Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Андрей Денисов

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, Член Совета Федерации ФС РФ, член РСМД

2021 год – особенный, он требует принятия ответственных решений в условиях, когда в мире продолжается пандемия новой коронавирусной инфекции. По сложившейся в Китае традиции общая концептуальная основа, определяющая вектор развития, закладывается на партийных форумах. В прошлом году на октябрьском пленуме ЦК КПК утверждены базовые ориентиры 14-го «Плана социально-экономического развития страны на 2021-2025 гг.», намечены перспективы долгосрочного развития Китая вплоть до 2035 года. На предстоящих «двух сессиях» общая стратегия получит воплощение в конкретных правительственных программах и проектах в различных областях. Будут определены количественные показатели развития национальной экономики Китая на пять лет и ориентиры на 15 лет вперед. Полагаю, что сегодня у Китая есть потенциал для обеспечения «долгосрочного стабильного развития». Это означает выход к концу 14-й пятилетки на уровень сегодняшних стандартов стран с высокими доходами и двукратное увеличение как общих, так и среднедушевых показателей социально-экономического развития КНР к 2035 году.

Как неоднократно отмечали Президент Российской Федерации В.В.Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин, российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия находятся на беспрецедентно высоком уровне. При этом лидеры двух стран выдвигают новые, еще более амбициозные ориентиры их дальнейшего развития.

Российско-китайское практическое сотрудничество продемонстрировало стабильность и устойчивость и в период пандемии. Так, в 2020 г. на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры удалось не допустить значительного снижения двустороннего товарооборота. По итогам прошлого года объем торговли составил 107,7 млрд.долл., что в целом сопоставимо с показателями рекордного 2019 года. Начались поставки российского природного газа по трубопроводу «Сила Сибири», а также сжиженного «голубого» топлива с совместного проекта «Ямал СПГ». Россия разделила лидерство с Саудовской Аравией в поставках нефти на китайский рынок. Продвигалась реализация крупных инвестиционных проектов, включая строительство новых энергоблоков на двух китайских АЭС, Амурского газохимического комбината. Практически завершено возведение автомобильного моста «Благовещенск-Хэйхэ» и железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян» через пограничную реку Амур. Достигнуты важные результаты в области сельского хозяйства, науки и техники и многих других сферах.

Как представляется, в 2021 г. российско-китайское всестороннее сотрудничество получит дальнейшее развитие. Этому будут способствовать совершенствование структуры взаимной торговли, в том числе за счет электронной коммерции, а также реализация крупных инвестиционных проектов, таких как «Арктик СПГ 2», последовательное восстановление грузовых и пассажирских перевозок, совместные научные исследования и разработки. Благодаря массовой вакцинации населения собственными передовыми препаратами и эффективным противоэпидемическим мерам мы надеемся в наступившем году постепенно восстановить взаимные поездки и личное общение граждан наших стран, обмены и визиты на всех уровнях, включая высший.

Интервью Посла России в Китае Андрея Денисова информационному агентству «Синьхуа»

Какие темы будут представлять для Вас наибольший интерес в ходе «двух сессий» в 2021 году?

Мы всегда внимательно следим за ходом «двух сессий» как одного из ключевых событий внутриполитической жизни Китая. 2021 год – особенный, он требует принятия ответственных решений в условиях, когда в мире продолжается пандемия новой коронавирусной инфекции. По сложившейся в Китае традиции общая концептуальная основа, определяющая вектор развития, закладывается на партийных форумах. В прошлом году на октябрьском пленуме ЦК КПК утверждены базовые ориентиры 14-го «Плана социально-экономического развития страны на 2021-2025 гг.», намечены перспективы долгосрочного развития Китая вплоть до 2035 года. На предстоящих «двух сессиях» общая стратегия получит воплощение в конкретных правительственных программах и проектах в различных областях. Будут определены количественные показатели развития национальной экономики Китая на пять лет и ориентиры на 15 лет вперед. Полагаю, что сегодня у Китая есть потенциал для обеспечения «долгосрочного стабильного развития». Это означает выход к концу 14-й пятилетки на уровень сегодняшних стандартов стран с высокими доходами и двукратное увеличение как общих, так и среднедушевых показателей социально-экономического развития КНР к 2035 году.

В конкретном плане представляет интерес обсуждение вопросов единого планирования и безопасности, продолжения реформ в экономике, финансах, социальной сфере, защите окружающей среды. Ожидается, что будут предложены меры по улучшению структуры потребления, стимулированию внутреннего спроса, сдерживанию инфляции. Задача особой важности – закрепление перехода к инновационной модели развития.

Подготовка к сессиям, как известно, включает широкий сбор и обобщение различных мнений и предложений населения. Ожидаем, что в принятых решениях воплотятся как стратегические установки государства, так и вполне житейские запросы и ожидания рядовых граждан страны.

Как Вы оцениваете уровень двустороннего сотрудничества в последние годы? Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития двусторонних отношений в этом году?

Как неоднократно отмечали Президент Российской Федерации В.В.Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин, российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия находятся на беспрецедентно высоком уровне. При этом лидеры двух стран выдвигают новые, еще более амбициозные ориентиры их дальнейшего развития.

Российско-китайское практическое сотрудничество продемонстрировало стабильность и устойчивость и в период пандемии. Так, в 2020 г. на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры удалось не допустить значительного снижения двустороннего товарооборота. По итогам прошлого года объем торговли составил 107,7 млрд.долл., что в целом сопоставимо с показателями рекордного 2019 года. Начались поставки российского природного газа по трубопроводу «Сила Сибири», а также сжиженного «голубого» топлива с совместного проекта «Ямал СПГ». Россия разделила лидерство с Саудовской Аравией в поставках нефти на китайский рынок. Продвигалась реализация крупных инвестиционных проектов, включая строительство новых энергоблоков на двух китайских АЭС, Амурского газохимического комбината. Практически завершено возведение автомобильного моста «Благовещенск-Хэйхэ» и железнодорожного моста «Нижнеленинское-Тунцзян» через пограничную реку Амур. Достигнуты важные результаты в области сельского хозяйства, науки и техники и многих других сферах.

Общая беда в лице новой коронавирусной инфекции существенно ограничила транспортное сообщение и человеческие контакты. Но, как говорят в Китае, «настоящее золото проходит закалку огнем». Стороны оказали друг другу решительную политическую поддержку, предоставили гуманитарную помощь, наладили поставки медицинских изделий и сотрудничество на противоэпидемическом направлении и продолжают вносить важный вклад в глобальную борьбу с вирусом.

Как представляется, в 2021 г. российско-китайское всестороннее сотрудничество получит дальнейшее развитие. Этому будут способствовать совершенствование структуры взаимной торговли, в том числе за счет электронной коммерции, а также реализация крупных инвестиционных проектов, таких как «Арктик СПГ 2», последовательное восстановление грузовых и пассажирских перевозок, совместные научные исследования и разработки. Благодаря массовой вакцинации населения собственными передовыми препаратами и эффективным противоэпидемическим мерам мы надеемся в наступившем году постепенно восстановить взаимные поездки и личное общение граждан наших стран, обмены и визиты на всех уровнях, включая высший.

Пандемия COVID-19 привела к настоящему кризису общественного здравоохранения на планете. Чтобы справиться с ситуацией, в разных странах мира были разработаны вакцины против коронавируса, а в Китае и некоторых других странах мира запустили прививочные кампании. Не могли бы Вы рассказать о том, как будет проходить противоэпидемическое сотрудничество между нашими странами в этом году?

Пандемия COVID-19 оказала колоссальное влияние на многие сферы общественной жизни всех без исключения стран мира. Вирус устроил настоящую «встряску» нашей планете, поставил под удар все системы жизнеобеспечения, а не только сферу здравоохранения. Хотя, конечно, именно врачи и медицинский персонал оказались на переднем крае борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Они продолжают выполнять свой долг и сегодня, и за это им низкий поклон и сердечная благодарность.

Не могут не вселять сдержанный оптимизм заявления Всемирной организации здравоохранения о заметном снижении темпов распространения коронавируса на планете. Со вспышки в Ухане прошло уже больше года. Благодаря кропотливому труду ученых и специалистов по всему миру последовательно расширяются наши знания о вирусе Sars-Cov-2,
что позволяет своевременно адаптировать механизмы по его предупреждению. Россия и Китай «без раскачки» приступили к разработке вакцины от COVID-19 и оказались в числе немногих, кому удалось добиться реальных успехов в этой области, зарегистрировав несколько эффективных препаратов и приступив к широкой вакцинации собственного населения. При этом обе наши страны заявили о готовности помочь другим странам с поставками вакцины и уже начали такую помощь в больших масштабах.

Что касается планов двустороннего сотрудничества в эпидемиологической сфере на ближайшую перспективу, то здесь у нас есть четкие ориентиры. На уровне глав государств и глав правительств России и Китая достигнуты договоренности о кооперации в сфере медицины и фармацевтики, включая производство и применение антиковидных вакцин. Китайская компания «CanSino» уже проводит исследование своей вакцины в России и подала заявку на ее регистрацию в нашей стране. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) ведет работу по локализации производства вакцины «Спутник V» на территории Китая.

Надеемся, что это поможет нам восстановить нормальный, доковидный режим контактов «через границы». Пока между нашими странами закрыты пограничные пункты пропуска, сведено к минимуму регулярное пассажирское авиасообщение. Эти непростые вопросы мы намерены решать совместно по мере ожидаемого улучшения эпидобстановки.

Мы стали свидетелями того, как в мире усиливается процесс антиглобализма, сопровождаемый ростом унилатерализма и протекционизма, что становится еще одним вызовом для глобального управления. Какое значение, по Вашему мнению, имеет концепция «сообщество единой судьбы человечества» для развития мира?

Столкнувшись с новыми масштабными вызовами, мир быстро меняется. Мы наблюдаем рост турбулентности международной обстановки, всплеск протекционизма и односторонних подходов. В этих условиях залогом стабильности и здорового развития остаются действующие нормы международного права, признание центральной роли ООН. Особая роль в поддержании справедливых и равноправных отношений между различными странами принадлежит России и Китаю как крупным державам, постоянным членам Совета Безопасности ООН.

Совместно с китайскими друзьями используем любые возможности для того, чтобы доносить наши общие подходы до широкого круга зарубежных партнеров в целях укрепления глобальной и региональной безопасности и стабильности, подтверждения суверенного права каждого на выбор собственного пути развития. На этой основе происходит формирование общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества.

В 2020 году Китай одержал решающую борьбу с бедностью и уже выразил готовность совместно с другими странами мира работать над ликвидацией нищеты во всём мире. Как Вам кажется, что для мира значит борьба с бедностью в Китае?

Китай достиг значительных успехов в борьбе с бедностью, внёс существенный вклад в глобальные усилия по искоренению нищеты. В октябре 2020 г. Председатель КНР Си Цзиньпин сообщил об успешном завершении многолетней борьбы с бедностью: ВВП на душу населения страны превысил 10 тыс долларов, создана самая крупная в мире система социального обеспечения. Свыше 1,3 млрд человек в КНР получают базовое медицинское страхование, около 1 млрд китайских граждан – базовое пенсионное страхование. В течение 2020 г. государство в качестве помощи бедным районам выделило огромную сумму – не менее 20 млрд долларов США.

В ноябре прошлого года при посещении провинции Гуйчжоу, всегда считавшейся одним из наиболее отстающих регионов Китая, я имел возможность лично убедиться в достигнутых успехах по борьбе с бедностью. Из списка «бедных» исключены последние девять уездов данной провинции. Всего же только за последние восемь лет в Китае удалось вывести из состояния крайней бедности 100 млн человек. Это по праву можно назвать одним из важнейших достижений страны в минувшем десятилетии. При этом за более чем 40-летний период реформ и внешней открытости около 800 млн жителей страны полностью покончили с нищетой. В Китае создана положительно зарекомендовавшая себя на практике модель борьбы с бедностью, которая базируется на консолидации усилий государства и региональных органов власти. Этот ценный опыт был бы полезен во всём мире. Полностью разделяем оценку Генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша о том, что «за прошедшие 10 лет Китай стал страной, которая внесла наибольший вклад в глобальное сокращение бедности».

В 2020 году мировая экономика сильнейшим образом пострадала от эпидемии COVID-19. В докладе Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы», опубликованном не так давно, говорится, что мировая экономика обещает слабый рост в первой половине 2021 года. На ваш взгляд, как в этом контексте Китай и Россия должны углублять экономическое сотрудничество и совместно противостоять вызову?

В соответствии с прогнозом Всемирного банка, в 2021 г. наши страны, как ожидается, внесут существенный вклад в восстановление мировой экономики. Рост ВВП Китая составит почти 8%, России – около 3%.

Эффективное противодействие глобальной эпидемии может быть только коллективным. Следует расширять международное сотрудничество в области фармакологии, совместного производства и распространения вакцин. Россия и Китай готовы подать пример в развитии такого сотрудничества.

Кроме того, соблюдая стандарты безопасности в области борьбы с распространением вируса, нужно на должном уровне обеспечить поддержание внешнеэкономических связей, поставки энергетической и пищевой продукции. Уверен, что Россия и Китай в очередной раз продемонстрируют, что наше экономическое сотрудничество не подвержено влиянию конъюнктуры, носит стратегический, долгосрочный характер, приносит пользу не только народам наших двух стран, но и мировой экономике в целом.

В области борьбы с климатическими изменениями Китай следует такому плану: к 2030 году достичь пика выбросов углекислого газа, а к 2060 году прийти к углеродной нейтральности. Каковы, по-вашему, перспективы климатического сотрудничества между Китаем и Россией, а также взаимодействия в области защиты окружающей среды? Как нам после эпидемии совместно восстанавливать экономику, действуя в русле идей «зеленого развития»?

В последние годы в КНР уделяют повышенное внимание вопросам изменения климата и защиты окружающей среды. Отмечаем весомую роль Китая в многосторонних процессах с целью дальнейшего совершенствования системы глобального управления в сфере борьбы с изменением климата, выполнения в полном объеме Парижского соглашения по климату и в целом «зеленого» развития.

Находясь на китайской земле, мы в буквальном смысле на себе ощущаем позитивные изменения в этой области. Например, значительно улучшилось качество воздуха в Пекине, по всей стране растут площади зеленых насаждений, реализуются программы защиты местных экосистем. Российско-китайское климатическое сотрудничество обладает большими перспективами, поскольку в данной области у нас множество точек соприкосновения. В частности, можно выделить совместную охрану трансграничных водных ресурсов, растений и животных. Важно также координировать наши позиции в вопросах климата на международных площадках.

Что касается «зеленого» развития, то, насколько известно, в КНР намечены серьезные планы по увеличению доли использования «чистых» источников энергии. На этом фоне интересам двух стран отвечает формирование единых подходов к перспективам кооперации в энергетической сфере.

Как Вы оцениваете динамику совместного строительства «Пояса и Пути» между двумя странами в условиях непростой ситуации в мире? Какие направления и идеи сотрудничества будут доминировать на следующем этапе?

Обе наших страны уделяют повышенное внимание сопряжению интеграционных процессов, прежде всего в рамках строительства Евразийского экономического союза и реализации масштабной китайской инициативы «Один пояс, один путь». На повестке дня сегодня – гармонизация наших интеграционных стратегий на основе Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Китаем как инициатором ОПОП, с другой стороны, которое вступило в силу в октябре 2019 года.

Президент России В.В.Путин выступил с идеей построения Большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, а также – в случае встречной заинтересованности – ЕС и других многосторонних объединений на основе принципов открытости, равноправия и взаимной выгоды. Скоординированное продвижение идеи Большого Евразийского партнерства и китайской инициативы «Один пояс, один путь» было зафиксировано в совместном заявлении Министров иностранных дел России и Китая от 11 сентября 2020 года.

Стоит отметить, что в деле сопряжения стратегий развития наши две страны достигли практических результатов, в особенности в инвестиционной сфере. Так, одним из крупнейших вложений китайского инвестиционного «Фонда Шелкового пути» стал российский проект «Ямал СПГ», который успешно реализуется. СПГ из Арктики уже поставляется на рынки всего мира, в том числе и в Китай. В настоящее время китайские партнеры принимают участие в следующей очереди этого проекта – «Арктик СПГ 2». Другим успешным примером является размещение компанией РУСАЛ т.н. «панда-облигаций» в юанях на китайской фондовой бирже. Надеемся на продолжение сотрудничества в области эмиссии ценных бумаг, номинированных в национальных валютах.

Одной из перспективных и логических площадок для практической работы по сопряжению инициатив ЕАЭС и ОПОП могла бы стать Шанхайская организация сотрудничества – крупнейшее в мире региональное объединение, занимающее в совокупности около 23% площади суши, на пространстве которого проживает порядка 43% населения Земли и вырабатывается почти четверть мирового ВВП. Можно констатировать, что соответствующее понимание есть у ряда государств-членов ШОС, являющихся одновременно участниками и ЕАЭС, и ОПОП.

Словом, полагаю, что основные идеи упомянутых выше крупных межрегиональных инициатив способны стать стимулом восстановления не только экономик наших двух стран, но и всего мира. Как представляется, в дальнейшем в рамках такого взаимодействия Россия и Китай могут не только углублять инвестиционное сотрудничество и развивать трансграничную транспортную инфраструктуру, но и приступить к созданию системы «цифровых» коридоров, внедрению электронной сертификации во взаимной торговле и в целом расширить рамки диалога по вопросам торговой политики.



Источник: МИД России

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся