Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Александр Яковенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, заместитель генерального директора медиагруппы «Россия сегодня», член РСМД

Одной из определяющих черт современного состояния мира служит мощный натиск либеральных элит западных стран на традиционные ценности. Как и во всем, что касается Запада, здесь не обходится без «американского лидерства». Речь о так называемом пробужденчестве (wokeism) и прочих продуктах ультралиберализма, таких как «культура отмены», «критическая расовая теория», категории «инклюзивности», «равноправия» и многие другие. Их смысл сводится к попытке принудительной тотальной интеграции общества, по сути, его гомогенизации, что критики из консервативной части истеблишмента расценивают как внедрение советского опыта ликвидации классовых и иных социальных различий.

Смысловым ядром интеграционизма такого рода стал возникший при Бараке Обаме тезис о «всем обществе» (whole of society), внешне призванный бороться с радикализацией различных элементов, причем в превентивном порядке и с неизбежной опорой на подавление свободы слова и вовлечением в политику бизнеса, университетского сообщества и гражданского общества. Термин «социальная сплоченность» в данном контексте обретает совершенно иной смысл.

Одной из определяющих черт современного состояния мира служит мощный натиск либеральных элит западных стран на традиционные ценности. Как и во всем, что касается Запада, здесь не обходится без «американского лидерства». Речь о так называемом пробужденчестве (wokeism) и прочих продуктах ультралиберализма, таких как «культура отмены», «критическая расовая теория», категории «инклюзивности», «равноправия» и многие другие. Их смысл сводится к попытке принудительной тотальной интеграции общества, по сути, его гомогенизации, что критики из консервативной части истеблишмента расценивают как внедрение советского опыта ликвидации классовых и иных социальных различий.

Смысловым ядром интеграционизма такого рода стал возникший при Бараке Обаме тезис о «всем обществе» (whole of society), внешне призванный бороться с радикализацией различных элементов, причем в превентивном порядке и с неизбежной опорой на подавление свободы слова и вовлечением в политику бизнеса, университетского сообщества и гражданского общества. Термин «социальная сплоченность» в данном контексте обретает совершенно иной смысл.

Как пишет британский философ Джон Грей в своей недавней книге «Новые Левиафаны. Мысли после либерализма» (2023 г.), данный тренд отражает кризис либерализма и в числе прочего призван отвлечь внимание от разрушительного воздействия на общество рыночного капитализма, в первую очередь растущее материальное неравенство. Отсюда и доведение логики индивидуализма до абсурда в форме трансгендерства, представляющего собой не что иное, как стремление людей определить свою биологическую природу — «самосотворение» по Грею.

По ходу разрушается основа основ любого общества — права родителей и семейные отношения в целом. Человек, не достигший совершеннолетия, превращается с самодостаточного гомункула без рода и племени. Уже не говоря о том, что из области общественных отношений изымается ответственность перед предшествующими и будущими поколениями — поэтому история (а заодно и религия) не только переписывается, но и порой отвергается вообще.

Будущее покажет, как далеко зайдет реализация ультралиберальных установок. Пока же не должно удивлять то, что консервативная реакция на ультралиберализм фокусируется на возвращении традиционной семьи в «центр американской жизни», как следует из опубликованного в этом году Фондом «Наследие» 900-страничного манифеста «Проект 2025», содержащего дорожную карту будущего республиканского президентства. Идейный ориентир его авторов — Рональд Рейган, который, между прочим, сказал в 1975 г. (в разгар экономического кризиса в США), что «если фашизм когда-нибудь и придет в Америку, то придет он под видом либерализма».

В свете сохраняющейся мировой гегемонии США, хотя она и трещит по швам вследствие формирующейся многополярности и отказа незападного большинства участвовать в санкционном давлении на Россию, унификаторский тренд американской внешней политики обретает новое, ультралиберальное содержание. Если раньше Вашингтон стремился ликвидировать различия между культурами, усматривая в них источник международных конфликтов, и потому «продвигал свободу и демократию по всему миру», то теперь речь уже идет об ультралиберальной «мировой революции».

В итоге мы являемся свидетелями углубляющегося раскола мира, раскола, который проходит не только между западной и всеми остальными цивилизациями, включая нашу, приверженными традиционным и семейным ценностям, но и через само западное общество — между ультралиберальными «прогрессивными» элитами и большей частью населения, укорененной в своих ценностях и истории. В свое время в России этот раскол разрешился революцией и гражданской войной.

В США многие признают, что «политика идентичности», то есть стремление элит разрушить традиционную американскую идентичность и искусственно создать новую, уже привело к «войнам культур». Предприниматель Илон Маск предупреждает, что, если демократы победят на предстоящих выборах, это будут «последние настоящие выборы» в стране. Что касается всего остального мира, то США, как в свое время Советская Россия, действуя во имя некоего «социального блага», только самоизолируются от всего остального мира.



Источник: Эксперт

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся