О Дне Победы
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД
Позади май, отгремели залпы салюта, страна и мир отметили День Победы. Праздник ветеранов-фронтовиков, тружеников тыла, всего нашего народа и других народов-победителей. Величественный парад на Красной площади, возложение венков к могиле Неизвестного солдата. Вновь — не только в России, но и во многих других странах — шествия Бессмертного полка — гражданской инициативы, получившей по-настоящему глобальный размах. В них приняли участие сотни тысяч россиян, соотечественников и граждан других стран — все, кому дорога память Победы и память тех, кто ее приближал.
Впереди еще одна дата — 22 июня — день памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне. Мы будем вспоминать тех, кто пал в боях, был замучен в плену и концлагерях, умер от голода и тягот военного времени. Начинается подготовка и к празднованию в следующем году 75-летия Победы, которое, безусловно, пройдет на уровне, подобающем масштабу подвига и величию духа всех героев той войны. И невольно задумываешься: что значит день 9 мая для народов, стоявших на грани уничтожения, и почему сегодня этот праздник кому-то так не нравится?
Позади май, отгремели залпы салюта, страна и мир отметили День Победы. Праздник ветеранов-фронтовиков, тружеников тыла, всего нашего народа и других народов-победителей. Величественный парад на Красной площади, возложение венков к могиле Неизвестного солдата. Вновь — не только в России, но и во многих других странах — шествия Бессмертного полка — гражданской инициативы, получившей по-настоящему глобальный размах. В них приняли участие сотни тысяч россиян, соотечественников и граждан других стран — все, кому дорога память Победы и память тех, кто ее приближал.
Впереди еще одна дата — 22 июня — день памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне. Мы будем вспоминать тех, кто пал в боях, был замучен в плену и концлагерях, умер от голода и тягот военного времени. Начинается подготовка и к празднованию в следующем году 75-летия Победы, которое, безусловно, пройдет на уровне, подобающем масштабу подвига и величию духа всех героев той войны. И невольно задумываешься: что значит день 9 мая для народов, стоявших на грани уничтожения, и почему сегодня этот праздник кому-то так не нравится?
Для меня как человека первого послевоенного поколения, выросшего на рассказах фронтовиков, семейных историях о войне, ответы на эти вопросы очевидны. Народы Советского Союза и других стран стали объектом человеконенавистнической идеологии нацизма, а затем — жертвой агрессии со стороны самой мощной, организованной и мотивированной военной машины того времени. Ценой страшных жертв СССР внес решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, вместе с союзниками освободил Европу от фашистской чумы. Победа заложила фундамент послевоенного мироустройства на началах коллективной безопасности и межгосударственного сотрудничества, открыла путь к созданию ООН. Таковы факты.
Однако, к сожалению, далеко не для всех в мире память о Победе является священной. Печально, что и в России есть те, кто подхватил мифы, распространяемые желающими похоронить эту память, и кто считает, что пришло время отказаться от торжественного празднования Дня Победы. Чем солиднее становятся цифры годовщин, тем чаще приходится сталкиваться с историческим беспамятством.
Как это ни горько осознавать, мы видим попытки дискредитации героев, искусственного зарождения сомнений в правильности того пути, которым шли наши предки. Как за границей, так и у нас доводится слышать, что в России идет милитаризация общественного сознания, а парады и шествия в День Победы — это ничто иное, как насаждение воинственных, милитаристских настроений на государственном уровне. Тем самым Россия якобы отвергает гуманизм и ценности «цивилизованного» мира. Тогда как в Европе, мол, забыли о «прошлых обидах», примирились и «толерантно» выстраивают «отношения, устремленные в будущее».
Наши недоброжелатели стремятся умалить роль Советского Союза во Второй мировой войне. Представляют СССР если не как главного виновника войны, то как агрессора — наряду с фашистской Германией, муссируют тезисы о «равной ответственности». На одну доску цинично ставятся нацистская оккупация, унесшая десятки миллионов жизней, преступления коллаборационистов и освободительная миссия Красной армии. Возводятся монументы в честь пособников фашистов. В то же время памятники воинам-освободителям и захоронения павших бойцов в отдельных странах подвергаются осквернению и разрушению. Хотел бы напомнить: Нюрнбергский трибунал — а его решения стали неотъемлемой частью международного права — четко определил, кто стоял на стороне добра, а кто на стороне зла. В первом случае — это СССР, вознесший на алтарь Победы миллионы жизней своих сынов и дочерей, другие государства антигитлеровской коалиции. Во втором — режим Третьего рейха, страны Оси и их приспешники, в том числе на оккупированных территориях.
Однако в западную систему образования внедряются ложные трактовки истории. В ход идут мистификации, псевдоисторические теории, рассчитанные на принижение подвига наших предков. Молодежь убеждают в том, что главная заслуга в победе над фашизмом и освобождении Европы принадлежит не советским войскам, а Западу благодаря высадке в Нормандии — менее чем за год до разгрома фашизма.
Мы свято чтим вклад в общую Победу всех союзников в той войне, считаем постыдными попытки вбить клин между нами. Но как бы ни старались фальсификаторы истории, огонь правды не затушить. Именно народы Советского Союза сломали хребет Третьего рейха. Это факт.
Отвратительно выглядят нападки на сам День Победы, на само празднование великого подвига тех, кто победил в страшнейшей войне.
В Европе с ее пресловутой политкорректностью пытаются сгладить «острые исторические углы», подменить воинские почести победителям «нейтральными» примиренческими мероприятиями. Спору нет: надо смотреть вперед, но нельзя забывать уроки истории.
Мало кому было дело до того, что на Украине, стремящейся к «европейским ценностям», ушедший режим Порошенко объявил государственным праздником день основания «Украинской повстанческой армии» — преступной организации, виновной в гибели десятков тысяч мирных украинцев, белорусов, русских, поляков, евреев (в самом Израиле, народ которого пережил Холокост, 9 мая объявлен официальным праздником — Днем Победы). Другие вопиющие примеры из нашего ближайшего зарубежья: факельные, как в фашистской Германии, шествия необандеровцев по центральным улицам города-героя Киева, марши ветеранов и поклонников «Ваффен-СС» в Риге и Таллине. Хочется спросить у тех, кому не нравятся слезы наших ветеранов на парадах, кто критикует «военизированные» акции в честь Победы: как вам такая «демилитаризация» сознания по-европейски?
Никто, конечно, в этом не признается, но налицо факты: и США, и НАТО, и ЕС многое прощают тем своим младшим партнерам, которые делают карьеру на ярко выраженной русофобии. Ради их использования для сохранения западных альянсов на антироссийских позициях, для отказа от равноправного прагматичного диалога с Москвой этим ребятам сходит с рук все, включая прославление фашистских подручных и махровый шовинизм в отношении русских и других национальных меньшинств.
Кроме того, порой возникает впечатление, что целью подобного попустительства со стороны Запада является освобождение от ответственности тех, кто, пойдя на сговор с Гитлером в Мюнхене в 1938 году, пытался направить фашистскую агрессию на Восток. Желание многих в Европе переписать ту постыдную страницу истории можно, наверное, понять. Ведь в итоге на Третий рейх заработали экономики целого ряда стран континентальной Европы, а государственный аппарат многих из них участвовал в развязанном нацистами геноциде русских, евреев и других народов. Видимо, не случайно члены ЕС и НАТО регулярно отказываются от поддержки инициируемой Россией резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости героизации нацизма. И «альтернативное видение» Второй мировой у западных дипломатов — явно не от незнания истории (правда, с этим тоже есть проблемы).
Не лишне напомнить, что даже в годы холодной войны подобного кощунства не наблюдалось, хотя идеологическое противостояние, казалось бы, к этому располагало. Тогда мало кто осмеливался оспаривать решающую роль СССР в нашей общей Победе и тот авторитет, который наша страна имела в послевоенный период. Что безоговорочно признали наши западные союзники. Именно они, кстати, инициировали раздел Европы на «сферы ответственности» — еще в 1944 году, когда на советско-британских переговорах У.Черчилль поставил этот вопрос перед И.В.Сталиным.
Сегодня, извращая прошлое, западные политики и пропагандисты хотят заставить общественность сомневаться в справедливости того мироустройства, которое было утверждено в Уставе ООН по итогам Второй мировой войны. Взят курс на подрыв существующей международно-правовой системы, ее замену на некий «порядок, основанный на правилах». Создавать же этот порядок хотят по принципу «кто сильнее, тот и прав», по «закону джунглей».
Это прежде всего относится к США и американским особенностям восприятия истории XX столетия. Там до сих пор распространено представление о «двух хороших войнах», в результате которых Америка обеспечила себе военное доминирование в Западной Европе и ряде других регионов мира, укрепила уверенность в своих силах, испытала экономический бум, вышла в мировые лидеры.
Американцы с не меньшим, чем европейцы, энтузиазмом создают образ «милитаристской России». Однако бóльшая часть их собственной истории — пример бесконечных захватнических войн. За 243 года «американской исключительности» интервенционизм стал неотъемлемым элементом внешней политики Вашингтона. Более того, политическая элита США воспринимает применение силы как естественный элемент «принуждающей дипломатии» (coercive diplomacy), призванный решать самый широкий круг задач, включая внутриполитические.
Ни одна избирательная кампания в США не обходится без примеривания кандидатами на себя тоги главнокомандующего в действии. Доказательством доблести американского политика считается готовность прибегнуть к использованию силы по любому поводу. Есть множество примеров реализации подобных стереотипов под различными «благовидными» предлогами: на Гренаде в 1983 году, в Панаме в 1989-м, Югославии в 1999-м или в Ираке в 2003 году. При этом в Америке чтят своих павших солдат — независимо от того, за какое дело они воевали. И в мае отмечают Memorial Day, причем ни у кого не возникает подозрений в «милитаризме», когда в разных городах США проводятся военно-морские парады и авиашоу с участием военной техники.
Нас же, по сути, обвиняют в том, что мы помним отцов и дедов, сложивших головы в священной освободительной войне, отдаем им воинские почести, широко и с гордостью празднуем День Победы. Разве Россия или СССР развязали две мировые войны? Разве это у нас сегодня разветвленная сеть военных баз, созданных для контроля над всем миром?
Для дипломатов и политиков 9 мая — еще и повод вспомнить о том, что государства антигитлеровской коалиции в 1945 году назвали себя Объединенными Нациями. В годы войны они стояли плечом к плечу. Проводили Арктические конвои, братались на Эльбе. Французские летчики в составе истребительного авиаполка «Нормандия — Неман» били врага на советско-германском фронте. Осознание общей угрозы в лице человеконенавистнической идеологии национал-социализма помогло государствам с разными политическими и социально-экономическими моделями отбросить противоречия. Объединяющим фактором стала вера в то, что разгром гитлеровской Германии должен ознаменовать торжество справедливости и победу света над мраком.
После окончания войны союзники выстроили новую архитектуру международных отношений вокруг идеала равноправного сотрудничества между суверенными государствами. Создание ООН должно было стать гарантией от повторения печальной судьбы предшественницы — Лиги Наций. Отцы-основатели хорошо усвоили уроки истории: без «концерта великих держав» — единодушного согласия ведущих стран планеты, занявших постоянные места в Совете Безопасности, — мир не может быть стабильным. Их заветом должны руководствоваться и мы сегодня.
В этом году, участвуя в торжественных мероприятиях в честь Дня Победы, мы еще раз сказали всем, кто хочет услышать: «Да, мы готовы так же решительно, как наши предки, противостоять любому агрессору. Но русские не хотят войны, не хотят повторения ужасов и страданий». Историческое предназначение нашего народа — быть на страже мира. Мира, который мы стараемся сохранить. И поэтому протягиваем руку всем, кто хочет быть добрыми партнерами. У западных коллег уже давно есть наши предложения, открывающие реалистичные пути к преодолению конфронтации и созданию надежного заслона всем, кто допускает возможность ядерной войны. Их подкрепило сделанное в мае нынешнего года обращение государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности к Североатлантическому альянсу начать профессиональный деполитизированный диалог по проблемам стратегической стабильности.
Уверен: именно с мыслями о мире граждане России и других стран 9 мая 2020 года будут смотреть парады в честь 75-летия Великой Победы и выйдут на улицы городов в рядах Бессмертного полка с георгиевскими ленточками на груди. Память о павших в борьбе с врагами Отечества, врагами человеческой цивилизации жива до тех пор, пока с нами есть Великий праздник народов-победителей, праздник спасения, праздник освобождения. И не надо стыдиться масштабов этого торжества.
Источник: Международная жизнь.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |