Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Григорий Карасин

Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член РСМД

Интервью информагентству АПА «Азери пресс», 29 апреля 2015 года

Как Вы оцениваете отношения между Азербайджаном и Россией?

Азербайджан – важный стратегический партнер России. В основе наших отношений – принципы равноправия и добрососедства, вековые традиции дружбы и взаимного уважения. Развитие взаимодействия между нашими странами объективно способствует укреплению стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе.

Мощный импульс нашим многогранным связям придает интенсивный политический диалог. Между главами наших государств – В.В.Путиным и И.Г.Алиевым сложились открытые и доверительные отношения. В 2014 году президенты встречались трижды. Ждем И.Г.Алиева в Москве 9 мая – он с благодарностью принял приглашение нашего Президента принять участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Поддерживаются многочисленные контакты по парламентской линии, на уровне вице-премьеров и руководителей ключевых ведомств. В настоящее время готовится официальный визит в Москву Министра иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъярова. Растет интерес к республике со стороны российских регионов – в 2014 году Азербайджан посетили делегации 22 субъектов федерации.

Россия закрепила за собой позиции ведущего внешнеэкономического партнера Азербайджана. По итогам прошлого года товарооборот достиг рекордного уровня в 4,008 млрд. долл. США. Заметно активизировала свою работу Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. В частности, в завершающую фазу вступает подготовка Программы экономического сотрудничества на период до 2020 года. Активизации сотрудничества в инвестиционной сфере послужит подписанное 29 сентября 2014 г. в Астрахани соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Значительно продвинулась работа над проектом меморандума о формировании российско-азербайджанской инвестиционной платформы на базе Российского фонда прямых инвестиций и Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики. Идет процесс формирования Рабочей группы высокого уровня по координации взаимодействия в энергетике. Важную роль в укреплении двусторонних деловых и межрегиональных связей будет играть Выставочно-торговый центр Азербайджана на ВВЦ, соглашение о создании которого подписано в сентябре 2014 г. в Баку. Расширению взаимных торговых потоков призвано содействовать развитие транспортной инфраструктуры на российско-азербайджанской границе. В повестке дня – строительство нового автомобильного моста через реку Самур.

Велико значение наших гуманитарных связей, опирающихся в значительной степени на прочные позиции русского языка в Азербайджане, имеющего поддержку на государственном уровне, и культурную общность народов наших стран.

Наращиванию контактов в этой сфере способствует ежегодное проведение Бакинского международного гуманитарного форума. Этот формат взаимодействия представителей научного и культурного сообщества, действующий под патронатом президентов России и Азербайджана с 2011 года, получил мировое признание и стал востребованной площадкой для обсуждения актуальных проблем современности.

В этом году Баку принимает первые в истории континента Европейские игры. Мы знаем, что Азербайджан серьезно готовится к проведению этого знакового мероприятия. Большое впечатление произвела презентация Европейских игр «Баку-2015» в Москве, организованная по инициативе и при участии Первой леди Азербайджана М.А.Алиевой. Как известно, в играх примет участие представительная команда России, в состав которой войдут около 300 спортсменов. Желаем азербайджанским друзьям успеха в проведении игр.

Как Россия оценивает позицию Азербайджана в вопросе Украины?

Для нас, разумеется, очень важна взвешенная линия дружественного Азербайджана по Украине и Крыму. Видим в этом еще одно проявление самостоятельности внешнеполитического курса Баку, который определяется не конъюнктурными соображениями, а стратегическими национальными интересами. В этом видится гарантия того, что страна не окажется заложником чужого геополитического проекта, как это случилось, к сожалению, с Украиной. Азербайджан не присоединился к международной антироссийской кампании, и мы это ценим. Более того, на фоне санкций в отношении нашей страны развернута совместная работа по увеличению поставок азербайджанской сельхозпродукции в Россию. По решению Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству 
(Баку, сентябрь 2014 г.) создана Рабочая группа по сотрудничеству в области сельского хозяйства. На днях, 15-16 апреля, состоялось ее первое заседание.

Каков процесс демаркации границ между Россией и Азербайджаном?

Демаркация государственной границы осуществляется в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе от 3 сентября 2010 года Совместной демаркационной комиссией. Ее российская часть была образована распоряжением Правительства Российской Федерации 6 марта 2012 года.

Комиссией проведено два заседания и три встречи рабочих групп. Разработано и утверждено более десятка правил, инструкций и других нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по демаркации российско-азербайджанской границы. В настоящий момент Комиссия работает над созданием Карты государственной границы, другими вопросами топографо-геодезического обеспечения демаркации.

Третье заседание Комиссии состоялось 21-23 апреля с.г. в Москве.

Было отмечено, что на последней встрече рабочей группы по правовому статусу Каспия в Баку было достигнуто согласие по большей части соответствующей Конвенции. Может ли саммит, который планируется провести в Астане, стать заключительной встречей в связи с принятием Конвенции, и, в целом, какие вопросы остаются несогласованными и между какими государствами существуют разногласия?

На каспийском треке позиции России и Азербайджана во многом созвучны. В целом мы удовлетворены прогрессом на пятисторонних переговорах по проекту Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, считаем, что последний их раунд, состоявшийся в марте в Баку, позволил заметно сблизить позиции прибрежных стран по ряду открытых вопросов. Продвижение стало возможным благодаря договоренностям, достигнутым на высшем уровне в ходе Четвертого каспийского саммита в Астрахани в сентябре прошлого года. Опираясь на эти договоренности, выйти на готовый документ уже к следующей встрече глав каспийских государств в Казахстане вполне реально. Что же касается последней части Вашего вопроса, то хочу напомнить, что переговоры по договоренности между всеми их участниками ведутся в конфиденциальном режиме. Как показывает практика, такой подход себя оправдывает, позволяет избегать излишней публичной полемики, вести дискуссию откровенно, с прицелом на результат. Позвольте придерживаться этой договоренности и мне.

Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Существуют мнения, что за эти несколько лет в деятельности Минской группы не было никакого прогресса. Были даже предложения поменять формат, в частности, вовлечь Германию и Турцию в качестве сопредседателей. Что Вы думаете об этом?

Россия, являясь сопредседателем Минской группы ОБСЕ, на протяжении более двух десятилетий продолжает играть активную роль в нагорно-карабахском урегулировании (НКУ). С учетом географической близости и общей истории наших народов разблокирование конфликта имеет для нас первостепенное значение. Содействие сторонам в НКУ относится к числу российских внешнеполитических приоритетов. Об этом прямо говорится в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Именно поэтому более 30-ти встреч президентов Азербайджана и Армении, проведенных на разновременных этапах урегулирования, состоялись в трехстороннем формате, с участием России. Важными вехами на этом пути являются соглашения о прекращении огня 1994 г. и укреплении режима прекращения огня 1995 г., принятые при прямом посредничестве России, Московская декларация 2008 г. – первый и пока единственный документ по НКУ, под которым стоят подписи президентов Азербайджана и Армении. Последняя встреча И.Г.Алиева и С.А.Саргсяна при участии В.В.Путина состоялась 10 августа 2014 г. в Сочи. Помимо политического урегулирования, обсуждались вопросы, связанные с обострением напряженности между сторонами. Незамедлительным результатом встречи стало существенное снижение уровня вооруженного противостояния, которое полыхнуло в зоне конфликта в конце июля – начале августа и повлекло за собой ощутимые человеческие потери.

Что касается Минской группы ОБСЕ, активными участниками которой, кстати, являются Германия и Турция, то в ее задачи входит содействие сторонам конфликта. При этом хочу подчеркнуть, что посредники могут помочь, «подставить плечо», предложить вариант развязки. Само же урегулирование зависит не от них, а от сторон. Это аксиома любого урегулирования. В данном отношении трагический нагорно-карабахский конфликт, как бы глубок и сложен он ни был, не исключение.

Рассчитывать на то, что откуда-то извне возникнут «волшебные рецепты» мгновенного разрешения нагорно-карабахского конфликта, ни сторонам, ни посредникам не приходится. Это дорога, которую осилит идущий.

Полагаю, что в рамках деятельности Минской группы и ее сопредседательства накоплен уникальный посреднический опыт. С учетом деликатности карабахской темы любые попытки видоизменить формат могут привести к размыванию переговорного процесса и откату назад в позициях сторон.

Источник: Пресс-служба МИД РФ

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся