Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Кокшаров

Ректор Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, член РСМД

Пандемия наложила жесткие ограничения на всю нашу деятельность. Но коллектив университета очень профессионально справился с вызовами. С конца марта, когда мы перешли на дистант, и по декабрь дополнительные расходы УрФУ на преодоление последствий пандемии составили 183 млн руб. Только дезинфекционных материалов закуплено 5,5 тыс. литров, кроме того — более 600 тыс. масок. Приобретены термометры, которые позволяют замерять температуру сразу у 20 человек, во всех помещениях проводится специальный клининг.

Если говорить о цифровой составляющей, то мы улучшили наши серверное оборудование и программное обеспечение, модернизировали виртуальное облако. В общем, очень многое сделано, чтобы даже в экстремальных условиях пандемии образовательный и научный процесс не прерывался, а развивался стабильно и планомерно.

В этом смысле «не было бы счастья, да несчастье помогло». Если заглянуть в будущее, вся жизнедеятельность университета возможна только в применении цифровых технологий, в управлении на основе данных — кадровых, финансовых, имущественных и т. д. Образовательную сферу тоже уже не представить без онлайн-курсов, виртуальных тренажеров, с помощью которых студенты постигают суть процессов, происходящих на том или ином производстве.

Без цифрового управления информационными потоками невозможно координировать проектное обучение. Работодатели предлагают тысячу проектов, в студенческих группах под кураторством представителей партнерских организаций и предприятий и наших преподавателей кто-то из студентов выступает разработчиком, кто-то — руководителем или исполнителем. И поскольку проекты напрямую связаны с реальным производством, у ребят появляется дополнительная, мощная мотивация: они понимают, зачем им тот или иной курс, те или иные знания, навыки и умения. К примеру — зачем им изучать определенный язык программирования: потому что он нужен для успешного осуществления проекта.

Будущее — за массовым внедрением проектного обучения, которое позволяет готовить востребованных специалистов. Под эту задачу мы настраиваем различные сервисы, например, «Личный кабинет партнера», где партнер-работодатель выдает задания, вместе с преподавателем отслеживает их выполнение.

Наряду с проектным обучением мы внедрили программу индивидуальных траекторий образования. Они дают студентам большую свободу выбора не только дополнительных курсов, но и — в зависимости от способностей, возможностей и потребностей — уровня их сложности, и конкретных преподавателей, и темпа прохождения того или иного курса. Программа индивидуальных образовательных траекторий очень успешно реализуется в институте радиоэлектроники и информационных технологий. Его мы выбрали в качестве пилотного, и уже два курса в ИРИТ-РтФ полностью охвачены технологией индивидуальных образовательных траекторий. Теперь мы распространяем их на другие институты, запускаем проекты не только для инженеров и айтишников, но и для гуманитарных, социальных специальностей, для экономистов.

Благодаря всем этим наработкам УрФУ стал методическим центром для вузовской системы России по распространению лучших цифровых практик и переподготовке вузовских кадров страны. Именно для этого в стенах нашего университета на государственные средства был создан международный научно-методический центр трансфера компетенций цифровой экономики.

2020 год для Уральского федерального университета был по-настоящему богатым на события и достижения. Об итогах этого года и планах на 2021-й рассказывает ректор вуза Виктор Кокшаров

Справились с вызовами пандемии

— Виктор Анатольевич, 2020-й — год 100-летия УрФУ. Какие события из канвы юбилейных вы выделяете особенно, чем запомнился юбилей?

— Мне запомнился тот душевный подъем, с которым наш коллектив, наши выпускники подошли к 100-летию университета. Несмотря на то, что пришлось проводить праздничные мероприятия в усеченном формате, отклик был горячий. Мы провели торжественное заседание ученого совета, где поблагодарили наших лучших преподавателей и сотрудников, вручили им юбилейные медали, которые были изготовлены по решению ученого совета. Состоялось большое торжественное собрание с участием випов: приехали помощник президента Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Наших преподавателей и сотрудников еще раз поблагодарили, наградили, сказали им очень теплые слова.

Было очень много поздравлений, в том числе от тех, от кого и не ожидали: университет поздравил Генеральный секретарь ООН. Пришли поздравления от президента России, а также президентов Германии и Чехии, которые являются нашими почетными докторами, от первого президента Казахстана, от председателя Правительства России, многих министров, в том числе Сергея Лаврова, Олега Матыцина, от многих министров и послов иностранных государств, от наших партнерских университетов. Мы почувствовали, что все они любят, ценят и уважают Уральский федеральный университет. Это достойное признание той роли, которую играет вуз, его сотрудники, преподаватели и выпускники в жизни общества.

Многие выпускники откликнулись не только участием в торжественных мероприятиях, а помогают взносами в эндаумент-фонд университета. Монгольское представительство ассоциации наших выпускников инициировало вручение вузу высшей государственной награды Монголии — ордена Сухэ-Батора, мы получили его из рук посла Монголии в России. Это, безусловно, очень приятно. Кстати, это второй монгольский орден, которым удостоен университет: почти 40 лет назад он был награжден монгольским орденом Трудового Красного Знамени.

К юбилею выпущены две книги и документальный сериал об истории университета. Одним словом, считаю, что 100-летие мы отметили достойно.

— На юбилей, к сожалению, наложилась пандемия коронавируса. Зато университет в короткие сроки сделал гигантский шаг в цифровизации учебных, научных, инновационных, административных процессов. Каковы дальнейшие планы вуза на этом направлении?

— Да, пандемия наложила жесткие ограничения на всю нашу деятельность. Но коллектив университета очень профессионально справился с вызовами. С конца марта, когда мы перешли на дистант, и по декабрь дополнительные расходы УрФУ на преодоление последствий пандемии составили 183 млн руб. Только дезинфекционных материалов закуплено 5,5 тыс. литров, кроме того — более 600 тыс. масок. Приобретены термометры, которые позволяют замерять температуру сразу у 20 человек, во всех помещениях проводится специальный клининг.

Если говорить о цифровой составляющей, то мы улучшили наши серверное оборудование и программное обеспечение, модернизировали виртуальное облако. В общем, очень многое сделано, чтобы даже в экстремальных условиях пандемии образовательный и научный процесс не прерывался, а развивался стабильно и планомерно.

В этом смысле «не было бы счастья, да несчастье помогло». Если заглянуть в будущее, вся жизнедеятельность университета возможна только в применении цифровых технологий, в управлении на основе данных — кадровых, финансовых, имущественных и т. д. Образовательную сферу тоже уже не представить без онлайн-курсов, виртуальных тренажеров, с помощью которых студенты постигают суть процессов, происходящих на том или ином производстве.

Без цифрового управления информационными потоками невозможно координировать проектное обучение. Работодатели предлагают тысячу проектов, в студенческих группах под кураторством представителей партнерских организаций и предприятий и наших преподавателей кто-то из студентов выступает разработчиком, кто-то — руководителем или исполнителем. И поскольку проекты напрямую связаны с реальным производством, у ребят появляется дополнительная, мощная мотивация: они понимают, зачем им тот или иной курс, те или иные знания, навыки и умения. К примеру — зачем им изучать определенный язык программирования: потому что он нужен для успешного осуществления проекта.

Будущее — за массовым внедрением проектного обучения, которое позволяет готовить востребованных специалистов. Под эту задачу мы настраиваем различные сервисы, например, «Личный кабинет партнера», где партнер-работодатель выдает задания, вместе с преподавателем отслеживает их выполнение.

Наряду с проектным обучением мы внедрили программу индивидуальных траекторий образования. Они дают студентам большую свободу выбора не только дополнительных курсов, но и — в зависимости от способностей, возможностей и потребностей — уровня их сложности, и конкретных преподавателей, и темпа прохождения того или иного курса. Программа индивидуальных образовательных траекторий очень успешно реализуется в институте радиоэлектроники и информационных технологий. Его мы выбрали в качестве пилотного, и уже два курса в ИРИТ-РтФ полностью охвачены технологией индивидуальных образовательных траекторий. Теперь мы распространяем их на другие институты, запускаем проекты не только для инженеров и айтишников, но и для гуманитарных, социальных специальностей, для экономистов.

Благодаря всем этим наработкам УрФУ стал методическим центром для вузовской системы России по распространению лучших цифровых практик и переподготовке вузовских кадров страны. Именно для этого в стенах нашего университета на государственные средства был создан международный научно-методический центр трансфера компетенций цифровой экономики.

— Вы упомянули о дистанционном образовании. Насколько я знаю, абитуриенты, студенты и их родители беспокоятся: как бы дистант не вытеснил привычное очное обучение...

— Мы с нетерпением ждем возвращения к офлайн-обучению. Все соскучились друг по другу, по преподавателям, по живому общению. Но от дистанта уже не откажемся. Если до пандемии онлайн-обучение составляло 5% образовательного процесса, то сейчас мы ставим задачу довести его долю во всех образовательных программах до 20%, а к 2030 году выйдем на 40%. И это будет окончательный рубеж.

Пугающие прогнозы звучат уже несколько лет, но они не оправдались и не оправдаются. Даже по Закону об образовании дистант — это только вспомогательная технология, которая применяется во всех формах образования: очном, заочном, очно-заочном. Дистант очень помогает в индивидуализации обучения, это большое подспорье для студентов с ограниченными возможностями здоровья. И все же он никогда не заменит непосредственное общение. Университет во все времена — то место, где рождаются новые знания, а это возможно только в живой дискуссии, в работе с оборудованием. В дистанционном режиме такую «точку кипения» не создать.

Становимся интегратором в реализации проектов

— Виктор Анатольевич, университет — это не только образование, но и наука, и инновационная деятельность. Расскажите, пожалуйста, об основных достижениях УрФУ в уходящем году на этих направлениях.

— Год оказался удачным и в этих сферах. Мы все больше становимся организацией-интегратором в реализации крупных научных и инновационных проектах. Например, объединяем усилия целого ряда научных и производственных коллективов в решении задач госкорпорации «Росатом». Только в этом году мы выполняем соответствующие заказы «Росатома» на 500 млн руб. Решение этих крайне важных задач приведет к 70-кратному уменьшению объемов высокоактивных ядерных отходов и 30-кратному сокращению периода их полураспада, а в целом — к сохранению лидерства России на международном рынке ядерных технологий.

Кроме того, мы выполняем большое количество проектов по грантам Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, по 218-му постановлению Правительства РФ, когда через предприятия выделяются средства на создание высокотехнологичных производств, по 220-му постановлению о мегагрантах на организацию лабораторий в передовых областях науки.

Одно из свидетельств нашего серьезного потенциала — победа в конкурсе на право создания Научно-образовательного центра мирового уровня. Это совместная инициатива УрФУ, Уральского отделения РАН, университетов, органов власти и предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Защита нашего проекта НОЦ на совете, который возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, прошла блестяще. Презентацию проекта делал губернатор Челябинской области Андрей Текслер. Совет принял положительное решение, оно поддержано распоряжением федерального правительства.

Таким образом, мы приступаем к реализации проектов, являющихся начинкой НОЦ. Регионы уже выделяют средства на выполнение этих проектов на условии софинансирования промышленными предприятиями, которые заказывают работы университетам и академическим институтам. В частности, Свердловская область предусматривает выделение 100 млн руб.

Еще одно направление нашей инновационной активности связано с цифровым развитием и университета, и промышленности. Я говорю об инжиниринговом центре цифровых технологий машиностроения, который занимается разработкой цифровых двойников материалов, технологий, процессов. Центр уже оснащен, работает и выстраивает тесную кооперацию с промышленными предприятиями в Свердловской области и за ее пределами, подписано большое количество соглашений. Есть и ряд других проектов, в которых мы выполняем интеграционную роль, и в этом тоже видим большое будущее университета.

— Поговорим о таком комплексном показателе развития вуза, как позиции в международных рейтингах. За последние четыре года УрФУ поднялся в QS World University Rankings более чем на 300 позиций и сейчас занимает 331-е место. А если говорить о других рейтингах?

— Публикационная активность (а на 1 декабря этого года в значимых журналах с импакт-фактором выше 1 вышла почти 1 000 статей наших ученых, это больше, чем в прошлом году), увеличение доли науки, успехи в конкурсах на грантовое финансирование, активная работа с предприятиями — все это совершенно очевидно сказывается на наших позициях в международных рейтингах. Во всех основных рейтингах УрФУ демонстрирует хорошие темпы продвижения.

Особенно заметно продвижение университета в предметных рейтингах QS: мы входим в четыре важнейших отраслевых рейтинга — по гуманитарным наукам и искусству, социальным наукам и менеджменту, инженерным, а также естественным наукам. Среди всех российских вузов только шесть представлены в этих четырех отраслевых рейтингах.

При этом по социальным наукам и менеджменту мы выросли в этом году на 100 позиций, по инженерным и естественным наукам — на 30 и больше. Но самый поразительный рост — по гуманитарным наукам и искусству: плюс более чем 130 позиций и 274-е место в мире. Так что наши гуманитарии рулят, они молодцы, я им аплодирую.

Если взять отдельные предметные рейтинги, то в математике, механике, химии, материаловедении мы выросли на 50 позиций. Впервые вошли в рейтинги по бизнесу, лингвистике, археологии и философии, причем в археологии — сразу в группу 151–200, а в философии — 101–150 сильнейших университетов мира. В предметных рейтингах другого авторитетного агентства, Times Higher Education, мы тоже сильно приросли: по физике и бизнесу — сразу на 100 позиций. В Шанхайском, наукометрическом, рейтинге, куда вообще не просто попасть, мы в группе 701–800 лучших университетов, при этом делим 5–6-е места среди всех российских университетов, вместе с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ.

— Уходящий год отметился еще и окончанием программы «5-100», на смену приходит программа стратегического академического лидерства, и УрФУ будет участвовать в соответствующем конкурсе. Каковы перспективы?

— Мы надеемся, что программа стратегического академического лидерства вскоре будет согласована Правительством РФ. В этой программе предусматриваются два трека — трек опорного университета и исследовательский. Мы сознательно выбрали исследовательский, он предполагает большую интеграцию с академическими институтами и нацеленность на мировое исследовательское лидерство, взаимодействие с зарубежными партнерами, на продвижение в тех же международных рейтингах. Это означает постановку очень серьезных целей и задач и энергичное движение к ним. Участие в этой программе не принесет много денег, но это «турник», за который если взялся, то обязан подтягиваться, то есть так менять все стороны жизнедеятельности университета, чтобы соответствовать высочайшим мировым стандартам.

Наследие Универсиады

— Какими вехами социального развития университета запомнится 2020 год?

— Прежде всего, отмечу, что в этом году, благодаря в том числе поддержке нашего Наблюдательного совета, государство выделило нам 1,3 млрд руб. на строительство нового общежития. Сейчас идет снос старого, знаменитой «девятки» на ул. Фонвизина, 8, где жили «металлурги». И уже в 2022 году новое общежитие, построенное на его месте по самым современным стандартам, примет 1328 человек.

Кроме того, в районе ЭКСПО-центра уже ведется строительство городка Универсиады на 8,5 тыс. проживающих, наших студентов и преподавателей. Там же будет возведена новая университетская поликлиника, новый стадион, а поблизости вырастет Дворец водных видов спорта. Городок будет введен в строй в 2023 году, и это будет огромным рывком в развитии инфраструктуры университета.

Помимо этого, в рамках подготовки к Универсиаде мы отремонтируем наши здания, легкоатлетический манеж и зал игровых видов спорта, капитально реконструируем стадион на улице Коминтерна. Полностью изменятся трибуны и подтрибунные помещения, появятся душевые и раздевалки, самое современное освещение, электронное табло, новое поле и периметр безопасности, предусмотрена возможность подключения «Матч-ТВ» и других телекомпаний и организации прямых трансляций. После реконструкции стадион сможет принимать соревнования на уровне чемпионата мира.

В заключение я хочу сказать, что все, чего мы добились, — это результат напряженного труда наших студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, которые в очень непростых условиях сумели качественно организовать образовательный процесс и выполнить учебную программу, очень многое сделать в продвижении университетской науки и инноваций.



Источник: ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся