О том, как реализуется инициатива Президента Российской Федерации о создании единого учебника истории для школ, мы беседуем с директором Института всеобщей истории РАН, научным руководителем рабочей группы по координации разработки новых учебников по истории России, членом Редакционного совета нашего журнала академиком Александром Огановичем ЧУБАРЬЯНОМ.
— Александр Оганович! В каком состоянии сейчас находится работа над будущим учебником? В СМИ распространяются противоречивые версии, особенно о сроках его появления: кто-то говорит о нескольких годах, кто-то уверяет, что необходимо всего несколько месяцев...
Вся современная дискуссия по поводу учебников истории позволяет извлечь ряд важных уроков. Во-первых, в российском обществе существует огромный интерес к истории. Уже на протяжении нескольких месяцев идёт активное и весьма заинтересованное обсуждение будущего учебника в средствах массовой информации. Во-вторых, мы уже прошли тот этап, когда в откликах преобладало недоумение: что это за учебник, кому он нужен и так далее.
Теперь необходимость единого учебника уже практически не ставится под сомнение. Всех интересует его содержание, структура, формы подачи материала, в особенности трудных вопросов отечественной истории. В-третьих, в данный момент речь не идёт собственно о написании учебника. Сначала нужно обсудить и утвердить историко-культурный стандарт (хронологический каркас — перечень исторических дат, событий, персоналий, обязательных для изучения в средней школе) и концепцию единых учебников по истории России. Историко-культурный стандарт уже подготовлен — в основном усилиями учёных из Института российской истории РАН, также представили свои предложения исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, РГГУ, МГИМО, Ассоциация учителей истории и некоторые региональные научные учреждения.
10 июня этот проект рассмотрела и в принципе одобрила рабочая группа под руководством председателя Российского исторического общества Сергея Евгеньевича Нарышкина. Но, на мой взгляд, стандарт нуждается в дальнейшей доработке, которая неизбежно произойдёт в ходе его будущего обсуждения.
При активном участии Ассоциации учителей истории подготовлен также и перечень так называемых трудных вопросов отечественной истории, состоящий из 31 позиции. Вопросы эти появились не на пустом месте — это либо оценка состояния научного знания по той или иной проблеме, либо — что ещё более важно — это вопросы, которые трудны для учителя, сложны в процессе преподавания, и педагоги хотели бы получить чёткие ответы, как лучше эти проблемы освещать.
Ещё один очень важный момент — общие цели исторического образования в средней школе. Большинство членов нашей рабочей группы высказалось за возвращение линейной системы преподавания истории и отказ от практикуемого ныне концентрического подхода. Необходимо также синхронизировать преподавание отечественной и всеобщей истории. Большое внимание уделяется и региональному аспекту курса истории России. С этой целью создана специальная рабочая группа во главе с директором Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Билаловной Юнусовой. Уже подготовлены пять пилотных проектов по истории регионов, которые представили Уфа, Калининград, Белгород, Иркутск и Новосибирск. Предлагается, впрочем, и более широкое толкование понятия «регион», когда речь, например, идёт об истории Сибири в целом.
Алгоритм нашего движения навстречу новому учебнику таков: 1) июнь-август нынешнего года — обсуждение проекта историко-культурного стандарта, в том числе на традиционных августовских педагогических совещаниях в регионах, с тем чтобы в сентябре-октябре произвести доработку; 2) для того, чтобы определиться по трудным вопросам, провести несколько крупных встреч специалистов и обсудить, как их лучше освещать. На мой взгляд, весь список из 31 проблемы обсуждать не стоит, я бы выделил три крупных вопроса, наиболее сложных для современного учителя: как освещать советский период нашей истории; как оценивать формирование многонационального Российского государства (включение или присоединение окраин, хорошо, что о «добровольном присоединении» уже не пишут); как освещать последние 20 лет российской истории. Порой звучат предложения закончить курс отечественной истории 1991 годом, ещё больше тех, кто хотел бы поставить точку на событиях не дальше 2000-го. Но учебник ведь пишется для молодого поколения, которое на сегодняшний день родилось начиная с конца 1990-х годов. И просто так оставлять без внимания современную Россию нельзя. На Западе, кстати, переиздают школьные ученики истории каждые три года, включая туда события, которые произошли за время, прошедшее с момента предыдущего издания. Так что ничего дурного в изложении истории нашей современности нет, нужно лишь определиться с критериями подачи материала и в особенности с персоналиями недавнего прошлого.
К ноябрю поручение президента будет исполнено — историко-культурный стандарт и концепция единых учебников по истории России будут готовы, после чего Минобрнауки объявит конкурс на разработку учебников, и, по моим прогнозам, к концу 2014 года учебники будут изданы. Их будет несколько, и не только для разных классов средней школы. Я не исключаю такого варианта, когда на конкурс будут представлены три хороших учебника для одного и того же класса и министерством будут рекомендованы все три. Вполне возможно, что в выигравшем конкурс учебнике прямо в тексте будут отражены разные точки зрения по той или иной проблеме. Обсуждается идея подготовки серии небольших брошюр, разъясняющих упомянутые выше трудные вопросы, чтобы учитель мог ознакомиться с современным состоянием научного знания по данным проблемам. Скажем, о личности Александра Невского ныне существуют вот такие взгляды, а по поводу Ивана Грозного идут вот такие споры.
— Журнал «Родина», который уже более двадцати лет уделяет особое внимание именно таким трудным вопросам, также мог бы оказать помощь нашим уважаемым педагогам. В этом плане особо стоит упомянуть издающуюся в журнале с 2002 года нашу большую серию по отечественной истории, целью которой является её новое прочтение и отражение различных точек зрения, бытующих в современной науке. В прошлом году вышел первый том сводного труда этой серии, готовятся к печати и следующие книги...
Полагаю, что «Родина», и так имеющая большую популярность в нашей стране, участием в этой работе могла бы ещё больше увеличить своё реноме. В самом журнале могла бы появиться актуальная рубрика под условным названием «Навстречу новому учебнику», где могли бы освещаться различные точки зрения по трудным вопросам.
— Идею принимаем с благодарностью и постараемся оперативно реализовать.
Мы должны прийти к согласию в том, в чём не должны приходить к согласию в науке — например, как освещать личность Сталина. Нужно будет сказать и о его роли в качестве Верховного Главнокомандующего, и о его деятельности по организации массовых репрессий. Нам нужно обязательно добиться того, чтобы ученик понимал, что история — это не чёрно-белая картинка, в ней есть полифония, многоцветье и ещё очень много чего интересного.
— Только что председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко выдвинула идею о том, что история наряду с русским языком и математикой должна стать третьим обязательным ЕГЭ. Как Вы относитесь к этой идее?
Как историк я не могу плохо отнестись к этому предложению, но возникает вопрос, почему в перечне обязательных EГЭ нет литературы, которая долгие десятилетия у нас непременно присутствовала на итоговой аттестации? Я бы добавил в процедуру ЕГЭ сочинение, которое могло бы расширить рамки этого экзамена и оценить творческие и мыслительные способности выпускников. Я беседовал с министром образования и науки, и он соглашался со мной в том, что ЕГЭ по гуманитарным предметам должен принципиально отличаться от ЕГЭ по предметам естественного цикла.
— Возвращаясь к единому учебнику, хочется отметить, что их, учебников, на самом деле будет много. Той книги, что была издана 75 лет тому назад под названием «Краткий курс истории ВКП(б)», среди них точно не будет. А Николай Карлович Сванидзе, который пообещал, что, когда появится тот самый единый учебник, он выбросит его в мусоропровод, рискует парализовать внутридомовые коммуникации...
Он ведь в принципе может сам написать свой вариант учебника и представить его на конкурс. «Краткий курс» сегодня в наших школах точно не появится, а вот идея ограничить количество учебников по истории активно обсуждается уже более пятнадцати лет — помню, как ещё в 1990-х годах я присутствовал на заседании Правительства РФ, где речь шла о том, чтобы для одного и того же класса были допущены не более трёх-четырёх учебных книг, причём не только по истории, а по каждому предмету. Нельзя забывать, что издание учебников сегодня — это в том числе и вопрос рыночный. Никто не может лишить издательство права печатать тот или иной учебник. В этих условиях речь идёт о том, что Минобрнауки не должно рекомендовать 200 учебников и после проведения упомянутого выше конкурса в школах должны остаться только его победители, выдержанные в русле утверждённой в 2013 году концепции.
— Таким образом, поручение президента будет выполнено полностью и в установленные сроки.
Стоит подчеркнуть, что Владимир Владимирович Путин активно интересуется этим вопросом. Но речь не идёт о вмешательстве главы государства в мелкие и мельчайшие детали процесса, как это порой бывало в нашей истории. Не зря значительная роль в процессе создания новых учебников отводится общественному обсуждению, начиная с проекта концепции издания. Нужно очень чётко понимать конечную цель всех этих действий, которая состоит в том, чтобы серьёзно повысить качество исторического образования в нашей стране и усилить мыслительный элемент в подготовке нашего молодого поколения, сделать из учащихся не только достойных граждан и патриотов, но и людей, которые способны грамотно и адекватно оценивать те или иные события отечественной истории.
— Эта Ваша мысль перекликается с интервью С. Е. Нарышкина, которое он дал 17 июня корреспонденту РИА «Новости».Председатель РИО особо подчеркнул: «Во все времена благодатной почвой для распространения в обществе искажённых представлений о прошлом является исторический дилетантизм, который вызывает у специалистов не меньшую тревогу, чем преднамеренная фальсификация фактов».
Я считаю, что такая постановка вопроса абсолютно правильна. Очень многие книги, выходящие в наше время под названием «исторической беллетристики», несут на себе печать именно такого, опасного для общества дилетантизма. Выражаясь предельно деликатно и мягко, можно заметить, что подобные сочинения основаны на крайне слабом знании исторических фактов и процессов и весьма обширном привлечении разнообразных мифов и откровенных домыслов. В особенности это относится к освещению событий XX века, когда из книги в книгу, даже проникая в некоторые учебники, кочуют недоказанные достоверными источниками версии.
Особо отмечу, что инициированная руководством страны работа по созданию единого учебника носит комплексный характер. Очень важно не замыкаться в узких рамках школьного класса, активно привлекать к историческому образованию учащихся музеи и архивы. Только что, в июне нынешнего года, Росархив поместил на своём сайте очень важный проект «Документы советской эпохи», где размещены и документы личного фонда Сталина, и материалы заседаний политбюро ЦК коммунистической партии за 1919-1933 годы. Помимо учебной книги, нужно подготовить и современного, способного донести её материал школьникам учителя.
— В этой связи стоит вернуться к тому, о чём Вы говорили в интервью «Родине» двухмесячной давности, напечатанном в майском номере. Речь шла о сокращении приёма на бюджетное обучение на исторических и вообще гуманитарных факультетах. Параллельно во многих вузах идёт речь о сокращении с 1 сентября 2013 года числа преподавателей — кое-где до 40 процентов. Не получится ли так, что у нас скоро появятся хорошие и достойные учебники, но некому будет по этим учебникам преподавать?
Я президент Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) и могу подтвердить, что у нас сокращение приёма составит 15-20 процентов. Одновременно, что совсем неплохо, ставится задача существенного повышения зарплаты преподавателей. Но, как выясняется, достичь этой цели в современных условиях нельзя без сокращения профессорско-преподавательского состава. Меня особенно беспокоит то, что в перспективе эти процессы могут негативным образом отразиться на преподавании гуманитарных дисциплин, которые во многих вузах воспринимаются как некий необязательный довесок к профильному образованию. Нужно активнее привлекать внимание общественности к гуманитарной сфере. В этой связи в марте 2014 года мы собираемся организовать большую международную конференцию под названием «Роль гуманитарного знания в современном мире». Проведение этого мероприятия одобрено руководством страны.
— То есть, у наших гуманитариев ещё появится шанс отстоять свои завоевания. И на этой сдержанно оптимистической ноте разрешите закончить наш разговор. Благодарим Вас за содержательную беседу и неизменно благосклонное отношение к «Родине» и её реноме.
Источник: Журнал "Родина"