Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Залогом успеха грандиозного форума Россия – Африка стало то, что его организовали в соответствии с принципами наступающего мирового порядка. Никого из участников не тянули туда силком, все они приехали в Санкт-Петербург, поскольку сочли, что это соответствует их интересам. Такой и должна быть политика Москвы на африканском направлении.

В ближайшие годы присутствие России на Чёрном континенте будет сколь ограниченным, столь и эффективным. Оно вряд ли окажется таким же масштабным, как европейское сейчас или китайское в будущем. Но мы вполне можем присутствовать в Африке в той мере, которая соответствует нашим интересам в этом регионе и абстрактным представлениям о своем месте в мире. Москва много чего может предложить африканским государствам в практическом плане, а на уровне ценностей сотрудничество с ними отвечает фундаментальной идее укрепления справедливости в международных делах.

Африка никогда не была российским внешнеполитическим приоритетом. Во-первых, она находится далеко, дальше нее от нас только Латинская Америка. Во-вторых, на протяжении столетий Африка была основным направлением экспансии главных противников России в Европе, связанных с Чёрным континентом прямыми морскими путями. Россия же традиционно прикладывала усилия там, куда могла добраться по суше.

Залогом успеха грандиозного форума Россия – Африка стало то, что его организовали в соответствии с принципами наступающего мирового порядка. Никого из участников не тянули туда силком, все они приехали в Санкт-Петербург, поскольку сочли, что это соответствует их интересам. Такой и должна быть политика Москвы на африканском направлении.

В ближайшие годы присутствие России на Чёрном континенте будет сколь ограниченным, столь и эффективным. Оно вряд ли окажется таким же масштабным, как европейское сейчас или китайское в будущем. Но мы вполне можем присутствовать в Африке в той мере, которая соответствует нашим интересам в этом регионе и абстрактным представлениям о своем месте в мире. Москва много чего может предложить африканским государствам в практическом плане, а на уровне ценностей сотрудничество с ними отвечает фундаментальной идее укрепления справедливости в международных делах.

Африка никогда не была российским внешнеполитическим приоритетом. Во-первых, она находится далеко, дальше нее от нас только Латинская Америка. Во-вторых, на протяжении столетий Африка была основным направлением экспансии главных противников России в Европе, связанных с Чёрным континентом прямыми морскими путями. Россия же традиционно прикладывала усилия там, куда могла добраться по суше.

В полной мере мы это ощутили во времена СССР, для которого конкуренция с Западом в Африке была совершенно убыточным политическим предприятием, поглощавшим серьезные ресурсы. Сейчас Россия не конкурирует с кем-то, а выстраивает со странами Африки отношения, исходя из своих интересов и возможностей. Например, для решения проблем некоторых африканских государств в этом году будет бесплатно выделен 1% от общего объема российского зернового экспорта, о чем объявил президент Путин на форуме в Санкт-Петербурге.

Однако времена меняются, и мы видим, что аксиомы старой геополитики если и не перестают работать вовсе, то уже не являются безусловными. Современные средства и, главное, скорости, коммуникации, развитие воздушного сообщения и открытость рынков создают возможности, которые 100 лет назад нельзя было даже представить. Но самым главным фактором российского присутствия в Африке становится мировая политика. В первую очередь, повышение гибкости и распространение новых форм взаимодействия между государствами. Сегодня уже не требуется добиваться полной политической лояльности партнеров для того, чтобы вести с ними дела. Тем более что всегда найдется множество посредников, готовых организовать логистику конкретных проектов.

Безвозвратно уходит эпоха, когда несколько сильнейших держав держали остальной мир под контролем. Для этого у них становится все меньше ресурсов, да и сами развивающиеся страны уже разучились жить, считая выбор альтернатив ограниченным. Спору нет, Европа и США обладают здесь колоссальной «форой». У них в активе не только опыт работы в Африке, но и контроль над «международными» институтами развития – банками и фондами, в которых нуждаются африканские страны. Но даже в этих условиях многие государства Африки отправили своих делегатов на форум в Петербурге, что в нынешних условиях само по себе считается вызовом Западу.

Другими словами, взаимодействие России и Африки сейчас – это феномен мировой экономики и политики новейшего времени и искать в прошлом примеры удачных стратегий, скорее всего, совершенно бессмысленно. Поэтому на практике традиционные проекты в сфере торговли и добычи полезных ископаемых или сотрудничество в образовательной сфере прекрасно могут соседствовать с экспортом решений в области государственного управления или новых технологий. Тем более что Россия для Африки представляет собой альтернативу не только опостылевшему Западу, но и Китаю, настойчивость и деловитость которого может быть пугающей.

Главное же для нас – самим не воспринимать присутствие в Африке как конкуренцию с другими крупными международными игроками. В новом мире, контуры которого уже начинают просматриваться, каждая страна будет иметь возможность выбирать из множества вариантов сотрудничества, и было бы недальновидно пытаться добиться где-то монопольного положения. Тем более что для самой России «монополия» служит синонимом «несправедливости», борьба с которой всегда была идеологической основой нашей внешней политики. Африка в этом отношении представляет собой очень перспективное направление, поскольку ее государства еще долго будут привлекать к себе потенциальных эксплуататоров.

Источник: Профиль.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся