных норм. Делается вывод о соответствии России параметрам
категории ГЦ (в форме, сопрягающей воедино этот тип государства с типом
ГН). Показано, что отдельные государства в этой системе координат
занимают промежуточное положение, обладая лишь некоторыми предпосылками
для включения в число государств-цивилизаций. Этот вывод иллюстрируется
примерами ряда государств Арабского Востока. Выявлены две различные
интерпретации понятия цивилизационизма в описании характера
рассматриваемых государств и их политических практик. Авторы,
представляющие интересы политических элит самих ГЦ, акцентируют
моральное и культурное превосходство ГЦ в ответ на эксклюзивистские
притязания Запада на глобальное лидерство, а также продвигают тезис об
“ответственном” подходе ГЦ к управлению обществом и решению глобальных
проблем. В то же время для их противников цивилизационизм – синоним
авторитаризма, несоблюдения прав меньшинств, политической архаики и
национального эгоизма. Автор рассматривает концепцию ГЦ не только как
орудие идейно-политической борьбы, но и как полезный инструмент
выявления реально существующих отличий данных государств от идеальных
моделей, основанных на принципах неолиберальной демократии и
универсализма.
В статье анализируются некоторые аспекты цивилизационизма как тренда в самопозиционировании ряда отдельных стран Востока, в первую очередь – Китая и Индии, но также и ряда других. Подробно рассматривается концепция государства-цивилизации (ГЦ), отличного от государства-нации (ГН), позволяющая раскрыть особенности ведущих крупных государств не-Запада. В первую очередь, эти особенности обусловлены протяженностью их истории, глубокой укорененностью традиционных культурных кодов в сознании их народов и правящих элит, неприятием универсализма и любых попыток навязать им стратегию заимствования тех или иных чуждых им ценностных норм. Делается вывод о соответствии России параметрам категории ГЦ (в форме, сопрягающей воедино этот тип государства с типом ГН). Показано, что отдельные государства в этой системе координат занимают промежуточное положение, обладая лишь некоторыми предпосылками для включения в число государств-цивилизаций. Этот вывод иллюстрируется примерами ряда государств Арабского Востока. Выявлены две различные интерпретации понятия цивилизационизма в описании характера рассматриваемых государств и их политических практик. Авторы, представляющие интересы политических элит самих ГЦ, акцентируют моральное и культурное превосходство ГЦ в ответ на эксклюзивистские притязания Запада на глобальное лидерство, а также продвигают тезис об “ответственном” подходе ГЦ к управлению обществом и решению глобальных проблем. В то же время для их противников цивилизационизм – синоним авторитаризма, несоблюдения прав меньшинств, политической архаики и национального эгоизма. Автор рассматривает концепцию ГЦ не только как орудие идейно-политической борьбы, но и как полезный инструмент выявления реально существующих отличий данных государств от идеальных моделей, основанных на принципах неолиберальной демократии и универсализма.