Прежде всего, понимание образования как инвестиции непосредственно связано с принятыми недавно решениями не рассматривать впредь образование как услугу. По инициативе президента соответствующие поправки вносятся в российское законодательство об образовании. Это действительно не услуга. Для преподавателя, учителя это прежде всего служение. Для ответственного гражданина ― инвестиция в свое будущее. Для государства ― инвестиция в будущее страны. Это очень важно: услуга исчезает в момент потребления, тогда как инвестиция дает отдачу. И в этом смысле образование прежде всего инвестиция.
Для критиков понимание образования как инвестиции сводится почему-то к товарно-денежным отношениям. Это странный подход для людей, имеющих, наверное, какое-то образование и опыт учебы.
Формат образования стремительно меняется. Его современная модель скорее позволяет говорить об учебе как об инвестиции в свое будущее. О минусах стандартных программ и росте запросов на качественный индивидуальный подход «Снобу» рассказал ректор РАНХиГС Владимир Мау.
Образование не услуга
Прежде всего, понимание образования как инвестиции непосредственно связано с принятыми недавно решениями не рассматривать впредь образование как услугу. По инициативе президента соответствующие поправки вносятся в российское законодательство об образовании. Это действительно не услуга. Для преподавателя, учителя это прежде всего служение. Для ответственного гражданина ― инвестиция в свое будущее. Для государства ― инвестиция в будущее страны. Это очень важно: услуга исчезает в момент потребления, тогда как инвестиция дает отдачу. И в этом смысле образование прежде всего инвестиция.
Для критиков понимание образования как инвестиции сводится почему-то к товарно-денежным отношениям. Это странный подход для людей, имеющих, наверное, какое-то образование и опыт учебы.
Инвестиция — это прежде всего затрата определенных усилий с ожиданием получить отдачу. Это могут быть и деньги, и время. И те, кто приходит учиться, — во всяком случае, в ведущие вузы — хотят не просто весело провести время. Они рассчитывают на результат ― эффект от затраченных усилий.
Между прочим, государство также хочет получить отдачу от вложений в образование ― и рост благосостояния, и рост производительности, и рост культуры. Для государства это тоже инвестиция.
Повышение доступности высшего образования
Тезис, что образование — это не услуга, а инвестиция, не противоречит задаче расширения доступности высшего образования и его бюджетного финансирования. Я в принципе выступаю за переход в перспективе к всеобщему бесплатному (то есть финансируемому государством) первому профессиональному образованию.
Решения президента и правительства по наращиванию количества бюджетных мест в вузах означают движение в этом направлении. Со временем мы придем к возможности любого гражданина получить высшее образование за государственный счет. Но это будет тоже инвестиция ― и со стороны человека (он должен будет затратить немало времени на образование), и со стороны государства.
Понимание образования как инвестиции важно и для обеспечения непрерывности образования, ведь сейчас люди должны учиться на протяжении всей жизни. Непрерывное образование — это в значительной мере образование взрослых, профессионалов. Они приходят в вузы и ― к вопросу о деньгах ― оплачивают свое образование самостоятельно или за счет компаний, для которых это также инвестиция.
Из этого вытекает следующий тезис: по мере роста благосостояния общества частный спрос на образование будет расти.
Когда удовлетворены основные материальные потребности человека, он начинает все больше вкладывать в здоровье и образование ― как собственное, так и своей семьи. Подчеркиваю, это будет происходить не от бедности государства, а от богатства общества. Более того, даже при достижении всеобщего высшего образования за счет госбюджета частные расходы на образование будут расти ― люди будут стремиться к постоянному обновлению своих знаний и умений. Собственно, это уже происходит на наших глазах.
Обучение по стандартной программе — не лучший путь
Но не следует сводить понимание инвестиции к оплате родителями обучения своих детей. Тем более искажать суть такого явления, как индивидуализации образования. Это не означает внешнее навязывание каких-то программ. Индивидуализация — это именно возможность выбора своей образовательной траектории на основе рекомендаций. Задачи обеспечить такую возможность неоднократно звучали в выступлениях президента.
Индивидуализация образовательных траекторий существовала и раньше. Но реализовывалась она преимущественно (или даже исключительно) через курсы по выбору ― большое число таких курсов было показателем качества вуза. Теперь же современные информационные технологии расширяют возможности этой индивидуализации, в том числе при помощи личностно-профессиональной диагностики, цифрового следа, искусственного интеллекта. Разумеется, это не отменяет возможность обучения по стандартной программе, заданной изначально. Но это не самый лучший путь в образовании.
К счастью, студенты и слушатели, которые приходят в хорошие вузы, все понимают правильно. И поэтому за последние лет десять четко наметился тренд ― более высокий спрос предъявляется на более сложные программы, в том числе сложные в реализации для вуза. Люди понимают: только затратив (инвестировав) труд и время, можно получить в дальнейшем отдачу — и для себя, и для своей семьи, и для своей страны.
Источник: «Сноб»