Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Кузьминов

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член РСМД

Как мы дошли до жизни такой?

Российская образовательная система все еще на 50% представляет собой слепок советской. Ключевой особенностью советской системы высшего образования была тесная связь университетов с отраслями промышленности. Потом эти промышленные  отрасли приватизировались и таким образом возник первый опыт государственно-частного партнерства, развитие которого сейчас рассматривается как один из актуальных для страны вопросов.

В 90-х годах было привычно то, что университеты являлись частью отраслевых комплексов: нефтегазового, железнодорожного, текстильного, медицинского. Получали оттуда заказ на подготовку специалистов на конкретные позиции – инженеров и других. Причем нередко это шло с привязкой к конкретной технологии. Привычно было и то, что на старших курсах студенты получали большие возможности по практикованию полученных знаний и навыков. То есть в идеале специалист готовился под заказ конкретного рабочего места. Это очень красивая легенда, крах которой мы наблюдаем последние 15 лет.

Уже где-то в 2005 году, через 15 лет после начала приватизации в России, ситуация сложилась так, что абсолютное число работодателей заявляло, что университеты им не нужны, потому что они вынуждены переучивать их выпускников. В итоге с 2005 года начался процесс ухода частного бизнеса из университетов. Согласно социологическим опросам работодателей, примерно на 20-30% в год.

Однако в России все же осталось порядка 20% вузов, которые имеют хотя бы формальную отраслевую привязку. В каких формах эта привязка существует в настоящее время? Почти нет образовательных заказов – они переместились в сектор подготовки рабочих. Поступают время от времени заказы на прикладные разработки, но они составляют очень небольшую часть бюджета даже в специализированных университетах. Постсоветская производственная кооперация (назовем ее так) бизнеса и университетов продолжает сокращаться. По всей видимости, потому что ее форма и масштаб целиком унаследованы из той экономики, которая во многом просто перестала существовать.

Наряду с этим с 2005-2007 годов начался процесс формирования новых отношений бизнеса и университетов. Это эндаумент — благотворительные проекты внутри тех университетов, чьим активным руководителям удается уговорить представителей бизнеса. Пока объем таких проектов не превышает нескольких процентов от бюджетов университетов в России. Но, тем не менее, такая форма сотрудничества уже зарождается. И если они будут развиваться теми же темпами, как и сейчас, то по моей оценке, ориентировочно к 2020 году они достигнут 5-7% бюджета всего (!) высшего образования в стране.

И последнее, на что хотел бы обратить внимание. Мы делали несколько попыток в разных университетах по привлечению бизнеса для участия в управлении университетами. Я не знаю ни одного университета, где система управлении была бы эффективно преобразована при участии бизнеса.

Источник: Аргументы и Факты

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся